Самоуправление в детском ученическом коллективе: миф или реальность?

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Skype-конференция Самоуправление в детском ученическом коллективе: миф или реальность?

  • Автор: Владимир Геннадьевич Игишев, Москва
  • Дата проведения: 16 апреля 2009 года
  • Задача скайп-конференции: На данной конференции предлагается обсудить реалии с нашим самоуправлением и со-управлением в школе, классе, временном объединении детей: находки и сложности, перспективы и противоречия, современные механизмы и технологии сопровождения данного процесса, влияние местного сообщества(родители, общественные организации) на организацию самоуправления в наших коллективах.
  • Для кого: Классные руководители, педагоги-воспитатели, социальные педагоги и родители;
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу и общаемся друг с другом и с автором мастер-класса в Skype-чате: (адрес: vladim_nivo) 16 апреля с 13.00 до 14.00 часов по московскому времени.

Об авторе:

Владимир Игишев - тренер - консультант в области развития персонала и гражданского образования, менеджер социальных и образовательных проектов и программ, реализуемых НКО, бизнесом и государством. В активе - разработка и внедрение таких проектов как «Школа молодого лидера» - создание региональной системы довузовской подготовки государственных и муниципальных служащих, Детско-юношеский парламент Томской области, «Будущее УРАЛСИБа» - унификация процессов подбора персонала на конвейерные позиции ФК УРАЛСИБ, «Стратегия Успеха» - теоретическое обоснование, разработка и внедрение социально-ориентированной программы по выявлению, поддержке и развитию одаренности детей-сирот, их успешной адаптации в обществе, участие в разработке программы стратегического развития частного благотворительного Фонда, Томского городского Дворца творчества детей и молодежи.

Авторский блог "Неформальное образование и социализация молодежи", на страницах которого можно найти материалы, посвященные вопросам управления командой и проектной деятельности.

Определения и назначения:

  • Самоуправление учащихся

Детское самоуправление необходимо для того, учащиеся приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Самоуправление в школе – не только специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых. из Положения о школьном самоуправлении МОУ "Муслюмовская ООШ"

  • Принципы школьного самоуправления:(В.И.Бочкарев «Ученическое самоуправление в школе»)

Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

Принципом выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления;

Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

Принципом демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии;

Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;

Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;

Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения;

Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;

Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного самоуправления;

Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.


  • "Умение организовать работу команды — это достижение выдающихся результатов силами обычных сотрудников" (людей, одноклассников, соратников, друзей - В.Г.) Kjell Nordström, Funky Business


Проблемное поле:

Скажи мне и я забуду,

покажи мне и я запомню,

дай мне действовать

самому и я научусь!

Китайская мудрость

  • Зачем нужно заниматься самоуправлением в школе, УДОД?

Главные функции Совета старшеклассников: организационная, представительская, информационно-пропагандистская, методическая. В пределах этих функций Совет старшеклассников представляет школьный коллектив старшеклассников в общественных организациях, на педагогических советах, заседаниях большого Совета школы. Члены Совета участвуют в работе Совета по профилактике правонарушений. Совет старшеклассников координирует деятельность первичных коллективов (5-11е классы), разрабатывает программу деятельности первичных и школьного коллективов, организует ее реализацию, планирует и проводит различные коллективно-творческие дела, анализирует, изучает, пропагандирует опыт работы классных коллективов. Совет старшеклассников принимает решения по вопросам общественной жизни старшеклассников школы, сроков и порядка проведения собраний, отчетов и выборов, различных школьных мероприятий: концертов, конкурсов, соревнований, вечеров, Дней здоровья и т.д.

  • Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе.

Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся. (Реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление)

Самоуправление учащихся - основные элементы. Размышляем вместе:

*Нормативно-правовые основы деятельности органов ученического самоуправления

- Законодательная база школьного самоуправления

*Функции школьного самоуправления:(В.И.Бочкарев «Ученическое самоуправление в школе»)

