СоцОбраз:Истории успеха/Болсуновская Надежда

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

История успеха Н.А. Болсуновской «Вместе и навсегда»: из опыта 4хлетнего сопровождения семьи чудесной девчушки с помощью Интернет -сервисов Н.А. Болсуновская, педагог –психолог МОУ «ОУ Гимназия №13» г.Красноярска

Даша, Дашенька, Дашуня. Даша –первоклассница.

Выразительные черные глаза, темные волосы, добрый и застенчивый взгляд.

Настоящая красотка. Казалось бы обычный ребенок. Так оно и есть. Но в целом – это девочка, которая требовала индивидуального психолого –педагогического подхода в силу особенностей развития, связанных с нарушениями памяти, мышления, речи. Девочка, которая в силу иронии судьбы попала учиться на программу развивающего обучения!!

Конечно был первый разговор с мамой –сложный…. Оказалось, что в садике всю ситуацию просто проглядели и ничего не сделали для помощи ребенку. Мама, с одной стороны, не до конца верила в том, что с ребенком что –то не так, с другой стороны, готова была сделать все, для того, чтобы помочь Даше.

Мы начали действовать…

Казалось бы стандартный перечень – коррекционно –развивающая работа с девочкой, работа с мамой по ее обучению технологиям поддержки и помощи Даше, сопровождение ребенка в классе, работа с педагогами, создание ситуаций успеха, консультации невролога.

Мама очень часто заходила в школу, и мы подолгу общались, решая текущие вопросы и обсуждая маленькие успехи Дашеньки. «Сегодня она запомнила стихотворение из 4 строк и выучила таблицу сложение на 2» -эти маленькие успехи не могли не радовать всех. Вместе с тем, успехи были каплей в море и мама часто говорила, что она не знает, как помочь девочке с уроками, как объяснить ей что –то, как развить и воспитать нужные вещи. Девочка также порой отзывалась о том, что мама ругает ее и требует невозможного. В общем –мама порой была в отчаянии из-за ситуации с дочерью, совершала ошибки, а дойти до психолога, педагога каждый день не было возможности….Мама одна воспитывает девочку.. И тогда мы решили перейти на дистанционное общение с мамой с помощью программы ICQ, где бы мама в формате on-line общения в любое время, когда я в сети, могла написать, задать вопросы.

И вот вечерами, мы часто общались с ней. Мама тщательно формулировала вопросы, сомнения, а я отвечала, или вместе мы искали ответы в режиме мозгового штурма. Иногда мама, сама приходила к ответу, пока писала вопросы.

Вот так, в режиме Интернет –общения мы учились хвалить Дашу, не ругать за ошибки, не требовать от нее невозможного, осваивали технологии приготовления уроков с Дашей и т.д.. При этом, здорово было то, что не я давала маме указания, а то, что я через вопросы, истории в ICQ подводила маму к открытию важного и ценного знания. Плюс ICQ позволяла нам с мамой оперативно принимать решения о дальнейшей поддержке девочке, т.к. от мамы в ICQ я получала постоянную информацию про трудности девочки, ее успехи, ее индивидуальные особенности. Например, мама писала мне, что Даша раз за разом пропускает ь в словах или, что не понимает смысл задачи..Это была очень важная информация для меня, и тут же в сети, мы вместе искали способы, как изменить ситуацию к лучшему. Плюс полученную информацию я обязательно использовала для организации поддержки девочки в школе в рамках работы с педагогами, в коррекционной работе с девочкой

Это общение позволило нам решить ряд важных проблем, но самое главное –мама научилась принимать девочку такой, какая она есть и помогать ей развиваться в ее индивидуальном темпе))) И девочка поверила в себя))

Ну и конечно, такое ICQ –взаимодействие многому учила меня как профессионала. Я сама открывала для себя возможности этой формы в организации индивидуального консультирования –училась подбирать нужные слова в сети, чтобы просто, доступно без двоякого смысла передать мысль, организовывать процессы сетевого проектирования и решения проблем, училась, не видя собеседника, понимать его чувства, мысли, ориентируясь на текст и смайлики..Порой вопросы, реакции в сети ставили меня в тупик и приходилось искать нестандартные пути решений.

Вся наша работа, конечно, сказались на успешности в школе. Большой прогресс в математике, чтении, русском. Успехи, которые надо было постоянно поддерживать..

Однако вскоре мы столкнулись в новой проблемой –маме показалось, что у ребенка все вошло в норму, и она снизила контроль и уровень помощи –она просто проверяла процесс приготовления уроков, с минимальной помощью…Не осознавая, что с урока девочке могло быть что –то непонятно..И проблемы вернулись…Что ж ICQ и реальное общение помогли вновь настроить маму на помощь девочке. И вместе с тем, мы поняли вместе с мамой, что маме необходима ежедневная информация о том, что Даша проходила в школе, как работала на уроке, чтобы вечером разбирать с дочкой трудные моменты. Конечно здесь опять не обошлось без ICQ и мобильных рассылок. где –то мама сама узнавала в школе у учителя, где –то я скидывала ей необходимую информацию на мобильный, в ходе звонка или через ICQ. А вечером, когда это было необходимо, мы искали решения, а иногда даже решали вместе Дашкины задачки и пути эффективного преподнесения их для Даши.

