СоцОбраз:Особенности психологического консультирования в сети Интернет

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Эта статья содержит выдержки из публикаций на эту тему в сети Интернет.

Содержание

Образование 2.0

http://docs.google.com/View?docid=dg96mpq2_778drhhcv

Образование 2.0 - групповое обучение, где каждый является специалистом в каком-либо вопросе и хочет узнать нечто другое.

Характерные признаки:

  1. Обучение в группе
  2. Взаимопомощь
  3. Коммуникация, распространение информации
  4. Сообщества по "интересам"/целям.
  5. Возможность индивидуального обучения
  6. Больше выбора
  7. Самопроизводство и самопотребление информации

Я-представление

Любое описание группы начинается с описания каждого из ее участников.

  • Самопрезентация. Фактически это означает наличие некоего профиля(портфолио) каждого участника, в котором представлена необходимая информация. Например, такая как ник (возможно имя/фамилия), знания, умения, навыки которыми обладает участник (пройденные курсы, дипломы итд.), опыт... участие в группах, все то , что может быть полезно другим участникам. Выполнено может быть как в виде сайта (например, с использованием Google Page Creator), хотя более концептуально было бы выполнить в виде профиля, например, как на Orkut или Одноклассники.ru . Информация открыта ровно настолько насколько этого хочет участник.
  • Рефлексия. Для отслеживания динамики учебного процесса удобнее всего использовать блог, например на Blogger, LiveJournal.com, или других системах не важно.
  • Коллекция артефактов. (видео, документы, картинки). Необходимо собрать всю базу объектов связанных с образовательным процессом участника. Картинки можно хранить на Picasa, или Flickr. Видео - на YouTube, или Google Video, документы Google Docs, или Scribd.
  • Возможность искать/собирать/упорядочивать информацию. Коллекция ссылок и заметок к ним - Google Notebook, del.icio.us, Google Bookmarks. RSS потоки - например Google Reader. Специализированный поиск - например Google Scholar, Clusty.
  • Администирование. И все это было бы удобно объединить в одном месте, например с помощью iGoogle, хотя это не единственный сервис предоставляющие персонализированные стартовые страницы.
  • Вещание. Возможность вести вещание на несколько людей - Google presentation, видео-лекции, подкасты.
  • Управление временем. Составление расписаний, списков и т.д. Google Calendar


Мы-представление

  • Презентация сообщества. Наличие портфолио сообщества, в котором указаны участники, цели и задачи сообщества, и конечно же название.
  • Рефлексия. В сущности тот же блог, скорее всего просто коллекция тематических записей из блогов участников.
  • Коллекция артефактов. Набор файлов и документов относящихся к теме сообщества. Физически могут находится на пространстве автора документа, но логически должны быть связаны с сообществом.
  • Совместная работа над документами (артефактами). Например, с использованием тех же Google Docs, или Zoho, или Wiki систем.
  • Коммуникация. Как системы обмена мгновенными сообщениями (текстовыми или голосовыми): MSN, Skype, Google Talk. Так и более сложные системы: форумы, группы Google Groups, ну и конечно же почта Gmail
  • Обмен ссылками, RSS потоками.
  • Управление временем. Составление расписаний, списков итд. Google Calendar

Администрирование

  • Синхронизация между блогами/сообществами. Каждый участник ведет блог. Каждый участник является членом хотя бы одного сообщества. У сообщества тоже есть блог. Следовательно одному человеку необходимо писать в нескольких блогах что неудобно. Можно решить эту проблему следующим образом - каждое коммьюнити характеризуется набором тегов. Человек пишет в своем блоге и тоже описывает свой пост с помощью тегов. Система просматривает теги конкретного поста и сравнивает их с тегами сообществ в которых участвует данные человек, если теги совпадает то система делате кросспост. Насколько я знаю, сейчас такого не существует.
  • Синхронизация между сервисами в целом.
    • Возможность, допустим, запостить видео на Youtube и автоматически сразу же собщить об этом на своем блоге/сайте, тоже самое с галереями презентациями, документами. Такая возможность уже существует во многих сервисах.
    • Возможность связывать сервисы между собой. Фактически сейчас это решено через встраеваемый код(embedded code)/gadget/widget.
  • Независимость от платформы. Системе должно быть все равно в какой среде я веду блог, LJ или Blogger (или какую галерею использую, или куда выкладываю видео). Более того она должно позволять переходить с одной системы на другую максимально безболезненным способом. Возможно так же перенести данные из одной системы в другую. Сейчас фактически это очень сложно сделать, единственный способ - rss но он не переносит прямо, а только лишь дает ссылки. Необходимо нечто большее. (возможно реализуемо через opensocial API)
  • Единый аккаунт(единый паспорт). Если в системе используются только сервисы Google, то проблема решается легко - единый google account. Если же нет, то скорее всего это будет openid.


