СоцОбраз:Регата школьных команд/Квест как форма непрямого обучения родителей/Отчет

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

C 6 по 14 октября 2009г. в сообществе СоцОбраз прошел второй этап Регаты школьных команд -" Квест как форма непрямого обучения родителей" СоцОбраз:Регата школьных команд/Квест как форма непрямого обучения родителей целями которого было:

  1. организация обучения специалистов школы использованию квестовых технологий в осуществлении работы с родителями
  2. совместная разработка с участниками Регаты технологии использования квестов в практике работы школы с родителями

Для достижения целей решались следующие задачи:

  1. Разработка дистанционного курса для школьных команд на основе проведенных 2 Интернет -квестов для родителей и прояснения специфики использования квестовых технологий в практике работы школы с родителями
  2. Включение участников в анализ предложенных квестов с целью выработки представлений об их развивающих возможностях и технологии проектирования
  3. Включение участников в создание Интернет –квестов для родителей, а также в планирование дальнейшей реализации разработанных квестов
  4. Организация взаимодействия между командами в ходе обсуждения квестов
  5. Организация механизмов соревновательности участников и команд между собой
  6. Организация on-line сетевого сопровождения команд
  7. Организация обобщения опыта, отражающего развивающие возможности квеста и технологии проектирования

Анализ реализации задач выявил следующее:

Содержание

Разработка дистанционного курса для школьных команд на основе проведенных 2 Интернет -квестов и прояснения специфики использования квестовых технологий в практике работы школы с родителями

В основу проведения второй Миссии Регаты школьных команд легли содержательные наработки по тематике квестовых технологий, сделанные в ходе разработки квеста для участников дня сообщества СоцОбраз на Августовском Интернет–педсовете, а также материалы Межрегиональной команды, создавшей Интернет –квест для родителей «Секреты адаптации ребенка к школе или Первоклассник.ru».

В качестве базовой для подготовки Регаты выступила статья Н.А. Болсуновской «Что такое квест и как он может использоваться в школе?», где обозначена технология организациик квеста в работе с родителями. Идея курса -от анализа предложенных квестов перейти к созданию собственных. Вся Регата включает 6 этапов, по итогам которых команды предлагают концепт авторского квеста для родителей.

Для реализации Второго этапа Регаты школьных команд была создана страница Регаты СоцОбраз:Регата школьных команд/Квест как форма непрямого обучения родителей, где размещены все методические материалы модуля.

Разработанный дистанционный курс выявил эффективность, что подтверждают: *Позитивные отзывы участников

  • Качество и нестандартность предъявленных проектных продуктов,
  • Наличие у участников готовности и желания реализовать созданные квесты

Таким образом, разработанный дистанционный курс может быть тиражируем.

Включение участников в анализ предложенных квестов с целью выработки представлений об их развивающих возможностях и технологии проектирования

Командам были предложены 2 квеста для анализа технологии:

В ходе анализа квеста командам надо было:

  • дать свое определение понятия квест
  • выделить и сформулировать характерные особенности обучающих квестов
  • определить факторы, за счет которых квесты позволяют достигать реализации задач обучения, развития.
  • выделить задачи организации работы с родителями, которые могут быть решены в том числе с помощью квеста
  • предложить тематику квестов, которые могут помочь психологам, классным руководителям, школьным командам в работе с родителями
  • обозначить алгоритм разработки квеста

Выполнение данного задания позволило:

  • Участникам осмыслить структуру и алгоритм создания квестов, а также понять возможности использования квестов в работе с родителями
  • Разработчикам Регаты выявить новые методические характеристики, имеющие отношение к квестовым технологиям, а также обобщить наработанный опыт.

В результате работы команд было сформулировано определение понятия « квест», выявлены характерные особенности квестов, предложены алгоритмы их создания, а также обозначены возможные темы квестов при работе с родителями и развивающие задачи, решаемые данной технологией.

