Скайп-чат Подготовка школьного летнего лагеря для ученического самоуправления. С чего начать

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Чат-конференция: «Подготовка летнего лагеря ученического самоуправления. С чего начать?»

  • Автор: Владимир Геннадьевич Игишев, Москва
  • Дата проведения: 27 февраля 2009 года
  • Задача чат-конференции: Обсудить основные подходы к подготовке сбора актива ученического самоуправления в период летних каникул. Определиться с целями и задачами данного значимого мероприятия для внеклассной работы на весь учебный год, планом подготовки вожатых и программой сборов.
  • Для кого: Организаторов летнего отдыха, руководителей ДОО, вожатых, педагогов дополнительного образования;
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу и общаемся друг с другом и с автором мастер-класса в Skype-чате: (адрес: vladim_nivo) 27 февраля с 10.30 до 11.30 часов по московскому времени.

Об авторе:

Владимир Игишев - тренер - консультант в области развития персонала и гражданского образования, а также менеджер социальных и образовательных проектов и программ, реализуемых НКО, бизнесом и государством. Научный интерес - социокинетика (изучает развитие институционально оформленных инициативных групп различных слоев населения с целью влияния на общество). В его активе - разработка и внедрение таких проектов как «Школа молодого лидера» - создание региональной системы довузовской подготовки государственных и муниципальных служащих, «Будущее УРАЛСИБа» - унификация процессов подбора персонала на конвейерные позиции ФК УРАЛСИБ, «Стратегия Успеха» - теоретическое обоснование, разработка и внедрение социально-ориентированной программы по выявлению, поддержке и развитию одаренности детей-сирот, их успешной адаптации в обществе. Автор программ летних лагерных смен для актива молодежи: "Академия лидерских наук", "Я - гражданин", "Корпорация Юниоров", более 10 лет являлся директором молодежных образовательных лагерей-кемпингов в Томске, Подмосковье (Истра), Лазаревском (Краснодарский край), экспертом конкурса вариативных программ летнего отдыха и оздоровления детей в Тюменской области.

Авторский блог "Неформальное образование и социализация молодежи", на страницах которого можно найти материалы, посвященные вопросам управления командой и проектной деятельности.

Нормативно-правовая база системы отдыха и оздоровления детей в РФ

Государственную политику в области летнего отдыха и оздоровления школьников реализует федеральный управленческий штаб отрасли — Министерство образования и науки РФ. В его ведении — разнообразные аспекты организации каникулярного отдыха детей, экспертиза воспитательных программ, организация их конкурсов, развитие разнообразной сети лагерей, кадровое и методическое обеспечение их деятельности. А кроме того, — укрепление партнёрских контактов с другими ведомствами и государственными учреждениями, ибо только на межведомственной основе можно успешно решать многообразные проблемы детского отдыха, оздоровления и трудовой занятости. Особое внимание Министерство образования и науки РФ уделяет созданию прочной нормативно-правовой основы функционирования системы отдыха и оздоровления детей, совершенствованию ведомственной базы, приведению её в соответствие с изменениями в законодательстве РФ и в правовых документах межведомственного уровня. Сегодня, например, детский летний отдых базируется более чем на 20 законодательных актах:

  1. Федеральный закон ФЗ-98 от 28.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 122-ФЗ от 22.08.2004 г. и 170-ФЗ от 21.12.2004 г.);
  2. Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ с изменениями от 21 марта 2002 г. и 22.08.2004 г.);
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  4. Семейный кодекс Российской Федерации (от 29 декабря 1995 г. с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.);
  5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г.) (с. 35);
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции ФЗ-P122 от 22.08.2004 г.);
  7. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;
  8. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.);
  9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ);
  11. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.);
  12. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции»;
  13. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей»;
  14. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  15. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей»,
  16. а также законодательство о земле, некоммерческих организациях; Бюджетный кодекс Российской Федерации и др.

В прошлом году принят Федеральный закон № 170 от 21 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Этим документом закреплён правовой статус системы отдыха и оздоровления детей в России. В нём законодательно закреплены понятия «отдых и оздоровление детей».

Проблемное поле:

Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление - и даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.

  • «Ученическое самоуправление создает благоприятные условия для гражданского воспитания школьников, – пишут авторы статьи «Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества» (А.Прутченков, И.Калиш, О.Солодова). – За годы учебы ребятам важно попробовать самые разные роли: организаторов клубов, творческих объединений, ассоциаций, руководителей и корреспондентов телевидения, радио, газет, избирателя и избранного в руководящие органы. Почувствовать себя людьми, от которых многое зависит».

