СоцОбраз:Новые формы сетевого взаимодействия/Квест

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Сообществом СоцОбраз внедряются и апробируются новые формы сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, учащихся. Поиск и введение новых форм необходим для поддержания жизнедеятельности любого сетевого сообщества, т.к. опыт участия в форумах и социальных сетях показывает, что обсуждения и активности затухают через 2-3 недели, что определяет периодичность вбрасывания новой информации и организация деятельности.

В сообществе СоцОбраз разработана и реализована технология Интернет-квеста для организации взаимодействия участников сообщества «Социальное образование».

Квест с англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений», http://ru.wikipedia.org/wiki/Квест_(значения). Квест определяется как один из жанров игр, в которых игрок должен находить предметы и подсказки и догадаться, как ими воспользоваться.

Обращение к квестовой технологии обусловлено следующими факторами:

1. квест является популярной востребованной в несетевом мире формой и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность,

2. квест как универсальная игровая технология включает соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий,

3. квест дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания,

4. квест как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво познакомить игроков с большим количеством разнообразных практик,

5. квест дает возможность участникам через систему загадок, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию деятельности, а также позволяют участникам с разным уровнем подготовленности включиться в обучение.

При разработке различных сетевых мероприятий в форме Интернет–квеста необходимо учитывать следующие принципы:

  • непрямого обучения,
  • обучения через деятельность,
  • соревновательности участников,
  • оперативной поддержки участников,
  • емкости, под которым подразумевается, что в квесте используются приемы, формы, задания, которые сочетают в себе быстроту выполнения и насыщенность содержания,
  • максимального охвата практик и возможностей,
  • эстетической привлекательности,
  • максимальной доступности и простоты для участников,
  • трансляции новых технологий через работу с номинациями в ходе подведения итогов.

С августа по октябрь 2009 года проведено несколько сетевых мероприятий на основе Квест-технологии.

Самым значимым событием стал квест «Знакомимся с сообществом СоцОбраз», который был проведен 28 августа 2009 г. в рамках Дня сообщества на Всероссийском августовском Интернет-педсовете.

Данное мероприятие проводилось с целью организация непрямого обучения специалистов системы образования технологиям использования Интернет в практике работы школы с родителями, а также информирования педагогической общественности и популяризации возможностей сообщества СоцОбраз в области организации сетевой поддержки родителей.

Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:

1. разработка и реализация технологии Интернет-квеста как формы организации непрямого обучения специалистов,

2. включение участников сообщества в деятельность по овладению знаниями, связанными с сетевыми технологиями, на основе создания специальных деятельностных и проектных заданий,

3. разработка квестового маршрута на материале базовых, «брэндовых» проектов сообщества СоцОбраз, а также транслируемых технологий сетевой поддержки,

4. включение участников в создание общей копилки способов использования сетевых технологий в практике работы школы с родителями,

5. организация анкетирования участников мероприятия с целью выявления их потребностей в области обучения сетевой работы с родителями,

6. организация механизмов соревновательности участников и команд между собой.

1. Разработка и реализация технологии Интернет-квеста как формы организации непрямого обучения специалистов

В ходе подготовки к Дню сообщества Соцобраз стояла задача быстро, емко, увлекательно познакомить участников с проектами и акциями, а также продемонстрировать новые технологии работы с родителями на основе сервисов Web 2.0. Основываясь на общих подходах к реализации квестовых технологий, была определена идея и ход игры, смысл которой заключается в преодолении участниками Интернет–маршрута и одновременном получении новых знаний об использовании Интернет–технологий в образовании.

Путь маршрута изначально неизвестен и участникам необходимо постепенно его открывать. Для этого надо отгадать загадки и находить в сообществе СоцОбраз необходимые объекты, ресурсы. Отгадка последовательно продвигает участников по пути к конечной точке маршрута, а неправильные решения не позволяют участникам двигаться дальше до появления правильного ответа. Содержание заданий квеста связано с вопросами использования Интернет –технологий в образовании, сообществом «СоцОбраз», Интернет-сервисами Web 2.0.

Задания были составлены таким образом, чтобы поставить участников в деятельностную позицию. В результате каждый смог проанализировать рассматриваемую ситуацию, варианты действий, предложенные другими, предлагать свои способы, искать объекты на основании отдельных признаков – все это способствовало освоению новых форм и практик использования сетевых технологий без прямой их передачи.

2. Сопровождение участников

В помощь участникам размещены подсказки по поиску новых объектов, введены специальные персонажи-помощники, координаторы отвечали на все возникающие вопросы через скайп и электронную почту, для технической поддержки созданы и размещены ссылки со страницы квеста на презентацию, иллюстирующую технологии работы в Wiki и в сообществе СоцОбраз.

