Современные подходы к разработке программно-методической продукции

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Интернет-мастер-класс "Современные подходы к разработке программно-методической продукции"

  • Авторы: Коблова Светлана Витальевна, Новикова Светлана Васильевна, Дмитриевская Ирина Алексеевна, г. Нижний Тагил.
  • Дата проведения: октябрь 2011 года
  • Цель мастер-класса: развитие профессиональной компетентности в области разработки программно-методической продукции.
  • Для кого: Специалисты системы дополнительного образования.
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу и общаемся друг с другом и с авторами мастер – класса в Skype-чате, время будет сообщено дополнительно. Наш скайп: gddut.

Об авторах

  • Коблова Светлана Витальевна, методист городского Дворца детского и юношеского творчества, г. Нижний Тагил
  • Новикова Светлана Васильевна, методист городского Дворца детского и юношеского творчества, г. Нижний Тагил
  • Дмитриевская Ирина Алексеевна, методист городского Дворца детского и юношеского творчества, г. Нижний Тагил

Участники:

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу

Часть 1. Современные подходы к содержанию программ дополнительного образования нового поколения

Программа дополнительного образования детей — основной документ педагога

Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней: — определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса не весь период обучения; — отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности; — организационные нормативы работы детского объединения. Существует множество вариантов определения понятия «образовательная программа», вот три из них: — документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования; — это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты; — документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию их достижения и предполагаемый конечный результат. Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

Характеристика программ

Программы нового поколения ориентированы на различный возраст детей (от дошкольного до старшего школьного). Большинство из них рассчитано на 3 и более лет обучения.

К положительным аспектам программ следует отнести следующее:

  • многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретической, практической, исследовательской, опытной, игровой и др.
  • разнообразие форм организации образовательного процесса (традиционных - лекции, семинары, практикумы, экскурсии, конкурсы, турпоходы и нетрадиционных -презентации, ток-шоу и др.)
  • индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
  • многообразие форм подведения итогов реализации образовательных программ (выставки, фестивали, соревнования, конференции, концерты и т.д.);
  • посильный для каждого ребенка уровень освоения программы.

Четко сформулированы цель и задачи, которые подразделяются на образовательные, развивающие, воспитательные.

Программы построены с учетом психологических особенностей различных периодов детского возраста. (Авторы программы против такого подхода к изучению предмета, при котором ребенку навязывают уже сложившиеся оценки предметов и явлений. Психика ребенка, его представления о реальном мире вещей еще не готовы к пониманию и осознанному «взрослому» восприятию академической информации. От такого давления страдают такие качества детской души, проявляющиеся в любом творчестве -фантазия, воображение, сказочность, непосредственность проявления чувств, стремление самостоятельно понять и освоить окружающий мир).

Очень важным педагогическим принципом программ является их социальная направленность – активное вовлечение родителей в образовательный процесс. Таким образом, содержание программ содействует решению одной из наиболее острых социальных проблем – созданию условий для приобщения родителей к общечеловеческим ценностям и обеспечения эмоционального благополучия через вовлечение их в совместную творческую деятельность вместе с детьми.

Ожидаемые результаты обучения по данной программе условно делятся на:

  1. развитие личностных качеств;
  2. общекультурных;
  3. специальных знаний, умений, навыков.

Основные методы для реализации программы проблемный, частично-поисковый и исследовательский.

Для реализации программы в полной мере используются возможности учреждений науки, культуры и т.д.

Четко прописаны итоговые формы контроля.

Требования к знаниям, умениям, навыкам прописаны в каждой теме.

Основные отличия программ нового поколения

Интеграция основного и дополнительного образования

Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

В документе говорится, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся …» (Концепция модернизации …) В связи с этой задачей СОШ, восполняя дефицит кадрового потенциала, устанавливает прочные взаимоотношения с ВУЗами, ССУЗами и УДОД.