Подготовка летней смены - основные этапы и направления деятельности. Вопросы к обсуждению:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Правовые основы работы вожатого в лагере. Правила взаимодействия в лагере.Правила лагеря. Техника безопасности

Предложите ссылки на ресурсы по этим темам или задайте вопрос:

2. Логика развития смены. Основные периоды. Основы возрастной психологии. Специфика работы с разновозрастным отрядом. Конфликтология. Самоуправление в отряде.

Предложите ссылки на ресурсы по этим темам или задайте вопрос:

  • ...

3.Командообразование. Игротехника. Аниматорская работа. Лидерство и антилидерство.

Предложите ссылки на ресурсы по этим темам или задайте вопрос:

4.Методика проведения КТД. Обратная связь

Предложите ссылки на ресурсы по этим темам или задайте вопрос:

5.Тайм-менеджмент.Публичное выступление. Имидж вожатого. Социальное проектирование

Предложите ссылки на ресурсы по этим темам или задайте вопрос:

Банк идей и лучшего опыта

Профильные лагерные смены на базе Детского оздоровительно-образовательного центра "Лесная сказка", в котором собрался актив ребят из общеобразовательных школ Щёлковского муниципального района.


Что узнали интересного в ходе скайп-конференции: Разместите свои мнения

Отчет о чате:

Vladimir: Привествую всех, участников тренига педагогв доп.образования, в том числе!

oksana_petrovva: добрый день!

Vladimir: Дамы и господа! Попробуем сформулировать задачи на сегодня:

Vladimir: Поделиться опытом организации летних легерных смен для школьного актива... Светлана Одегова: Добрый день!

Vladimir: Определиться с целями таковой деятельности...

Vladimir: Этапами подготовки

Vladimir: и нашими сетевыми возможностями

Vladimir: Первый блок вопросов при подготовке лагерной смены: - Правовые основы работы вожатого в лагере. - Основные документы - Правила взаимодействия в лагере - Правила лагеря - Техника безопасности

Vladimir: Итак начали с этапов подготовки программы... В процессе выдачи информации предлагайте свои варианты

Vladimir: второй блок вопросов: - Логика развития смены. Основные периоды - Основы возрастной психологии - Специфика работы с разновозрастным отрядом - Конфликтология - Самоуправление в отряде

Vladimir: третий блок вопросов: - Командоформирование - Игротехника - Аниматорская работа - Лидерство и антилидерство

Vladimir: четвертый блок программы подготовки: - Методика проведения КТД - Обратная связь

Vladimir: пятый блок: - Тайм-менеджмент - Публичное выступление - Имидж вожатого - Социальное проектирование Vladimir: шестой блок программы подготовки к лагерной смене: - Основы первой медицинской помощи - Подготовка к аттестации

Vladimir говорит: все эти этапы относятся к подготовке летних смен вообще и для актива, в частности...

Баранова Екатерина: спасибо

Vladimir говорит: чем же отличается подготовка лагеря для актива?

Тимонова Людмила Викторовна: Добрый день. Пока ничего не понятно, как в ситуации, когда ты включаешься в середине

Vladimir: комментируем вышесказанное, дорогие участники!

Vladimir: Задача: обсудить программут подготовки к летним лагерным сменам для актива ученического самоупраления!

Vladimir говорит: Прогрмма подготовки летнего лагеря для актива отличается сожержательной стороной вопроса... самой смены

Vladimir: и потому мы переходим к целям лагеря актива...

Vladimir: что может быть основной целью проведения такового лагеря?

Тимонова Людмила Викторовна говорит: я пока не готова, нужно прочесть какой-нибудь материал по данной теме. Посмотрю потом историю чата, тогда отвечу. Извините

Vladimir: ждем вас...

Vladimir: если есть у вас опыт работы в лагере для школьников было бы интересно его осудитить :) Тимонова Людмила Викторовна: очень давнийййййййй

Брусницына Галина говорит: Здравствуйте, всем. Очень жаль, что могу принять участие в тренинге и мастер-классе по остаточному принципу. Целую неделю идут курсы по проекту НР. Очень рада, что получается и нравится, что появляются вопросы.

Vladimir: Даже давний, может быть самым актуальным сегодня :)

Vladimir: Любое участие важно :)

Баранова Екатерина: есть очень хороший источник, но в печатном варианте-метод.пособие белгородских коллег:Шаповалова Н.А.Технология обучения команды актива.Белгород,2007

Vladimir говорит: спасибо... посмотрим и его

Тимонова Людмила Викторовна говорит: я сначала прочту материал. Отвечу потом, по истории чата. Спасибо

Оксана Петрова: Екатерина Ивановна, а в странцу мастер-класса сможете разместить эту ссылку и краткую аннотацию разделов и ваше мнение - чем особенно полезна эта книга?