  1. информационного центра в школе, объединяя в своем составе педагогов, учащихся и родителей, школьный совет объективно способен вбирать в себя значительный объем информации, при целесообразной организации сбора, обработки и анализа этой информации;
  2. механизм выявления и обмена мнениями членов школьного «микросоциума» по важнейшим направлениям функционирования школы;
  3. инструмент объективной экспертной оценки различных проектов и идей перестройки образовательного процесса в школе.;
  4. средства достижения согласия членов школьного сообщества по обсуждаемым вопросам;
  5. субъекта интеграции общественной и государственной форм управления школой;
  6. механизма координации деятельности, организации взаимодействия всех школьных коллективов и объединений взрослых и детей;
  7. органа совместного управления (соуправления) педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью школы;
  8. эффективного инструмента демократизации школьной жизни;
  9. средства гуманизации и гармонизации взаимоотношений в школе педагогов, учащихся и родителей;
  10. субъекта совершенствования образовательного процесса в школе;
  11. школы социализации учащихся;
  12. механизма привлечения в помощь школе сил и средств физических и юридичеких лиц;
  13. субъекта законотворческой деятельности в школе;
  14. субъекта взаимодействия школы с вышестоящими и иными государственными и общественными органами и организациями.

* Ученическое самоуправление в классах

Обсуждение:

*Школьное ученическое самоуправление

Обсуждение:

*Социальное партнерство в образовании

Обсуждение: Вопросы:

  1. Как вы понимаете термин "социальное партнерство" в школе?
  2. Назовите основные принципы социального партнерства.
  3. Что означает термин "партнерское мышление"?


Стенограмма чата

Vladimir: Добрый день, уважаемые коллеги! Как настроение? Скоро начнем наш чат :) Коллеги, напоминаю вопросы сегодняшнего чата:

  1. Как в ваших коллективах реализуется принцип совместного управления учебно-образовательным, воспитательным процессом?
  2. Как вы понимаете термин «ученическое самоуправление»?
  3. На каких принципах реализуется ученическое самоуправление в классе, школе, кружке, студии и т.д.?
  4. Основные функции ученического самоуправления?
  5. Расскажите об основных проблемах и удачных практиках в истории вашего ученического самоуправления.
  6. Как сетевое сообщество может помочь развить школьное самоуправление?
  7. Какие проекты совместных действий родителей, детей и учащихся могут способствовать развитию демократических отношений в школе, классе, дома?

Короповская Вера Павловна добавил AndreevaNV, Елена Володина, Коваль Ольга, Ляля, Козырева Елена, Наталия Киселева, Светлана Одегова, Павел Смертюков к этому чату

Vladimir: И вам! всем!

Татьяна Семенова: В студенческих коллективах самоуправлление имеет достаточный вес и размах, а в школе пока скорее- миф. Причина, на мой взгляд, инфантильность этого поколения.

Vladimir: а жаль, с мифами будем бороться! Какие еще мифы существуют о самоуправлении учащихся?

Татьяна Семенова: Есть ребята, ответственные, способные принимать решения, но круг интересов часто ограничивается развлечения и собственной будущей карьерой.

Наталия Киселева: Не совсем согласна. В нашей школе с 2001 года успешно действует детская республика "Синяя птица", в ней ученики с 5 по 11 класс. Ребята на самом деле активны!

'Vladimir:' ни есть ли очередной миф - ученическое самоуправление равно детская организация?

Короповская Вера Павловна: Тогда смотря что понимать под ученическим самоуправлением. Что оно в себя включает

Ляля: На мой взгляд самоуправление - это когда "управление" имеет вес, на что-то влияет, а не только концерты и праздники организуют

Наталия Киселева: на самом деле - вопрос об этом возникает у всех и обсуждается и спорится уже многие годы.

Короповская Вера Павловна: А как могут ученики повлиять, например, на учебный процесс?

Vladimir: именно так, и еще это зависит от того, какую проблему учащиеся решают в школе - в структуре ученического самоуправления...А ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе.

jvselem: Выбор направлений обучения ( профиля, элективного курса)

Короповская Вера Павловна: Но это разве самоуправление?

Vladimir: через органы ученического самоуправления только - ребенок сможет влиять на, в том числе, организацию ученического процесса... По Закону об Образовании в РФ

Ляля: Школа обычно консервативный механизм, тяжело что-то изменить...

Наталия Киселева: мы выбрали форму работы, удобную для школы. Долго и мучительно, если честно, пытаясь то разделять, то соединять понятия детской организации и ученического самоуправления. Вот. Владимир. а разве участие в детской организации, работа - это не активность ребенка?