Мы уже достаточно четко понимаем, что такое интегрированные уроки или занятия, но понятие «интеграции» в словосочетании «интеграция СОШ и УДО» все еще является предельно размытым. Сегодня под этим словосочетанием фигурируют как перечни общих для СОШ и УДО воспитательных и концертных мероприятий, так и сложные системы взаимодействия СОШ и УДО на уровне образовательного процесса.

А это значит, что интеграция основного и дополнительного образования предполагает выход отдельных тем, разделов ОП дополнительного образования на предметы школьного курса. Что соответственно предполагает знание педагогом ДО программ школьного курса по своему профилю деятельности.

Примеры

Тема: Радиоволны, радиоприем. Радиоволны–электромагнитные колебания. Диапазоны радиволн. Колебательный контур. Электрический резонанс. Антенна и заземление.Магнитная Антенна. Детекторный приемник. Усилители радиочастотного сигнала. Приемник прямого усиления. Практические схемы приемников. Программа «Радиоконструирование».

Тема: Аэродинамика малых скоростей. Понятие о сопротивлении воздуха. Число Рейнольдса. Подъемная сила. Поляра крыла. Профиль крыла. Виды полета. Программа «Авиамоделирование».

Вывод: в программах должен быть выход на межпредметный и надпредметный уровни содержания, обеспечивающие формирование функциональной грамотности и компетентности обучающихся (правовой, информационной, экологической, этической, художественной, физической культуры) и соответственно умений: исследовательских, проективных, рефлексивных.

Профессиональное самоопределение и предпрофильная подготовка Должны быть обязательно, особенно в долгосрочных ОП, выход на программы ВУЗа или колледжа. Переход к предпрофильному и профильному обучению в старших классах ориентирует на поиск более полного использования потенциала специалистов УДО в выявлении и развитии задатков и способностей подростков к будущей профессиональной деятельности.

Для каждой ступени основного образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль:

  • На этапе дошкольного образования – предшкольная подготовка;
  • Младший возраст–воспитание интереса к профессии и ремеслу.
  • Средний возраст–профессиональное самоопределение.
  • Старший возраст– предпрофильная подготовка.

В «Послании Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию РФ» говорится о Национальной образовательной стратегии, воплощением основной идеи которой является инициатива «Наша новая школа».

Первое направление стратегии – создание для детей возможности уже в школе раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высоко технологичном конкурентном мире. Долгосрочные образовательные программы дополнительного образования детей, рассчитанные на 5 и более лет обучения, ориентированные на несколько уровней освоения программ в соответствии с реализацией личностно-ориентированного подхода полностью соответствуют данной тенденции развития образования. Каждый обучающийся имеет возможность получить начальное профессиональное образование вне зависимости от того, станет ли это его профессией или нет.

Второе направление стратегии – выявление и поддержка талантливых детей.

Система мониторинга образовательного процесса, включающая в себя тщательную входящую, промежуточную и итоговую диагностику развития способностей обучающихся, позволяет не только обеспечивать качественное развитие обучающихся с различными способностями, но и своевременно выявлять одаренных детей, с которыми занимаются педагоги по программам, предполагающим повышенный уровень освоения материала (ОП творческих групп, индивидуальные образовательные маршруты).

Примеры

ОП «Экологическое моделирование» : Подготовка учащихся ориентирована на следующие виды будущей профессиональной деятельности: Научные исследования в области экологии и охраны окружающей среды в академических учреждениях и ВУЗах; Оценку воздействия на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности, проектирование мероприятий по охране природа и рациональному использованию природных ресурсов. Управление природопользованием в экологических службах ведомств, муниципалитетов, предприятий, в проектных организациях.


Проектная деятельность

Основные методы для реализации программы: проблемный, частично–поисковый и исследовательский. Проектная деятельность становится ведущей, особенно при индивидуальном обучении и при работе в творческой группе (одаренные дети).

