Скайп-чат тренинга для социальных педагогов 20 ноября 2008 года

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Вернуться Подводим итоги третьего дня обучения педагогов трех целевых групп

Тренинг Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социального педагога/18-20 ноября 2008

Участники

Мнения, идеи...

  • Черняева пишет: тренинг для меня вообще новое дело, поэтому интересно, да и те проблемы, которые есть у нас, наверное созвучны проблемам другим, поэтому хочется обсудить
  • Marina V. Hramova говорит: Действительно социальный педагог работает в основном с детьми группы риска, но например как Вы относитесь к тому, что к этой группе риска всек чаще попадают дети из материально благополучных семей или семей среднего достатка для которых комп становится средством суррогата общения, замены родительского внимания..
  • Александр Лобок говорит: Да, для меня существование социального педагога в нашей системе образования - весьма рискованное занятие. Блог "социальные педагоги как группа риска"

  • Кузьмичева Марина Юрьевна говорит: в Карелии идет массовое сокращение социальных педагогов - новая система оплата труда у нас. Функции передают классным руководителям
  • Наталия Киселева говорит: А у нас, в Мурманской области, пока ожидание этой самой новой оплаты труда. перемены будут с января.
  • Надежда Шпарута говорит: а мы в предыдущем чате обсуждали проблему отствия профессионалов - социальных педагогов. Во многих школах - это совместители, учителя - классные руководители и т.д.
  • Наталия Киселева говорит: мне кажется, во многом определяет отношение администрации школы к вопросам социальной педагогики в школе. кадровые вопросы решаются директором. постарайтесь убедить в необходимости сформированной и действующей социально-психологической службы в школе. тем более, в наше время, когда социальный уровень многих россиян падает....
  • Александр Лобок говорит: Надежда, мне кажется, вопрос не просто в отсутствии профессионалов-социальных педагогов, а в том, что деятельность социального педагога в принципе очень плохо вписывается в организационные схематизмы современной школы.

  • Александр Лобок говорит: Интересно было бы узнать - есть опыт действительно эффективной социально-психологической службы в школе? А еще более интересно было бы, чтобы кто-то рассказал про опыты неэффективных социально-психологических служб. Чтобы поразмышлять над тем, что мешает этим службам (с прекрасными идеями) быть эффективными. Есть ли в организационных механизмах школ, что-то, что "сопротивляется" полноценной работе социального педагога.
  • Воронин Сергей Борисович говорит: Знаете, насчёт эффективных социальных служб, это очень сложный вопрос. В школах часто на социального педагога складывают всё, что только можно. Сам сталкивался. Даже тот факт, что классные руководители думают, что если ребёнок поставлен на учёт, то им должен заниматься только соцпедагог - уже плохо. Ведь ребёнок не уходит из класса. да и кто может лучше знать ученика - классный руководитель или соцпедагог, отвечающий за всю школу
  • Воронин Сергей Борисович говорит: Кстати, в одной школе на соцпедагога свалили полное управление вечерней школой на основании того, что там много детей из неблагополучных семей. Так что, чем приходится заниматься соцпедагогу - очень различные ситуации.

