Семья - институт воспитания. Н. Киселева
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Семья – институт воспитания
Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.
Восточная мудрость
Краткая анотация:
В последнее время всё чаще поднимается вопрос о взаимоотношении семьи и школы, о том, как привлечь родителей к сотрудничеству со школой. Но, почему-то, мы педагоги рассматриваем только то, что мы можем делать здесь и сейчас, и не продумываем того, чтобы будущие семьи были ближе к школе. А какие такие будущие семьи? Это, по сути, сегодняшние школьники. Не пора ли задуматься о том, как из нынешних мальчишек и девчонок уже в школе воспитывать будущих грамотных и ответственных родителей. Что сейчас делается в школе для этого? Этим вопросам посвящена данная статья.
Семья - одна из главных ценностей, которую создал человек. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В благополучном развитии и существовании семьи заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Мы живем в век компьютеризации, новых технических открытий, прогресса. В свете социально-политических преобразований, направленных на построение правового, демократического общества, впервые государство создает возможности для процветания каждого проживающего в нем человека. В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. Проблемы семьи и детей - это проблемы общества.
Общественность должна объединить свои усилия в решении задачи возрождения семьи и семейных ценностей и шаг за шагом помогать семье воспитывать своего ребенка. Совершенно очевидно, что значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, образование и просвещение человека. Оттого, какими будут выпускники школ, вузов, во многом зависит будущее России.
А значит именно физическое и психическое здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны. И, нам кажется, что разговор о воспитании гражданина и патриота страны должен начинаться, прежде всего, с воспитания настоящего семьянина, с возрождения института семьи и дома. «Ибо счастлив тот, кто счастлив дома» (Л.Н. Толстой).
В послании Федеральному Собранию Российской Федерации (2006) В.В. Путин подчеркнул: «для нас самое главное, это - семья, ее жизнедеятельность», акцентировал необходимость восстановления ценностей бережного отношения к семье, к родному очагу, создание надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, принятия эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи. [20]
Но, как и где подрастающее поколение узнает «что такое хорошо, и что такое плохо?». Как возродить институт семьи, когда с каждым годом отрицательные тенденции общественного развития становятся, к сожалению, все более устойчивыми и оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения. Разрозненность и противоречивость влияний на личность различных факторов структур социума, различного рода государственных и общественных организаций снижает эффективность позитивных воспитательных влияний семьи.
Многие исследователи рассматривают семью как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей (Б.З. Вульфов, Никитина Л.Е., Н.Г. Филонов и др.).
В целом в различных регионах страны ведется активная опытно-экспериментальная работа, накоплен некоторый теоретический и эмпирический материал, однако нет единства во взглядах на преподавание в школе курсов, раскрывающих понятия «семья», «функции семьи», «семейные ценности». Таким образом, на выходе из школы мы получаем модель человека – гражданина с определенным багажом научных знаний, практически не готового к счастливой семейной жизни. Возникает проблемный вопрос: «А сможет ли человек, не имеющий четкого представления об истинной ценности семьи, быть настоящим полноценным гражданином общества?»
Сформулируем гипотезу: если повысить внимание к преподаванию курсов, раскрывающих вопросы семейного и общественного воспитания детей и молодежи в школе, то это создаст возможность повысить статус семьи и семейных ценностей у подрастающего поколения, ценностей бережного отношения к семье, к родному очагу, создание надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.[2]
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
Это следующие параметры:
•Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
•Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
•Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
•Технико-гигиенический - условия проживания, устройство жилища, особенности образа жизни.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.[7] Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений: родителей и детей. Бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения разными по возрасту родственниками.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т. п.).
Таким образом, возникает необходимость уделять больше внимания вопросам семейного воспитания в рамках школьных программ, тем самым, сглаживая возможные негативные воздействия на ребенка.
Программа курса «Обществознание», обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность. Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.[2] Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право. Однако в базисном учебном плане предполагается ведения курса обществознания с 6 класса – 1 час в неделю, а в 10-11 классе – 2 часа в неделю. При этом, на изучение тем «Семья», «Семейное законодательство» отводится в школьном курсе 2 часа. Возникает вопрос: способен ли человек за один час в неделю разобраться в себе и осознать все семейные ценности?[1,3]
Предмет изучения валеологии - сфера здравствования человека. Основными проблемами валеологии являются: 1) здоровье как биосоциальная категория; 2) механизмы формирования здоровья; 3) методы определения конституциональных особенностей индивида; 4) методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида; 5) практические способы сохранения и укрепления здоровья; 6) теория и методика валеологического образования. Объектом изучения валеологии выступают здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни, а цель валеологии - вооружить человека научно-теоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма. Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья. [15] [16] Таким образом, в курсе валеологии понятие «семья» не рассматривается вовсе.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Нужно отметить, что в рамках курса ОБЖ в 11 классе предусмотрены 2 часа для изучения семейного законодательства.
Вот, пожалуй, мы пришли к тому, что искали. Кажется, даже название курса говорит само за себя. Почему же данный курс не является обязательным в школьной программе и изучается в некоторых школах, как факультатив или элективный курс. Ведь совсем недавно, несколько лет назад, к нему был высокий интерес. Об этом свидетельствует статья К. В. АГАФОНОВОЙ, заместителя начальника Главного управления школ Министерства просвещения СССР в журнале «Здоровье» № 1 от 1985 года: «…и совсем не случайно в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» было предусмотрено, помимо многих других мер, введение обязательных занятий для учащихся старших классов общеобразовательных школ по психологии и этике семейной жизни, гигиеническому и половому воспитанию юношей и девушек. Академия педагогических наук СССР на основе специальных исследований и факультативных занятий со школьниками разработала типовую программу для старшеклассников, включающую курсы «Гигиеническое и половое воспитание»—для восьмых классов и «Этика и психология семейной жизни»—для девятых и десятых. Оба курса сначала были введены в порядке эксперимента в 500 школах разных республик. Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на то, чтобы не только дать подросткам определенные знания, но и сформировать правильное представление о правах личности и ее ответственности перед обществом, о нравственных основах взаимоотношений между юношей и девушкой. Предварительные исследования показали, что старшеклассники, стоящие на пороге зрелости, к семейной жизни подготовлены явно недостаточно. Многие из них не умеют считаться с интересами членов семьи, заботиться о них; у некоторых молодых людей не развито чувство ответственности, долга перед близкими, они предъявляют повышенные требования к другим и снисходительно относятся к своим недостаткам; зачастую ребята не только не помогают родителям в работе по дому, но и не владеют навыками самообслуживания.
А ведь 16—17 лет—возраст, когда уже надо знать, какие обязанности берет на себя человек, создающий семью, что такое готовность к браку. Программа раскрывает это понятие, дает характеристику главных функций семьи, этапов ее развития, излагает основы взаимоотношений молодой семьи с родителями. Отдельные занятия посвящены бюджету и ведению хозяйства. Создатели программы сочли необходимым рассказать старшеклассникам о причинах семейных конфликтов и разводов, о том, как и почему семья может стать неблагополучной. Первые результаты подтвердили, что ориентация взята правильная. Подготовку к семейной жизни признали необходимой и полезной, и не только учителя, родители, но и сами ребята. Школьники говорят о том, что занятия помогли им лучше оценить самих себя, понять значимость семьи. А классные руководители отметили, что занятия способствовали улучшению морального климата в классе; взаимоотношения между юношами и девушками стали более тактичными, уважительными. Когда речь идет об овладении теми или иными знаниями, обычно приводят показатели успеваемости. Но по этому новому предмету оценок не ставят. Пройдут годы — и оценки поставит сама жизнь. Хочется надеяться, что преподавание этики и психологии семейной жизни поможет нашим детям стать со временем хорошими отцами и матерями, счастливыми супругами. Если, конечно, обучение будет сочетаться с правильным воспитанием. И прежде всего — воспитанием в семье, положительным примером родителей».
Однако, прошли годы, а этот курс так и не нашел свое место в общеобразовательных учреждениях. Проведенное исследование показало, что преподавателей по данному курсу не готовит ни один педагогический вуз страны. Курс «Семейного воспитания» изучается только на психологических факультетах. В перечне специальностей педагогических работников подобной нет. Программы данного курса, которые мы встречали, в основном датированы 1982 – 1990 годами. А ответ на вопрос, почему же не прижился данный курс, мы нашли в работах известного психолога И.С. Кона: «С введением в школьные программы в 1983-85 гг. курсов "Гигиеническое и половое воспитание" (12 часов в 8 классе) и "Этика и психология семейной жизни" (34 часа в 9-10 классах) дело, казалось, сдвинулось с места. Однако новый курс не был методически подготовлен. Прежде всего, никто не позаботился заранее об обучении учителей, моя статья на эту тему в "Учительской газете" так и называлась "Научите учителя". Учебные пособия для учителей А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова содержали полезные сведения по анатомии и физиологии, но самые важные психологические проблемы трактовали примитивно и с заведомо проигрышных охранительных позиций. Кроме того, создатели не позаботились о политическом и морально-психологическом обеспечении проекта. Средствам массовой информации и общественности не разъяснили заранее ни его целей и задач, ни того, что это пробная, экспериментальная работа. Более того, одновременно с информацией о начале работы над проектом появились еще 5 альтернативных программ полового воспитания, написанных не имеющими опыта работы в школе отечественными авторами, без учета возрастных особенностей детей, местной специфики и школьных учебных планов (одна программа была рассчитана на 374 часа, с первого по десятый класс).