Виды проектов:

  • Исследовательские
  • Творческие
  • Игровые
  • Информационные
  • Практико-ориентированные (социальные)

В программе прописаны темы творческих проектов, которые рассчитаны на разный уровень подготовки.

Проект может быть индивидуальным или групповым (классификация по числу участников).

Примеры В Учебно-тематическом плане, Содержании курса прописывается «Проектная деятельность» – 30ч. в год ОП «Радиоконструирование». Проектирование технических устройств. Понятие о проекте как самостоятельной творческой работе. Выбор идеи проекта с учетом его назначения. Порядок выполнения проекта: выбор темы, выбор конструкции изделия, планирование работы, изготовление, отчет о работе. Анализ и оценка работы учащимися. ОП «Многоликая кожа». Изготовление авторских моделей из кожи с использованием новых технологий. Выбор и обоснование темы разработки. Выбор технологии. Обоснование отбора материала и оборудования.

Основная педагогическая задача состоит в том, чтобы каждый воспитанник нашел способ реализации своих творческих способностей, внесенных из других видов декоративно-прикладного творчества.


Учебно-исследовательская деятельность

  • Интеллектуальные игры, состязания, конкурсы
  • Олимпиады
  • Исследовательские проекты
  • Экспедиции

Областной Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала»: разработка и защита исследовательских проектов.

Примеры ОП «Экологическое моделирование»:

Практические работы «Демографический анализ ценопопуляции одуванчика лекарственного на урбанизированной территории города», «Составление экологической карты города»

ОП «Многоликая кожа». Поисковая работа «Кожевничество на Урале». Работа с информационными источниками по истории развития промыслов на Урале. Посещение краеведческого музея с целью выявления центров скорняжного, шорного, сапожного и кожевенного производства. Оформление и защита исследовательской работы.



Разнообразие форм организации образовательного процесса

Важная часть курса - многодневные экспедиции в различные районы. Часы практики, предусмотренные ОП, вынесены на лето (экспедиции, работы на пленере и т.д.



Формы итогового контроля


Четко прописаны формы итогового контроля, которые зависят от формы организации образовательного процесса.

Пример Если в содержании программы рассматриваются исторические темы, возможно проведение тестирования (с учетом особенностей ДО!).

Одна из тематик курса по выбору учащегося становится его проектом, который он разрабатывает. И это является его выпускной работой, по которой будет оцениваться результативность усвоения данной программы.

В детских объединениях, реализующих программы по ИЗО, декоративно–прикладному творчеству в качестве зачета может быть подготовка и проведение учащимися экскурсии по музею (эпоха в искусстве, художники, жанр и т.д.).

Презентация творческой работы (картины, изделия, макета, модели и др.).

По окончании курса предполагается защита творческого проекта.



Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)‏

Использование ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Участие в телекоммуникационных проектах, Интернет-конкурсах.

Применение компьютерных программ для обработки и представления результатов учебной деятельности, создания и реализации учебных проектов.

Мультимедийное сопровождение учебных занятий.

Сетевое взаимодействие «педагог-ребенок».

Пример Использование компьютерных программ для оформления работ, обработки данных, представления результатов, обработки изображений. Для контроля знаний–тестирование.

Социальные сервисы: Vkontakte, Facebook – обсуждение сценариев, рекламы событий.

Сервисы Google: для совместного редактирования документов, обмена файлами и т.д.

Использование ПК при изучении технических устройств, моделировании различных процессов.



Внешняя культура и кругозор

Подрастающее поколение должно освоить культурные ценности, созданные в далеком и близком прошлом, обеспечив дальнейшее развитие страны. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям через изучение мировой культуры и традиций родного края, страны. Воспитание культуры поведения, навыков общения. Изучение истории предмета.

Программы не ограничиваются предметным профилем, а направлены на развитие личности обучающихся. Серьезное внимание в программе должно уделяться воспитанию внешней культуры поведения. Авторы программ, должны учитывать культурно-национальные особенности своего региона, российские традиции. (Современная педагогика больше ориентирована на методики ускоренного развития и обучения. Но без воспринятых с детства навыков общения многие, даже очень хорошие, методики трудновыполнимы. Воспитывать культуру следует не подавляя индивидуальности).

