СоцОбраз:Педиатр/Летние Опасности

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Летние опасности

Болезни грязных рук. Очень часто серьезные заболевания провоцируют наши незримые сожители.

Положение с гельминтозами (глистными инвазиями) населения в стране носит не контролируемый характер. К этому неутешительному выводу автор пришел в результате многолетней научно-практической деятельности в качестве детского аллерголога-иммунолога, за это время были осмотрены и прошли через прием тысячи детей.

Дети с аллергопатологией и дети часто болеющие простудными заболеваниями - наиболее многочисленные группы диспансерного учета детских поликлиник, эти группы в значительной степени перекрываются между собой. Изучение эпидемиологии аллергических и респираторных заболеваний в городах с различным по степени и составу загрязнением воздушной среды позволило автору в разное время ознакомиться с заболеваемостью по этим группам патологии на местах в различных регионах: обследовались дети дошкольных детских учреждений в Ленинградской, Полоцкой, Уфимской, Иркутской и Тюменской областях. Как показали исследования, подтверждаемые результатами, полученными и другими авторами, удельный вес этих групп детей тем выше, чем выше степень загрязненности окружающей среды.

Впервые к неутешительному выводу приведенному в первом абзаце автор пришел во время двухлетней работы в условиях амбулаторного приема в Советском районе Тюменской области, где было осмотрено и пролечено свыше 1000 детей с различными формами аллергопатологии и детей, часто болеющих простудными заболеваниями. Дети наблюдались в динамике, при этом, помимо данных клинического осмотра, у них в динамике исследовался развернутый клинический анализ крови и определялось свыше 20 параметров иммунитета, по показаниям проводились и другие обследования.

За I-ый год работы при использовании традиционных и оригинальных схем лечения удалось достичь уровня положительных результатов, лишь несколько превышающего средние результаты по стране, достигаемые у таких детей, - 67% (против 64% - по стране). Подобный результат не вызвал удовлетворения, т.к. работа велась в относительно экологически чистом регионе, хотя среди жителей абсолютно преобладали мигранты, что является усугубляющим фактором. Анализ результатов клинического осмотра этой группы детей и обращение к предыдущему опыту позволили выявить один общий устойчивый признак, который присутствовал практически у всех, - это наличие симптомов раздражения и нарушения функций желудочно-кишечного тракта (болезненность по ходу желудочно-кишечного тракта, признаки дискинезии желчевыводящих путей, нарушение регулярности физиологических отправлений, дисбактериозы, часто неподдававшиеся коррекции по традиционным для таких случаев схемам, и др.). До последнего времени эти изменения трактуются для детей с аллерго-патологией - как результат местной аллергической реакции по ходу желудочно-кишечного тракта, а для часто болеющих - как результат постоянного воздействия очагов хронической инфекции ротовой полости и носоглотки на ниже лежащие отделы. Однако, обратил на себя внимание и тот факт, что у тех единичных детей, у которых при обследовании выявлялись положительные анализы на яйца глистов, и они были соответственно пролечены, стабильно отмечались прекрасные результаты по основному заболеванию (аллергопатология или склонность к частым простудным заболеваниям).

В данном регионе велика опасность заражения описторхозом, однако, в силу нацеленности медиков и, что важно, населения на данный гельминтоз, постоянного наличия в аптеках эффективных медикаментозных препаратов, среди осмотренных детей было лишь один-два ребенка, у которых было выявлено заболевание после при- цельного исследования, в остальном же встречались лишь случаи пролеченного описторхоза, но их число нельзя назвать сколь-нибудь существенным, что является несомненным успехом санитарно-просветительской и профилактической работы.