О возможностях психологического консультирования в сети Интернет

выдержки из беседы Дмитрия Сатина и Ярослава Корякова

ДС Мнение психиатров, которых в данном случае представляет Виталина Бурова, неоднозначна. Но все сходятся на том, что можно и нужно проводить консультирование в Интернете. По её мнению, это консультирование наиболее эффективно в кризисных ситуациях, когда человек, например, находится на грани суицида. По её опыту в этих условиях очень хорошо работают техники НЛП, а именно метафоры, которые позволяют временно снять кризис. Но заниматься долговременными, планомерными преобразованиями в сети невозможно и не нужно. А нужно выводить пользователя сети, обратившегося с запросом, на очный контакт, и там работать с ним привычными методами.

ЯК Я тоже говорил бы о возможности именно консультирования, а не психотерапии, тем более длительной. Консультирование, проводимое в сети, должно быть скорее кратким, чем длительным. То есть оно должно быть направлено на решение проблем.

Вообще, идеалом было бы развитие нескольких специфических интернет-центров, которые могли бы при необходимости отсылать друг к другу клиента в соответствии со спецификой запроса.

То есть, например, какой-то центр по работе с кризисными ситуациями, и другой, специализирующийся в консультировании по менее острым проблемам. Во втором случае эффективными должны быть методы современных кратких терапий, которые формально называются "короткие", не потому что они короткие по времени. Это постмодернистские терапии, связанные в первую очередь с четкой постановкой задач (проблем).

Нужно выработать какие-то стратегии, приспособленные к интернет (я не думаю, что это очень сложно), которые позволяли бы эффективно осуществлять процесс фокусировки целей, их структурирования, их определения в поведенческих и позитивных терминах. Нужно задавать соответствующие вопросы в этом ключе в ответ на запрос человека, не тратя время на какое-то вытягивание проблемы. Чтобы не просто помочь клиенту осознать что-то, а для того, чтобы формировать процесс продвижения к цели, так чтобы он смог сформулировать цель, реальную и достижимую.


Поэтому более эффективной будет работа, направленная именно на решение проблемы, а не на исследовательско-психотерапевтические цели со вскрытием комплексов и т. п.

ДС К достоинствам сети Интернет как средства осуществления консультирования или психотерапии относят то, что общение изначально проходит в письменной форме и уже это ставит клиента перед необходимостью вербализовать свою проблему. Он начинает её как-то описывать, и это вроде бы хорошо, поскольку он уже начал с ней работать. Очевидно, что запрос клиента, как правило, прямо не соотнесен с его проблемой, здесь постоянно возникают замещения, вытеснения и другие защиты, которые искажают картину. Я уверен, что и в письме клиент будет формулировать свой запрос как ему и полагается. Консультант, психотерапевт, лишенный возможности оценить невербальные компоненты, по которым он может почувствовать, где возникают какие-то искажения, оказывается в неблагоприятной ситуации и может начать реагировать неэффективно, и клиент вернет обязательно ему это, как профессиональный промах.

ЯК Вот здесь я как раз хотел бы предостеречь, особенно начинающих коллег.

Многие люди, работающие в консультировании, нацелены на интерпретативный стиль ведения консультаций, то есть стараются раскрыть некое значение или помочь клиенту его раскрывать. Но в случае с Интернетом мы лишены многих возможностей, поэтому я бы сфокусировал работу на поиски других способов. Не задаваться задачей интерпретации того текста, который клиент посылает, а постараться сформировать коммуникацию с клиентом таким способом, чтобы у него вышли на передний план реальные для него задачи - решаемые проблемы.

То есть активно и даже директивно участвовать в формировании этих целей. Не пытаться вскрыть то, что там стоит, потому что это скорее задача психотерапии, и здесь в сети возможна неадекватная реакция, которую я, кстати, иногда наблюдал, когда пытаются интерпретировать текст. У клиента возникает негативная реакция, с которой в реальной работе терапевт умеет справляться, и которую очень трудно скорректировать посредством сети. Там человек может просто отказаться работать. Ему это проще сделать, чем в ситуации очного контакта. У консультанта нет дополнительных средств влияния. И интерпретативный вариант работы здесь, наверное, не подходит в принципе, хотя на него многие настроены. А нужен, видимо, поведенчески-когнитивный вариант работы.


Он предполагает активную позицию терапевта в смысле ведения клиента к решаемой задаче. Не стоит за этим искать какие-то защиты, а стоит просто, вооружившись некоторыми методиками структурирования, вести человека так, чтобы запрос у него получился решаемым.

А после этого решение может использовать различные методы: с опорой на ресурсы клиента, с опорой на те попытки решения, которые он принимал. А все что касается именно исследовательского варианта работы, это, конечно, нужно переводить в очное консультирование


ДС К тем возможностям, которые дает Интернет для психотерапии, люди, о которых мы сегодня вспоминали, относят и групповое общение, например, форум. Модель понятна: запустить в сети групповые психотерапевтические процессы, чтобы группа как-то поддержала человека с запросом. Как ты к этому относишься?


ЯК Это модель групп самопомощи, когда в основном идет информационная и эмоциональная поддержка. Этот метод терапевтичен, так как собираются разнообразные мнения, из которых человек может что-то выбрать. Сам бы он не додумался и даже может быть терапевт не нашел бы такого варианта. Это плюс любой групповой работы. И другие эффекты, реализуемые в групповом консультировании, имеют место в сетевом групповом общении: инсталляция надежды, развенчание собственной уникальности и т.д. Это все есть. Другое дело, что эта модель все равно будет работать не в психотерапевтическом смысле, а в рамках самоподдержки. Хотя, конечно, определенную эффективность добавит присутствие ведущего, который будет управлять общением.

Общий обзор о формах, возможностях и ограничениях психологического консультирования в сети

автор: Яна Лан

Сегодня ни для кого уже не секрет, что психологическое консультирование в Интернете бурно развивается.

Поэтому в течение последних двух лет моя работа была направлена на исследование всех возможных форм консультирования в Интернете, подбора наиболее подходящего для этих целей программного обеспечения и создания комплексного Частного кабинета, который бы мог обеспечить простой и удобный способ работы с клиентами в Интернете.


На сегодня можно сказать, что такое комплексное решение уже работает и является оптимальным инструментом для каждого психолога, желающего практиковать в сети.

«Частный кабинет» может быть адаптирован для специалистов абсолютно любого направления, здесь я коснусь только основной структуры и основных компонентов работы психолога в Интернете.

Главным достоинством консультирования в сети является удовлетворение запросов на срочную помощь.

В Интернете человек обращается за помощью к психологу импульсивно, и рассчитывает именно на быстрый ответ. Поэтому ожиданию письменного ответа по почте зачастую предпочтет живого психолога, который в данное время находится в режиме он-лайн и готов с ним побеседовать прямо сейчас либо в ближайший час-два, если психолог в данное время занят с другим клиентом.


Психологическая группа в режиме реального времени


Помимо форм индивидуальной работы с клиентом в Интернет существует возможность и проведения тренингов и групповой психотерапии, в том числе и долгосрочной. На этой форме работы я и хочу остановиться более подробно.


Для виртуальной психологической группы, работающей в режиме реального времени был выбран Форум – специальное место, где могут общаться множество людей одновременно и читать сообщения друг друга.


Для того, чтобы набрать участников в экспериментальную психологическую группу, в информационных рассылках и на сайте была размещена статья, в которой разъяснялись общие принципы групповой работы в популярной форме.


Правила работы в группе.

  1. Начинаем и заканчиваем в строго определенное время. Опоздания и пропуски крайне нежелательны. Пропущенные занятия не отрабатываются и не возвращаются.
  2. В группе все обращаются друг к другу на “ты”.
  3. Основное правило - искренность и непосредственность выражения собственных чувств и эмоций по отношению к участникам группы или ведущему. Старайтесь высказать абсолютно любую эмоцию, возникшую во время занятия.
  4. Избегание обобщений - “так принято”, “так считают”, “нас так воспитали” и т.д. Внимательно читайте, то, что пишут другие. Не критикуйте, не давайте оценок.
  5. Помните, что вы можете говорить только от первого лица, употребляя местоимение “Я”. Если вам кажется, что вы можете проинтерпретировать чувства и мысли другого участника группы, в этом случае принято говорить “это моя фантазия”, потому что вы никогда не можете знать наверняка, что думает другой человек.
  6. Старайтесь избегать советов. Вначале это будет нелегко, но со временем все получится. Советы - это готовые чужие решения, которые никогда не используются. Наша задача - помочь друг другу осознать себя самостоятельно.


Ведущий психолог группы оставляет за собой право удалять реплики с грубыми нарушениями вышеуказанных правил, а именно: нецензурная брань, оскорбления, жесткая критика и оценка.


Технические правила, предлагаемые участникам группы:

  1. Занятия будут проходить один раз в неделю в течение одного часа. В это время ваш компьютер должен быть подключен к Интернет. И вам желательно не отвлекаться на другие дела - потому что в этом случае вы остаетесь всего лишь зрителем, но никак не активным участником. А это прямо влияет на результат.
  2. Тема очередного занятия будет открываться непосредственно в указанное время. По истечении занятия тема будет закрыта. Вы не сможете в нее писать, но сможете просматривать занятия.
  3. Вы не можете самостоятельно создавать темы. Все созданные вами темы будут удалены.
  4. Обращайтесь по имени к тому, на чью реплику вы реагируете. Цитируйте высказывания, которые вызвали вашу реакцию.
  5. Для удобства чтения сообщений в процессе группы нажимайте «Обновить» в Браузере или «Перейти к первому непрочитанному сообщению» в Форуме.
  6. Создайте себе аватару из фотографии, так мы сможем создать больший эффект присутствия.
  7. Иногда, за день или два перед началом группы, будет выкладываться информация. Постарайтесь прочесть ее перед началом группы.