В Пояснительной записке прописываются воспитательные задачи (формирование социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме)

Примеры При создании и реализации проектов учитывается исторический аспект. Изучение традиций, экскурсии по историческим и культурным местам родного края. Участие в благотворительных акциях, социальных проектах.

ОП «Многоликая кожа» История развития художественной обработки кожи. Художественная обработка кожи с древних времен до современности. Ажурная резьба в Древнем Египте. Окраска кожи в Индии. Техника тиснения, гравировки, золочения в эпоху Возрождения. Российские мастера кожевничества 17-18 веков. Практическая часть: Подготовка и защита проектов «Развитие кожевничества на Руси»



Взаимодействие с социумом

Для реализации программы в полной мере используются возможности учреждений науки, культуры и т.д.

Пример Проведение занятий в музеях, художественной мастерской, театре, лаборатории и т.д. Презентация творческих работ, изобретений, достижений через СМИ. Реализация совместных проектов (краеведческий музей и изостудия «Колорит»). Проведение исследований на базе лабораторий ВУЗов.

ОП «Экологическое моделирование»: Основные темы курса опираются на материалы весеннее–летнего практикума 2 года обучения на базе Висимского заповедника.


Валеологическая составляющая программы

Здоровьесбережение как обязательный аспект образовательной программы который прописан в Пояснительной записке. Как прописан? Например, в задачах: формирование у обучающихся навыков ЗОЖ, создание безопасной образовательной среды, формирование и развитие навыков здорового образа жизни В ОП в учебно–тематическом плане не прописываются на это часы. Но в содержании курса это м.б. упражнения для глаз, динамические паузы, и т.д. В специфических программах могут быть отведены часы.

Пример. В программа по вокалу, хоровому пению прописаны занятия по сохранению голоса.



Информационные ресурсы для разработки и реализации ОП

В программах представлен обширный список информационных ресурсов не только для педагогов, но и для учащихся. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; а во второй–источники для обучающихся и их родителей. Это могут быть не только печатные издания (книги, периодические издания, энциклопедии, справочники), но и Интернет–ресурсы, электронные энциклопедии, аудиозаписи.



Краткое описание программы (аннотация)

В аннотации к программе указываются не только цели, задачи, адресность, направленность дополнительного образования, условия реализации программы, год разработки, но и когда ОП была откорректирована и дополнена. Если программа разработана несколко лет назад, но обучение по ней дает стабильно хорошие результаты. Это свидетельствует о том, что программа качественная. А корректировка вызвана объективными причинами: н/п изменением условий реализации программы (материально –технические, кадровые), принятием новых документов в образовании и т.д.


Выскажите свое мнение или задайте вопрос

Часть 2. Программы для детей с особыми образовательными потребностями и творческих групп

Титульный лист по стандарту.

Примеры.

Очумелые ручки (дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в области декоративно-прикладного творчества)‏

Корифей (образовательная программа творческой группы эстрадной студии)‏

Пояснительная записка

  • Актуальность данного вида деятельности для ДАННОЙ категории детей.
  • Цель и задачи.
  • Режим организации занятий.
  • Формы подведения итогов/ форма итоговой аттестации.
  • Формы и методы организации образовательного процесса.
  • Взаимодействие с родителями (законными представителями), социальными партнерами. Социальное взаимодействие в рамках программы.
  • Содержание программы.
  • Требования к уровню подготовки по годам обучения. Практический выход!
* Краткий перечень необходимого для реализации программы.

Список литературы для педагога и для обучающихся

Сведения об авторе

Аннотация

Приложение

  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка/ группы.
  • Учебно-тематические планы / индивидуальные образовательные маршруты по годам обучения дополняются ежегодно.

