Секция Социальные сети в образовании/Работа в группах

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Работа в группах по разработке организационных схем построения сетевых сообществ

Участники: Учителя и административные работники образования, научные сотрудники РАО, представители различных организаций

Цель: Обсуждение вопросов создания и развития социальных сетей для педагогов, психологов и социальных педагогов школ, родителей. В результате были предложены организационные схемы построения и форм взаимодействия сетевых сообществ целевых групп.

Формы работы: Выступления по обмену опытом, ролевая игра, в которой педагоги разрабатывали организационные схемы сетевых сообществ целевых групп – социальных педагогов, школьных психологов, родителей, школьников, учителей-предметников. Группы придумывали творческие названия своих сообществ, определяли основную идею, выявляли потребности своей целевой аудитории и возможные формы взаимодействия и виды активности членов сообщества.

Результаты:

  1. Были заслушаны выступления педагогов по опыту организации сетевого взаимодействия педагогов и о дистанционных формах сопровождения их профессиональной деятельности на основе сервисов Веб 2.0, о возможностях социальных сервисов Google в образовательной деятельности.
  2. Была организована ролевая игра, в которой педагоги разрабатывали организационные схемы своих сетевых сообществ, разделившись на группы – социальных педагогов, школьных психологов, родителей, школьников, учителей-предметников. Группы придумывали творческие названия своих сообществ, определяли основную идею, выявляли потребности своей целевой аудитории и возможные формы взаимодействия и и виды активности членов сообщества. Приводим несколько примеров таких схем, разработанных учителями в рамках работы Секции:

Деятельность сетевого профессионального сообщества

Деятельность сетевого профессионального сообщества


В качестве групп пользователей сообщества могут выступать:

  • Учителя;
  • Психологи;
  • Методисты;
  • Социальные педагоги;
  • Родители.

Схема работы сетевого сообщества педагогов


К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе учителей относятся:

  • общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
  • коллективная выработка методик, адекватных современным потребностям учащихся и техническим возможностям современных средств обучения;
  • реализация обмена информационными ресурсами в различных форматах, электронными образовательными ресурсами (ЭОР);
  • коллективное обсуждение проблем современного образования;
  • обучение учителей, в т.ч. в режиме самообучения;
  • повышение квалификации преподавательского состава;
  • проведение различных конкурсов.


С технической точки зрения данная работа реализуется на основе сервисов Веб 2.0:

  • Система создания и редактирования блогов;
  • Система коллективной работы Wiki-Wiki (коллективное создание и редактирование контента, образовательных ресурсов);
  • Сервис google maps (коллективная работа с использованием географических карт);
  • Сервис YouTube – размещение и просмотр звуковых и видео-материалов в сети;
  • Сервис Skype – общение с использованием микрофона и веб-камеры (видеотелефон), коллективного чата.


В качестве результатов работы такой сети можно отметить:

  • повышение квалификации преподавателей, в т.ч. в сфере ИКТ;
  • формирование новых методик обучения;
  • повышение эффективности обучения в целом.

Схема работы сетевого сообщества психологов

Аналогичным образом формируется организационная схема работы сетевого сообщества психологов (рис. 3.3). Инициатором и участниками сообщества в данном случае являются психологи – специалисты по психологии в области начального, среднего и профессионального образования.


Потребность в создании группы и сообщества психологов обуславливается необходимостью обмена опытом, формирования новых психологических подходов и методик в области образования (детской и юношеской психологии, психологии преподавателей), а также необходимостью взаимодействия психологов различных уровней с целью повышения эффективности оказания психологической помощи и поддержки в сфере образования.


К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе психологов относятся:

  • общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
  • совместная выработка методик, адекватных современным потребностям участников образовательного процесса;
  • реализация обмена информационными ресурсами по психологии и их обсуждение в рамках сообщества;
  • коллективное обсуждение проблем в области психологии в сфере современного образования;
  • обучение психологов, в т.ч. в режиме самообучения;
  • обеспечение психологической помощи как в рамках сообщества, так и при взаимодействии с другими сообществами.


Аналогично, с технической точки зрения, данная работа реализуется на основе сервисов Веб 2.0 (Блоги, Wiki-Wiki, google maps,YouTube, Skype).


К результатам создания и работы сетевого сообщества психологов можно отнести:

  • повышение квалификации психологов;
  • формирование новых подходов и методик в психологии образовательной деятельности;
  • повышение эффективности оказания психологической помощи и поддержке среди участников образовательной деятельности.

Схема работы сетевого сообщества методистов

Потребность в создании группы и сообщества методистов обуславливается необходимостью обмена опытом в области методического обеспечения сферы образования, формирования новых методических подходов и методик обучения с целью повышения эффективности методического обеспечения образования.


К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе методистов относятся:

  • общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
  • совместная выработка методик, адекватных современным потребностям участников образовательного процесса, а также современных компьютерных технологий;
  • реализация обмена информационными ресурсами по методическому обеспечению сферы образования и их обсуждение в рамках сообщества методистов;
  • коллективное обсуждение проблем в области методического обеспечения сферы образования;
  • обучение методистов, в т.ч. в режиме самообучения;
  • повышение квалификации кадрового состава методистов в образовании;
  • взаимодействие методистов в рамках своей группы, а также с другими группами в рамках сообщества.


К результатам создания и работы сетевого сообщества методистов можно отнести:

  • повышение квалификации методистов;
  • формирование новых подходов и методик в образовательной деятельности;
  • повышение эффективности методического обеспечения в сфере образования.


Схема работы сетевого сообщества родителей


Потребность в создании группы и сообщества родителей обуславливается необходимостью обмена опытом в области воспитательной деятельности, поиск новых воспитательных методик, повышение уровня образования и ИКТ-компетенции.


К формам и видам деятельности в профессиональном сообществе родителей можно отнести:

  • общение в режиме on-line и off-line, обмен опытом;
  • обмен информационными ресурсами, связанных с воспитательной деятельностью и их обсуждение;
  • формирование и использование новых методических подходов в воспитательной деятельности;
  • обучение, в т.ч. в режиме самообучения, повышение уровня образования и ИКТ-компетенции;
  • взаимодействие с другими группами (методистами, преподавателями, психологами) в рамках сообщества.


К результатам создания и работы сетевого сообщества родителей относятся:

  • повышение уровня образования и ИКТ-компетенции;
  • повышение эффективности воспитательной деятельности.