В частности, участниками были выделены следующие характерные особенности квестов, а также факторы, наличие которых позволяет достигать целей:

Характерные элементы квестов:

  • Квест – игровая форма организации обучения (по определению Н. Болсуновской – непрямого обучения), способствующая активизации взаимодействия родителей, как между собой, так и со специалистами;
  • Квест – оболочка для модульного наполнения (заданиями на оргдеятельностной основе, мини проектами и т.п.);
  • Главной особенностью такой формы взаимодействия с родителями является возможность работы в любое удобное время и его значительная экономия;
  • Система оргдеятельностных заданий дает возможность не только получить новую информацию но и «присвоить» ее, спроецировать (примерить) на реальную жизнь;
  • Еще одной особенностью именно такой формы является наличие проблемной сюжетной линии, что дает родителям спроецировать свои проблемы на героев (это не у меня проблема, а у главного героя, я только помогаю ему в ней разобраться), и облегчает процесс обучения;
  • В процессе работы над проблемой может идти процесс формирования команды (в случаи выполнения совместных заданий).
  • Наличие сюжетной линии, интересного сюжета, позволяющего создать интригу в продвижении по квесту
  • наличие этапов маршрута
  • каждый этап имеет свою цель
  • каждый этап позволяет достичь один или несколько результатов всего квеста
  • образовательная направленность содержания квеста
  • наличие разноплановых заданий, направленных на отработку полученных знаний, навыков и умений
  • наличие ссылок на ресурсы, содержащие обучающий материал
  • наличие итогового задания, позволяющего оценить качество знаний каждого участника квеста
  • Форма игрового путешествия (есть зачин - проблема, есть цель - решить проблему).
  • Герои-организаторы квеста (или ролевые участники, помогающие реальному путешественнику).
  • Комментарии для рефлексии от реальных участников квеста.
  • направленность на получение определенных знаний (часто практических).
  • помощники, которые нужны для "введения в проблему", служат связкой между этапами и повышают уровень увлекательности игрой.
  • использование различных видов заданий (чем разнообразнее, тем интереснее).
  • использование различных приемов рефлексии.


Факторы организации квеста, благодаря которым достигаются цели квеста

  • ненавязчивое обучение
  • обучение через деятельность
  • соревновательность участников
  • оперативная поддержка участников
  • эстетическая привлекательность
  • простота и доступность
  • Стимулируется познавательная мотивация участников - просто интересная игровая форма, которая сразу "захватывает"!
  • Постепенность, "этапность" выполнения посильных заданий на пути к цели.
  • Наглядность: ролевые герои подают пример, есть своеобразный "образец" или "разыгрывание" ситуации.
  • Возможность взаимодействия с другими участниками квеста (путём обсуждения, комментариев к сюжетам игры).
  • Оргдеятельностный подход к наполнению заданий;
  • Снятие психологических барьеров на восприятие информации по проблеме;
  • Соревновательный характер (при использовании подобных условий);
  • Непрямой характер обучения
  • Позитивный характер квеста
  • Увлекательная форма, практическая направленность, разнообразие заданий = высокая мотивация.
  • Постепенность, "порционная" подача материала = мотивация на уровне, доступность для понимания.
  • Возможность высказаться, быть услышанным = значимость для каждого участника, чувство сопричастности к решению проблемы.
  • Можно выбрать удобное время = решается одна из главных проблем современного родителя.
  • Наболевшая проблема, поднятая при обсуждении;
  • Возможность предложения своей темы;
  • Совместное обсуждение темы, выслушивание различных мнений и выбор оптимального;
  • Необычность,наглядность, красочность оформления предложенного материала, который хочется и еще раз хочется перечитывать;
  • "Узнавание себя" в обсуждаемых темах;

Кроме того, команды обозначили следующие развивающие цели, которые могут быть решены в направлении взаимодействия школы с родителями с помощью квестов:

  1. вооружение родителей технологиями действия в конкретных ситуациях и дать возможность попрактиковаться в решении трудных случаев
  2. ненавязчиво донести до родителей нужную информацию
  3. обучение родителей приёмам и методам воспитания, развития, обучения ребёнка
  4. организация работы связки "ученик-учитель-родитель"
  5. повышение ИКТ-компетентности родителей
  6. Акцентирование внимание на проблемах воспитания и путях их решения
  7. Организация взаимодействия родителей друг с другом, возможность обмена опытом.
  8. формирование активной родительской позиции;
  9. формирование команды родителей.
  10. организация сотрудничества родителей с педагогами, классным руководителем
  11. организация совместной творческой деятельности родителей с детьми
  12. Помощь родителям при решении проблем, с которыми сталкиваются многие из них

Данная обобщенная информация будет полезна всем специалистам, решившим организовать квест.

По итогам проведенной командами аналитической работы был подготовлен обобщающий методический материал по использованию квестовых технологий в практике работы школы с родителями «Развивающие возможности квестовых технологий в работе школы с родителями», который дополняет ранее созданную статью «Что такое квест и как он может использоваться в школе?»