Часть 3. Основные типы и виды методической продукции, особенности их разработки

Классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в ОМК и дополняющих образовательную программу

I. Информационно-ознакомительная продукция (имеет целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой):

  • буклет;
  • листовка;
  • аннотированный каталог;
  • информационно-методический справочник и т.п.

II. Организационно-методическая продукция (создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе):

  • инструкция;
  • методическая записка;
  • методическая разработка;
  • методические рекомендации;
  • методическое пособие;
  • тематическая папка;
  • инструктивно-методический плакат и т.п.

III. Прикладная методическая продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы образовательной программы):

  • карточки
  • тестовые задания;
  • графики;
  • схемы;
  • чертежи;
  • рисунки;
  • карты;
  • фотографии;
  • иллюстрации;
  • видеоролики;
  • модели;
  • тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного и т.п.

Справочные сведения об основных видах методической продукции, используемых в ОМК

Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом.

Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.

Аннотированный каталог – нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

Информационно-методический справочник – сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной деятельности и по ее организации.

Инструкция – пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.

Методическая записка – пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: схемам, графикам, таблицам.

Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления ДОД. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Тематическая папка объединяет:

  • нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном направлении;
  • методические рекомендации;
  • методические разработки конкретных дел;
  • сценарии;
  • материалы из опыта работы;
  • библиографию;
  • дидактический материал.

Инструктивно-методический плакат – плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.

Тематическая подборка материала – подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенному разделу программы или отдельным темам (например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.).


Технология разработки некоторых видов методической продукции, используемых в образовательно-методическом комплексе

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

  • титульный лист;
  • аннотацию;
  • сведения об авторе (авторах);
  • пояснительную записку;
  • содержание;
  • список рекомендуемой литературы по данной теме;
  • приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

  1. На титульном листе должны быть обозначены:
    • название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
    • фамилия, имя, отчество автора;
    • название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
    • название города;
    • год разработки.
  2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
    • сути рассматриваемых вопросов;
    • предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
    • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
    • возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
    Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
  3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
    • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
    • определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
    • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
    • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
  4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
    • описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
    • дать советы по решению:
    • организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
    • финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
    • кадровому обеспечению (требования к экспертам);
    • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
    • предостеречь от типичных ошибок.
  5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
  6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
    • планы проведения конкретных дел, мероприятий;
    • тестовые задания;
    • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
    • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
    • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
    • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
    • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Примерная схема методической разработки может включать:

  • название разработки;
  • сведения об авторе;
  • цель мероприятия;
  • возраст детей;
  • условия осуществления мероприятия;
  • перечень используемого оборудования и материалов;
  • описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
  • методические советы по его организации и подведению итогов;
  • список использованной литературы;
  • приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).


Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.

  1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
  2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
  3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
  4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
  5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.

Типовая структура методического пособия включает:

  • введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
  • теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
  • практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
  • дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.

  • Сценарий - самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

Примерная схема сценария:

Название (сценарий праздника «Школьные годы чудесные!»); адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария; использованная литература.

Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:

  •  церемониал - торжественная церемония, яркий праздник (открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).
  •  театрализация - речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации - это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;
  •  возможность общения - организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;
  •  атмосфера приподнятости, возбуждения - одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими / всеми участниками», «через рассказ».
  • Тематическая подборка необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему. Тематическая подборка оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом, в большие конверты или в др.
  • Картотека - систематизированное в алфавитном порядке (как правило - по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Картотеки могут быть: методической литературы; газетных и журнальных статей; методических разработок; медиатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо просто линейный текст, либо папку-скоросшиватель с подборкой материалов.
  • Методическая тема (проблема) - это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия, спецификой работы. Этапами работы могут быть: выбор и обоснование темы, определение целей и задач, составление плана; отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала по теме; экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного и сферы его применения.


Выскажите свое мнение или задайте вопрос


Что узнали интересного на мастер-классе: Разместите свои мнения