Если вы хотите обсудить правила группы или внести в них свои дополнения - это делается непосредственно на самом занятии.


На первом занятии участникам была предложена такая форма работы:

Основной нашей задачей будет научиться вести себя спонтанно и естественно, понимать себя, свои чувства и эмоции, скрытые потребности и нереализованный потенциал.

По ходу нашей работы мы можем решить и многие актуальные проблемы, которые беспокоят и не дают наслаждаться жизнью в полной мере. Но лично я склонна считать решение этих проблем лишь побочным эффектом от наших занятий.


Работать мы будем в русле клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса и гуманистической психологии, поскольку именно она является моей специализацией. Я считаю важным сообщить об этом, потому что от направления, в котором работает каждый отдельный психолог, зависит стиль работы.


Я периодически буду выкладывать дополнительные материалы для чтения на эту тему, чтобы вам легче было войти в курс дела яснее представлять, в чем будет заключаться смысл нашей работы.


Сейчас скажу лишь основное - наши занятия не будут жестко структурироваться. Я не буду давать задания, как это принято на многих тренингах. Возможно, только на первых занятиях я направлю беседу в определенное русло, пока мы все не перезнакомимся поближе.


В дальнейшем моя роль будет сводиться исключительно к тому, чтобы поддерживать работу в рамках правил группы и делать выводы, которые и помогут многим из вас увидеть то, что вы никогда не замечали за собой.


В ближайшем будущем каждый из вас сможет делать то же самое для всех участников группы - таким образом абсолютно каждый из вас получит о себе огромное количество новых знаний.


Важное замечание! Многим из вас будет на занятиях больно и неприятно слышать некоторые вещи о себе! Важно в такие моменты не покинуть группу молча и удалиться в обидах на всех, кто вас не понял. А остаться и написать о своих чувствах, что поможет избавиться от них и узнать, что же на самом деле явилось их причиной.


Те, кто сможет сделать эту важную вещь, получат более чем удивительные результаты, которые смогут изменить очень и очень многое.


А сейчас давайте здороваться друг с другом. Мое предложение такое - еще раз сбросьте свою причину, которая побудила вас записаться на занятия. Только не пишите - самопознание, как в приемной… Напишите немного конкретней - какую часть самого себя вы хотите познать в первую очередь?


Самым важным наблюдением за почти два года работы было то, что имеет место групповая динамика, абсолютно идентичная реальной группе. Группы прошли в своем развитии все стадии. И что самое важное – дистанционная работа никак не мешает и не блокирует выражение эмоций! Т.е. если все эмоциональные реакции и все стереотипы в поведении участников становятся видны. И видны не только психологу, но и всем активным участникам группы, включившимся в процесс.


Расстояние между нами и то, что мы не можем видеть друг друга, конечно, осложняет работу. Но ни в коей мере не является камнем преткновения. Потому что, когда в группе устанавливается доверительная атмосфера - участники не бояться открыто говорить о своих чувствах друг к другу. И начиная изучать свои отношения во взаимодействии, приходят к поистине удивительным результатам.

Чтобы повысить уровень доверия и снизить тревожность, на начальном этапе работы приходилось несколько структурировать занятия. Поскольку спонтанное развитие событий было невозможно – участники еще не понимали, что им нужно делать, как себя вести и чего вообще от них ждут. У большинства было ожидание указаний со стороны психолога – они хотели выполнять некие упражнения, задания и т.д.


Поэтому участникам было предложено сообща выбирать добровольца на каждое занятие, который за неделю подготовит рассказ о своей актуальной проблеме. И выложит этот рассказ в готовом виде для ознакомления на следующем занятии. Остальным участникам предлагалось дать обратную связь на этот рассказ в виде своих чувств.


Такая частичная структуризация занятия снижала тревожность и давала возможность участникам научиться находить общее решение, выбирая добровольца. Потому что даже на выбор главного участника группа могла тратить почти все занятие и потом сожалеть о потраченном зря времени. Что само по себе уже являлось хорошим материалом для обсуждения процесса.


Когда внимание участников обращалось на сам процесс взаимодействия и несоблюдение основных правил, то значительное непонимание вызывали сами правила взаимодействия в группе. Поэтому много времени уделялось тому, чтобы на примере различных отступлений показать, чего именно мы добиваемся, соблюдая правила.


