Родительское собрание Развиваем память

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью» - Л. Н. Толстой

Одним из основных свойств личности можно по праву считать память. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Память – это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Различают три вида памяти:

  • Наглядно – образная память (помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д.);
  • Словесно-логическая память (преимущественно запоминают понятия, термины, схемы, формулы и т.п.);
  • Эмоциональную (лучше всего запоминаются пережитые чувства).

Существует так же разделение памяти на два типа в зависимости от длительности хранения информации:

  • Кратковременная память (материал запоминается быстро, но очень ненадолго);
  • Долговременная память (позволяет сохранять информацию на долгое время).

Для каждой возрастной группы детей характерны свои особенности памяти. В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения. Память приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной (надо запомнить).

Отмечены и половые различия памяти:

  • девочки охотнее запоминают любой материал, умеют заставлять себя, настраивать на запоминание, поэтому результаты произвольной механической памяти у них как правило выше;
  • мальчики более успешны в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной.

Нет сомнения в том, что заинтересованность ребёнка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация (желание получать новые знания) являются необходимыми условиями развития памяти. Но практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной смысловой (логической) памяти. Смысловая память основана прежде всего на понимании того, что приходится запоминать. Но чаще всего в младших классах, где от ученика требуется воспроизведение небольшого по объёму материала, школьники используют для запоминание лишь такой приём, как многократное повторение, обеспечивающее механическое запоминание. По мере усложнения учебного материала такой приём памяти будет работать всё хуже и хуже, поэтому ребёнка необходимо целенаправленно обучать приёмам смыслового запоминания. В качестве мыслительных приёмов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, группировка, установление аналогий, выделение смысловых опор, составление плана и др.

Итак, ребёнка необходимо научить предварительно осмысливать информацию, которая подлежит запоминанию. Научите его первоначально работать с текстом. Сначала ребёнок должен ознакомиться с самим текстом, а затем, прочитав каждый отдельный абзац, своими словами, одним предложением сказать, о чём там идёт речь (выделить смысл). Если ребёнку трудно сразу формулировать своими словами, можно разрешить ему сначала выделять в абзаце предложение или кусочек текста, в котором выражается его основной смысл. Но постепенно надо переходить к формулировке основного смысла своими словами. Высказанные мысли ребёнка следует записать. Таким образом будет выделена смысловая структура текста, конспект или план. Затем, прежде чем переходить к пересказу, надо, чтобы ребёнок ответил на вопросы в конце параграфа (если они имеются), также своими словами. В пересказе он должен идти от смысла, научиться его «разворачивать». Если такая работа с различными текстами будет проделываться в течение достаточно длительного времени регулярно (3-4 месяцев), то у ребёнка сформируется новый принцип запоминания, который далее будет действовать автоматически. При чтении любого текста будет возникать смысловая структура.

Для развития памяти Вы также можете использовать различные игры:

  • «Воспроизведение текста»: прочитайте ребёнку небольшой текст, дайте ему 2-5 минут на то, чтобы вспомнить текст как можно ближе к оригиналу, выслушайте, сравните с прочитанным.
  • «Слова и буквы»:

1 вариант: За 5 минут ребёнку предлагается написать на букву «З» как можно больше названий животных, птиц, героев мультфильмов и т. п.

2 вариант: Ребёнку предлагается написать как можно больше слов, где нет буквы «А».

3 вариант: Ребёнку необходимо написать или назвать как можно больше слов, начинающихся и оканчивающихся на одну и ту же букву.

4 вариант: Ребёнку предлагается вспомнить как можно больше слов, где одна и та же буква встречается несколько раз (молоко, дорога)

5 вариант: Необходимо из одного слова составить как можно больше других слов.

  • «Мнемический ряд»: прочитайте ребёнку ряд цифр, предложите повторить этот ряд, но только с конца.
  • «От слова к рассказу»: ребёнку называются слова, необходимо используя данные слова составить рассказ.
  • «Запомни рисунок»: ребёнку предлагается сложный рисунок, даётся немного времени на его запоминание, затем необходимо воспроизвести рисунок по памяти.

Для развития памяти полезно больше разговаривать с ребёнком, совместно читать и обсуждать рассказы, сказки, стихи, заучивать небольшие четверостишья, скороговорки, поговорки, загадки, пословицы (с обязательным обсуждением), обсуждать просмотренные ребёнком фильмы, мультфильмы, телепередачи, составлять вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Пусть ребёнок будет помнить дни рождения ближайших родственников, номера телефонов друзей, памятные семейные даты, праздничные дни. Всё это создаст условия для развития и усовершенствования памяти за счёт разнообразных приёмов запоминания, способов обработки информации.

Список использованной литературы: