Сетевое психологическое сопровождение семей/Болсуновская НА

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Технологии сетевого психологического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями. Н.А. Болсуновская, педагог –психолог МОУ «ОУ Гимназия №13» г.Красноярска

«Особый ребенок. Не такой как все. Отчаяние. Борьба. Борьба. Прорыв. Достижения. Борьба» - этими фразами можно описать чувства, ощущения родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Именно эта категория родителей особо нуждается в психологической поддержке. Необходимость постоянной борьбы за успеваемость, здоровье, конструктивное поведение, владение психолого-педагогическими технологиями для помощи ребенку. Это приводит к тому, что родители таких детей, как никто другой нуждаются в психологической поддержке, получая которую, они могут эффективнее помогать своему ребенку развиваться. Данная категория родителей чаще, чем другие сталкиваются с нестандартными ситуациями, трудными моментами, которые требуют таких же нестандартных решений. Порой их охватывает отчаяние - хочется все бросить, когда уже нет сил больше сражаться. В этот период поддержка психолога особенно необходима. Обучение особых детей в школе часто сопряжено с тем, что им необходим индивидуальный подход и ежедневная дополнительная кропотливая помощь в подготовке домашнего задания, повторения изученного в школе. Поэтому появляется необходимость в оперативном информировании родителей о достижениях и затруднениях ребенка. Также родителям этих детей важно обменяться опытом с другими семьями, получать подтверждение от окружающих, что они идут по верному пути. И конечно, родителям хочется как можно чаще слышать об успехах ребенка, пусть и небольших – это придает уверенность, дает надежду и дополнительные силы. Таким образом, обобщая сказанное выше, можно выделить следующие группы потребностей родителей детей с особыми запросами:

  1. в оперативном получении информации от психолога, педагога и других родителей по решению возникающих проблем;
  2. в получении оперативной актуальной информации об успехах и трудностях ребенка в обучении;
  3. в эмоциональной поддержке в трудные периоды;
  4. в получении подтверждения от окружающих в правильности применяемых методов, приемов, способов;
  5. во взаимодействии в сообществе родителей, имеющих ребенка со схожими проблемами;
  6. в получении позитивных сообщений об успехах ребенка.

Психолог должен всегда помнить о том, что важно не только помочь в решении проблем, но и оказать оперативную поддержку, постоянно информировать родителей о продвижении ребенка в обучении и развитии. Именно оперативность и возможность обеспечения постоянного канала информирования родителей, затруднительно реализовать без привлечения современных Интернет-сервисов. Отметим, что использование сетевых технологий необходимо не только родителям. Психолог, педагоги, работающие с особыми детьми, также нуждаются в стабильной обратной связи с семьей, чтобы отслеживать эффективность мероприятий, и в случае необходимости оперативно их корректировать. Это возможно реализовать только при поддержке современных сетевых технологий.

На основании обозначенных потребностей родителей и психологов, для повышения эффективности поддержки семьи ребенка с особыми образовательными потребностями, мы обратились к использованию сетевых технологий взаимодействия для организации консультирования таких семьей.

Сетевые технологии взаимодействия с родителями могут быть использованы как для сопровождения обычных семей, где возникают временные локальные трудности у ребенка, так и для работы с семьями детей с особыми потребностями, где проблемы не могут быть решены быстро и требуют длительной системной работы, поддержки.

Содержание

Цель сетевого сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

организация системы оперативной поддержки, консультирования родителей учащихся с задержкой психического развития, нарушением интеллектуального развития, серьезными трудностями поведения и нарушениями эмоционально-волевой сферы в режиме реального времени, а также двустороннего обмена информацией между семьей и психологом в вопросах обучения, развития ребенка.

Опыт сетевого взаимодействия с родителями особых детей

В ходе работы с семьями, мы собирали и апробировали разный опыт сетевого взаимодействия с родителями особых детей в чате, постепенно обобщая его. Позднее, на основании 4х летнего опыта сетевого сопровождения семей учащихся с особыми потребностями посредством использования чата как формы сетевой коммуникации, нами были выделены и описаны формы сетевого сопровождения семей.

Так, on-line общение в чате позволяет:

  1. Создать прямую линию доверия для родителей, где их безоценочно выслушают и помогут найти ответы.
  2. Постоянно информировать родителей о продвижении ребенка, текущих успехах и трудностях.
  3. Проектировать и совместно находить решения.
  4. Организовать коррекционно-развивающую работу с семьей в целом: с мамой, папой, ребенком.
  5. Обмениваться опытом и организовать обсуждения.
  6. Создавать ситуации успеха для родителей, ребенка, а также делиться успешными моментами
  7. Родителям информировать специалиста об актуальных проблемах и успехах ребенка.

Данные возможности сетевого взаимодействия с родителями были реализованы нами в следующих формах работы с родителями:

  1. Интернет психологическая диспетчерская служба
  2. Служба Интернет доверия
  3. Служба обратной связи со школой
  4. Сетевой тренинг
  5. Сетевое проектирование. Марафон идей
  6. Детско-взрослое консультирование

Интернет-психологическая диспетчерская служба

Идея любой диспетчерской службы состоит в том, чтобы аккумулировать информацию из разных источников и предоставлять ее по необходимости другим субъектам, которые в ней заинтересованы. В нашей ситуации родители, психологи выступают носителями разной ценной информации о ребенке, которой они могут обмениваться в on-line режиме и тем самым создавать единую карту знаний о ребенке. Это позволяет и родителям и психологу быть в едином семантическом поле, говорить на одном языке. Постоянный обмен информацией дает возможность психологу, родителю, получая оперативную информацию отслеживать ход сопровождения, вносить изменения. Вместе с тем нарушения в прохождении информации, наоборот, тормозит коммуникацию и может приводить к снижению результативности.

Как организуется? Технология диспетчерской достаточно проста. Родитель и психолог договариваются об определенном времени, когда они встречаются в сети в чате и рассказывают об актуальной ситуации – родитель со своей стороны, а психолог со своей стороны.

Когда может быть использована?

  • родители не могут часто (ежедневно) приходить в школу для взаимодействия
  • необходим самый тесный контакт семьи и школы в решении проблемы

Вариантом диспетчерской является «Служба связи со школой», когда ежедневно или в установленные дни родителю с помощью одного из сетевых сервисов отправляются оценки ребенка, расписание уроков, домашнее задание, рекомендации педагога и психолога, а также описание успехов. Для родителей детей с особыми потребностями это особенно необходимо, потому что, только оперативное управление ситуацией развития позволяет рассчитывать на эффективность воздействий.

Служба Интернет доверия

Идея службы доверия состоит в том, чтобы в on-line режиме оказывать психологическую поддержку родителям по вопросам обучения, развития, воспитания. В частности, речь идет о консультировании в сети в режиме реального времени. В отличие от линии «вопрос – ответ», где ответ следует за вопросом через достаточно длительный интервал времени, on-line консультирование предполагает выстраивание полноценной психологической работы в режиме реального времени. Это позволяет родителям особого ребенка оперативно вместе с психологом искать ответ на сложившуюся трудную ситуацию или нестандартный момент.

Как организуется? Психолог и родитель встречаются в чате, и начинается процесс консультирования, когда родители описывают ситуацию, а психолог через систему специальных вопросов помогает им прояснить ее и найти выход. Отметим, что процесс сетевого консультирования сложнее очного. Мы не можем видеть невербальные проявления человека, его реакции, что затрудняет получение полной информации. Кроме того, сетевое консультирование требует от специалиста умение точно формулировать вопросы, подбирать слова, для того чтобы все трактовки были безопасны, однозначны, конкретны и доступны. В данной ситуации уместным является использование «смайлов», которые помогают обозначить эмоциональное состояние в режиме «здесь и теперь».

Также консультанту, организующему сетевые коммуникации, необходимо уметь реализовывать собственно деятельностное консультирование, при котором он не дает сразу готовых решений, а подводит клиента к открытию способа действий. Для этого требуется владение техникой постановки вопросов, техниками интерпретации, самораскрытия специалиста, стимулирования рассказывания, технологиями использования сказок, метафор, историй, кейсов в работе в рамках сетевого консультирования. Целесообразным является и использование техник работы с фразами, что позволяет более полно прояснить ситуацию.

Сетевое проектирование в режиме реального времени. Марафон идей

Такая форма предполагает, что родители, психолог, возможно и учитель собираются в сети и продумывают пути решения нестандартной ситуации. Это «мозговой штурм», где идет составление списка идей с последующей оценкой и выбором нескольких наиболее адекватных ситуации.

Процесс организации марафона идей в сети практически не отличается от мозгового штурма в реальной жизни:

  1. Постановка проблемы.
  2. Родители предлагают несколько вариантов решения проблемы (психолог фиксирует все, не давая оценки).
  3. Оценка решений и выбор оптимального.

Когда может быть использована?

  • Родитель и психолог понимают причину проблемы и необходимо найти эффективные пути решения.
  • Необходимы нестандартные решения знакомой, часто повторяющейся проблемной ситуации.

Например, ребенок изо дня в день боится заходить в комнату.

Наряду с работой с родителями, часто возникает потребность в совместном тройственном взаимодействии родителей, ребенка, психолога. Это необходимо, в первую очередь, когда родители и дети имеют разные точки зрения на ситуации. Например, мама ругает ребенка с особыми потребностями за «тройки», а ребенок учится на максимуме своих возможностей. В этом случае появляется потребность в озвучивании взаимных претензий, достижении договоренности о правилах будущего взаимодействия. Эффективное консультирование может быть организовано, когда в нем принимают участие все стороны – родители, ребенок и психолог.

Техника организации сетевого консультирования зависит от цели, проблемы. Пример одного из вариантов:

  1. Участниками обозначаются цели общего сбора в сети.
  2. Ребенок и родитель (ли) рисуют в сети воображаемый портрет друг друга и затем говорят, что им особенно нравится друг в друге.
  3. Родитель и ребенок или только ребенок обозначают 1-3 характеристики, которые бы они хотели изменить друг в друге (взрослом).
  4. Идет обсуждение обозначенных характеристик.
  5. Происходит выработка договоренностей.
  6. Фиксация договоренностей в виде сетевого договора. Обычно предлагается по завершению консультирования оформить реальный договор, подписать его и разместить на видном месте.
  7. Подведение итогов.

Процесс детско-взрослого консультирования более труден и менее предсказуем в организации, по сравнению с индивидуальным консультированием, и требует от консультанта более тщательного отношения к словам, наличия навыков решения, модерирования и арбитража конфликтных ситуаций.

Также хорошим вспомогательным средством в работе при сетевом консультировании является использование сетевых графических сервисов, документов Google, которые позволяют организовать совместную работу над объектами - рисовать, создавать тексты, презентации. Совместная деятельность в сети помогает субъектам опосредованно вывести решение конфликтов в новую, конструктивную плоскость, а обращение к совместной деятельности после подписания совместных договоренностей – это шанс применить новые правила в деятельности и присвоить их, почувствовать взаимную поддержку и принятие. Получать поддержку, позитивное подкрепление – всегда важно, а родителям особого ребенка – вдвойне. Это позволяет родителям поверить в свои силы, в возможности ребенка.

Для этого в рамках сетевого консультирования родителей, детско-взрослого консультирования, мозгового штурма можно использовать

«Позитив-сервис» и непрямые формы просвещения

«Позитив-сервис» - простой прием в организации сетевого взаимодействия с родителем, идея которого заключается в том, что в ходе общения родители получают позитивные сигналы или способствуем созданию ситуации, когда он может поделиться хорошими новостями, событиями, связанными с ребенком. Это может быть большие фрагменты в консультировании, когда мы говорим только о хорошем. Или наоборот, маленькие фразы, смайлы, где мы подмечаем удачные решения, находки, мысли родителя как в отношении ребенка, так и в отношении понимания ситуации. Таким образом, родители учатся находить и подмечать минимальные позитивные продвижения ребенка.

Как это организуется?

  • Вплетение «смайликов», знаков, позитивных слов, фраз в тексты
  • Похвала может предшествовать, а затем подкреплять разбор трудной ситуации
  • Специально организованный момент для родителя, когда мы подводим его к тому, что он должен описать успех ребенка.

Главное, чтобы позитив был искренним и шел от сердца, только тогда он становится источником развития и поддержкой.

Непрямые техники просвещения – еще один подход в сетевых коммуникациях, который также является эффективным в организации сопровождения и поддержки родителей. Суть его в том, чтобы в ненавязчивой форме преподнести новые технологии, донести определенный подход. Это используется в работе с родителями, когда необходимо вселить уверенность, показать оптимальный способ, культурный образец, изменить негативную родительскую установку.

Для этого в сетевом взаимодействии есть ряд способов:

  1. Предоставление ссылки на интересный материал для ознакомления.
  2. Включение в разговор цитат, притч.
  3. Использование в разговоре личностных историй успеха других родителей, столкнувшихся с подобной ситуацией, и действовавших в ней определенным образом.
  4. Использование аватар, подписей в статусе консультанта в сети и других средств сетевой презентации консультанта, которые видят родители при общении.

Заключение

Мы описали базовые приемы, которые были использованы в организации поддержки семьи особого ребенка, и которые привели нас к успеху. Включение сетевых форм поддержки в общий комплекс мероприятий по сопровождению ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи позволило нам:

  • Наладить постоянный контакт родителей со школой, психологом
  • Сделать родителя активным участником сопровождающих мероприятий
  • Дать родителю инструменты поддержки собственного ребенка
  • Повысить уверенность родителей в собственных силах и сформировать позитивный взгляд на ситуацию
  • Добиться более яркой позитивной динамики развития ребенка и его оптимальной социальной адаптации
  • Сделать родителей активными проводниками инноваций в школе, активными участниками школьного родительского сообщества

Полученные результаты показывают, что использование сетевых практик коммуникации на основе чата в комплексном сопровождении, дает психологу возможность более эффективно осуществлять поддержку семьи ребенка с особыми образовательными потребностями.

Подробнее познакомиться с описанием приемов сопровождения семей, имеющих детей с особыми потребностями и результатами, можно в Истории успеха "Вместе и навсегда", где описывается опыт работы с одной семьей.


Соцобраз:Истории успеха/Болсуновская Надежда