Срочный и качественный перевод с немецкого на русский и другие языки . Кирилловка центр . Купите доску - купить палубную доску из лиственницы.

СоцОбраз:Школа транспортной культуры

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Площадка для учебного вождения автомобилей. Специальная площадка с линиями горизонтальной разметки, стойками и конусами, на которой можно отрабатывать различные упражнения по вождению автомобиля: "змейку", "въезд в бокс", "параллельную парковку задним ходом" и др.



Школа № 1190 располагается в Митино, в Северо-Западном административном округе Москвы. Типовое здание. Обычные школьники. Не сразу замечаешь специальную площадку для обучения вождению автомобиля. Отсюда начинают свой путь легковушки, выезжающие из школьных ворот. На крыше у них световой короб с буквой "У" - "учебное транспортное средство", а за рулем - симпатичные юноши или девушки, ученики старших классов. Рядом с каждым из них - инструктор по вождению, мастер производственного обучения.

В школе № 1190 реализована на практике концепция сквозного формирования транспортной культуры школьников. Эту работу завершает сдача выпускником школы экзамена в ГИБДД на право вождения автомобилем. Самостоятельно сесть за руль автомобиля ученик сможет через год, но уже в семнадцать лет он может выдержать экзамен, подводящий черту под большой и энергичной работой, которая ведется в этой школе.

Младшие ученики с интересом наблюдают за учебным автомобилем: они только что узнали от своей учительницы, что изучение основ безопасного поведения на дорогах будет иметь продолжение. Через несколько лет они сами смогут сесть за руль учебной машины. Им этого хочется уже сейчас, и они с завистью провожают автомобиль взглядом.

О произошедших в школе изменениях рассказывает ее директор Игорь Геннадьевич Кононов.

Три года назад в школе арендовала помещения автошкола, на коммерческой основе обучавшая взрослых правилам управления автомобилем. Именно тогда возникла идея об элективных курсах для старшеклассников и обучении их на профессиональной основе автомобильному делу. Для этого надо было подготовить площадку с разметкой на территории школы, создать соответствующее школьное подразделение, которое будет реализовывать эту задачу. Нужны были учебные кабинеты с оборудованием и наглядными пособиями, новые педагогические кадры и мастера производственного обучения. Нужно было решить вопрос с лицензированием дополнительного образования.

Вопрос о создании учебной площадки был решен при помощи районной управы, которая сумела найти деньги на строительство, и префектуры Северо-Западного округа, подобравшей добросовестного подрядчика для строительных работ, и выделившей средства для приобретения трех учебных автомобилей. Помощь и поддержку в этом вопросе оказали руководитель управления образования Северо-Западного округа Москвы Ирина Владимировна Буланова и ее заместитель по вопросам безопасности Алексей Григорьевич Великий. Они поддержали идею создания в школе производственной и образовательной базы автодела, помогли подготовить документы и пройти лицензирование на оказание услуг по дополнительному образованию.

Помимо создания материальной базы обучения автоделу, необходимо было внести и существенные изменения в деятельность самой школы. Эти изменения в первую очередь касались нормативно-правового модуля школьной деятельности: была проведена коррекция образовательной программы и учебных планов; подготовлена различная документация, связанная с созданием новых школьных структур и изменением функционирования прежних; кроме того, был заключен договор с высшим учебным заведением - Московским автодорожным институтом о подготовке выпускников школы для поступления в этот институт.

Необходимо было изменить и управленческий модуль школы. Эти изменения включали модернизацию существующей системы управления школой, расширение спектра форм обучения на основе индивидуальных планов; построение новой системы внутренних и внешних информационных потоков.

Наиболее существенные изменения коснулись образовательного модуля. На младшей ступени был введен экспериментальный курс "Безопасность на дорогах", изданный под редакцией чл.-корр. РАО Н.Ф.Виноградовой; на средней ступени были введены в качестве дополнительного образования занятия в кружке "Безопасное колесо"; для учащихся старшей ступени - организована подготовка водителей категорий А и В. На старшей ступени были введены элективные курсы. Был сформирован учебный план для основной и старшей ступеней обучения, отвечающий условиям профильного обучения. Проведена подготовка к введению индивидуальных учебных планов на старшей ступени. Сформировано новое расписание занятий, осуществлена практическая интеграция основного и дополнительного образования.

Такого рода реорганизация школьной деятельности потребовала существенных изменений и в методическом модуле школы. Необходима была подготовка методического сопровождения внедрения в учебный процесс курса "Безопасность на дорогах" для начальной школы; организация систематической подготовки и переподготовки школьных педагогических кадров, проведение педагогических семинаров по теме "Безопасность на дорогах"; организация на базе школы семинаров для директоров школ по теме "Организация учебных площадок и автогородков"; проведение на базе школы районных и окружных соревнований по ПДД. Отдельным направлением стало программно-методическое обеспечение психологического сопровождения профильного обучения и профориентации.