Vladimir: вот еще один миф...

jvselem: Нет, это начало. На самом деле структура ученического самоуправления, на мой взгляд в большинстве школ не развита

Ляля: как миф? На мой взгляд это активность.

Vladimir: Давайте еще поговорим о мифах, а потом обратимся к рекомендациям... Мифы об ученическом самоуправлении.

'Vladimir:' 1. Ученического самоуправления - формальность

Vladimir: так ли это? где это не так?

Vladimir: Причины: Стремление "отчитаться" о том, что в образовательных учреждениях, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление.

Павел Смертюков: В школах достаточно успешно играют в ученическое самоуправление, и нет ничего плохого в этом...

Наталия Киселева: Консерватизм школы - это консерватизм администрации и педагогического коллектива. Дети - существа живые, развивающиеся. Они открыты и активно реагируют на всё новое. И, я считаю, строить образовательный процесс в школе без детей и за детей - это абсурд! Поэтому, ученическое самоуправление - это РЕАЛЬНОСТЬ и НЕОБХОДИМОСТЬ, а не формальность!

Vladimir: Вот -вот, Павел - еще один миф-ошибка: самоуправление - это игра!!!

Павел Смертюков: А разве не игра? Зарница - тоже игра, но полезная...

Vladimir: тога какие рекомендации по преодолению этого мифа... как сделать этот процесс - школьного самоуправления - реальным?

jvselem: Нет, мы реально пытаемся что-то изменить. Например, у меня в школе есть 3 центра самоуправления, в одном из них-я куратор, а руководитель- старшеклассница. Иногда я умышленно ухожу в сторону, из кабинета только затем, чтобы ребята сами решали вопросы...


Vladimir: Рекомендации по преодолению: - Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления; - Создавать благоприятные условия для "естественного" выращивания той или иной модели ученического самоуправления.

Наталия Киселева: Во-первых, создать удобную и приемлемую структуру, работоспособную и работающую. А не навязывать что-то слишком громоздкое. что часто предлагают разные учебники по самоуправлению.

jvselem: Наталия, это слова - реальность не такая. Уже столкнулась (sun)

Vladimir: и это правильно - основной принцип - достаточности...!

Татьяна Семенова: Ответственность на учащихся не возлагают в достаточной мере. Контроль и вмешательство взрослых не дают им повзрослеть. действительно, игра

AndreevaNV: Конечно, сразу все не делается

'Vladimir:' 2 миф : Работа ученического самоуправления – это досуговая деятельность;

AndreevaNV: у нас в школе два раза в год дни ученического самоуправления от уроков до административных вопросов. Но это это разве самоуправление???

Vladimir: Причины: – Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников

jvselem: Абсолютный миф. Направлений работы -море, но очень тяжело отойти от желания к реальным,часто нудным делам

Vladimir: День дублера - лишь инструмент привлечения внимания к проблемам организации учебно-воспитательного процесса в школе, не более того...

Татьяна Семенова: Миф 2 вполне реален. Даже региональные слеты и тренинги представляют собой игры, хоть и деловые и воспринимаются нашими активистами как досуг

Наталия Киселева: День ученического самоуправления - это день дублера. ЭТО ИГРА! а работа органов ученического самоуправления, это немного другая деятельность.

Vladimir: тогда какие рекомендации по развенчанию этого мифа 2?

jvselem: Жаль, что сейчас с нами нет ребят- реальных членов моего центра. Для них это не игра

Щечилина Татьяна: Самоуправление в классе - вещь достаточно тонкая и сложная для самих детей. Так или иначе они разбиты на группы с мини-лидером. У нас работает простая и удобная структура самоуправления для класса. Но не всегда и она срабатывает. Дети просто не хотят подчиняться.

Vladimir: Рекомендации: - Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.

Татьяна Семенова: Вот когда пришлось проводить реальную операцию, чистый берег, наше правительство осталось в меньшинстве. На праздник организовать могут, а на работу - слабо. Вот и слабость проявилась...

Павел Смертюков: Просматриваются две плоскости. Первое - деловая игра. Вторая - реальное ученическое самоуправление. Мы говорим и о первом, и о втором, потому не вполне понимаем друг друга.