Существует гипотеза, что иммуноглобулин Е (IgE) появился у животных в процессе эволюции как противопаразитарный. Позже, прежде всего у человека и особенно в детском возрасте, иммуноглобулины этого класса - реагины, явились основным звеном патомеханизма реализации подавляющей части аллергических заболеваний, где участвуют реакции немедленного (через 20 мин.) и отсроченного (через 6-8 часов) типа. Исследования показали, что уровни IgE находятся в обратной корреляционной зависимости с уровнями иммуноглобулина А (IgA), секреторная форма которого является фактором специфической защиты слизистых покровов любой локализации, в т.ч. в носоглотке. Для детей часто болеющих простудными заболеваниями и многих детей с аллергопатологией характерно снижение общих IgA в сывороке периферической крови и секретах, что и определяет их склонность к частым простудным заболеваниям. Это объясняет и объединение указанных двух групп детей на одном амбулаторном приеме.

В свое время (более 20 лет назад) шведская фирма Pharmacia Diagnostics, мировой производитель наборов для определения IgЕ, вынуждена была для нашей страны поднять почти вдвое норму его содержания в сыворотке периферической крови (100 Кед/л против 60-64). Как возможная причина уже тогда предполагались гельминтозы. В настоящий момент в бланках иммунологических лабораторий в различных концах страны в качестве верхней границы нормального содержания общих IgE в сыворотке периферической крови фигурируют 130-150 Кед/л. Ссылки на то, что большинство лабораторий пользуются менее точным иммуноферментным методом, а не радиоизотопным, как это было в первых наборах фирмы Pharmacia Diagnostics, нельзя признать объяснением подобного различия, т.к. если обратиться к работам по сопоставлению двух методов, в том числе с использованием отечественных наборов, - везде указывалось, что различия в результатах между двумя методами определения укладывались в 10% ! При диагностике глистной инвазии первоначально мы ориентировались на результаты трехкратного анализа кала на яйца глистов и цисты лямблий и соскоба на энтеробиоз, которые практически у всех были отрицательны, как и более ранние подобные исследования. Равно практически отсутствовали характерная для гельминтозов выраженная эозинофилия и высокие значения общих IgE, что можно объяснить хроническим характером состояния и реакцией потребления истощением. Известно, что выявляемость гельминтозов при однократном исследовании, при условии соблюдения всех технических требований по сбору, транспортировке (информация о которых должна всякий раз проговариваться родителям педиатром или средним медперсоналом, и что, как показывает опыт, соблюдается редко) и методики исследования материала, составляет лишь 60%, - этим обусловлена необходимость проведения такого исследования не менее трех раз. Учитывая зависимость положительного анализа на гельминты от многих факторов, как объективного, так и субъективного характера, решено было ввести в курс лечения указанной группы детей, при наличии косвенных клинических, прежде всего со стороны органов пищеварения, признаков гельминтоза, профилактический курс противогельминтной терапии. Лечение проводилось по схеме, учитывающей вегетативные фазы наиболее распространенных форм гельминтов, которые не имеют фазы промежуточного хозяина и, соответственно, могут циркулировать в детских коллективах и семьях: остриц и аскарид. И только это в течение II-го года работы позволило поднять эффективность амбулаторного лечения в указанных группах детей до 91,3%!, т.е. почти на 25% (т.е., менее 1-го ребенка из 10 оставалось индифферентным к лечению)!!! При этом следует отметить, что число первичных обращений на I-ом и II-ом году работы было практически одинаково, а прием детей велся не чаще 1-го раза в квартал (частота экспедиционных поездок). Уже на фоне лечения, в том числе и родителями, отмечалась заметная положительная динамика: дети становились активней, появлялся здоровый цвет лица, блеск глаз, нормализовалась функция желудочно-кишечного тракта, улучшался аппетит, характер становился ровней, уходила повышенная утомляемость, раздражительность и другие проявления хронической интоксикации, повышалась работоспособность, сопротивляемость организма внешним воздействиям, отмечалось значительное улучшение в течении аллергических заболеваний, вплоть до безмедикаментозной ремиссии, и др. В отдельных случаях происходило отхождение гельминтов. Дальнейший опыт, в том числе и работы в Москве, утвердили в убеждении, что полученные результаты не являются особенностью какого-либо отдельно взятого региона и что распространенность гельминтозов в стране, особенно в коллективах детских учреждений, носит широкий, неконтролируемый характер, влияющий на эпидемиологию многих морфо-функциональных групп нарушений (аллергические, желудочно-кишечные заболевания, неврозы, энурезы и т.