Также были выявлены проблемы, которые являются актуальными для родителей, и которые можно решать средствами квестовых технологий

  • Насилие в школе. Как помочь ребенку?
  • Молодежная субкультура.Плюсы и минусы.
  • Трудности подросткового возраста.
  • Профилактика курения, употребления алкоголя.
  • Стили семейного воспитания.
  • Профориентация
  • Успешность ребенка
  • Гармония общения
  • Воспитание характера
  • Подготовка к экзаменам
  • Помощь ребенку в адаптации
  • Дети и карманные деньги
  • Как помочь ребенку инвалиду учиться дистанционно
  • Как наказывать и поощрять ребенка
  • как создать электронное портфолио;
  • как развить, проявить и представить творческие способности ребёнка;
  • как помочь выйти ребёнку из группы "риска".
  • вредные привычки
  • половое развитие
  • познавательная деятельность учащихся
  • учебная мотивация
  • межличностные отношения
  • развитие классного коллектива

Данные проблемы могут быть взяты сообществом СоцОбраз в качестве приоритетных линий в организации мероприятий для родителей и мастер –классов для специалистов.

Включение участников в создание Интернет –квестов для родителей, а также в планирование дальнейшей реализации разработанных квестов

В качестве итогового задания командам надо было создать собственный Интернет –квест и оформить его, используя шаблон.

В результате было создано 5 командных квестов по тематике:

  1. молодежные субкультуры ( Квест «Кто вы, "племя младое, незнакомое"?»)
  2. успешность ребенка (Квест «Формула успеха»
  3. обучение родителей Интернет –сервисам ( Квест «Интернет - пространство творческих возможностей»)
  4. Участие родителей в школьной жизни ребенка (Квест «Как дела? Или школьная жизнь ребенка – Это интересно»)
  5. Профилактика вредных привычек (Квест «Что делать, если ваш ребенок закурил?»

Разработанные квесты не остались только красивыми идеями участников. Все 100% участников Регаты, сделавших квесты, обозначили, что в ноябре –декабре 2009 г. планируют реализовать созданные квесты на площадках сообщества СоцОбраз или школьного сайта.


Таким образом, важно отметить, что участники не только освоили технологию создания квестов, но у них ярко выражена мотивация к дальнейшему применению полученных знаний на практике. Это говорит о правильности выбранных технологий в организации работы со школьными командами.

Организация взаимодействия между командами в ходе обсуждения созданных квестов

Впервые в рамках данной Регаты была организована взаимная развивающая экспертиза проектов –квестов, созданных другими командами. Для развивающей экспертизы были разработаны критерии, и описана технология ее осуществления.

Введение подобной процедуры с одной стороны, дало возможность командам ознакомиться с квестами, опытом других команд, с другой стороны, - занять экспертную позицию и взглянуть на созданные квеста «со стороны», проанализировать их, исходя из предложенных критериев. Это создает условия для дальнейшего развития квестов, повышения их качества.

Организация механизмов соревновательности команд между собой

Для реализации данной задачи в Регате были заложены механизмы соревновательности команд между собой, воплощенные через серию конкурсных процедур. В частности, прохождение этапов оценивалось и на основании этого определялись индивидуальные участники и команды –победители. Оценке подлежали задания, выполняемые участниками по ходу прохождения Регаты

Оценка осуществлялась на основании следующих критериев:

  • Нестандартность и творческость подхода к выполнению заданий
  • Нестандартность (новизна) предложенных способов и их конкретность
  • Высокая степень качества выполнения заданий

Выполнение каждого этапа второй миссии Регаты оценивалось в баллах – максимальный балл 30. Максимальный набранный балл за прохождение всей Регаты 90 баллов. Баллы идут в общий зачет команд по итогам нескольких миссий. На основании экспертизы работ были определены победители.

Для победителей предусмотрены механизмы поощрения в виде диплома. Каждая команда по итогам Регаты получила отзыв на прохождение этапа от организаторов. Это позволило с одной стороны, создать ситуацию успеха для всех участников, а с другой стороны – задать ориентиры участникам на будущее.

Организация on-line сетевого сопровождения команд

Для обеспечения оперативной поддержки участников были проведены 2 скайп –чата, оказывались консультации участникам посредством Skype и электронной почты. Все это позволило создать комфортную среду обучения и обеспечить высокое качество промежуточных и итоговых образовательных результатов.