Инновационный модуль школы изменился в связи с вступлением ее в ГЭП II уровня "Совершенствование форм образовательного процесса в обучении по индивидуальным планам".

Существенно преобразился и материально-технический модуль школы. Он пополнился двумя оборудованными кабинетами автодела для подготовки водителей категорий А и В; компьютерным и тренажерным классами; площадкой для практического обучения вождению; транспортными средствами - велосипедами, скутерами, мотоциклами и легковыми автомобилями; методическими наглядными пособиями, переносными дорожными знаками и моделями светофоров; учебными пособиями, наглядным и раздаточным материалом.

Школа № 1190 активно взаимодействует и с отделом пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Северо-Западного округа. Старший лейтенант милиции Татьяна Сергеевна Марина часто бывает в школе, постоянно помогает в решении различных вопросов работы школьной автоплощадки, выступает организатором внеклассных мероприятий, руководит отрядом ЮИД.

Ближайшая цель этих изменений - создание на базе школы Центра образования по безопасности на дорогах. ЦО обеспечит внутришкольное взаимодействие между начальной школой с курсом "Безопасность на дорогах", средней школой, где ведется кружок "Безопасное колесо", и старшей школой с предметом "Автодело" ("Автоподготовка"), подготовкой водителей категорий А и В, элективными и профильными курсами, подготовкой к обучению по индивидуальным планам обучения. Центр должен организовать внешнее взаимодействие с отделом дополнительного образования Управления образования Северо-Западного округа Москвы, муниципалитетом и районной Управой "Митино", Управлениями ГИБДД Москвы и Северо-Западного округа, Центром военно-патриотического и гражданского воспитания Северо-Западного округа, Методическим Центром детской дорожной безопасности и ООО "Компания Профтехнология", другими органами и организациями.

Фактически в настоящее время речь идет о создании на базе школы № 1190 учебно-производственного комбината (УПК), на базе которого смогут обучаться и старшеклассники соседних школ. Такая кустовая организация учебно-производственных комбинатов не требует организации в каждой школе собственных оборудованных автоплощадок для обучения вождению и обеспечения их учебным автотранспортом. В соседних школах достаточно организовать обучение на начальной и средней ступенях, обеспеченное учебными и наглядными пособиями, учебными площадками, другим оборудованием.

Школьное подразделение по автоделу возглавил Юрий Анатольевич Королев. Он стоит во главе школьного методического объединения по теме, в состав которого входят педагоги и мастера производственного объединения. Это методическое объединение существенным образом влияет на реализацию в школе концепции сквозного формирования транспортной культуры школьников и обеспечивает необходимые связи и взаимодействия внутри школы в образовательном процессе.

Практические идеи по перестройке школьного образовательного процесса отражены в программе "Пять шагов от песочницы до автомагистрали", в которой предусмотрено обеспечение образовательный процесс учебными и наглядными пособиями, учебным оборудованием, макетами и моделями дорожных знаков, светофоров и др. Эта программа опубликована в виде отдельного проспекта и позволяет ознакомиться с практическими шагами школы по формированию транспортной культуры школьников.

К популярной идее автогородков И.Г. Кононов относится с интересом, но у него есть и свои соображения. Такие большие структуры, чтобы не быть "воскресными атракционами", должны активно работать с соседними школами. Должен быть обеспечен поток школьников, для которых организуются практические занятия в классах автогородка и на его учебных площадках. Это - сложно. С учениками нужно в автогородок придти или доехать, а организация такой вылазки стоит и нервов и большого труда: это - заказ автобуса, обеспечение всех условий перевозки детей согласно установленным требованиям, возвращение в школу. Систематическое проведение даже одного такого занятия в неделю требует большой подготовительной работы и выделения и без того драгоценного учебного времени. В реальной школьной жизни это невозможно, поэтому работа школы в автогородке становится разовым выездным мероприятием. Другое использование автогородка, кроме мероприятий, связанных с конкурсом "Безопасное колесо", движением ЮИД (юных инспекторов движения), спортивны-ми праздниками, практически невозможно.

По мнению И.Г.Кононова гораздо важнее в каждой школе иметь пусть небольшую, но свою учебную площадку с разметкой и несложным инвентарем - легкими переносными знака-ми и макетами светофоров. В качестве транспортных средств для младших школьников можно использовать самокаты. Такая площадка органически впишется в школьный учебный процесс, будет активно использоваться. Для занятий в зимнее время также можно нанести временную или постоянную разметку в рекреации или спортивном зале. Можно использовать и свободный кабинет. Для старшего школьного возраста нужны оборудованные кабинеты автодела, а прак-тические занятия по вождению можно проводить на базе кустового учебно-производственного комбината.