  • Александр Лобок говорит: Классическая школьная схема работы (и отчетности) строится не как проектная. А социальный педагог - по сути проектант. Отсюда и разрыв. Отсюда и мучения. Как померить эффективность социального педагога? Как встроить его деятельность в стандартные схемы отчетности? Ведь здесь результатом является сам энтузиазм школьников, вовлекающихся в те или иные проекты! А энтузиазм отнюдь не является привычным для школ параметром отчетности. Потому, кстати, и сваливают на социального педагога все, что ни попадя...
  • Воронин Сергей Борисович говорит: Ну, это проблема не только соцпедагога, но и других педагогов. Что поделать, если у нас оценивают (вышестоящие) не энтузиазм и проектность, а результаты проверок и контрольных работ. О ЕГЭ уже не говорю (противно).
  • Александр Лобок говорит: Совершенно верно. "Нечем заняться". Но почему? Да потому что очень трудно содержательно описать то, что реально делает социальный педагог. Он же во многом работает с душой ребенка, с его внутренним миром - а это не опишешь для отчетности.
  • Кузьмичева Марина Юрьевна говорит: Служба состояла из замдиректора который совмещал еще и ставку социального педагога и психолога (пол-ставки), который вел учебные предметы. В результате работы практически не было. А уменя из этой школы одновременно пять детей было, на которых все учителя жаловались. Много пришлось потратить времени на педагогов, из школы практически не вылезала некоторое время. Классный руководитель одного из детей только в середине третьей четверти до мамы донес, что у ребенка одни двойки и прогулы (он в школе практически не появлялся, а в дневники сам себе хорошие оценки за четверть ставил, чтобы маму не огорчать). Ему второй год грозил, если бы оставили - вообще бы из школя ушел.
  • Воронин Сергей Борисович говорит: Да работа соцпедагога из тех, результаты которых почти не видны (кроме отчётной документации), поэтому и приходится составлять кипы бумаг для более чем 10 инстанций
  • Наталия Киселева говорит: и еще, не забудьте, основной пункт отчета - количество проведенных бесед, количество консультаций. то есть, получается, чем больше, тем лучше....
  • Надежда Шпарута говорит: А это плохо?
  • Наталия Киселева говорит: Сергей Борисович, кипы отчетности в настоящее время - наша реальность. Да, Надежда, проблема в том, что постоянно находишься в состоянии выбора - либо реальное дело, либо оформление документов....
  • Александр Лобок говорит: Вот то, о чем написал Сергей Борисович - это и есть самая главная трагедия того несовпадения форматов, о котором я говорю. Представьте, если бы священнику приказали заполнять кипы отчетности по материалам проведенных им исповедей и причащений....
  • Воронин Сергей Борисович говорит: Да. Знаете, мне говорят, что нужно составлять не менее 1 акта посещения семьи для детей стоящих на учёте в месяц. а я не вижу смысла тревожить людей, если у ребёнка всё нормально с учёбой, посещением и поведением.
  • Наталия Киселева говорит: у нас та же история, причем посещать детей обязали классных руководителей отдельно, социальную службу отдельно и еще патронаж совместный....
  • Александр Лобок говорит: Конечно, когда "чем больше, тем лучше" - это плохо. Однозначно плохо. Потому что человек не безразмерен. И чем больший контингент охватил социальный педагог или психолог - тем однозначно хуже его работа.
  • Воронин Сергей Борисович говорит: Но нужно отметить, что кипами бумаг завален и директор, и завуч. Над школой давлеет такой груз бюрократии, что скоро все не выдержат. Тем более, что сейчас ставки соцпедагогов и педагогов-психологов стали сокращать.
  • Кузьмичева Марина Юрьевна говорит: Мне кажется дело в том, что большинство документов не я вляются рабочими документами, а составляются только для того чтоб "Было". Я на документы много времени трачу, но они для меня рабочие и оправдывают временные затраты на их составление
  • Кузьмичева Марина Юрьевна говорит: Мне с начальством повезло - лишних бумаг не требует составлять

Коллеги!Позвольте развернуть наш разговор в сторону сетевых сообществ! Все таки, что же может среда, новые инструменты! Чем помогут соцпедагогу?