Так, пробираясь сквозь дебри математики, вместе с мамой мы поняли, что для Даши будет эффективным так называемый психологический курс русского языка, математики (по отдельным разделам) –то есть особая форма подачи материала за счет учета ведущих особенностей восприятия и анализа девочки и на основании психологических способов..Именно такой и была часть коррекционно-развивающей работы с девочкой..

А к числу возможностей ICQ в сопровождении данной семьи добавилась еще одна –информирующая маму об актуальной ситуации ребенка. Ну и конечно, в ICQ, как оказалось возможны открытия и удивительные вещи…

Постепенно к нашему общению в ICQ подключилась и сама Даша))

Интересен тот факт, что она сама нашла меня в ICQ, запомнив имя))

Она представилась в ICQ, поделилась новостями, а потом попросила совета о том, как писать грамотно…Здорово было, что она вообще вышла в ICQ -ведь этот сервис предполагает написание и отправку письменных сообщений, что волей –не волей тренирует грамотность, развивает зрительную память. Да и есть всегда возможность показать правильный образец, не исправляя ее ошибок…

И тогда мы с Дашей решили провести несколько коррекционно –развивающих занятий в ICQ –я ей писала ей задания с ошибками, а она исправляла их…Или она искала ошибки в моих комментах, или сама составляла текст с ошибками и т.д. Там же порой мы разбирали ее домашние задания, постепенно переходя на телефон..Постепенно ей понравилось писать проекты –мы выбирали тему и она искала материал в Интернете на эту тему, оформляла в виде сообщения)

Все это сопровождалось усиленной коррекционно –развивающей работой основанной на нейрокоррекции, вместе с медицинской поддержкой, работой с педагогами, работой с мамой в режиме реальных консультаций и в ICQ.

А еще в школе учитель давала много творческих заданий –вместе мы открыли у Даши классную способность –она показала, что умеет классно писать стихи и креативные тексты. В общем, мы делали все, чтобы помочь Даше и способствовать ее успешности

И как итог, грамотность резко улучшилась –она научилась видеть орфограммы, проверять себя, слышать трудные звуки. В диктантах стало раз в 5 меньше ошибок)))

А еще ICQ и реальное общение помогали нам с Дашей и мамой решить ряд важных психологических проблем в коммуникации Даши с мамой и с одноклассниками. Даша писала мне о трудностях, мы искали ответы на вопросы, открывали способы поведения с детьми и мамой. Довольная она уходила из сети, а вечером, в другом ICQ, мы c мамой анализировали ситуацию и тоже искали уже другие, взрослые решения.

Постепенно я поняла, что Даша тянется к психологии, она тонко чувствовала ситуацию, предлагала нестандартные решения бытовых ситуаций, и решила предложить ей попробовать поучаствовать во Всероссийской дистанционной олимпиаде по психологии. Как оказалось, наши желания совпали –она и сама уже сказала классному руководителю об участии)))

И не напрасно. Первое место в номинации «Третьи классы» по России. Плюс общекомандные 1,2,3 места. В начале в школе не поверили, а потом это стало нормальным явлением, что Даша стабильный призер подобных олимпиад.

И конечно я включала ее в проекты с газетой «Первое сентября»)) В общем, все для того, чтобы она чувствовала себя успешной)))

Вот так прошли 4 года. Мы по – прежнему общаемся с мамой в ICQ и иногда в Mail –агенте, Даша ходит на коррекционно –развивающие занятия в реале , плюс телефонное общение или в ICQ. Мы работаем вместе с педагогами и классом…

И конечно наши успехи впечатляют)))

29 мая 2009 г. Мама Даши, Даша и я стояли на сцене актового зала школы и нам рукоплескал весь зал)) Даша не только закончила начальную школу по развивающей программе с положительными оценками, но и зарекомендовала себя как классный маленький психолог, поэт, спортсмен. Она классно пишет и глубоко чувствует. А еще у нее много друзей в классе, она хорошо адаптирована к школе и чувствует себя вполне успешной девочкой))). В общем, она обычный необычный ребенок, которому мы помогли раскрыться и почувствовать свой успех)

В этом конечно большая заслуга всех специалистов и семьи девочки. И один из главных факторов успеха в том, что мы сделали маму нашим партнером, учли ее потребности, давали постоянную надежду, позитивное подкрепление, вместе открывали решения, были рядом, когда ей была нужна поддержка –это и помогло установить ту тесную связь между семьей и школой, которая и привела к успеху. Ну а быть рядом нам помогали новые Интернет –технологии. Технологии партнерства, будущего и доверительного контакта.