Для реализации квеста были созданы следующие материалы: Положение о квесте, Организационная вики-страница, задания Квеста, размещенные на страницах сообщества СоцОбраз, а также в блоге «Интернет–азбука для родителей», презентация Google "Памятка для участников Квеста по навигации в сообществе СоцОбраз, Google-документ -Доска проектных идей, Google-анкета выявления потребностей целевых групп относительно обучения сетевым технологиям.

3. Разработка квестового маршрута на материале приоритетных проектов сообщества СоцОбраз, а также транслируемых технологий сетевой поддержки

При разработке квеста были охвачены приоритетные направления и популярные проекты, которые представляют содержательное ядро сообщества Соцобраз:

4. Включение участников в создание общей копилки способов использования сетевых технологий в практике работы школы с родителями

Для решения данной задачи участникам было предложено обозначить способ использования Интернета в практике работы школы с родителями и отметить его в коллективном документе Доске проектных идей. В ходе мероприятия оставлено более 50 сообщений. Создание копилки выявило свою эффективность как для участников, которые существенно расширили спектр способов сетевой работы с родителями, так и для организаторов квеста.

Часть способов, из числа предложенных участниками, реализуются в рамках проекта СоцОбраз и транслируются как образовательные технологии в пилотные регионы, что показывает правильность обозначенных направлений в проекте.

Вместе с тем, участниками были предложены и ряд новых идей, одна из которых - проведение квестов совместно родителями, педагогами и детьми с целью популяризации материалов школьных сайтов, сетевых конкурсов детей и родителей и пр.

Следует отметить, что задание с заполнением коллективного документа позволило участникам увидеть важность первичного анализа потребностей детей и родителей перед выбором сетевых мероприятий.

5. Организация анкетирования участников квеста с целью выявления потребностей участников (целевых групп) в области организации сетевой работы с родителями.

С целью выявления готовности к обучению сетевым технологиям в работе с родителями в рамках проекта Регата школьных команд, а также содержательных потребностей (запросов) целевых групп, связанных с обучением использованию сетевых технологий в практике работы с родителями, проведено анкетирование участников.

Всего заполнена 41 анкета. Вопросы анкеты позволили сегментировать выявленные образовательные запросы по целевым группам: психологи, классные руководители, учителя-предметники.

Анкетирование выявило, что образовательные потребности отдельных целевых групп отличаются друг от друга. Так, для психологов наиболее актуальны темы: «Интернет –проекты в работе с родителями», «Безопасный Интернет: технологии работы в данном направлении», «Технологии запуска сетевой работы в школе с родителями», «Технологии организации детско-родительского сетевого взаимодействия». Данные направления получили по 20% голосов психологов. При этом ни один психолог не отметил тематику, связанную с сетевыми формами повышения родительской грамотности, что ставит перед нами задачу показать важность работы в данном направлении, а также ознакомить с конкретными технологиями работы.

50% классных руководителей отметили тему про «Использование блогов в работе с родителями», 20% Интернет–проекты в работе с родителями». При этом ни один классный руководитель не отметил тематику «Безопасный Интернет». Таким образом, для классных руководителей целесообразно не только провести тренинги по использованию блогов, но актуализировать тематику, связанную с безопасным Интернетом, а для этого провести сетевое занятие в Регате или мастер-класс, для освоения технологий и методов работы со школьниками и родителями по данному направлению.

Говоря об образовательных потребностях учителей-предметников важно отметить, что 22,2% отметили «Интернет–проекты в работе с родителями», а также тематику, связанную с сетевыми формами повышения родительской грамотности.

7. Результаты Квеста:

1. В квесте приняли участие 44 индивидуальных участника и 3 команды из семнадцати территорий Российской Федерации.

2. 100% команд и 95,45% индивидуальных участников прошли весь маршрут игры, что говорит о том, что разработанная технология оптимальна для прохождения и интересна участникам.

3. Многие участники проявили интерес к дальнейшим мероприятиям сообщества Соцобраз: тренингам, конкурсам, акция командным играм и пр.

4. В итоговом скайп–чате были рассмотрены методические аспекты использования квестовых технологий в работе специалистов школы. Вместе с тем необходимо продолжить рассмотрение методических аспектов квестовых технологий, рассмотрев блок, связанный с возможностью использования Интернет–квестов в организации работы с родителями

5. В ходе работы над квестом были выделены приоритетные проекты сообщества СоцОбраз, которые позиционировались и продвигались в игре-путешествии «Открой для себя СоцОбраз».

6. По итогам квеста от участников было получено подтверждение целесообразности внедряемых направлений сетевой поддержки родителей, реализуемых в рамках сообществаСоцОбраз. Так, часть способов, из числа предложенных участниками, реализуются в рамках проекта СоцОбраз и транслируются как образовательные технологии в пилотные регионы.