Vladimir: Основные воспросы для лагерных смен ученического самоуправления:

  1. цели школьного ученического самоуправления
  2. нормативно-правовая база школьного ученического самоуправления
  3. модели школьного ученического самоуправления
  4. технологии создания системы ученического самоуправления в школе
  5. школьное ученическое самоуправление как правозащитная структура
  6. использование технологии «восстановительного правосудия» в деятельности школьного ученического самоуправления

Оксана Петрова: Людмила - каждый принимает такое участие, которое ему наиболее комфортно!

Оксана Петрова: поэтому ждем Вашего мнения после

Vladimir: очень важно на страницу мастре-класса разместить аннотацию метод.пособий...

Vladimir: одну из них рекомендовал уже - это «Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества» авторы: А.Прутченков, И.Калиш, О.Солодова

Vladimir говорит: Natalja Malinka пишет... Организация летней оздоровительной работы - одно из важнейших направлений воспитательной работы в школе и учреждениях дополнительного образования. Как варианты организации детей среднего и старшего возраста можно предложить следующие виды работ:

  1. благоустройство школьного парка;
  2. оформление школьного музея;
  3. подготовка классов;
  4. благоустройство территории поселения;
  5. шефство над братским захоронением.

Баранова Екатерина: Связь ученического самоуправления с общественными организациями детей, т.к. часто их деятельность дублируется, что весьма ошибочно

Vladimir: и в то же время, очень дополняют друг-друга...

Оксана Петрова: да, Екатерина! и наверное это одна из тем мастерской

Vladimir: это же социальные практики гражданственности...

Vladimir: самоуправление учащихся - это скорее прообраз деятельности ОО

Баранова Екатерина говорит: очень богатый опыт самоуправления у коллег из Петрозаводска

Vladimir: вопросы внутренних коммуникаций в команде и ответственности за взятые обязательтсва - это вопросы отработки в ходе смены для актива

Vladimir: поделитесь даным опытом, пожалуйста :)

Баранова Екатерина: Спасибо, Оксана за совет

Vladimir: такой опыт есть и в Москве [10:55:42] Vladimir говорит: в частности, у Дома десткий общественных организаций [10:56:07] Vladimir говорит: «ДОМ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» Адрес: 105058, г.Москва, Фортунатовская ул., д.14 Телефон: +7 (499) 785-02-48 Факс: +7 (499) 166-99-90 E-mail: Ddoo.mos@mail.ru

Vladimir: сейчас у них проходит Школа вожатых и они с радостью поделятся опытом организхации смен школьного актива

Оксана Петрова: намечаются статьи - которые обобщают этот опыт - конкретный... со ссылками на то, что есть в сети. Хорошая деятельность сообщества на март :)

Vladimir: Наталья Малинка предложила определиться с темами самимх смен

Vladimir говорит: что так же очень важно!

Vladimir говорит: благоустройство школьного парка; оформление школьного музея; подготовка классов; благоустройство территории поселения; шефство над братским захоронением.

Vladimir: думаю, к этому можно добавить следующие:

Vladimir: развитие классного коллектива можно по Лутошкину "Ступени развития коллектива" внутреколлективные дела на командообрзование http://docs.google.com/Doc?id=dfczmxsv_473hfnhxqfj это из копилки "Школы вожатых" дома детских общественых организаций для статьи точно наберем!

Vladimir: http://docs.google.com/Doc?id=dfczmxsv_468f9m6c6cj&hl=en

Vladimir говорит: Это ссылка на методику организации легерного мероприятия Что такое мероприятие. Этапы подготовки:

  1. Тема, цель, задачи.
  2. Форма мероприятия.
  3. Факторы успешности.
  4. Сценарий.
  5. Памятка организатора.
  6. Мероприятие.
  7. Оценка успешности мероприятия.

Vladimir говорит: и, конечно, очнень важно в лагере для актива распределить роли в команде и провести коллективное планирование дел на весь учебный год!

Баранова Екатерина: Б.В.Куприянов,профессор из Костромы предлагает проводить авторские лагеря,где главной целью является проявление ребенком себя в жизнедеятельности лагеря в качестве автора какой-либо деятельности или дела

Vladimir: Отлично! Это оябязательно включим в сборник и разместим ссылку на странице мастер-класса:)

Vladimir: костромской опыт очень богатый

Vladimir: а как подготовить такой лагерь?

