Родительское собрание Подростковый кризис

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема мероприятия

Родительское собрание.Подростковый кризис

Целевая группа

Родители учащихся 11-17 летнего возраста

Время необходимое для проведения мероприятия

60 мин

Автор-разработчик, форма реализации (индивидуальная, командная)

Петрова Елена Викторовна, индивидуальная

Краткая аннотация к мероприятию

Из всех периодов развития человека, самым проблемным, трудным и наиболее опасным является подростковый возраст. Подростковый кризис приносит самую большую "головную боль" родителям, педагогам и правоохранительным органам. Но вместе с тем это период, когда закладываются фундаментальные основы личностного самоопределения.Подростковый период являясь критическим, откладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Родительское собрание призвано познакомить родителей с основными проблемами подросткового возраста, причинами, их обуславливающими и возможностями преодоления подросткового кризиса с наименьшими "потерями". Главная цель собрания - формирование родительской компетентности, вооружение их знаниями, необходимыми для помощи подростку в период подросткового кризиса.

Проблема и её обоснование

Родители испытывают трудности, связанные с воспитнием детей в период подросткового кризиса. Родители не готовы к тому что у ребенка появляются новые потребности и он активно их отстаивает: - Потребность в автономии – потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека. - Поведенческая автономия – обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения. - Эмоциональная автономия – избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей. Родители также могут не осознавать физиологические проблемы подростка, считая их проявлением лени, капризов,"вредности". Организм ребенка активно перестраивается в этот момент и с этим необходимо считаться. Непонимание подростковых проблем может привести к отчуждению и даже более разрушительным для подростка последствиям. Поэтому четкая тактика и стратегия поведения взрослого должна помочь ребенку преодолеть этот переломный период в его жизни.

Базовая идея

Для того чтобы преодолеть наиболее ярко проявляющиеся особенности подросткового кризиса:диффузию идентичности и отрицательную идентичность, необходимо научить родителей понимать и принимать своего "трудного" подростка,проявлять терпение и терпимость, мудрость и сопереживание, уважение и доверие к нему.

Цели, задачи мероприятия

Цель - Повышение родительской компететнсти

Задачи - Познакомить родителей с особенностями и причинами поведения детей во время подросткового кризиса;

Способствовать выработке правильного поведения в общении с детьми.

Используемые методы, приемы, технологии

Лекция с элементами беседы, проблемные вопросы, эвристическая беседа, использование элементами тренинга, для усиления эмоционального воздействия используется демонстрации видеоматериалов, для более полного воздействия на все органы чувств наряду с рассказом используется презентация лекцоинного материала. Введение в тему собрания происходит на подготовительном этапе.(Приглашение на собрание с заранее объявленным планом, предварительное анкетирование)

Новизна

Форма проведения собрания - импровизированный "телемост" со специалистами в области детской психологии. Она предусматривает вовлечение родителей в обсуждение проблем, самостоятельный поиск их решения

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Использование видеороликов с записью выступлений ведущих специалистов в качестве собеседников создает эффект "живого присутствия", способствует более активной работе над проблемой.

Использованные ролики скачаны с YouTube

Анкета размещена на АНКЕТЕР.ru

Презентация "Психология юношеского возраста" на Google

Целесообразность использования IT в рамках мероприятия

Отход от традиционной лекции, эффект "новизны" спосбствует более продуктивному сотрудничеству

Способы вовлечения участников в активную деятельность

В начале мероприятия участникам предлагается разбиться на небольшие группы, которые будут обсуждать проблемы сначала между собой, а потом выносить на общее обсуждение. Это позволит родителям почувствовать себя неодинокими в море проблем, а в процессе работы планируется приобретение педагогического опыта, навыка конструктивного общения при проигрывании ситуаций.

Ожидаемые результаты

Ожидается повышение родительской компетентности,более быстрое и "без потерь" взаимодействие детей и родителей.