В качестве дополнительных материалов хорошо использовать звуковые файлы, которые психолог наговаривает через микрофон и участники могут прослушать их. На мой взгляд, звуковые файлы являются даже более эффективными, чем текстовая информация, потому что дают возможность послушать живой голос психолога, что значительно в большей степени способствует созданию теплых и доверительных отношений.


Чем дольше работает группа, тем меньше она нуждается в поддержке дополнительными материалами. Но на начальном этапе они крайне необходимы. Поскольку обеспечивают дефицит информации, снижают тревожность, повышают доверие участников к психологу и групповой работе в целом, а также повышают мотивацию и веру в собственные изменения.


На тему групповой работы в Интернете можно говорить еще долго. Но сказанного выше вполне достаточно для понимания, что такая работа возможна и что она приносит вполне ощутимые результаты.


Подводя итоги ко всему сказанному, хочу сказать, что Интернет представляет собой очень быстро меняющуюся и бурно развивающуюся среду. Поэтому информация устаревает и становится бесполезной с катастрофической скоростью. Я только частично коснулась каждой из форм работы – о каждой из них можно говорить гораздо более подробно и каждая из них может использоваться как отдельно, так и в комплексе с остальными.


Главный вывод состоит в том, что буквально через год другой профессиональная психологическая помощь и психотерапия в Интернете из области эксперимента и хаоса перейдет в достаточно качественную услугу и будет востребована все больше и больше.

И если не начать разбираться в технических моментах и не застолбить за собой свою нишу в сейчас, то через пару лет там будет достаточно высокая конкуренция. А поскольку количество пользователей Интернета и их технические возможности также многократно возрастут – то в самое ближайшее время многим из этих пользователей понадобится помощь психолога. И обращаться они будут к тем, кто работает качественно, профессионально и с помощью самых высоких технологий и программного обеспечения.

Для того, чтобы завтра быть среди этих востребованных специалистов, нужно уже сегодня начать прилагать усилия к созданию своей частной практики в Интернете, где клиентом может стать любой житель земного шара.

Психологические консультации и супервизии в чате

http://psychology.net.ru/comcom/Rights.php

адрес форума http://psychology.net.ru/talk/


Формы проведения мероприятий включают:

  • он-лайн конференции
  • семинары и диспуты
  • психологические игры
  • виртуальные тренинги
  • шоу-программы психологической направленности и другие.

Если мероприятие является авторским и его проведение берет на себя конкретный участник чата (ведущий) - он наделяется дополнительными правами и обязанностями. В частности, помимо разработки регламента мероприятия,проведения самого мероприятия в указанное время, он принимает на себя функцию регулирования общения между участниками мероприятия.

Посетителем мероприятия может быть любой участник. Во время мероприятий действует более жесткий режим поведения, чем в обычное время. Присутствующим, сверх действия обычных правил, запрещено нарушать объявленный регламент мероприятия, разговаривать в общем окне на не относящиеся к мероприятию темы, отвлекать или оскорблять ведущего и активных участников мероприятия.


Дополнительные условия

Если вы не хотите осложнять собеседникам общение с вами, при отправке ваших сообщений настоятельно рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Перед знаками препинания пробелы не ставятся, а после - ставятся обязательно.
  • Предложения следует оформлять по всем правилам русского языка: начинать предложение с прописной буквы, а заканчивать предложение точкой (восклицательным, вопросительным знаком или отточием).
  • Использование только ЗАГЛАВНЫХ букв в сообщении эквивалентно повышению тона в разговоре и может вызвать негативную реакцию других посетителей форума и администрации.
  • Обилие смайликов (когда их и правда много) может говорить о том, что человеку сложно выразить мысль или нечего сказать. Достаточно поставить :) или :(, чтобы вас поняли.
  • Текстовые смайлики, например, :-))) или :-((, зачастую отвлекают от смысла сообщения. Пользуйтесь их графическими заменителями.
  • Не стоит коверкать ники или имена других пользователей. Максимум, что допускается - это писать транслитные ники в русской интерпретации (Bublik -> Бублик).
  • Не рекомендуется коверкать русские слова: вариации вида "скока", "када" и другие могут покоробить чувства некоторых читателей.
  • Помните о том, что каждое ваше сообщение в чате читает несколько посетителей. Поэтому избегайте создавать сообщения, обращенные к какому-то конкретному участнику (одному или двум). Личная переписка в чате считается офтопиком (сообщение не по теме) и наказывается. *Для личного общения есть e-mail, а также система приватных сообщений в чате.
  • Не следует копировать в сообщения материалы каких-то веб-страниц. Лучше просто дайте на них ссылку.
  • Если вам нечего сказать - лучше ничего и не говорить. Поток совершенно бессмысленных сообщений - только для того, чтобы отметиться, - раздражает не только остальных посетителей чата, но и администрацию. А их раздражение будет воплощено в зримые и не очень приятные формы.

