Родительское собрание тренинг Тревожный ребенок

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Тема мероприятия

Родительское собрание тренинг "Тревожный ребенок".

=Целевая группа Родители, педагоги.

Время необходимое для проведения мероприятия

60-80 минут.

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Педагог психолог МОУ Прогимназия г.Маркса Морозова Наталия Викторовна.

Краткая аннотация к мероприятию

Детская тревожность, подкрепленная взрослым рассудком, может превратиться в чудовище, пожирающее последние островки счастья в человеке. На месте съеденных островков образуются дыры. Когда ясны корни тревожных состояний, можно что-то сделать и с ростками. С помощью данного мероприятия хотелось бы показать родителям методы и способы преодоления тревожности как у самих родителей, так и детей.

Проблема и её обоснование

У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности. Опираясь на знания полученные в ходе тренинга у взрослых есть возможность снизить свой собственный уровень нервозности, тревожности. Ведь часто и сами того, не осознавая, они закладывают определяющее отношение ребенка к миру, в котором он родился. «Что это вокруг? Кто я в этом новом и не ясном? Мне надо его бояться или доверять ему?» Все это детские глубинные вопросы. По родительским глазам, интонациям малыши учатся этой новой для себя жизни- жизни на планете Земля. Любовь ли, радость ли прочтут они в этих глазах или страх, отчаяние, грусть, ненависть- все это ляжет в тонкую детскую душу краеугольным камнем.

Базовая идея

Я предполагаю, что для того, чтобы решить проблему необходимо актуализировать знания о том что послужило начальной точкой, первым камнем тревожности. Помочь родителям понять собственные мотивы поведения, понять какое место занимает ребенок в их жизни. Можно предположить, что основной причиной болезненной тревожности детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье. Показать родителям, что и как можно делать для снижения уровня тревожности детей.

Цели, задачи мероприятия

Цель: научить разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые ставит жизнь.

Задачи:

1.Продиагностировать уровень тревожности своего ребенка.

2.Проанализировать причины, вызывающие тревожное состояние.

3.Проработать родительские установки и их роль в "воспитании" тревожности.

4.Научиться методам снятия повышенной тревожности

Используемые методы, приемы, технологии

Методы:

1.Диагностирование

2.Дисскусии

3.Практические (работа с карточками, игротерапия).

4.Работа в группах

Приемы:

1.Поощрение

2.Диагностический прием

3.Побуждение

Технологии:

ИКТ

Новизна

Использование презентации для более качественного восприятия информации через визуальный канал.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

На перспективу: расширение инструментария и аудитории родителей.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Размещение информации на сайте школы.

Объявление на информационном стенде.

Ожидаемые результаты

Повышение психологической компетентности родителей.

Использование методов саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения в жизни.

Предполагаемые сроки реализации

по плану работы

Ресурсы, необходимые для проведения

- Материальные ресурсы ( персональный ПК, мультимедийная установка)

- Презентация Тревожный ребенок

- Диагностический бланк

- Карточки для групповой работы

Ход мероприятия

1. Сведения по результатам диагностики тревожности детей.

2. Коллективное составление портрета тревожного ребенка.

3. Характерные соматические проблемы тревожого ребенка

4. Работа с диагностическим бланком.

5. Физиологические проявления тревожного ребенка.

6. Упражнение "хорошо-плохо" (охранительная функция страха)

7. Причины формирования тревожности: родительские установки (работа с карточками в парах).

8. Причины возникновения тревожности.

9. Пути преодоления детской тревожности и решаемые при этом задачи.

10. Виды деятельности для преодоления детских страхов.

11. Работа в парах. Игра "Ласковый мелок".

12. Рефлексия. Что нового узнали? Какие выводы сделали для себя? Что показалось особенно важным?

13. Все родители получают информационные листы с игровыми уражнениями и методами саморегуляции снятия психоэмоционального напряжения

Критерии и способы оценки эффективности

1 Активность родителей в процессе мероприятия

2 Участие в рефлексии.

4 Последующие запросы от родителей.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

В дальнейшем предполагается проводить мероприятия по темам: "общаться с ребенком, так?", "ребенок - кумир семьи" и т.д.