Щечилина Татьяна: День самоуправления многие ребята, которые в нем участвуют, ждут с нетерпением. И уроки проводят на должном уровне

'Vladimir: Дети просто не хотят бездумно подчиняться нашим с вами планам. Вот еще одна ошибка - миф!!!!! назавем его - миф 3'

jvselem: Тогда давайте определимся - чему подчиняться?

'Vladimir:' МИФ 3 - Приемлемый стиль общения с ученическим самоуправлением – профессиональный;

Vladimir: Причины: – Не понимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе "ребенок- взрослый".

Татьяна Семенова: Реальное самоуправление - редкость, Кто может похвастаться, что в его школе со школьным правительством считаются и поддерживают его инициативы? Не развлекательного характера...

Щечилина Татьяна: Отрицательная сторона Дня самоуправления - не восприятие учениками в классе тех, кто проводит уроки. По разному воспринимают эту игру участники. Одни серьезно, другие - нет

Vladimir: Может быть, в том - то и дело, что педагоги вообще не должны входить в структуры ученического самоуправления..., чтобы оттуда рулить процессом?

Vladimir: а курировать их, не значит - рулить!

Татьяна Камалетдинова: Я думаю, что самоуправление должно реализовываться во временных проектах, тогда будет понятно, готов ли к нему ученический коллектив

jvselem: А где Вы найдете в небольших школах других ( освобожденных ) классных руководителей. Давайте исходить из того, что есть...

Щечилина Татьяна: Очень многое в самоуправлении зависит от авторитета класса и того костяка, который может организовать весь класс. Самоуправление за год или два не выстроить. Это процесс длительный.

Vladimir: проекты - это способ деятельности объединений уч.самоупр.... а как с ними выстраивать отношения взрослым?

Татьяна Семенова: Работать со школьным самоуправление - это тонкое дело. здесь нужны специально подготовленные специалисты, владеющие талантом организации, управления и, если хотите, манипуляции.

jvselem: Верно, вспомните коммуны 20-х годов...

Vladimir:Рекомендации по общению с представителями уч. самоуправления взрослым кураторам: - Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности;

Татьяна Семенов: В подавляющем числе ОУ таких специалистов нет!!!

Vladimir: а мы с вами?!

Татьяна Камалетдинова: Я думаю, надо продумывать, какие именно функции будут делегированы детям и взрослым не заступать на их "территорию", тогда будет понятно, как строить отношения.

jvselem: Вот на таких единичках мир и вертится!

Vladimir: разве не можем выстраивать отношения с нашими же детьми по-другому, отлично от отношений "учитель-ученик"?

Щечилина Татьяна: Хорошо, когда мы классы берем рано, вот и складывается тогда система самоуправления естественно. не получилось у одного, получится у другого. Ученики меняются, а дело идет.

Татьяна Камалетдинова: Я думаю, надо продумывать, какие именно функции будут делегированы детям и взрослым не заступать на их "территорию", тогда будет понятно, как строить отношения.

Vladimir: Отлично!!!Тогда нужен общественный договор!!!

jvselem: Можно и по-другому, но иногда, особенно молодые педагоги "заигрываются", а это уже либерализм

Vladimir: социальное партнерство в образовании...

Vladimir: есть литому примере?

Татьяна Камалетдинова: Конечно, в педагогике именно педагог - должен быть яркой личностью, "единицей" с большой буквы, но это не тема сегодняшней дискуссии.

Щечилина Татьяна: Помочь ребятам с интересными делами или проектами мы всегда можем, но организовать всех на это в состоянии только система самоуправления.

Vladimir:нужно принять принципы социального партнерства в школе - разделение обязанностей, как вы говорите, коллеги

'Vladimir: вот еще один миф - 4'

Татьяна Жиленко:Ученическое самоуправление всегда было и будет, только в каждой школе в своей индивидуальной форме. Но этому детей надо учить. Да - это игра, но игра деловая, которая пригодится в жизни.

'Vladimir:' Обязательное включение педагогов в состав органов ученического самоуправления Причины: – Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов ученического самоуправления.

Татьяна Камалетдинова Я бы не идеализировала систему самоуправления, по-моему надо постепенно передавать полномочия, убедившись. что дети к этому готовы.