д.), рост которых отмечается в стране в последние десятилетия, при этом неорганизованные дети отнюдь не защищены от этой патологии, т.к. практически нет возможности избежать контакта с организованными детьми, инфицированными взрослыми, или с животными. Десятилетний опыт работы с различными группами больных детей и взрослых, с использованием ныне достаточно широко признанного метода Р.Фолля, дал дополнительные подтверждения: практически у всех ранее не пролеченных больных срабатывали нозоды гельминтов и отмечалась положительная реакция при медикаментозном тестировании на Вермокс, что исчезало, на какое-то время, после проведения со ответствующего курса. Одним из условий возможного широкого распространения гельминтозов в стране является то, что курсу гельминтозов в медицинских вузах и в курсах повышения квалификации не уделяется должного внимания, - отсюда педиатры, в большинстве своем (включая научных работников), не нацелены на решение данной проблемы (приходилось сталкиваться со случаями, когда родители сообщали врачу об отхождении гельминтов, врачи отказывали им в лечении на основании отрицательных анализов на яйца глистов). В результате и у населения к этой проблеме сложилось неверное, ложно стыдливое отношение, а в итоге отсутствует должная нацеленность на профилактику. Между тем, из свыше 150 известных в мире видов гельминтов, на территории бывшего Советского Союза встречаются 65, из них часто - 18-20, а чаще всего острицы, аскариды, власоглавы и карликовые цепни, причем часто в сочетаниях. Традиционно рекомендуемые меры профилактики - соблюдение правил личной и коммунальной гигиены, регулярные однократные (и только при подозрении на инвазию - трехкратные) обследования кала на яйца глистов и цисты лямблий, соскобы на энтеробиоз. Наш опыт позволяет усомниться в эффективности подобного продекларированного комплекса мер профилактики, тем более что он применяется в стране не первое десятилетие и входит в программу подготовки медицинских кадров, а в итоге, - после одного из выступлений автора на эту тему на мероприятии, проведенном МЗ РФ, к нему подошла один из старейших гигиенистов, и сказала: "Вы себе не можете представить, какую важную проблему вы подняли: нашей лабораторией были взяты пробы на яйца глистов с бархата кресел Большого театра, - все пробы – положительны". Таким образом, гельминтозы - это тот случай, когда живя в обществе, быть свободным от него нельзя. В сложившейся ситуации единственный видимый выход из положения - периодические профилактические курсы противогельминтной терапии детскому населению и контактирующим с ними взрослым. Амбулаторно, при выявлении гельминтоза, терапия и медикаментозная профилактика должны проводиться всей семье одномоментно. Этот же принцип должен быть соблюден и в детских коллективах, принимая весь коллектив за одну большую семью. Т.к. каждый непролеченный может стать источником заражения. При этом нельзя забывать и о всех, кто работает с детьми и их семьях, особенно если в них имеются дети. В практике постоянно приходилось сталкиваться с упорными, хроническими и рецидивирующими нарушениями функции желудочно-кишечного тракта (желудка, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, регулярности физиологических отправлений) и проявлениями аллергии у воспитателей детских садов, педагогов, музыкальных работников, работников детских медицинских учреждений, не говоря о членах семей рассматриваемых групп детей, которые прекращались после соответствующего курса. Подобный курс показан всем, вновь поступающим в учреждение, в рамках карантинных мероприятий. Учитывая, что отрицательные лабораторные признаки крайне ненадежны, показаниями к назначению профилактического курса противогельминтной терапии, помимо контакта с больным гельминтозом, следует считать прежде всего следующие клинические симптомы, неимеющие иных объяснений, при интервале более 1-го месяца с последнего приема противоглистных средств:

  • наличие признаков хронической интоксикации: бледность кожных покровов, синева под глазами, астенизация, склонность к частым простудным заболеваниям, увеличение лимфатических узлов;
  • хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, кишечный дисбактериоз, длительно неподдающиеся коррекции или рецидивирующие боли в животе схваткообразного характера, жалобы на тошноту, рвоту, несвязанные с видимыми причинами, нарушения регулярности стула (чаще - задержки);
  • болезненность и чувствительность при пальпации живота в пигастральной области, в точках проекции желчного пузыря и головки поджелудочной железы, в печеночном и селезеночном углах толстого кишечника (и обнаружении уплотнений в них) и над пупком;
  • аллергические проявления и заболевания;
  • эозинофилия при отсутствии аллергических проявлений или более 12-14%.

