Социальный педагог/должностная инструкция

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Приложение 1 к модулю дистанционного тренинга социального педагога

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

(должностная инструкция)

1. Общие положения

  • 1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по социальной защите и охране детства, старшего вожатого или классного руководителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
  • 1.2. Социальный педагог должен иметь среднее или высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических или руководящих должностях.
  • 1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно заместителю директора по социальной защите и охране детства.
  • 1.4. Социальному педагогу непосредственно подчиняются классные руководители по вопросам социальной защиты учащихся.
  • 1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

  • 2.1. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.
  • 2.2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни.
  • 2.3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.
  • 2.4. Установление сотрудничества с органами социальной защиты.
  • 3. Должностные обязанности

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

  • 3.1. Анализирует:
  1. личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;
  2. перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;
  3. ход и развитие проектов и программ по адаптации учащихся.
  • 3.2. Прогнозирует
  1. последствия запланированных проектов и программ по адаптации учащихся;
  2. тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы.
  • 3.3. Планирует и организует
  1. процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям;
  2. мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам социальной адаптации;
  3. сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации;
  4. систему внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по адаптации учащихся;
  5. систему контроля за ходом проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям.
  • 3.4. Координирует:
  1. совместную деятельность отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации учащихся;
  2. взаимодействие деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.
  • 3.5. Руководит:
  1. деятельностью классных руководителей по социальной адаптации учащихся;
  2. созданием установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
  • 3.6. Контролирует
  1. реализацию проектов и программ социальной адаптации; ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе;
  2. выполнение принятых решений в области социальной адаптации;
  3. дальнейшую социальную адаптацию выпускников школы.
  • 3.7. Корректирует
  1. ход реализации проектов и программ социальной адаптации учащихся.
  • 3.8. Разрабатывает
  1. нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах школы по социальной адаптации учащихся;
  2. отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов.
  • 3.9. Консультирует
  1. родителей (законных представителей) и классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся;
  2. лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой, по вопросам социальной адаптации.
  • 3.10. Содействует
  1. созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;
  2. установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

4. Права Социальный педагог имеет право в пределах своей компетенции:

  • 4.1. Принимать участие:
  1. в разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
  2. н разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся;
  3. в разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;
  4. в ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся.
  • 4.2. Вносить предложения:
  1. о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации учащихся;
  2. о начале, прекращении иди приостановлении конкретных проектов н программ социальной адаптации.
  • 4.3. Устанавливать от имени школы
  1. деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся.
  • 4.4. Запрашивать
  1. для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам социальной адаптации.
  • 4.5. Контролировать и оценивать
  1. ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушением техники безопасности, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.
  • 4.6. Требовать
  1. от участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер) социальной адаптации учащихся.
  • 4.7. Давать
  1. обязательные распоряжения классным руководителям, воспитателям ГПД, психологу. классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу.
  • 4.8. Привлекать
  1. к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.
  • 4.9. Повышать
  1. свою квалификацию,

5. Ответственность

  • 5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, социальный педагог несет дисциплинарную

ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

  • 5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и(или) психическим насилием над личностью обучающегося, социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
  • 5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
  • 5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Социальный педагог:

  • 6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
  • 6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по социальным вопросам и охране детства. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
  • 6.3. Представляет заместителю директора по социальным вопросам и охране детства письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.
  • 6.4. Получает от директора школы, заместителя директора по социальным вопросам и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
  • 6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.
  • 6.6. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
  • 6.7. Исполняет обязанности заместителя директора школы по социальным вопросам и по воспитательной работе в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.

Документ опубликован в «Официальные документы в образовании», 2004. № 11