Ляля: В каких конкретно областях жизни школы дети могут повлиять на решение? Формат и программа новогодней дискотеки или отчислять ли ученика с серьезными нарушениями дисциплины?

Татьяна Семенова: Я считаю, внутри школы общаться надо очно, а сетевое сообщество может поочь в накоплении общественного опыта , анкетировании, связи с другими ОУ

Ляля: Дети постоянно меняются в школе. Год на год не пиходится - все поколения разные

Vladimir: но есть же приемственность поколений, традиций и т.д.

Vladimir: Функции школьного самоуправления:

  1. информационного центра в школе, объединяя в своем составе педагогов, учащихся и родителей, школьный совет объективно способен вбирать в себя значительный объем информации, при целесообразной организации сбора, обработки и анализа этой информации;
  2. механизм выявления и обмена мнениями членов школьного «микросоциума» по важнейшим направлениям функционирования школы;

Щечилина Татьяна: Разделение обязанностей хорошая вещь, но всегда найдутся несколько человек, которые не будут подчиняться коллективу. Может сетевое общение повлияет на них по другому

jvselem: На педагогах и так все вертится. А вот остальных- психологов, соцпедагогов и др. сокращают- кризис, господа...

Малькова Наталья Викторовна: Цели ученического самоуправления можно сформулировать так: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способной к социальному творчеству

Vladimir: или так:Ученическое самоуправление - это не управление одних детей другими, а обучение их всех нормам демократических товарищеских отношений в ученическом коллективе.

jvselem: А может быть-это партнерские отношения, основанные на самоконтроле?

Малькова Наталья Викторовна: Первый этап развития самоуправления в классе пришелся на 5 класс. Шло постепенное формирование положительных мотивов у детей к самоуправленческой деятельности.

Vladimir:jvselem говорит: На педагогах и так все вертится.\\\без вас невозможно... но присутствовать нужно незримо.... и передавать функции на ребят, в основном

Vladimir:Рекомендации: Формировать органы ученического самоуправления только из представителей коллективов учащихся.

Vladimir: а мы рядом...

Малькова Наталья Викторовна: ...в основном ориентироваться на актив класса

Vladimir: Наталья Викторовна, и с 5 класса что поменялось в отношениии детей к самоуправлению?

jvselem: Для этого надо психологически перестроиться- пишу и думаю- опять ПЕРЕСРОЙКА?

Vladimir: Рекомендации: Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.

Малькова Наталья Викторовна: Дети становятся более раскрепощенными, активными, начинают сами формулировать идеи

Малькова Наталья Викторовна: Дети перестали быть равнодушными друг к другу

Vladimir: все построено на на перестройке, а неа ПЕРЕПОДГОТОВКЕ :)

Vladimir: а какие принципы заложены в основу самоуправления ребят?

jvselem: открытость, коммуникабельность, активность, организаторские способности, лидерство, соревнование

Vladimir: принимается... это как раз помогает развивать те качества, которые перечислила Наталья Викторовна :)

Vladimir: вот еще один миф... или реальность? Ученическое самоуправление - только исполнения уже принятых планов!


jvselem: Нет, мы лично планы можем менять ежемесячно, я сначала переживала- как же от нас требуют программы заранее, а теперь поняла- так и должно быть!

Малькова Наталья Викторовна: Принцип добровольности. Ученическое самоуправление не сводится к решению уже принятых планов взрослыми. Оно должно действовать только тогда, когда дети сами включаются в процесс управления школьной жизнью

'Vladimir:' МИФ5 - Ученическое самоуправление - только исполнения уже принятых планов;Причины: Восприятие ученического самоуправления как "исполнительного органа власти педагогов". Рекомендации какие?

AndreevaNV: Понимаете, строить самоуправление тоько на активных детях класса--это не выход. У нас в школе сложилась ситуация, что одни и теже дети участвуют везде. А большинство только ходят в школу на уроки

ulihinass: Необходимо планировать работу совместно с учащимися

pavelnewmail: может я пропустил и ы уже об этом говорили,может есть смысл разработать некотороый документ, "конвенцию" по участию детей, согласовать как концепцию, а затем обсудить с точки зрения как декларированные статьи могут быть реализованы на местах через сетевое взаимодействие..на форуме или как нибудь ещё

Vladimir: Рекомендации по развенчиванию МИФА 5: Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые з а к о н о д а т е л ь н ы е права.

jvselem: Выстраивать систему партнерства, выявлять проблемные области, а главное - слушать и слышать детей!