Психологические особенности и феномены коммуникации в Интернете

автор: Шабшин Илья Иосифович

Аннотация

В работе описывается широкий спектр психологических феноменов, которые возникают в процессе коммуникации, происходящей в Интернете. Формулируются базовые особенности интернет-общения и рассматривается их проявление в деловой коммуникации, неформальном общении, а также психологическом консультировании с применением интернет-технологий. Анализируется опыт индивидуальной и групповой психотерапевтической работы в Сети. Интернет рассматривается с психологической точки зрения как виртуальное пространство, как средство массовой коммуникации. Также рассматривается процесс "интернетизации" общества - все более широкое использование сетевых технологий в повседневной жизни.

Базовые особенности сетевой коммуникации

Большой интерес представляет попытка исследовать перечисленные выше процессы, понять, благодаря чему они становятся возможными, как протекают, какие закономерности тут имеют место быть, т.е. разобраться в том, как при online-общении создается новая реальность, как она отражает объективную действительность, каким образом выражает субъективно-личностный мир собеседников.


Для такого анализа нам необходимо более подробно рассмотреть, какие общие особенности имеет общение, опосредствованное Интернетом. Во многих исследованиях (А. Жичкина, 1999, 2001; Е. Белинская, 1999; И. Шевченко, 1997) отмечаются сходные особенности, которые тесно связаны друг с другом (что подтверждает наш практический опыт):

  • Анонимность.

Заключается в отсутствии достоверной информации о собеседнике или в неполноте информации о нем. Анонимность как бы психологически освобождает пользователя от необходимости репрезентировать в процессе коммуникации самого себя, т.е. соответствовать своему реальному "Я", тем самым открывает возможности для конструирования альтернативных самопрезентаций. Отметим, что реализуются такие возможности не столько в деловой, сколько в неформально-развлекательной коммуникации, где нередко встречается укрывание истинной информации или презентация ложной.


  • Физическая непредставленность.

В сочетании с анонимностью открывает простор, с одной стороны, для предоставления о себе недостоверной информации, с другой стороны - для фантазирования по поводу собеседника (опять же, прежде всего, при неформальном общении). В Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, а также коммуникативной компетентностью человека, точнее - невербальной частью коммуникативной компетентности (А. Жичкина,2001).

Мы выделили курсивом тезис об исчезновении при сетевом общении ряда барьеров, которые есть в offline-коммуникации. Эта важнейшая психологическая особенность сетевого общения лежит, по нашему мнению, в основе его психотерапевтических возможностей.


  • Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.

"Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере" (И. Шевченко, 1997).


  • Нерегламентированность поведения.

Заключается в отсутствии четких правил online-коммуникации, особенно, разумеется, - неформальной, где выражается в полной свободе самоопределения относительно завязывания и разрыва контактов, стиля коммуникации и т.д. Некоторые пользователи "презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения" (И. Шевченко, 1997).


  • Снижение психологического и социального риска в процессе общения.

Появляется вследствие анонимности и безнаказанности. "Проявляется в виде аффективной раскрепощенности, ненормативности и некоторой безответственности участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален" (И. Шевченко, 1997).


Отметим, что в приведенной цитате речь идет, конечно, о неформальном общении, где данная особенность сетевой коммуникации проявляется особенно ярко. А если говорить о психологическом online-консультировании, то эта же особенность сетевой коммуникации проявляется в том, что многим людям психологически легче решиться именно на виртуальный контакт с психотерапевтом, особенно - впервые.


  • Компенсаторная виртуальная эмоциональность.

Такими словами мы предлагаем обозначить феномен, который выражается в том, что затрудненность эмоционального компонента общения компенсируется активным использованием специальных значков для обозначения эмоций (смайликов) или описанием эмоций словами.


  • Использование разнообразных способов сетевой коммуникации (ICQ, e-mail, чат, форум и др.) и разнообразных способов самопрезентации (самоописание, анкеты, COPI (Cell Of Personal Information) собственные интернет-странички и т.д.)

Описывая далее более подробно психологические особенности сетевой коммуникации, мы отдельно рассмотрим деловую, развлекательную или неформальную коммуникацию и психологическое online-консультирование (психотерапевтическую коммуникацию).


Мы делаем это разделение "в рабочем порядке", для удобства рассмотрения, поскольку наш опыт показывает, что между каждым из этих видов сетевого общения существуют существенные психологические различия при технологической идентичности. Т.е. в техническом плане никаких различий между этими видами коммуникации нет, и интернет-решения для их осуществления одинаковы, однако психологические феномены каждого из этих видов интернет-общения различны.