Предполагаемые сроки реализации

май 2010, (перед летними каникулами, т.к. именно в этот период подростковый кризис наиболее ярко проявляется)

Ресурсы, необходимые для проведения

Компьютер подключенный к интернету, медиапроектор

Ход мероприятия

Уважаемые родители! В жизни каждого ребенка, каждой семьи наступает момент. когда их ребенка как будто подменили.Дети начинают возмущаться по поводу ограничений и требований со стороны родителей, причем понимая их справедливость и разумность, Давайте попробуем выяснить, почему наши дети начинают "дичать". Своим мнением с вами готова поделиться психотерапевт, психолог, Оксана Орлова из центра "Фаворит" .Демонстрация 1 части сюжета выступления О. Орловой. http://www.youtube.com/watch?v=SiQJRiTyhRA

(Обмен мнениями по вопросам, поднятым в выступлении)

Таким образом, мы выяснили, что главное противоречие, так изменяющее поведение ребенка, это желание независимости и боязнь ее.

Демонстрация 2 части выступления О.Орловой (Обсуждение)

Как видим, О. Орлова предлагает главной стратегией в поведении - гибкость при сохранении принципиальности и избегание "заигрывания" с подростком. А какую стратегию поведения используете Вы в общении с ребенком?

А вот теперь познакомимся с мнением по этой проблеме профессора, к.п.н., насельницы Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» монахини Нина (Крыгина)http://www.youtube.com/watch?v=W1ydsePoDHs&feature=PlayList&p=309790A6F1A74AF3&playnext_from=PL&playnext=1&index=14

Стремление принадлежности к группе ( 1 часть - 6мин 20 сек).(Обсуждение)

Очень часто внешний вид подростка становится причиной семейных конфликтов, причиной глубоких переживаний и комплексов подростка ( продолжение части1 и часть 2 6 мин 20 сек), (обсуждение)

Главное к чему стремится подросток - познать себя через группу сверстников (2 часть 6 мин 20 сек и далее), (комментарии)

Как видим, поведение ребенка хорошо объяснимо. Труднее взрослому вести себя сдержанно и соответственно ситуации.

Давайте попробуем поработать в парах для тренировки педагогически грамотного поведения (разыгрывание ситуаций). Возможно комментирование педагогических притч.

Рефлексия собрания.

Памятки по общению с подростком - каждому в подарок.

Ссылки на интернет-ресурсы для родителей http://www.youtube.com/watch?v=-eE8sW7n8LM&feature=PlayList&p=309790A6F1A74AF3&playnext_from=PL&index=0&playnext=1 и детей http://f-abp.ru/page.php?a=po17

Критерии и способы оценки эффективности

Критерий оценки - положительная динамика личностного развития подростков и повышение родительской компетентности. Способы оценки - рефлексия участников во время собрания и на школьном сайте, проведение анкетирования на АНКЕТЕР.RU.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Планируется дальнейшая работа по данной теме в виде консультаций, тренингов в малых группах, в отдельных случаях тренинги детско-родительских отношений

Использованная литература

Родительские собрания.авт.-сост.И.А.Руднева,И.В.Понькина.- Волгоград:Учитель,2006.

Е.П.Сгибнева.Родительские собрания в средней школе. - М.: Айрис-пресс,2007.

Родительские собрания. Учимся понимать подростка. авт.-сост. Т.В.Попова. -Волгоград: Учитель,2008.

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. -М.: 5 за знания, 2005.

Дарите детям любовь. авт.-сост. Н.А.Максименко. -Волгоград: Учитель, 2006

Оклендер В.Окна в мир ребенка,Ихтик (Россия, г. Уфа) http://ihtik.lib.ru/

Н. Самоукина. Практический психолог в школе: лекции,консультирование, тренинги. М.: ИНТОР,1997

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Оксана Орлова, психолог, психотерапевт, психологическая помощь онлайн, Центр Favourites, http://www.youtube.com/watch?v=SiQJRiTyhRA


Проф., к.п.н., насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» монахиня Нина (Крыгина) Особенности подросткового возраста

http://www.youtube.com/watch?v=W1ydsePoDHs&feature=PlayList&p=309790A6F1A74AF3&playnext_from=PL&playnext=1&index=14

http://www.youtube.com/watch?v=HBrXxeg9OdA&feature=PlayList&p=309790A6F1A74AF3&playnext_from=PL&playnext=1&index=15

притча улитка http://www.youtube.com/watch?v=A7VYLWV-Er0

притча о бабочке http://www.youtube.com/watch?v=UUzXg0vKfAI

все в твоих руках http://www.youtube.com/watch?v=8qFWSyFGfZc&feature=related

сам слепи свое счастье http://www.youtube.com/watch?v=LIMJJEklmks&feature=related