Естественно, необязательно наличие всех признаков одномоментно. В быту сложилось мнение о ребенке с глистной инвазией, как о ребенке пониженного питания со сниженным аппетитом, между тем это совершенно не обязательно: все зависит от длительности заболевания и массивности инвазии. Логично предположить, что на определенном этапе недостаток поступления биологически активных ингредиентов и микроэлементов пищи в силу сопутствующего гельминтозу извращения процесса пищеварения и всасывания ребенок может компенсировать полифагией (повышением аппетита), при которой избыток поступления макроэргических компонентов (прежде всего углеводов) пищи будет проявляться избыточными жировыми отложениями.

Хроническая интоксикация, патологическая импульсация из толстого кишечника и желчного пузыря может приводить к нарушениям характера деятельности центральной нервной системы и проявляется в форме психастении, невротических состояний, повышенной утомляемости, способна провоцировать и поддерживать недержание мочи (энурез). Перечисленные состояния широко распространены среди детей, особенно воспитанников детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ и школ-интернатов. Личиночная фаза некоторых гельминтов (прежде всего аскарид) проходит через легкие, сопровождаясь определенными клиническими проявлениями, которые иногда сводятся к ночным приступообразным кашлям. Интересно, что меридиан легких и меридиан толстого кишечника в классической восточной медицине имеют между собой непосредственную энергетическую связь. Именно заболевания органов и систем, которые курируют данные меридианы, выходят на первые места при скрининговых обследованиях детей различного возраста, в том числе находящихся на иждивении в государственных детских учреждениях. Хроническая интоксикация замедляет психофизическое развитие ребенка, снижает сопротивляемость и адаптационные свойства организма и создает благоприятные условия для развития острой патологии и хронизации процессов. Весьма существенно и то, что наличие глистной инвазии, повышая аллергическую реактивность ребенка, способно привести к ложно положительным туберкулиновым пробам и симулировать вираж (признак тубинфицированности). Т.о. профилактический курс противогельминтной терапии поспособствует оздоровлению наших детей и профилактике многих функциональных нарушений и заболеваний у них.

Оптимальные сезоны проведения таких курсов - весна – вторая половина апреля (с тем, чтобы более полноценно шло накопление всего положительного, что предоставляет нам лето) и осень – вторая половина сентября (чтобы то что накоплено за лето расходовалось на нужды организма). Кроме того, это периоды активного размножения гельминтов, которые скорей всего не случайно совпадают с сезонными обострениями аллергических, гастроэнтерологических заболеваний и неврологических нарушений, весной усугубляющихся еще и гиповитаминозом. Схема курса должна учитывать, при отсутствии лабораторных данных, вегетативные формы наиболее распространенных гельминтов: остриц, аскарид, власоглавов и карликовых цепней, которые часто паразитируют совместно в различных сочетаниях. В нашей практике мы пользовались следующей схемой приема препарата: 1, 2, 3, 14, 15, 30, 31 дни, - считая от первого дня приема (кратность приема зависит от выбранного средства). Следует отдавать предпочтение препаратам широкого спектра действия (Вермокс, Вормин, Пирантел ). Необходимо помнить, что выделения гельминтов на фоне лечения может и не быть, т.к. одним из результатов воздействия препаратов на гельминты является потеря ими способности противостоять пищеварительным ферментам. При этом не следует бояться токсического действия препаратов (при отсутствии заболеваний печени), т.к. терапевтическая доза современных противогельминтных средств в десятки-сотни раз меньше токсической, а иные из них почти не всасываются из просвета кишечника. Уже одно то, как меняется ребенок внешне после подобного курса (исчезают признаки хронической интоксикации, появляется здоровый цвет лица, становится ровней характер, исчезают признаки психастении ), свидетельствует о том, что наличие хронической интоксикации в следствие гельминтоза гораздо пагубней для организма ребенка нежели курс противогельминтной терапии. В промежутке между профилактическими курсами при появлении не только прямых лабораторных, но и косвенных клинических признаков гельминтоза (см. выше) подобный курс может быть проведен конкретным детям повторно. При этом, в осенне-зимне-весенний период его целесообразно подкреплять курсом поливитаминной терапии (прежде всего витаминами С, группы В, Е, Ђ, у аллергиков - с учетом индивидуальной чувствительности и особенностей витаминотерапии таких детей), т.к. многие клинические симптомы, развивающиеся при глистной инвазии, укладываются в картину гиповитаминозов, что логично, т.к. при этих условиях с одной стороны повышается потребность организма в витаминах и биологически активных веществах, а с другой - извращается и снижается поступление их из просвета кишечника. Необходимо помнить о возможном обострении или проявлении аллергических реакций, которые связаны не с действием противогельминтных препаратов на организм ребенка, а с воздействием продуктов разрушения гельминтов. В этих случаях должны назначаться антигистаминные средства, но не ранее появления аллергической реакции, т.к. гистамин участвует в нормальном иммунном ответе и возможно его участие в сложном процессе очищения организма от гельминтов и сопряженных с ним изменений.