Организация обобщения опыта, отражающего развивающие возможности квеста и технологии проектирования

По итогам Регаты была подготовлена методическая статья, обобщающая наработки команд, участвовавших в Регате, авторов проекта.

В статье сформулировано определение понятия « квест», выявлены характерные особенности квестов, предложены алгоритмы их создания, а также обозначены возможные темы квестов при работе с родителями и развивающие задачи, решаемые данной технологией.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. В квесте приняли участие 7 команд, которые представляют Свердловскую область, республику Алтай, Псковскую область, Ставропольский край, Новосибирскую область, Хабаровский край.
  2. 5 команд из 7 представили итоговые квесты, что составляет 71% от всех участников
  3. 100% команд, представивших квесты, высказали готовность к реализации созданных квестов в ноябре –декабре 2009 г.
  4. 100% участников высказали позитивные отзывы об участии в проекте.


КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Была разработана и апробирована программа дистанционного курса для школьных команд по организации непрямого обучения родителей через использование квестовых технологий, которая показала свою эффективность:

Эффективность технологии подтверждают:

  • Позитивные отзывы участников
  • Качество и нестандартность предъявленных проектных продуктов,
  • Наличие у участников готовности и желания реализовать созданные квесты

Таким образом, разработанный технология может быть в будущем описана и тиражируема

  1. В ходе Регаты получила свое дальнейшее развитие и описание технология использования квестов в практике работы школы с родителями. В частности, уточнено и опредмечено определение понятия « квест», выявлены характерные особенности квестов, предложены алгоритмы их создания, а также обозначены возможные темы квестов при работе с родителями и развивающие задачи, решаемые данной технологией.
  2. По итогам Регаты был подготовлен обобщающий методический материал по использованию квестовых технологий в практике работы школы с родителями «Развивающие возможности квестовых технологий в работе школы с родителями», который дополняет ранее созданную статью «Что такое квест и как он может использоваться в школе?»
  3. Были выявлены наиболее актуальные проблемы, волнующие родителей, которые в будущем должны стать ориентирами в организации работы с родителями и обучении специалистов
  4. Впервые в рамках Регаты была апробирована технология развивающей взаимоэкспертизы проектов разных команд, которая создала условия для дальнейшего развития квестов участниками, повышения качества проектных продуктов.
  5. Участники квеста высоко оценили полезность второй миссии Регаты школьных команд ти качество проведенного мероприятия. Это подтверждают отзывы, а также созданные проектные продукты:
  • Нам понравилась "вторая миссия"! Зря мы боялись, что квест съест! Он добрый, совсем не страшный! Конечно, квесты-примеры успели только посмотреть, чтобы составить своё представление о том, что это такое. Зато появилась интересная идея собственного квеста - о молодёжных течениях, которая нам самим очень нравится (и понравилась родителям "Интернет-КЛУБа: мы уже рассказали на занятии о новом проекте). С нетерпением ждём "третьей миссии": заранее больны блогоманией! Позитивного всем настроя! Команда "ПОЗИТИВ" Татьяна Краснощёкова
  • Существуют идеи как его уже запустить для родителей. Спасибо за классную идею работы с родителями, пусть не все, будут этим захвачены, но это уже шаг вперед.Команда WEB2tracer.com Елкина Наталья
  • Саркисян Марина

Второй этап - Он просто супер! Теперь мы в квест Играть все будем! Пускай команда поредела, Плывём вперёд и смотрим смело. Родители, ученики вы нам Как в море маяки. Все интересы мы учтём И дальше вместе поплывём! Это этап Регаты нам очень понравился. Мы познакомились с новой формой работы с учениками и родителями. Думаем, что обязательно будем использовать полученные знания на практике. Нас стало меньше, но это ещё больше помогло нам почувствовать необходимость общих интересов для успешной работы. Трудность практически одна - нехватка времени. На третий этап планируем взять в свою команду учителей из других школ. Всем УСПЕХА. Спасибо координаторам Регаты.

  1. Отмечается позитивная динамика становления Интернет –компетенций, навыков совместной деятельности, проектирования мероприятий для родителей у команд, которые принимают участие в Регате во второй раз. Команды сильно продвинулись вперед в своем развитии и представляют в полной мере работоспособные школьные команды, внедряющие новые технологии в практику своей школы.
  2. Участники, прошедшие второй этап Регаты, имеют позитивный настрой и готовы реализовывать разработанные квесты на площадках сайтов школ и в рамках СоцОбраза. Это подтверждает правильность выбранных направлений работы со школьными командами.