Vladimir: отличное предложение pavelnewmail - это нам задание, кто возьмется?

AndreevaNV: Я согласна с тем, что у детей должно существовать право самим принимать решения и не только на бумаге, чтобы их слышала администрация школы, учителя

Vladimir: jvselem говорит: слушать и слышать детей!Очень хороший принцип!

Vladimir: Предлагаю зафиксировать: разработать предложения по Коновенциии участие детей в ученическом самоуправлении в школах от нашего сетевог сообщества

pavelnewmail: есть предложение "покидать" в какое-нибудь место базове документы, успешные примеры: сейчас на вскидку я могу предложить "лестницу участия", не знаю, все ли присутствующие с ней знакомы, но там прописаны уровни участия детей в принятии решений, она очень пригодиться для родителей, и кл.руководителя

Vladimir: Принципы школьного самоуправления:(В.И.Бочкарев «Ученическое самоуправление в школе»)

Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

Принципом выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления;

jvselem: Я только - за, это еще один конкурс " Ларчик идей"

Vladimir: Это все на странице http://socobraz.ru/index.php/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5:_%D0%BC%D0%B8%D1%84_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%3F

Vladimir: можно размещать все материалы здесь!

jvselem: Спасибо за ссылку. А вот насчёт принципа обновляемости, как Вы думаете - как часто?

Vladimir: принципа обновляемости - по необходимости... не чаще 1 раза в год... думаю

Vladimir: Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

Принципом демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии;

Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;

Vladimir: еще посмотрите ресур: http://aspru.com/uskonkrs/

jvselem: [15:39:16] Vladimir: при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии; Поясните...

Vladimir: когда выборы идут открытым(или тайным) голосованием и каждым участником ученического коллектива, а не через представителей :)...на школьном или классном собрании, напрмер... гле участвуют в процессе выборов все...

Малькова Наталья Викторовна: Отвечает Мамаева: "Люди могут вместе совершить то. чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим"


Малькова Наталья Викторовна: В нашей школе выборы проходили в школьный Парламент, выбирали депутатов

'Vladimir:' Еще один МИФ 6 - Смешение организационных форм детской активности: самоуправления молодежной общественной организации и ученического самоуправления

Vladimir: Причины: – Слабое знание Законов и нормативных актов; – Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций.

jvselem: А Вы не опасаетесь этой силы- "единения умов и рук" , например подростков?

Малькова Наталья Викторовна: Отвечает Мамаева: контроль взрослых..., а как-же без него...

Наталия Киселева: мы заключили договор о социальном партнерстве с городской территориально-избирательной комиссией, процесс выборов теперь хорошо организован, соответсвует взрослым, настоящим выборам. У нас даже бюллетени такие же и избирательные списки.

Vladimir: это помогает? не выглядит громоздко? оправданы средства?

Наталия Киселева: На самом деле, это очень хорошо! Да, это ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ!

Малькова Наталья Викторовна: В нашей школе - тайное голосование в депутаты

ulihinass: Реальная процедура выборов очень нравится детям, мытоже так проводили

Vladimir: кстати, у территориальных избирательных комиссий на это есть отдельные ресурсы..

Наталия Киселева: тем более, что все бланки печатает ТИК

jvselem: И не напоминает игру во взрослых?

Ирина: Дети действительно заинтересованы...

Наталия Киселева: теперь и закон овыборах составлен правильно

Малькова Наталья Викторовна: Отвечает Мамаева: Депутат избирался тайно, а председатель - открыто

ulihinass: Про ресерсы ТИК- это здорово!

Vladimir: отлично, вот вам и образовательный эффект!!!

Наталия Киселева: Дети заинтересованы настолько, что войдя во взрослую жизнь активно участвуют во взрослых выборах!

Vladimir: Рекомендации: - Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов; - Подписать соглашение о партнерстве с общественными организациями, территориальными избирательными комиссиями и т.д.

Малькова Наталья Викторовна: дети формируют активную жищненную позицию

Vladimir: главное, чтобы делали это САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!

Ирина: Может они слишком быстро хотят повзрослеть?