Кроме того, и мы уже обратили на это внимание, когда говорили о базовых особенностях сетевой коммуникации, можно отметить, что одни и те же базовые особенности сетевой коммуникации (названные выше) приводят к разным психологическим последствиям в разных видах online-общения. Например, тот факт, что общение ограничивается текстом:

  • приводит в деловой коммуникации к большему вниманию к формулировкам своих мыслей;
  • дает простор для фантазий собеседников друг о друге - в развлекательно-неформальном общении;
  • существенно затрудняет процесс психологического консультирования из-за отсутствия невербальной информации о клиенте.


Психология и психотерапия в сети

Посредством Интернета пользователь может оказать психологическую помощь сам себе - благодаря разнообразному контенту и техническим возможностям Сети. Мы будем относить к самопомощи процесс, инициируемый и реализуемый одним субъектом - самим пользователем.

Тогда к способам психологической самопомощи online можно отнести следующие виды деятельности:

  • Посещение сайтов с приятным или интересным для данного пользователя контентом: анекдотами, фотографиями, стихами и другими творческими произведениями. При этом достигается переключение внимания, отвлечение.
  • Игра в компьютерные игры.
  • Поиск информации. Можно погрузиться в поиск информации, нужной для решения проблемы: например, искать вакансии, условия туристических поездок, сайты знакомств и т.д. - смотря какая стоит проблема.
  • Развлекательное общение (в чате или ICQ). Трудно однозначно отнести такой вид деятельности к психологической самопомощи, поскольку в процессе общения участвуют как минимум два собеседника. Однако мы нередко видим, как пользователи заходят в чат с целью "выплеснуть" бурлящие в данный момент эмоции, и в этой ситуации роль собеседника оказывается почти не важна. С другой стороны, если пользователь относится к общению в чате, как к способу получить для себя определенный новый опыт, то такую практику тоже можно, на наш взгляд, рассматривать как вид самопомощи, точнее - самообучения.
  • Создание творческих произведений (стихов, прозы, фото, коллажей) и вынесение их на аудиторию путем размещения на сайтах соответствующей тематики.
  • Подписка на рассылки по интересующему кругу вопросов.


Психологическое online-консультирование представляет собой особый вид сетевой коммуникации.

Здесь в центре внимания (в отличие от деловой и развлекательной коммуникации) находится клиент и его проблема. Отсутствие невербальной информации о клиенте является в данной ситуации не пространством для фантазий (как при развлекательном общении), а фактором, который существенно затрудняет консультирование. Психолог-консультант вынужден опираться только на предъявляемый ему текст, т.е. на осознанную вербализованную информацию, а в этом есть свои как позитивные, так и негативные стороны.


Психотерапевт Н. Нарицын, автор интернет-проекта "Дистанционная программа консультативно-дидактической психотерапии" (2004), оценивает письменную форму изложения как методическое преимущество в связи с тем, что "письменная форма изложения побуждает использовать больше вербально-логическую информацию, а не эмоциональную - учитывая то, что при анализе многих личных проблем возникают сложности с использованием именно логики".


В то же время степень полноты и точности соответствия письменного текста реальной ситуации может вызывать обоснованные сомнения, учитывая хотя бы работу защитных механизмов, а также просто отсутствие опыта подобного изложения. Это обстоятельство, конечно, затрудняет задачу психолога-консультанта.

Попробуем ответить на следующие вопросы:

  • какие психотерапевтические задачи могут успешно решаться с помощью online-консультирования?
  • какие свойства интернет-коммуникации "автоматически" содействуют ее терапевтичности? Другими словами, каким образом рассматриваемая нами специфика коммуникации посредством Интернета может позитивно сказываться на эффективности психологического консультирования?
  • что и как нужно сделать, чтобы усилить преимущества online- консультации, сгладить ее неудобства и предотвратить вероятные осложнения?


Отвечая на эти вопросы, мы должны будем учесть разные виды сетевой коммуникации (теперь уже - клиента и консультанта): переписку по e-mail, общение в форуме, общение в чате или по ICQ.

Мы попробуем, на основании анализа собственного клиентского опыта, изучения практики работы ряда действующих в Рунете специалистов и материалов The International Society for Mental Health Online (ISMHO), дать ответы на эти вопросы.

Какие задачи эффективно решаются с помощью online-консультирования?

  • предоставление психологической информации, имеющей непосредственное отношение к заявленной клиентом проблеме;
  • преодоление страха перед обращением к психологу или психотерапевту лично (online-консультирование нередко становится промежуточным этапом перед очной консультацией);
  • получение эмоциональной поддержки;
  • эмоциональное отреагирование и рациональное осмысливание проблемной ситуации;
  • расширение картины мира и изменение взгляда на свою проблему благодаря знакомству с проблемами других людей, описанными на том же сайте;
  • получение обратной связи, прежде всего, от психолога, а также и от участников форума;
  • получение непсихологической информации, полезной для решения проблемы "на уровне действия" (адреса учреждений, порядок решения каких-то вопросов, рекомендации и т.д.);
  • расширение круга общения: сначала в Сети, а потом, в отдельных случаях, в offline - в реальной жизни;
  • получение опыта коммуникации (пусть даже сетевой).