Vladimir: вот что важно!

Vladimir: как подготовить для него вожатых? какие они должны быть?

Vladimir: мы сегодня говорили об этапах подготовки вожатых к лагерю и тех вопросах, которые они должны пройти

Баранова Екатерина: Проведение такой авторской смены требует особой подготовки, в частности готовность взрослых быть авторами и способность научить этому детей

Vladimir: тогда, главный принцип отбора пед.состава будет: атвор сам - автора вырости!

Vladimir: тогда, видимо, нужно будет провести конкурс авторских програм и проектов, реализованных в течение года?

Баранова Екатерина: Да,очень подходящий принцип,лозунг лагерной смены

Vladimir: но как сделать актив такого лагеря - командой? ведь каждый - звезда!

Vladimir: это самый трудный момент...

Vladimir: какие принципы взаимодействия заложить в основу такого лагеря?

Vladimir: предлагаю: принцип самоопределения и соавторства...

Vladimir: и еще: моя свобода самовыражения заканчивается там, где начинается свобода самовыражения другого!

Баранова Екатерина: нужно вместе разработать,принять принципы взаимоотношений и соблюдать их,жить по ним,прописать их в договоре

Vladimir: отлично... и тогда мы говорим о том, что в начале было слово!

Vladimir: перед сменой мы должны будем провести большую работу не только с вожатыми, но и детьми и родителями детей...

Баранова Екатерина говорит: вспомните христианский принцип- поступай с другим так, как хочешь,чтобы поступали с тобой

Vladimir: в части создания и оформления такого общественного договора

Vladimir: да-да, только мы должны беди его закрепить в конкретном формальном документе

Vladimir: Это могут быть "Правила участия в лагере актива", например...

Vladimir: или "Договор согласия"

Vladimir: такие мы делали на смене "Академия лидерских наук" в Томске

Vladimir: http://dup.tomsk.ru/index.php

Vladimir: и в лагере Детско-юношеского парламента ТОмской облаcти

Vladimir: в таком договоре пописать все взаимообязателства сторон... и принципы деятельсности смены

Vladimir: прописать факторы успеха смены

Баранова Екатерина говорит: хорошо бы включить в программу лагеря дела,развивающие толерантность

Vladimir: как ее развить уже в период подготовки?

Vladimir: ведь это может быть и принципом лагеря и олдельной темой учебы вожатых и учебной программы лагеря

Vladimir: наверное, через принцип поддержки индивидуальности

Vladimir: котрый заложить в период отбора вожатых, в том числе

Баранова Екатерина: есть тренинги у психологов по толерантности

Vladimir: ну да, мы разместим ссылки на них на странице мастер -класса

Vladimir : предложите свои :)

Vladimir: какие еще темы важны для лагеря актива

Vladimir: договориться заранее обо всех творческих конкурсах и фестивалях, которые проуйдут в течение учебного года и сделать им страт на летней смене.. и тогда будет понятно заранее, кто и чем дует заниматься:)

Vladimir: и помните о том, что в этом году в РФ Год молодежи!

Баранова Екатерина: можно включить темы, посвященные решению конфликтов,технологиям организации и проведения различных дел, еще детей волнуют проблемы ,связанные с завоеванием авторитета в команде

Vladimir: http://socobraz.ru/index.php/C%D0%BA%D0%B0%D0%B9%D0%BF-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_2009_-_%D0%93%D0%BE%D0%B4_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%A4/%D0%98%D0%B3%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%B2_%D0%92%D0%93

Vladimir: это ссылка на чат-конференцию по празднованию Году молодежи в РФ

Vladimir говорит: отлично! по конфликтолиии отдельная тема...

Баранова Екатерина: Спасибо!

Vladimir: будем и на такой опыт размещать ссылки:)

Vladimir: Спасибо, Екатерина! За активность и участие! И всем, кто был с нами в это час надеюсь, что наш опыт будет полезен всем, кто работает летом в выездных лагерях...

Баранова Екатерина говорит: еще очень злободневная проблема работы с активом- мотивация

Vladimir: мы открыты для общения... темы обозначены и по всем тем вопросам, кторые были поставлены есть материалы, кторые мы будем пополнять на странице чата..

Баранова Екатерина: Спасибо за интересное и полезное общение

Vladimir: по мотивации я сделаю отдельную подборку... и размещу на странице:)

Vladimir говорит: спасибо! До встречи!

Баранова Екатерина: До свидания [