7. Вместе с тем, в ходе анализа сообщений участников, создаваемых в ходе квеста, были выявлены направления сетевой поддержки родителей, на которые следует обратить внимание в рамках сообщества СоцОбраз в плане трансляции в пилотные регионы.

8. Выявлен высокий уровень готовность участников к участию в проекте Регата школьных команд.

9. Выявлены наиболее востребованные образовательные модули, относящиеся к сетевой поддержке, и которые участники хотели бы видеть в числе этапов Регаты школьных команд.

10. Определены наиболее востребованные образовательные модули для обучения в ходе Регаты школьных команд для отдельных целевых групп: психологов, классных руководителей, учителей-предметников, а также направления, которые необходимо актуализировать при работе с целевыми группами.

11. Участники квеста высоко оценили полезность данной технологии и качество проведенного мероприятия. Это подтверждают отзывы и созданные проектные продукты.

Из отзывов участников: «До последнего задания находилась в напряжении. Игра меня захватила полностью, выполнила ее на одном дыхании. Уверена, что цель игры достигнута! Вы привлекли новых участников в сообщество СоцОбраз, актуализировали прошлые материалы, прорекламировали новые проекты, показали пример слаженной командной работы Огромное спасибо! Берем пример и организуем свою региональную игру», «Оказывается, педагоги как дети играть обожают, никогда не думал, что сам из таких: очень азартно».

Результаты первого Интернет-квеста в сообществе Соцобраз позволили включать эту форму в дальнейшие мероприятия.

В октябре 2009 года в данной форме реализуется одно из основных мероприятий сообщества игра-тренинг «Регата школьных команд». В период с 8 по 15 октября проведен второй этап «Квест–путешествие как форма непрямого обучения родителей».

Интернет-квест здесь выбран как наиболее эффективная возможность организации взаимодействия с родителями. «Родители не любят, когда им читают лекции и нотации. Они предпочитают другие формы взаимодействия, основанные на включении в деятельность, непрямом обучении, использовании нестандартных форм и методов».

При организации обучения в форме квеста (Интернет–путешествия), родители преодолевают маршрут, проходят испытания, получают новые знания о воспитании, обучении, развитии ребенка.

Участникам данного мероприятия (школьным командам) предлагалось освоить технологии создания и организации Интернет–квестов, принять участие в разработанных квестах, создать свой квест для родителей.

Именно включение новой формы организации взаимодействия субъектов образовательного процесса позволило привлечь большое число школьных команд из 9 пилотных регионов проекта, а также создать и подготовить к реализации в сообществе обучающие Интернет-путешествия для родителей по таким актуальным темам:

  • Интернет - пространство творческих возможностей
  • Что делать, если ваш ребёнок курит?
  • Модные течения в подростковой среде (готы, эмо, рэпперы, рокеры, хип-хокеры и т.п.).
  • Как дела? Или школьная жизнь ребенка – это интересно!


Еще одним ярких примеров применения квест-технологии является Интернет путешествие для родителей «Секреты успешной адаптации – Первоклассник.ru», которое было организовано для апробации первого подобного мероприятия для родителей.

Обращение к теме эффективной семейной поддержки первоклассников вызвано тем, что большой процент родителей не имеют представлений о грамотной организации адаптационного процесса в семье, а соответственно неправильно выстраивают отношения с ребенком в этот период. Это ведет к трудностям адаптации к школе и появлении проблем в обучении, общении, поведении. Целью интернет-путешествия для родителей «Секреты успешной адаптации – Первоклассник.ru» стала организация непрямого обучения родителей технологиям поддержки ребенка в адаптационный период, знакомство с методами и приемами эффективной семейной поддержки первоклассника. Для реализации данной цели была выбрана форма квеста, маршрут которого включал в себя шесть модулей, содержащих теорию вопроса и практические задания. Об эффективности выбранной формы и о достижении поставленной цели говорят результаты анкетирования участников. Ответы 96% опрошенных демонстрируют конкретику формулировок, что позволяет предполагать, что прошла переоценка/переосмысление ситуации, последуют реальные практические изменения.

Из отзывов участников: «Впервые встретила подобную форму работы. Сама - школьный психолог и мама будущей первоклассницы. Очень понравилась идея! Отношусь с восхищением к тем, кто придумал и реализовал квест. С уважением, Белецкая Ирина, Украина, Донецкая обл., г.Шахтерск».


В августе - октябре 2009 года прошла апробация новой формы сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса Интернет-квеста. Результаты показывают эффективность достижения целей деятельности сообщества «Социальное образование», в том числе организации непрямого обучения специалистов системы образования технологиям использования Интернет в практике работы школы с родителями, а также информирования педагогической общественности и популяризации возможностей сообщества СоцОбраз в области организации сетевой поддержки родителей.