При сопоставлении психологического консультирования offline и online, главным преимуществом первого по сравнению со вторым является, безусловно, наличие невербальной коммуникации между консультантом и клиентом.

И все же мы хотим подчеркнуть, что консультирование в Сети имеет определенные положительные стороны и даже преимущества. Причем, на что хочется обратить особое внимание, существуют положительные стороны online-консультирования, определяемые самим способом сетевой коммуникации:

  • возможность посылать и получать сообщения в любое время суток;
  • общение с психологом-консультантом напрямую без каких-либо посредников (помощников, родственников, сотрудников, коллег и т.д.);
  • письменная форма изложения, побуждающая использовать больше вербально-логической информации, осмысливать ситуацию еще на стадии ее изложения;
  • возможность обдумывать и составлять свое сообщение столько времени, сколько хочется;
  • автоматическое сохранение записи коммуникаций (в папках с отправленными письмами, в разделах "history" и т.д.), что открывает возможность обратиться к ним позже для самостоятельного анализа или анализа совместно с консультантом;
  • ощущение себя менее зажатым и скованным, более раскрепощенным, чем при личном общении с психологом (вероятно, это верно лишь для личностей некоторых характерологических типов);
  • конфиденциальность: доступ к почтовому ящику или странице форума может осуществляться только после регистрации и ввода персонального логина и пароля;
  • расширение круга общения (особенно, в случае форума);
  • получение опыта коммуникации, хотя и сетевой.

Особенности индивидуальной и групповой психотерапевтической работы в Сети

Одним из типичных способов психологического online-консультирования является переписка с психологом по e-mail. Сейчас этот процесс складывается и проходит, как правило, "стихийно", без подробного предварительного обсуждения условий, правил и т.п. - поскольку, как мы уже писали, консультирование в Сети является на сегодняшний день способом промоушена услуг специалиста. Однако нам представляется, что уже сейчас необходимо приближаться к западным стандартам оказания такого рода услуг. И тогда необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств, о которых клиента нужно информировать до начала online-консультирования посредством переписки по e-mail:

  • о возможных технических сбоях, ведущих к потере сообщений клиента или консультанта;
  • о возможном нарушении конфиденциальности (хакерами, провайдерами интернет-услуг и т.д.);
  • о возможных недоразумениях из-за отсутствия невербальной информации о клиенте;
  • о допустимом интервале времени получения ответа от психолога.


Несмотря на сетевой характер коммуникации, клиент должен иметь возможность узнать настоящее имя консультанта и информацию о его квалификации (о дипломах, свидетельствах, научных степенях, лицензиях, сведениях о дополнительном обучении и т.п.), а также рабочий телефон консультанта. Разумеется, клиент должен быть информирован о возможности (или невозможности) личной консультации.


Теперь мы уделим внимание групповому консультированию посредством Интернета. Технически такой вид работы представляет собой форум или конференцию - отдельную веб-страницу, на которой зарегистрированные пользователи могут выкладывать (публиковать) свои тексты: описание своей ситуации, личное мнение по обсуждаемой проблеме, ответы на вопросы и т.д.

Обсуждение происходит при участии ведущего - психолога (психотерапевта), который может задавать тему дискуссии, высказывать свое мнение относительно конкретных ситуаций, а также реагировать на реплики участников форума, т.е. выполнять функцию модератора.


Из уже имеющегося в Рунете опыта подобной работы, можно сказать, что групповое консультирование посредством Интернета комфортно тем:

  • кому сложно участвовать в очной психотерапевтической группе из-за личностных особенностей, характерологических трудностей, однако есть необходимость в групповой работе, прежде всего связанной с психотерапевтической поддержкой группы. Как отмечает Н. Нарицын, "наиболее частые личностные акцентуации (выраженные подчас до уровня пограничных состояний) - психастения; шизоидность; дезадаптировання истероидность; интроверсия";
  • кто опасается неполной конфиденциальности при очной групповой работе;
  • кто не может попасть в группу конкретного специалиста в силу каких-либо причин: удаленности проживания, стоимости очной работы, инвалидности, семейных обстоятельств и т.д.


Групповое online-консультирование имеет некоторые те же самые преимущества перед индивидуальной работой, как и в offline, в частности, высказывание участниками различных точек зрения позволяет анализировать проблемы более детально и объективно, чем при переписке с консультантом. "Участники являются друг для друга своего рода "ко-терапевтами", но в то же время каждый работает по личному графику и во время работы пребывает "наедине с самим собой" (Н. Нарицын, 2004).