Оптимально проведение подобного курса сочетать с проведением курса пищеварительных ферментов, тюбажей и желчегонных препаратов, как это и проводилось нами у рассматриваемых групп детей, т.к. гельминты, разрушаясь, выделяют токсины, снижающие моторику и переваривающую функцию кишечника. Ряд гельминтов способны проникать в желчный пузырь и желчевыводящие пути, а некоторые противогельминтные средства, частично всасываясь из просвета кишечника, выделяются затем через печень, тем более что нарушения функции желчевыводящих путей у этих детей - как правило. Кроме того, по данным различных исследователей весьма широко распространен среди населения лямблиоз, от которого прежде всего страдают желчевыводяшие пути и желчный пузырь. Для снижения всасывания токсических продуктов распада паразитов и профилактики их ретроградного (через рот) выделения, показаны очистительные клизмы вечером и утром после приема препарата особенно в первые три дня. К концу курса противогельминтной терапии при наличии дисбактериоза назначали курс препаратов нормальной кишечной флоры. Детям с аллергопатологией такой курс должен проводиться на фоне относительной стабилизации процесса, лучше, если позволяет состояние, - амбулаторно, до поступления в стационар, т.к. наличие гельминтоза извратит результаты исследования, прежде всего специфического, снизит эффективность дорогостоящей специализированной койки. Проведение же подобного курса в стационаре существенно и неоправданно затянет срок госпитализации (см. схему курса, приведенную выше). В то же время, детям с тяжелыми формами аллергопатологии на начало курса, когда будет происходить наиболее массовое разрушение гельминтов, а, следовательно, весьма вероятно развитие обострения основного заболевания, возможно показана кратковременная госпитализация хотя бы на первые 3 дня курса, во всяком случае таким детям курс противогельминтной терапиицелесообразно проводить на фоне устойчивой ремиссии лучше на фоне мембраностабилизирующих средств (Интал, Кетотифен), а решение о начале курса должен принимать аллерголог. Т.о. профилактические курсы противогельминтной терапии, введенные в систему обязательных карантинно-оздоровительных и профилактических мероприятий, послужат существенному оздоровлению детей, создадут необходимый благоприятный фон их оздоровления, реабилитации, оттянут сроки наступления сезонного гиповитаминоза, астенизации. В курсах подготовки медицинских кадров при изучении всех состояний, протекающих со сходной симптоматикой или усугубляющихся, симулирующихся наличием глистной инвазии, необходимо упоминать об этом факторе в плане дифференциальной диагностики, а, возможно и как показании к профилактическому курсу противогельминтной терапии. Только подобный подход, наряду с постоянной широкой санитарно-просветительной работой среди населения, возможно, со временем, после проведения соответствующего научного анализа ситуации, и позволит отказаться от регулярных профилактических курсов противогельминтных средств.