Очевидно, что педагоги школ были напуганы. В атмосфере моральной паники, которая на местах порой принимает и вовсе экзотические формы, разумнее не рисковать своим положением и репутацией. Страна отброшена в этом отношении лет на 20 назад. Сейчас, как и двадцать лет назад, интерес к семье и семейному воспитанию возрастает. Наше общество заинтересовано в том, чтобы каждая семья была счастливой и прочной, чтобы отношения между мужьями и женами, родителями и детьми всегда были доверительными, добрыми.
А семья, семейные взаимоотношения? Здесь тоже произошли большие изменения. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец — хозяин, а мама — хранительница домашнего очага. Женщины стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Также треть семей сталкиваются с серьезными и почти половина с частичными трудностями в воспитании детей. Родители называют 7 причин трудностей в следующем порядке по их значимости: недостаток материальных средств; недостаток времени; недостаток педагогического опыта; плохие жилищные условия; влияние неформальных групп; отсутствие помощи со стороны школы. И лишь в последнюю очередь — неблагоприятная ситуация в семье.
Большинство родителей уверены, что воспитанию их детей мешает государственная политика, экономика, другие причины, а не внутрисемейные отношения.
Однако, ответы детей другие. 60—70% проблем подростков 14-15 лет — это взаимоотношения в семье. Наиболее часто встречающиеся проблемы: «нет контакта с мамой»; «родители часто кричат, ссорятся»; «очень жесткий контроль; просто поговорить с папой невозможно»; «постоянные ссоры с братом, сест¬рой»; «у родителей нет времени погово¬рить со мной»; «родители ограничивают во всем»; «нет понимания, мама постоянно кричит»; «считают, что я должна учиться только на «5» (я учусь на «хорошо»), никуда не пускают»; «говорят, что я не умная и «бездарность» и никаких шансов поступить куда-либо у меня нет; «никогда не хвалят». А самое страшное высказывание: «Я не люблю своих родителей».
По данным отделов записи гражданского состояния в стране количество разводов почти в два раза превышает количество браков. И с каждым годом значительно растет количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, детей «группы риска», увеличивается число неблагополучных семей. За каждым из этих фактов — человеческая судьба, судьба будущего поколения. А в основе чаще всего — не сложившиеся отношения в семье, отсутствие взаимопонимания. Безусловно, причин такой печальной картины много, и политика по отношению к семье в том числе. Два миллиона беспризорников, триста тысяч сирот в детских домах, сотни тысяч наркоманов. Проблемы семьи и ребенка требуют большого внимания, поскольку проблемы ребенка – это, прежде всего, проблемы семьи, а затем уже государства, при этом они неразрывно связаны между собой и никакое государство не может, да и не должно в большинстве случаев заменять семью. Нравственно-психическая деградация человека влечет за собой весьма грустные последствия для общества в целом.
И здесь хочется привести слова великого Конфуция:
«Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции.
Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов.
Если ты хочешь изменить районы, начни с городов.
Если ты хочешь изменить города, начни с улиц.
Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов.
Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи.
Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».
В конечном итоге, неважно как будет назван учебный курс «Семья – институт воспитания», «Этика и психология семейной жизни», «Семейный совет и его роль в семейных отношениях»; «Конфликты в семье и выходы из них»; «Мужская и женская психология»; «Любовь и познание мира — базовые способности человека»; «Формирование личности в семье»; «Неполные семьи и их проблемы», главное понимать, чему учить и как учить. А также, понимать, что «для нас самое главное, это - семья, ее жизнедеятельность». Может быть подобные курсы в школе не уживались именно потому, что были оторваны от реальных родителей и непоняты ими? А не пора ли к проведению подобного курса для школьников, привлечь и родителей, как полноправных участников, консультантов, помощников? И в этом нам помогут ресурсы сети Интернет, дав возможность свободного общения, получение информации и объединение общими идеями.
Главное, что начинать эту работу нужно незамедлительно!
- Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994
- Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
- Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание – 8-9 класс», «Человек и общество – 10-11 класс». М. Просвещение, 2001
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004
- Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).
- Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Изд. цент «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 7-14).
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: 1997. - С. 60-96.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: 1994.
- БЕДНЫЙ М.С., «Семья–здоровье–общество», М.: 1986.
- ДАВЛИЕВ И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство: 1984.
- Сборник статей «Культура семейных отношений» М.: 1985.
- Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 00.
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 1998. - 148 с.
- Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология: конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. Петленко. - СПб.: БПА, 2000. - 163 с.
- Стоюхина Н.Ю. Преподавание психологии в системе отечественного образования: история и современность: Монография. Н. Новгород: Нижегородский институт экономического развития, 2005. - 306 с.
- Интернет-ресурсы: Текст выступления В.В. Путина на официальном веб-сайте Президента Российской Федерации по адресу http://www.kremlin.ru