Использованная литература

1. Т.В.Васильева "Мама прогони бабу-ягу" С-Пг.:Элмор,1996

2. Г.Т.Хоментаускас "Семья глазами ребенка" М.,РИПОЛ КЛАССИК, 2003

3. Н.А. Кряжева "Мир детских эмоций" Ярославль, Академия развития, 2000

4. Биддолф "Нестандартные родители" М., РИПОЛ КЛАССИК 2004

5. Ю.Б.Гипенрейтер "Продолжаем общаться с ребенком. Так?" М., Аст Астрель, 2008

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Сервис хранения файлов Мое место презентация к собранию. 1. http://moemesto.ru/nata4720z/file/7590748/Тревожный ребенок Тренинг для родителей.pptx">Презентация к родителскому собранию тренингу Тревожный ребенок</a> (1.6 Mb) 2. http://moemesto.ru/nata4720z/file/7590835/Приложение 1 - 4 .docx">Приложение к родительскому собранию тренингу Тревожный ребенок</a> (47 Kb)



Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ. Здравствуйте, дорогие родители.

   Мы собрались сегодня не случайно.  По результатам диагностики мы выяснили, что у Ваших детей повышенный уровень тревожности(проведена предварительная работа по выявлению уровня тревожности у детей).
   Может кто-то из Вас замечал признаки тревожного поведения у своего ребенка, наличие страха,  а кто-то из Вас не обращает на это внимания. 
   Давайте вместе с Вами попробуем составить портрет тревожного  ребенка.

Назовите какие признаки тревожности, страхов Вы замечаете (ответы родителей). Все, что Вы сказали – правильно. Давайте теперь подведем итог, обобщим все сказанное.

                            Портрет тревожного ребенка

неуверенный, зажатый, напряженный замкнутый, необщительный уходит в себя легко расстраивается много переживает боится сделать что-то не так, неправильно старается держать свои проблемы при себе. испытывает чрезмерное беспокойство чувствует себя беспомощными опасается играть в новые игры приступать к новым видам деятельности имеет низкий уровень самооценки ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

          Для тревожных детей характерны и соматические проблемы:

боли в животе, головокружения, головные боли,

спазмы в горле, 

затрудненное поверхностное дыхание и др.

Во время проявления тревоги они часто

ощущают сухость во рту, ком в горле,

слабость в ногах, 

учащенное сердцебиение.

На нашем тренинге я предлагаю разобраться в сути проблемы, понять причины возникновения страхов у детей, поучиться практическим приемам преодоления необоснованной тревожности и страхов. Думаю, Вам будет интересно узнать, как определяется уровень тревожности. Я как психолог использую тесты: «Лесенка» Хухлаевой Л., рисунок семьи. Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена) , тест «Страхи в домиках» - модификация Панфиловой М.А., опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд., опросник для выявления тревожно¬сти у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко и определяю индекс тревожности. Но и Вы, как родители, так же прямо сейчас можете определить уровень тревожности Вашего ребенка, если ответите на вопросы анкеты, которая лежит перед Вами. (Родители отвечают). Тест на оценку уровня тревожности А. И. Захарова). Приложение 1.

Я вижую, Вы уже ответили, посмотрите, что  у Вас получилось.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему. от 20 до 30 баллов — невроз; от 15 до 20 баллов — невроз был или будет в ближайшее время; от 10 до 15 баллов — нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания; от 5 до 9 баллов — необходимо внимание к этому ребенку; менее 5 баллов — отклонения несущественны и являются вы¬ражением проходящих возрастных особенностей ребенка.


       Еще В 1996 г.  на  заседании   коллегии Министерства Образования  РФ отмечалось, что с каждым годом  растет число детей «группы риска», у  каждого  третьего  ребенка есть отклонения в нервно – психической системе. Количество детей  с  устойчивой  тревожностью  и  постоянными  интенсивными   страхами существенно увеличилось в нашей стране. О возрастании тревожности и  страхов у детей свидетельствуют  специальные  экспериментальные  исследования: в 80-е г.г.   количество детей с устойчивой тревожностью составляло от 12 до 16 %, а в  90-е составило от 72 до 75 %, т.е.  почти  в пять раз больше.