Автор - Виктор Иванович Бондарь, доктор медицинских наук, педиатр, иммунолог-аллерголог, курортолог и физиотерапевт, использующий метод Р.Фолля и гомеопатический метод.

Как правильно загорать. Советы профессора М.М.Безруких Приятно прогреть косточки на весеннем подмосковном солнышке, но вот ослепительное июльское пляжное солнце где-нибудь в Сочи или в Анталии отнюдь не безопасно. Довольно быстро может наступить перегрев: температура внутри тела поднимется выше допустимой, и биохимические реакции пойдут неправильно. В результате может наступить обморок с расстройством вегетативных функций (тошнота, рвота, повышенная температура и т.п.). Детям перегрев особенно опасен. Поэтому обязательно голову надо укрыть! Можно фетровой шапочкой или хлопчатобумажной панамкой, но ребенок на солнце должен играть в головном уборе! Если все же ребенок перегрелся на солнце — немедленно уложите его в тень, дайте напиться холодной (но не ледяной!) воды, намочите салфетку или носовой платок и приложите ко лбу, а тело оботрите влажным полотенцем. Можно (если температура воздуха выше 300С) обернуть ребенка влажной простыней или большим махровым полотенцем. Через 10-15 минут ребенку станет лучше, но на солнце его в этот день уже не пускайте, пусть займется тихими играми в тени. И не пытайтесь в таком состоянии его плотно накормить — лучше подождать 2-3 часа. Если улучшения состояния ребенка не будет, обратитесь к врачу!

Под воздействием ультрафиолетовых лучей в коже человека происходят сложные превращения, в результате которых образуется загар — поверхностный слой клеток с повышенным содержанием пигмента меланина. Этот пигмент поглощает опасное излучение, не допуская его к нежным и чувствительным внутренним тканям, а также укрепляет и стимулирует иммунные процессы в организме, т.е. повышает его устойчивость к инфекциям. Еще одна неоценимая роль ультрафиолета — способствовать образованию в коже витамина D, который регулирует рост костей. Если ребенку не хватает солнечного света (например, это актуально для жителей Крайнего Севера), то может развиться рахит — заболевание, при котором искривляются кости ног, грудной клетки, черепа, нарушается процесс физического становления. У детей обычно образование меланина происходит медленнее, чем у взрослых, а солнечные ожоги возникают быстрее и чаще. Чтобы уменьшить действие ультрафиолета, достаточно надеть на ребенка маечку с короткими рукавами или тонкую рубашку. Можно также использовать смягчающие кремы на жировой основе (например, «Детский»). Высокая чувствительность детской кожи к солнцу позволяет детям загореть даже в тени. Поэтому старайтесь, отдыхая в знойный солнечный день на пляже, организовать игры детей так, чтобы большую часть времени они были в тени. И уж во всяком случае не следует находиться на пляже по 4-5 часов подряд, особенно в период наиболее агрессивного солнца — с 11 часов утра до 16 часов дня. Кстати, учтите, что лучшее время для загара — раннее утро, первые 2-3 часа после восхода солнца (летом на Черноморском побережье это примерно с 7 до 10 утра). Тепловой поток в эти часы не столь велик, а вот ультрафиолета вполне достаточно для загара, да и будет он более стоек, чем полученный в середине дня, на самом солнцепеке. Однако в любом случае не позволяйте ребенку 5-7 лет без одежды находиться на открытом летнем солнце больше 2 часов в день.

Журнал для тех, кому дороги дети

Журнал «Все, о чем Вы хотели спросить педиатра» - первое в России издание, целью которого является объединение усилий родителей и специалистов в области физического и духовного здоровья детей на благо нашей детворы. Журнал бесплатно распространяется по образовательным и мед учреждениям. Вовремя обращайтесь в редакцию!!!! 197373, СПб, ул. Планерная 47, корп., кв. 135. Главному редактору Мамаевой Марине Т. 8 812 307 32 78 +9215891582, stella-mm@yandex.ru, www.stella.uspb.ru.