Семинар: Развитие литературных способностей детей в системе дополнительного образования

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Известно, что изучение лирики в школе составляет органическую часть воспитательного процесса, так как лирика - тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. Многолетний опыт работы в школьных кружках литературного творчества показал, что дети, увлекающиеся литературным творчеством, получают навыки саморедактирования своих произведений, умеют находить несоответствия с канонами стихосложения. Кружки литературного творчества помогают юным литераторам реализовать свои творческие способности.


АВТОР

А.В.Чекулаева, педагог дополнительного образования Центра по работе с одаренными детьми "Дар" Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, заместитель руководителя творческого клуба «Взлёт», работающего по программе «Азбука стихосложения», г. Новочеркасск


1. ПОИСК ОДАРЁННЫХ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ.

Нами разработан метод поиска и определения повышенной одарённости детей школьного возраста. Разработан тест, основанный на произведениях поэтов-символистов «серебряного века». Отобраны слова, объединить которые в одном художественном произведении можно только при повышенном уровне ассоциативности мышления. 1-й способ: Ученикам предлагается написать в течение 5-ти минут: - стихотворение - короткий рассказ - составить одно или несколько логически связанных друг с другом предложений, где употреблены в любых вариантах и количестве предлагаемые тестом слова: АРОМАТ, ТЕНЬ, ПРОСТОР, ЗЕМЛЯ, ХОР, ТРАВА, ОБЪЯТИЕ. Работы оцениваются по 10-балльной системе. Если в произведении присутствуют образы, сравнения, эпитеты о и другие элементы художественности, работа оценивается от 7 до 10 баллов. И, соответственно, при отсутствии таковых - от 6 до 1 балла. Образцы 5-минутного теста:

Уч-ца 7 кл. Валерия Голованова (г. Новочеркасск)

АРОМАТ ЗЕМЛИ

Аромат земли я чувствую, люблю, Вдыхаю.

Этот хор небесный я тебе дарю, Родная.

А трава колышет песнь любви свою, Ты слышишь.

Тень закрыла лишь на миг любовь мою -Не дышишь...

Не могу просторы чувств я оседлать, Ты знаешь.

Этот мир любви мне боле не обнять... Прощаешь...


Уч-ца 8 кл. Татьяна Шмидт (г. Ростов-на Дону)


А в объятьях дождя

засыпает гряда южных гор...

Слышу хор голосов

пожелтевших от зноя травинок.

Тени стали длинней

и зовёт меня неба простор,

Посылая приветы Земле

блеском звёздочек-льдинок.

Авторы с высокими оценками их работ приглашаются на занятия (только на добровольной основе) в школьный кружок литературного творчества.


2-й способ: Методом опроса выявляются дети, которые пишут стихи, рассказы, сказки, другие формы литературных произведений. Им раздаётся для заполнения анкета, где они записывают: ФИО, контактные телефоны, какими жанрами литературного творчества увлекаются.


II - ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «АЗБУКА СТИХОСЛОЖЕНИЯ»

ЗАНЯТИЯ В КРУЖКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА Занятия в школьных кружках строятся по программе «Азбука стихосложения». В зависимости от степени одарённости и уровня интеллекта ребёнка, программа рассчитана на 3 блока обучения:

1-й блок - 2 учебных года,

2-й блок — 3 учебных года,

3-й блок - 2 учебных года.

Тема № 1 - Вводное занятие

Тема № 2 - Таинственное «Я»

Тема № 3 - Я слышу мелодию слова

Тема № 4 - Я строю мелодию слова

Тема № 5 - Мы - команда «В полёте мыслей вдохновенья»

Тема № 6 - Я - редактор

Тема № 7 - В мире виртуальных сказок

Тема № 8 - Я - капитан своих мыслей

Тема № 9 - По следам своих мыслей

Тема № 10 - Встреча с прошлым


16 приложений.

III - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Первое стихотворение (на свободную тему)
  • Буриме (стихотворение на заданную рифму)
  • Ответы на вопросы


МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА



Региональный проект В начале было Слово