За последние два года ученики школы № 1190 неоднократно становились победителями районных и окружных конкурсов по безопасности дорожного движения, лауреатами городских соревнований по знанию ПДД. По итогам 2006/07 учебного года после одногодичного курса обучения 21 выпускник школы впервые были допущены к экзаменам в ГИБДД на получение права управления автомобилем. Успешно выдержали экзамен 12 человек. В 2007/08 учебном году работа строилась уже с учетом полученного опыта. В мае 2008 года экзамен сдали 14 уче-ников из 16.

В начальной школе экспериментальная работа по УМК "Безопасность на дорогах" и про-грамме Н.Ф. Виноградовой только начата. Обучение детей идет параллельно в 1, 2, 3 и 4-х классах. Очень скоро средняя ступень получит уже подготовленных выпускников начальной школы. С ними будет возможен более высокий уровень освоения транспортной культуры.

На состоявшейся в начале 2008 года выставке "Молодежная ЭКСПО-2008" на Северо-Западе Москвы: интеграция науки, промышленности и образование" школа № 1190 была пред-ставлена павильоном по организации профильного обучения автоделу, экспозиция которого была награждена дипломом второй степени.

Еще не все вопросы решены. Школа находится в поиске и развитии. Для организации на базе школы учебно-производственного комбината необходимы еще 4 оборудованных кабинета. Для старшей ступени нужна более целенаправленная профориентация и соответствующие учебные программы для профилизации по специальностям менеджмента в автотранспорте, во-дителя, сотрудника салона по продажам автомобилей, специалиста автосервиса, мастера произ-водственного обучения для автошкол и других образовательных учреждений. Только такая це-ленаправленная специализация школы позволит части ее выпускников получить современные востребованные обществом специальности.

Очевидно, что в реализации Федеральной целевой программы "Повышение дорожной безопасности в Российской Федерации на 2006-2012 годы" большую роль должны сыграть школы и другие образовательные учреждения. При должном внимании к этим вопросам в типо-вых учебных планах и образовательных стандартах российские школы смогут более активно формировать современную транспортную культуру школьников, навыки современного безопасного поведения на дорогах. Школам удастся в своей образовательной деятельности обеспе-чить переход от прежней парадигмы дорожного воспитания ребенка как будущего пешехода и пассажира к современной парадигме воспитания будущего водителя , активного участника дорожного движения.

Начальная школа. "Спросите нас!" - школьники с увлечением ищут

ответ в учебном пособии "Безопасность на дорогах"

Начальная школа. Им нравятся живые и интересные занятия по учебным пособиям

"Безопасность на дорогах" под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Начальная школа. Во время отработки практической части занятия - перехода через дорогу - используются модели светофоров, которые переключают сами

ребята, и макеты дорожных знаков

Начальная школа. Для работы на доске используются дорожные знаки, разметка,

сигналы светофоров, модели автомобилей с магнитным креплением

Начальная школа. Фотография на память: "Эту книгу мы уже изучили!".

Педагог и организатор занятий - учитель начальных классов Мария Львовна Тараненко

Кабинет автодела. Для оформления кабинета использованы плакаты "Знаки

дорожного движения", слева от классной доски - унифицированная панорамная магнитная электрифицированная доска "Светофоры в дорожных ситуациях", позволяющая моделировать различные ситуации, как на перекрестках, так и на дорогах. К занятиям готовится старший преподаватель автодела Юрий Анатольевич Королев

Кабинет автодела. Кабинет оснащен стендами по устройству автомобиля с использованием настоящих деталей автомобилей
Автотренажер. Общий вид одного из двух учебных мест, расположенных в отдельном помещении. Здесь отрабатываются приемы и навыки вождения
Автотренажер. "Поездка" на автотренажере требует сосредоточенности и внимания. Старшеклассники отрабатывают приемы вождения
Кабинет автодела. Пластиковые макеты и препарированные агрегаты автомобилей, в том числе действующие, производства ООО "Компания Профтехнология" дают наглядное представление об устройстве автомобиля в целом и работе его отдельных систем
Школа второй ступени. К занятиям готовятся юные инспектора движения - ученики 6-го класса
Школа второй ступени. Упражнения на компьютерном тренажере - очередной шаг на пути к успешной сдаче экзамена по ПДД
Площадка для учебного вождения автомобилей. Колонна учебных автомобилей с водителями-учениками к движению готова