СоцОбраз:Итоги 1 этапа Интернет-азбуки для родителей

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Ни для кого не секрет, что успешность ребенка во многом определяется тем, насколько грамотно родители подходят к воспитанию, развитию, обучению ребенка. Поэтому работа психолога с родителями учащихся занимает ведущее место в деятельности каждого специалиста.

Выступления на родительских собраниях, оформление стендов в школе, индивидуальное консультирование, проведение тренингов для родителей – эти и другие техники есть в арсенале каждого психолога. Вместе с тем, у любого психолога есть всегда потребность в технологиях, используя которые можно достигнуть результата, не прибегая к прямой передаче знаний, не «уча напрямую родителей жизни». Речь идет о технологии непрямого сопровождения родителей. Сущность данной модели заключается в том, чтобы включить родителей в соответствующую деятельность, организовать такую среду для родителей, чтобы они невольно освоили нужные навыки, даже не подразумевая о том, что их чему-то хотели научить.

Педагогика и психология накопили немало примеров непрямого сопровождения –конкурсы для родителей, показ историй успеха, включение в деятельность, которая казалось бы не связана с воспитанием ребенка, социальная реклама, флэшмобы и т.д.

Еще один вариант непрямого сопровождения родителей, который был разработан и апробирован нами в работе с родителями в рамках федерального проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования». Идея проекта предельно проста. Мы предложили родителям создать Интернет-азбуку воспитания, разместив свои 10 правил, а затем провести детское голосование и выбрать 10 главных родительских заповедей.

Для создания заповедей мы создали блог "Азбука для родителей", где находится алфавит от А до Я и родители вписывали в нужную букву свои заповеди.

Данный проект получил название «Интернет-азбука для родителей или составление Интернет-книги родительских заповедей».

Меньше, чем за 3 недели проведения акции, родители оставили в Интернет-книге более 680 заповедей, из которых дети путем голосования выбрали 12 главных. Кроме того, около 60 человек стали постоянными читателями азбуки. Страница детского голосования.

Что привлекло родителей к этому проекту? Почему ежедневно они оставляли заповеди в блоге? Мы выделили 10 параметров непрямого сопровождения родителей, которые помогли получить результат, не прибегая к традиционным формам обучения. Они же в свою очередь могут рассматриваться в качестве рекомендаций к осуществлению непрямого сопровождения родителей:

Параметр 1. Использование метафор, заповедей, сказок. Обращение к форме метафор, заповедей, сказок при непрямых формах взаимодействия, которые сами по себе являются сильным средством специфического воздействия, что позволяет без учебы, нотаций донести нужные истины. Кроме того, создание заповедей несет на себе дополнительную символику и силу, т.к. этот процесс сопряжен с определенным уровнем ответственности. Родители, формулируя правила, анализировали и пересматривали собственные позиции.

Параметр 2. Ненавязчивое формулирование ориентиров. Непрямая форма работы подразумевает, что мы изначально задаем только некие правила игры, в которых отражена суть задания и организационные рамки. Вместе с тем, сама суть задания дает, например, создать некий идеальный образ отношений, если бы правила и заповеди соблюдались в семье. И сообщество, откликаясь на заказ, вырабатывает для себя нужные нормы, которые присваиваются всем сообществом. Тем самым именно сообщество, группа родителей сами задают нужные ориентиры. А задача психолога – создать условия для работы и внести в среду нужные элементы.

Параметр 3. Включение в среду элементов, которые необходимо присвоить родителями. Это проявлялось в том, что мы пригласили родителей к освоению пространства родительских заповедей – хранилище народной мудрости, где каждый день появлялись новые ценные заповеди, которые целесообразно было присвоить родителям в качестве важного опыта для последующего воплощения на практике.

Параметр 4. Включение родителей в деятельность, где они должны смоделировать реальность, построить что-то, сделать нечто, имеющее отношение к тематике детства, семьи, требующее выбор из разных вариантов решений, а также предварительного осмысления происходящего. Когда мы делаем что-то вместе, делаем выбор, то мы с одной стороны, всегда переосмысливаем существующее, мы попадаем на перекресток, где нам надо выбрать нужный путь. С другой стороны мы актуализируем необходимые знания. Применительно к Интернет-азбуке это коллективное создание коллекции правил, а в качестве выбора выступали разные возможные пути, по которым могут пойти родители в воспитании ребенка. Кроме того, в Азбуке родители, по сути, создают сами для себя среду, в которой они анализирую собственный опыт и взгляды других родителей, а следовательно перед этим идет осмысление и присвоение ценностей.

Параметр 5. Опора на установку родителей в том, что они склонны чаще доверять информации, которая исходит от другого родителя. А если шире – опора на ценности родительского сообщества. Данный проект опирается на ценности, которые есть у родителей – доверие к информации, которая исходит от другого родителя, нелюбовь к целенаправленному обучению и поучению и возможность самому сделать выбор. Азбука – это книга, которую пишут сами родители. Она не навязывается извне, а составляется такими же родителями, которые имеют жизненный опыт и как считается «плохого не посоветуют». Следовательно, она подобна доверительному разговору родителей и в этом ее ценность. А то что ценно и вызывает доверие – это усваивается намного быстрее.

Параметр 6. Показ родителям мнения детей. В нашем случае, в качестве инструмента предоставления обратной связи являлось детское голосование. Его использование позволяет родителям получить обратную связь, актуализирует важные ценности, дает необходимую информацию о приоритетах детей, что создает возможность для переосмысления ценностей, приоритетов. При этом, дети не напрямую высказывают свои пожелания, а подчас и претензии родителям – они переводятся в позитивную форму в виде заповедей-пожеланий.

Параметр 7. Грамотная организация работы с детским мнением в проекте – наличие неоднократной трансляции ценностей родителям через определенный промежуток времени. В нашем случае, было несколько предварительных этапов подведения итогов, и каждый раз выбирались 10 лидирующих заповедей. Это позволяет неоднократно обращать внимание родителей на ценность грамотного воспитания в ненавязчивой форме и транслировать ценности.

Параметр 8. Предоставление возможности родителям видеть предыдущие заповеди и наличие негласного условия, чтобы заповеди в книге не повторялись, также выступает механизмом непрямого обучения. Для того чтобы написать свою заповедь, надо прочитать другие, чтобы не повторяться, а затем после осмысления написать свою. И соответственно, вступают в работу механизмы актуализации, поиска, переработки полученной информации и нахождение ей места в системе ментальных карт человека. Родителям проще включиться в деятельность, если дать для анализа истории из родительского позитивного или негативного опыта, а затем попросить проделать определенную работу самостоятельно.

Параметр 9. Позиционирование проекта как большого и важного дела, которые родители должны сделать вместе. Участие в «большом» проекте, с одной стороны повышает важность тех ценностей для родителей, которые обсуждаются в проекте, а с другой стороны, открытый вход позволяет каждому родителю вести свой вклад, почувствовать себя нужным и полезным. В целом, важно включать родителей в значимые события, где они почувствуют свой успех и сопричастность.

Параметр 10. Неравнодушная позиция организаторов проекта и всех тех, кто работает с родителями. Только неравнодушный, заинтересованный человек может увлечь других и своей уверенностью, позитивным настроем вызвать в нем изменение позиции, появление новых ценных установок.


Данный проект вызвал широкий резонанс в сообществе психологов. В газете «1 сентября. Психология» опубликована аналитическая статья Л. Кожуриной Алфавит воспитания