Все мы рождается на свет подобно белым, чистым листам бумаги. Родители, близкие люди пишут на нас первые строки. Они закладывают определяющее отношение ребенка к миру, в котором он родился. «Что это вокруг? Мне надо его бояться или доверять ему?» Все это детские глубинные вопросы. По родительским глазам, интонациям малыши учатся этой новой для себя жизни- жизни на планете Земля. Любовь ли, радость ли прочтут они в этих глазах или страх, отчаяние, грусть, ненависть- все это ляжет в тонкую детскую душу краеугольным камнем. В связке «мама- ребенок» последний еще не осознает себя и мир, он учиться этому у матери. Как подобное от подобного, мы выстраиваем себя в раннем детстве по образу наших родителей. Мама радуется - и мы радуемся, мама печалится, тревожится - мы тревожимся, печалимся. В дуэте «мама-ребенок» второй любые эмоции матери воспринимает на свой счет. Может быть ей тревожно, из-за того, что уже поздно, а мужа еще нет дома, или у семьи мало денег и она думает, как свести концы с концами, детская оптика устроена таким образом, что ребенок воспримет это: «Мама тревожится! Значит что-то не так, может быть со мной что-то не так?». Он не видит истинной причины ее тревоги в силу своего возраста. «Она расстроена! – Тому причиной я!» Самая суть невроза, это глубинное ощущение, что «что-то не так». Не так во мне, не так в окружающих, не так в мире, не так в отношении с близкими и любимыми. Когда этих «что-то не так» набирается слишком много, у ребенка формируется тревожность. На физиологическом уровне эта реакция проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску. На психологическом же - ты все время ждешь, что случится что-то плохое. Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Иногда, тревожность может доходить до таких размеров, что уже выросший ребенок не может полноценно жить - получить образование, создать семью, устроиться на работу или выполнять обычные дела - например, играть с собственными детьми в прятки. Ему не хватает на это сил, потому что он их тратит на сдерживание собственных страхов. Детская тревожность, подкрепленная взрослым рассудком, может пре-вратиться в чудовище, пожирающее последние островки счастья в человеке. На месте съеденных островков образуются дыры.

Тревожность и страх детей – прямые следствия напряженности нашей жизни. Их симптомы проявляются все у большего количества людей на Земле. Следует четко различать понятия: тревога, тревожность и страх. Тревога – ощущение конкретной неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего. Тревожность – эмоциональное состояние, особенность характера или черта личности. Что вызывает детскую тревожность? Это обычные детские страхи. Страх – эмоционально-насыщенное ощущение беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

Психологи подчеркивают, что страхи не являются однозначно вредными для ребенка.

                       Упражнение «Хорошо-плохо».

Назовите примеры, когда страх оправдан. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его, социальной среде и предметах: - страх защищает нас от излишнего риска при переходе улицы; - мы не стремимся выйти на улицу после 23 часов; - плохо плавающий из-за страха утонуть не отплывает далеко от берега; - страх во время грозы заставляет нас закрыть все окна и порой даже сидеть в коридоре между стенами и т.п.

Таким образом, страх регулирует деятельность, поведение человека, уводит его от опасностей. В этом проявляется «охранительная» функция страха. Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Подобно тому, как организму нужны соль, сахар, так и психика нуждается в неприятных даже «острых» эмоциях. Часто дети вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у ребенка потребности в переживании страха. Страхи - это обычные явления для детского развития. Оно имеет важное значение для развития ребенка. Каждый страх или вид страхов проявляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть свои страхи, которые при нормальном развитии исчезают. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции,- а потом исчезает. Но, когда состояние страха мешает жизнедеятельности человека, ребенка, выполнению его социальной функции: трудиться, любить, играть, быть жизнерадостным и т.д, следует рассматривать страх, как патологическое явление, как болезненное, что приводит к всевозможным комплексам, к неврозам, невротическим реакциям и нервным расстройствам.

Как вы думаете, что является причиной формирования тревожности? Основную программу формирования тревожности несут близкие люди, родители. Это так называемые родительские установки (Приложение 2)и образец поведения в тех или иных ситуациях. Я буду говорить фразу, а Вы подумайте, что может сформировать, та или иная фраза.

(Работа по карточкам в парах. Приложение3)

Разбейтесь на пары. Перед вами карточка, на которой написана негативная словесная установка родителей. Попробуйте обсудить ее и подумайте, к каким последствиям она может привести.

               Причины  возникновения тревожности ребенка,  патологических страхов:

1. Средства массовой информации дают «лошадиными дозами порциями» (вампиры, убийства, уничтожение, исчезновение). Идет, по мнению психологов, заражение страхом. Когда врачи, психотерапевты задают родителям детей-невротиков в анкетах вопросы «Есть ли у ребенка страхи, связанные с чем-то?», мамы все чаще указывают на... мультфильмы. Психологи считают это закономерным. Ни старуха Шапокляк, ни Карабас-Барабас, ни даже Бармалей не могут вызвать у ребенка «запороговый» страх. А теперешние привидения, вампиры, страшные инопланетяне могут. Дело в том, что даже наша Баба-яга не является представителем абсолютного зла и ведет себя по-разному: может пугнуть, а может и помочь. Кроме того, отечественные режиссеры и книжные художники обычно старались уравновесить злодейскую сущность сказочных чудищ их смешньгми изображениями. А сейчас? Вот и получается» что ребенок получал свою порцию страха в адаптированном традицией и детским искусством виде, небольшими порциями, а теперь все «закачивается» безо всякой поправки на степень ужаса. 2. Следствие сильного испуга: (Встреча с собакой, нападение хулигана, чуть не утонул, в доме пожар и т.д.) Например, бабушка, уходя в магазин,, часто оставляла 6-летнюю Оксану одну в комнате. Однажды, играя, девочка услышала воды и увидела сильно текущие струи и обваливавшуюся штукатурку. Оказывается, у соседей прорвало трубу с горячей водой и все восемь этажей вплоть до 1-го этажа были залиты. В течение месяца нельзя было пользоваться электричеством. Это так подействовало Оксану, что, когда через некоторое время бабушка оставила ее квартире, девочка в страхе выбросила все вещи из гардероба, рвала их и топтала ногами, а затем выбежала на балкон, истошно крича. Родителям пришлось долго отхаживать девочку, а в конечном итоге переехать с этой квартиры. 3.Семейные конфликты, ссоры, скандалы

7-летний мальчик попал в больницу со страхом смерти от удушья. Как только мать отходила от него, начинал задыхаться, кричать, что умирает. Оказывается, родители стали ссориться, чаще по ночам. Мальчик просыпался, прислушивался к их ссорам, понимая, что назревает конфликт, пытался удержать отца. Два года жил в напряжении. Однажды ночью мать пригрозила отцу  Если ты уйдешь, я утоплюсь. Так у сына развился страх за мать,  задержалось дыхание и участилось сердцебиение. Мальчик решил, что болен  болезнью, от которой умрет. В присутствии матери приступов не было.   

Тревожность в семье порождает эмоциональное отвержение ребенка: безразличие со стороны родителей и откровенное отталкивание ребенка, нелюбимые и нежеланные дети, которым дают понять, что они обуза, вырастают - тревожными. 4. Неблагоприятный, психологический климат в группе, несправедливость педагога.

  Под влиянием страха  ребенок в течение продолжительного времени не может нормально развиваться. Крик ошеломляет, оглушает ребенка, он перестает воспринимать слова кричащего родителя или педагога, у него возникает реакция активного протеста.     

И.П. Павлов подтверждал: «Тревожное состояние есть проявление неуравновешенности, раздражительной слабости, хаотичности нервных процессов». Естественно, что в состоянии торможения дезорганизуется умственная деятельность, хуже образуются условные связи, т.е. страдает развитие человека. 5. Высмеивание. Доктор Б. Спок подчеркивал, что насмешка — слишком сильное средство для маленьких детей. Ребенок чувствует себя униженным. 6. Поведение взрослых как образец. Если близкие взрослые люди дают пример тревожного поведения через слова и поступки, то ребенок однозначно будет воспринимать такой образец поведения. 7. Внутренний конфликт у ребенка

- завышенные требования взрослых: ребенок чувствует, что он не сможет это сделать, а взрослые настаивают и пытаются убедить его в обратном;

- зависимое положение от взрослых: страх того, что «хочу казню, хочу помилую»;
- отсутствие единой системы требований взрослых («только не говорите па-пе…»;  
-ожидание неприятностей от взрослых (плохое настроение, пьянство, жесто-кость)
               Пути преодоления детских страхов.

Основные пути преодоления детских страхов – это -игра -арттерапия.

С их помощью можно решить такие задачи, как 1. Развеивание страха 2. Переключение внимания, отвлечение от страха 3. Выплеск и переключение страха 4. Преодоление страха 5. Придумывание ритуалов смелости.

Сюда можно отнести разные виды деятельности: • рисование страхов • лепка детских страхов • сказкотерапия, песочная терапия, пальчиковый театр и т.д. • музыкальные занятия • участие детей в играх драматизациях, сначала как зрителя, потом • участника. • психогимнастика в игровой форме. (Быстрое общее мышечное расслабление). упражнения на релаксацию и развитие воображения.


         В какие игры мы можем поиграть с детьми, чтобы помочь им преодолеть тревожность и страх? 

«ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК» (сейчас наш пальчик превратится в мелок, и этим мелком можно будет писать на теле. И угадывать) Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений. Содержание: Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.Мама говорит ребенку следующее: «давай мы с тобой будем порисуем друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым" мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Остальное Вы получите в Вашу копилку семейного воспитания. Приложение4. --4720z 16:45, 1 мая 2010 (UTC)Морозова Наталия 20.47