Социально-педагогическое партнерство школы, семьи, личности в гражданском и нравственном становлении современного школьника

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Данные социологического опроса педагогов, родителей и учащихся о состоянии, тенденциях и проблемах современной Российской семьи, проводившегося кафедрой методики ВР РО ИПК и ПРО в июне 2009 года.В опросе приняли участие 400 человек, в основном из полных семей (72%). Из них 100 педагогов, 100 родителей и 200 учащихся из городов Ростов-на-Дону, Батайск, Донецк и Азовского и Белокалитвенского районов Ростовской области.

В ходе опроса изучались ценностные ориентации родителей, их жизненные идеалы, их гражданская позиция в отношении воспитания ребенка в семье.

Анкета учащихся предполагала выяснение ряда основополагающих вопросов для успешного воспитания современного ребенка: их оценка взаимоотношений с родителями, проблемы с точки зрения детей современных родителей в их воспитании, причины разногласий и конфликтов детей с родителями, принципы жизни, которые формирует современная семья в своих детях для процветания страны, в которой они живут.

Анализировались оценки педагогов в отношении современной российской семьи и взаимоотношений в ней, а также условия повышения эффективности семейного воспитания в современной жизни. В ходе опроса установлено, что большая часть семей относит себя к семьям со средним материальным достатком (68% респондентов) и с низким доходом (25% опрошенных). При этом педагоги относят примерно половину семей, участвовавших в опросе, с высоким воспитательным потенциалом. Воспитательно неустойчивых семей отмечено 20-25%. Воспитательно слабых с утратой контакта с детьми и контроля над ними около 10%. Воспитательно слабая с постоянной конфликтной атмосферой примерно 5% семей.

Материальная обеспеченность семьи является важным фактором ее стабильности, и самооценка родителей своего социально-экономического положения влияет на выбор ценностных ориентаций в семейных отношениях и в семейном воспитании. Для дочери и сына родителями выбираются качества, отвечающие полоролевым функциям людей в обществе. Актуальны для современной семьи идеал настоящего мужчины, традиции семьи и их воспроизводство молодыми семьями, потребность в уважительном отношении к окружающим человека людям.

Опрошенные родители утверждают, что их семьи держатся на любви, верности, привязанности друг другу, терпении, в меньшей степени на доверии. Современная семья весьма озабочена проблемами взаимопонимания, доверия друг другу и терпимости, как между супругами, так и с детьми. Сравнивая устоявшиеся нормы общественного поведения с нормами последнего 10- летия, взрослые участники опроса считают, что для нормальной жизни современного человека в обществе, по-прежнему, актуальны такие качества, как культура поведения, этикетные правила, уважение к человеку, самоуважение для достижения своих целей и успешности в жизни. При этом часть опрошенных (8%) придерживается точки зрения, что особых изменений в нормах общественного поведения за последние 10 лет не произошло. Другие, напротив, отмечают, что все в сфере норм изменилось кардинально.

Недостатки современного общественного поведения связаны с отсутствием идеалов у молодых людей. Опрошенные родители считают, что люди перестали предъявлять требования к самим себе, стали менее отзывчивы, менее уважительных друг к другу. Имеют место факты вседозволенности, жестокости, меньше становится отзывчивости, участия в судьбе другого человека, уважения друг к другу. Коренным образом изменяется традиция. Обеспокоенность родительской общественности объясняется неудовлетворенными потребностями в духовной и душевной близости людей, в отсутствии надежных инструментов для их поддержки. Этикетные нормы уже не позволяют удерживаться в рамках согласованности людей друг с другом и неконфликтности человека с обществом. Укорененные способы разрешения жизненных коллизий перестали быть массовыми, освоенными и усвоенными всеми, без исключения.

С учетом перекрестного анализа данных родителей, детей и педагогов по схожим вопросам можно выделить три группы семей, активно функционирующих в современном социуме: 1) с традиционной ориентацией на почитание старших членов семьи; 2) с установкой на поддержание открытых, доверительных и демократичных отношений друг с другом; 3) семьи, где один супруг психологически живет за счет другого.

В семьях первой группы преодолевать конфликты и разногласия помогают привязанность, уступчивость, уважение к старшим, непререкаемость их авторитета, обсуждении проблем, не стараясь их создавать в последующем. Для семей второй группы характерны откровенные разговоры за круглым столом или столом переговоров, открытое обсуждение конфликтов, осмысление происходящих ситуаций. Семьи, в которых психологический климат долго и часто остается напряженным, востребовано, прежде всего, терпение одного из членов семьи, уступчивость, умение промолчать, вовремя остановиться.

По мнению детей, родители как первые учителя своих детей учат их умениям правильно организовать себя, помочь в трудную минуту, быть собранным, упорным, терпеливым и трудолюбивым. Родители передают детям по их оценкам доброту, заботу, мудрость. Они учат своих детей правильно общаться. В таблице 2 представлены данные опроса педагогов, родителей и детей о принципах жизни и деятельности, прививаемых в современной российской семье и способствующих процветанию государства и общества.

В качестве принципов жизни и деятельности, прививаемых родителями в семье и способствующих сегодня процветанию государства и общества, родителями рассматриваются честность, трудолюбие, ответственность, уважение друг к другу и окружающему миру, чувство долга перед Родиной. При этом 30% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос. По мнению детей, к числу основных принципов жизни, формируемых в семьях для процветания России, следует отнести трудолюбие (33%), чувство патриотизма (33%), личностные качества, обеспечивающие успешность человеку (терпение, упорство, умение ставить и достигать цели), уважение к окружающему миру в целом. Около 30% детей не смогли ответить на данный вопрос.

