Социальное партнерство школы и родителей

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Социальное партнерство школы и родительского сообщества

Автор: Татьяна Дмитриевна Клещукова, Председатель родительского комитета, Муниципальное общеобразовательное учереждение средней общеобразовательной школы №7 г. Сорочинска, Оренбургская обл.

Социальное партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. В построении партнерских отношений между родителями и ОУ я выделяю три этапа.

  • Первый этап – Знакомство, на этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения и формам воспитательной работы с детьми.
  • Второй этап - Совместная деятельность, на этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.
  • Третий этап – собственно Партнерство. Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия совместной деятельности.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребенка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и школы. Названная проблема в той или иной степени затрагивает многие современные учебные заведения.

В связи с этим педагоги и родительская общественность школы № 7 изменили подход к организации и проведению традиционных форм работы с родителями, основной из которых является работа общешкольного родительского комитета и родительского собрания. Главная цель нового подхода – привлечь большее количество родителей к принятию решений в классе и школе, к активному участию в различных мероприятиях школы.

Для этого помимо встреч предусматриваются дни открытых дверей (суббота), когда родители могут решать вопросы с любым учителем, представителями администрации, социальным педагогом и психологом. Изменилась роль родительского комитета и его взаимодействие с администрацией, педагогическим коллективом строится по направлениям:

  • Обновление образовательного процесса;
  • Обеспечение инновационного режима развития школы;
  • Творческого проведения общешкольных мероприятий.

Члены родительского комитета совместно с администрацией планируют работу общешкольного родительского комитета на год, определяют тематику родительских собраний, что позволяет совместно с нами, родителями, решать не только текущие, но и стратегические задачи развития школ. Планирование тематики родительских собраний проводится в режиме обсуждения на общешкольном родительском комитете, в котором принимают участие представители родителей, администрации, классных руководителей.

Мы отошли от той схемы, когда классные собрания проводят только классные руководители, теперь сами родители (представители от класса, входящие в общешкольный родительский комитет) организуют и проводят собрания родителей. На них формируются предложения по тематике очередных встреч и классных собраний среди родителей, а информация в обобщенном виде служит основной для дальнейшей работы педагогического коллектива и родителей.

Общешкольный родительский комитет является инициатором привлечения родителей к участию в интеллектуально-творческой и досуговой деятельности. Ежегодно родители со своими детьми участвуют в работе школьного этапа конференции НОУ как в младшем звене, так и в старшем, причем не только в роли зрителей, но и непосредственных участников (помогаем с рецензированием рефератов, определением темы, направлениями учебно-исследовательской работы, поиском литературы, выступаем перед учащимися на линейке). Вместе с детьми составляем сценарии выступлений, помогаем на репетициях, шьем костюмы, сочиняем стихи и песни, выступаем на театральных подмостках. В ходе работы у нас появляется желание сделать любой праздник более красочным, интересным, где мы, родители, вместе с детьми можем проявить фантазию, выдумку.

Чтобы система управления образовательным учреждением была приближена к потребностям школы необходимо развитие общественной экспертизы и включение в ее проведение родителей. В этом направлении в нашей школе сделаны первые шаги. Родительский комитет совместно с администрацией, специалистами психолого-педагогической службы проводят диагностирование, цель которого состоит в выявлении сильных и слабых мест в системе деятельности школы. По его результатам обнаруживаются проблемы (например: перегрузка учащегося, отсутствие взаимопонимания в отношениях с отдельными учащимися), которые требуют совместного решения.).

Система работы с родителями, которая сложилась в школе приносит свои плоды и результаты. Наша школа не нуждается в рекламе. Не одно поколение родителей ведет своих детей в школу. Складываются целые ученические династии (4-5 поколений).

Искренняя заинтересованность нас, родителей, делами ребенка, класса, школы сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться в жизнедеятельность своих детей делают процесс образования и воспитания более эффективным. Хочется надеяться на создание межшкольных, городского уровня попечительских советов, обладающим статусом юридического лица. Они могут проводить широкий мониторинг общественного мнения по поводу предпринимаемых властью решений в области образования.

Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением? - Помимо знаний в предметных областях, это и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе существенно изменяется отношение между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.