  • Наталия Киселева говорит: общение!!!!!! обмен полезной информацией!!!!! наработки, которые есть у каждого. возможно, совместно создадим структуру, общий алгоритм взаимодействию. плюс электронная база данных.
  • Александр Лобок говорит: Вот то, что сейчас начало происходить в нашем разговоре - это и есть то самое главное, в чем может состоять сетевое взаимодействие, сетевое сообщество. Сеть возникает только тогда, когда мы становимся ЛИЧНОСТНО интересны друг другу, а вовсе не тогда, когда обмениваемся какой-то информацией и ссылками на источники с информацией.
  • Воронин Сергей Борисович говорит: Сетевые сообщества соцпедагогу (да и любому педагогу) просто необходимы. Сейчас мы стали постоянно сталкиваться с проблемой, что дети нас не слушают и не хотят узнавать ничего нового. Для многих Интернет - это только игры и чаты. И нужно показать им другую сторону интернета, которая не только полезна, но и ИНТЕРЕСНА (проекты СоцОбраза в этом просто класс)
  • Александр Лобок говорит: Человек и так живет в мире, перегруженном информацией. Но вмсте с тем - он невероятно одинок. И у него не информационный дефицит, а дефицит понимания. Дефицит тех, по отношению к кому он мог бы бы безорпасно разворачивать свое "Я" (в том числе, профессиональное). Из этого только и возникают реальные сообщества - сообщества людей, которые внутренне доверяют друг другу и готовы совершать усилие к пониманию и диалогу.
  • Наталия Киселева говорит: Вот именно, как раз и нужно в огромном потоке информации научиться находить необходимую!!! для этого тоже полезны сетевые сообщества.
  • Александр Лобок говорит: Кстати, не соглашусь с тем, что для детей интернет - это только игры и чаты. В интернете есть очень много вполне вменяемых детей, которые ведут потрясающе интересные дневники и готовы вступать в глубокое, содержательное общение со взрослым миром. Вот только взрослым зачастую это почему-то не интересно.Или взрослые просто не подоревают о существовании такой реальности, видя лишь "пену" интернета.
  • Кузьмичева Марина Юрьевна говорит: Верно, но заинтересованность то общая должна быть. А цель реальной, конкретной и достижимой. Сводить роль сетевого сообщества - к объединению информационных ресурсов, мне кажется слишком узко.
  • АлександрЛобок говорит: Оттого я и пытась сегодня раскрутить проект "Инт-тинейджер" , в котором предлагаю начать поиск тех "жемчужных крупиц" подросткового интернета, которые нам попросту неизвестны. *Кузьмичева Марина Юрьевна говорит: Активность резко как-то упала? Мы заканчиваем чат?
  • Александр Лобок говорит: Да нет, я думаю, что народ просто призадумался. И лично мне это очень нравится. Я вообще полагаю, что общение состоятельно только тогда, когда мы не боимся думать. А, значит, не боимся время от времени молчать. В том числе, когда общаемся с подростком. Для меня социальный педагог, который умеет продуктивно молчать с подростком - это высший пилотаж и высшая ступень сформированного доверия.
  • Александр Лобок говорит: Важно только, чтобы после периода молчания разговор возобновлялся; при том не обязательно в тех формах, в которых он происходил до сих пор.
  • Кузьмичева Марина Юрьевна говорит: Согласна. В моей практике была ситуации, когда ребенка так достали взрослые, что он просто отказывался общаться с ними вообще. Мы с ним два месяца учились разговарить, поэтапно. Получилось, потом не остановить было.
  • Александр Лобок говорит: Вот в том-то и дело. А чего мы боимся? Почему мы торопимся говорить там. где хочется помолчать? Да потому, что мы все время думаем, что нас кто-то оценивает. А это ловушка и для педагога, и для психолога.
  • АлександрЛобок говорит: Да это же крик практически каждого подростка: взрослые "достают" своими разговорами и нотациями. А вот на усилие понимания ресурса чаще всего и не хватает. А ведь в момент усилия к пониманию мы неизбежно молчим.Когда мы не торопимся дать рекомендацию, не торопимся дать совет - мы тем самым показываем, насколько реально сложная ситуация. На нее нет готового решения. И это - условие диалога. Ну нет у меня в кармане готового "приемчика", с помощью которого я могу помочь человеку, оказавшемуся в сложной ситуации. А мы прост обожаем раздавать направо и налево готовые советы, которые, чаще всего, просто "не попадают в формат", проходят "мимо" тех реальных душевных переживаний, которые мучительно пытается до нас донести наш собеседник.
  • АлександрЛобок говорит: Но еще очень важно, чтобы мы решались размышлять вслух об опыте непростого становления нашей самодостаточности. А нам очень часто не хватает рефлексивной честности перед самими собой.
  • Надежда Шпарута говорит: Дорогие участники! У нас осталось несколько минут: НО…..

У нас есть еще вопрос чата: В чем Вы видите суть сетевого взаимодействия с родителями учащихся и коллегами учителями.

  • АлександрЛобок говорит: Надежда, а не кажется Вам, что на Ваш вопрос мы уже ответили? Вот то, что у нас произошло только что, когдамежду нами завязались содержательные микрокоммуникации - это и есть суть сетевого взаимодействия. А если вы заглянете на тот форум (на странице Интернет-педагог), на который я уже ссылался - вы увидите там еще один пример становления такого реального предметного сетевого взаимодействия в масштабе одной школы
  • Кузьмичева Марина Юрьевна говорит: И еще, напоследок, фраза одной моей коллеги, которая мне очень нравится "У ребенка нет проблем, у ребенка есть потребности. Проблемы - у взрослых". Всем спасибо, мне было очень интересно
  • АлександрЛобок говорит: и зависит эта содержательность вовсе не от формы. а исключительно от содержательности тех людей, которые вступают в диалог

И еще: возникнет или не возникнет содержательная сетевая коммуникация - это, к сожалению (или к счастью) нельзя запланировать. Потому что зависит это исключительно от того, кто вступает в эту коммуникацию и от их деятельностных усилий.


Также рекомендуем познакомиться - Александр Лобок разместил размышления о скайп-чате