Педагоги отмечают, что из числа принципов жизни и деятельности, прививаемых в сегодняшней российской семье, процветанию современного государства и общества способствует: - понимание ценности семьи в ее традиционном виде (делай, как я; уважай старших и не перечь им) и семьи как крепости, за стенами которой поддерживаются отношения заботы, близости, поддержки и помощи в трудную минуту; - настойчивость, практичность и самостоятельность члена общества; - целеустремленность личности как умение не только ставить, но и достигать поставленные цели, чтобы быть успешным человеком; - патриотизм, любовь в Родине; - здоровый образ жизни.

Часть педагогов (16%) относится скептически к воспитательному потенциалу современной российской семьи и считают, что родители затрудняются в точной и корректной формулировке принципов жизни и деятельности, способствующих процветанию государства и общества. Другие педагоги указывают на комплексный подход современных родителей к передаче своим детям жизненных идеалов и установок. По их мнению, родители считают важными для успешности своих детей их интеллектуальное развитие, умения заботиться о близких людях, умения активно взаимодействовать с окружающим миром, быть патриотом своей страны.

Стремление семьи добиваться материальных благ приводит к ослаблению духовных и нравственных ценностей в семейных отношениях. Родители подчеркивают важность таких качеств, как активность и ответственность, умение преодолевать трудности, но в очень малой степени ими востребованы нравственные качества высшего уровня – благородство, тактичность, ценностное отношение к человеку. К числу проблем современных родителей в воспитании детей сами дети указывают, прежде всего, непонимание родителей своих детей и неумение детей понимать собственных родителей. Родители не замечают взросления детей, опираются на представления своего детства без учета изменений, произошедших в социокультурной среде. Родители, как указывают дети, не понимают поведения собственных детей, так как сравнивают себя с ними, полностью игнорируя новые обстоятельства жизни. Родители не следят за детьми должным образом, попустительствуя им; не понимают и не учитывают психологических состояний своих детей. Как считают дети, родители ругают их часто по мелочам, ограничивают самостоятельность своих детей. Родители, по словам своих детей, сами являют себя детям плохим примером для подражания.

Педагоги ставят также на первое место непонимание родителями своих детей, поскольку проводят с ними недостаточное количество времени, часто авторитарны по отношению к ним и не рассматривают ребенка как личность. Семейные конфликты, в которые втягиваются дети или свидетелями которых они являются, педагоги также относят к проблема современной семьи. Как и дети, педагоги отмечают, что родители не являют собой пример для своих детей (сквернословят, ссорятся друг с другом, употребляют алкоголь или являются зависимыми от наркотиков). Педагоги отмечают падающий интерес родителей к школе. Это проявляется в невнимании родителей к успехам и неудачам в учебе. Проблемы разногласий и конфликтов детей с родителями, которые ребенок наблюдал или пережил в своей семье, дети видят в непонимании друг друга взрослых и детей. Конфликты возникают по поводу друзей детей, которые не нравятся родителям, по поводу их внешнего вида, предпочтений в музыке и в культуре, неуспешности в школе, долгих прогулок, поздних возвращений домой.

Родителям и детям порой трудно достучаться друг до друга. Однако 68% опрошенных учащихся 11-15 лет утверждают, что сложившиеся взаимоотношения с родителями их вполне устраивают. Для выяснения проблем современного семейного воспитания сравнивались данные ответов опроса: в анкете педагогов вопроса №4 «Назовите наиболее острые, на Ваш взгляд, проблемы семей с различным воспитательным потенциалом в их взаимоотношениях с детьми», в анкете родителей вопроса №7 «Каковы, на Ваш взгляд, основные причины семейных свор и размолвок в Вашей семье», в анкете учащихся вопроса № 12 «Назови проблемы современных родителей в воспитании детей»

Полученные данные представлены в таблице 1. "Проблемы современной семьи в воспитании детей"

Таблица 2."Принципы жизни и деятельности, прививаемые в семье и способствующие процветанию государства и общества"

Большинство педагогов в вопросе определения условий, повышеющих эффективность современного воспитания, сходится в том, что современный уровень взаимодействия семьи и школы далек от совершенства. Активность родителей в решении школьных проблем не высокая. Авторитет школы как социального института, по мнению педагогов, подрывается средствами массовой информации и не способствует установлению тесных контактов семьи и школы.

Школа рассматривает усилия семьи для успешного становления личности современного ребенка недостаточными. Многие современные семьи нуждаются в знаниях об основах жизни человека в семье. Современное состояние семейного воспитания требует со стороны школы помощи в строительстве отношений родителей и детей.

Педагогами поддерживаются инициативы реализации проектов поддержки семьи. Педагоги ратуют за поддержку на муниципальном уровне благополучных семей, предлагают проводить патронаж проблемных семей, оказывать помощь многодетным и молодым семьям.

Педагоги говорят о необходимости внесения изменений в законодательство об усилении ответственности родителей за воспитание детей. Материальная обеспеченность современной семьи не способствует повышению эффективности семейного воспитания в современной жизни.

Многие педагоги сходятся во мнении о необходимости более активной просветительской работы среди родителей, организации совместных встреч, праздников, круглых столов с родителями. Вопросы поддержки семейного воспитания в современных условиях школой требуют специального рассмотрения.

Рябченко А.М., зав. кафедрой методики ВР РО ИПК и ПРО Сибирцова Г.Н., начальник отдела ВР РО ИПК и ПРО Чепкова О.Н., доцент кафедры методики ВР РО ИПК и ПРО