Наталия Киселева: Плюс, мы совместно с ТИК проводим различные акции и мероприятия, например, олимпиады по избирательному праву, викторины. Конкурсы макетов памятных адресов для голосующих впервые.

Наталия Киселева: Просто они привыкают делать ПРАВИЛЬНО!

Наталия Киселева: с детства!

Vladimir: школа - это единственная возможность сделать ошибку относительно безболезненно... пусть пробуют...

jvselem: Наверное я большой скептик, Вы , Наталия меня убедили

Vladimir: Вот еще рекомендации: - Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УуСам. и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления.... - Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечить "преемственность поколений;

Наталия Киселева: Действительно, в этом как раз помощь со стороны взрослых и педагогов - определить оптимальные формы.

Наталия Киселева: Обучение активистов - это школа лидерского актива. Есть масса литературы по этому вопросу с разработкой мероприятий.

Малькова Наталья Викторовна: Отвечает Мамаева: во всем я со своим классом стараюсь идти по жизни со своими воспитанниками

Наталия Киселева: У Владимира был мастер-класс по лагерю лидерского актива в СоцОбразе

Vladimir: Ошибки при организации функционирования системы уч. самправления: Слабая методическая подготовка педагогов. Рекомендации: - Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению; - Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК. - Постоянно обновлять программы и методику обучения актива.

Vladimir: и это мы договорились делать у нас на страницах "СоцОбраз"

Vladimir: Детское самоуправление необходимо для того, учащиеся приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Самоуправление в школе – не только специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых. из Положения о школьном самоуправлении МОУ "Муслюмовская ООШ"

Vladimir: Дамы и гопода! с мифами разобрались... и даже обрисовали круг борьбы с ними:) Спасибо вам за активное участие... Досылайте свои материалы и будем активно, через сетевое сообщество выдавать рекомендации наших коллективам по организации ученического самоуправления в наших школах и классах... по привлечению к нему родителей учащихся, в том числе:)

Ирина: Спасибо! Всем успехов!

jvselem: Спасибо, получила массу идей!

Александра Зубарева: Надеюсь почерпнуть новые сведения, спасибо!

ulihinass: Огромное спасибо, буду применять на практике полученные сведения

Александра Зубарева: я бы спросила иначе - "Какие у Вас эффективные методы работы с родителями?" :)

Vladimir: Привлечение их к выборам в органы Уч.Сам, в качестве, наблюдателй например:)

Малькова Наталья Викторовна: Кроме наблюдения, беседы, анкетирования, тренингов

Vladimir: Организация школьных территориальных избирательных комиссий... с участием родителей... Очень эффективны...


Банк идей

Что узнали интересного в ходе скайп-конференции: Разместите свои мнения

Большое спасибо за полученную информацию. Она очень ценна для тех, кто занимается развитием самоуправления не только на базе школы, но и также в центрах, домах, дворцах дополнительного образования. Надеюсь, что такие виртуальные обмены опытом будут проводиться чаще. Ирина Зыкова

Думаю, что конференция стала для меня ещё одним мотивационным вектором- куда идти, как развиваться. Обязательно поделюсь информацией с классными педагогами своего города.--Юлия Селеменева 14:14, 16 апреля 2009 (UTC)

Очень жаль, что не смогла принять участие в скайп-конференции.Из стенограммы я поняла, что вопрос самоуправления волнует многих. Но его надо начинать с начальной школы!!! Я учитель начальных классов.Сейчас в школу идут дети в 6 с половиной лет. Родители очень ошибаются, что дети еще маленькие, ничего не понимают. Все они видят и понимают. И наша задача не играть с детьми в демократию, а по мере взросления (от первого до четвертого) класса объяснять их права, обязанности, умение отстаивать свое мнение, а иногда и подчиняться. Надо быть детям другом, помощником.Надо умело и НЕНАВЯЗЧИВО руководить, так что бы им казалось, что решения принимают они сами.Но и учить, что за свои решения им придется отвечать.В моем 3 классе ученики очень ответственно подходят к выборам актива:предвыборная кампания, сами выборы, подсчет голосов, оглашение результатов голосования. Да, может это и игра, но ребята относятся к ней ответственно.--Петрова Ольга 22:26,16 апреля 2009