Социологическое исследование потребностей/Проект СоцОбраз

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Исследование «Современные технологии в образовании» Проведено социологом Львом Долгановым, Екатеринбург

Аналитическая записка

Для изучения потребности участников образовательного процесса – педагогов, методистов, психологов, родителей - в создании и развитии специализированных социальных сетей по проблемам обучения и воспитания школьников было проведено исследование путем анкетирования. Респонденты представляют различные регионы страны, как крупные города, областные центры, так и поселки, от Москвы до Хабаровского края, что позволяет говорить о результатах исследования, как о показателях, характеризующих ситуацию в образовательной сфере в целом. Большая часть принимавших участие в исследовании – педагоги (85%), также были опрошены методисты (15%), психологи (15%), родители детей-школьников (47%) (можно было выбрать несколько вариантов ответов). Таким образом, педагоги, имеющие собственных детей, выступали в опросе в обеих ролях, что повышает их объективность как источника информации. Стаж работы в образовательной сфере среди опрошенных составляет от 3 до 30 лет, в среднем – 12-20 лет.

Участникам исследования были предложены вопросы, касающиеся использования информационных технологий, оценки текущего состояния образовательной системы с позиций связи, доступа и обмена материалами, профессионального развития и потребности в сетевом общении.

Практически все опрошенные показали высокую готовность к улучшению профессиональных навыков, повышению квалификации – 48% стараются быть в курсе современных тенденций и применять их на практике, еще 50% постоянно интересуются инновационными технологиями, стараются регулярно посещать различные семинары, форумы, курсы. При этом уровень владения современными технологиями в педагогической среде уже достаточно велик – мультимедиа материалы используют в работе 81% из них, Интернет, презентации и другие инновационные методики – около 75%.

Технический прогресс также затронул большую часть образовательных учреждений – телевизоры, DVD-проигрыватели, аудио и видеомагнитофоны используют в своей работе около 40% педагогов и методистов. Проектор используют 66%, и даже такой инструмент как интерактивная доска знаком не понаслышке – каждый четвертый педагог имеет опыт работы с ним Главным же средством стал компьютер (с периферийными устройствами) – для более чем 75% участников опроса. Причем сфера его применения достаточно широка – помимо традиционных текстовых редакторов и электронных таблиц, бОльшая часть участников опроса владеет и графическими пакетами (60%), редакторами презентаций (80%), различными учебными мультимедийными продуктами (57%). Для переписки активно используется электронная почта (54%).

В связи с высокой ролью компьютерных технологий возникает вопрос подключения к сети Интернет, как глобальному источнику информации и коммуникации. Лишь 7% участников опроса не имеют доступа в сеть, остальные имеют возможность пользоваться Интернетом дома (53%), на работе (62%), некоторые делают это в гостях или интернет-кафе (9%). При этом интенсивность пользования достаточно высока – ежедневно обращаются к ресурсам сети около 70% педагогов, еще 22% делают это несколько раз в месяц или неделю. Большинство (85%) Интернет-пользователей готовы проводить больше времени в сети, если это нужно для работы, и лишь 12% считают, что слишком загружены для этого. Таким образом, «интернетизация» современного педагога (воспитателя, родителя…) весьма высокая, что позволяет уверенно опираться на этот способ передачи информации в будущем.

Ресурсы сети используются в основном для поиска информации, необходимой для работы (91%), а также для общения в социальных сетях (49%), чтения новостей (46%), обмена опытом с коллегами (41%). В профессиональной деятельности большинство педагогов (74%) используют Интернет как один из основных источников информации, и лишь 16% обращаются к данным в сети изредка, только по конкретным вопросам. Основными сайтами, помогающими в этом, являются сайты Министерства образования (его посещают 63% опрошенных) , «Первое сентября» (64%), различные региональные сайты (в общем 65%), «Интернет-педсовет» (28%), Летописи.ру (26%), Родитель.ру (15%), школьный сектор Ассоциации РЕЛАРН (12%). Также были упомянуты сайты Сеть творческих учителей, ИнтреГуру, Астронет, Логобург, Грамота.ру, Светозар, Русская словесность, Солнышко и другие.

Несмотря на достаточно широкий диапазон ресурсов, в целом удовлетворенность объемом и качеством информации по вопросам педагогики, образования, воспитания, доступной в открытом доступе в Интернет, не слишком высока – участники опроса оценили ее на 6,2 балла из 10. Только 17% из них находят в Интернете все, что их интересует, тогда как 58% указали на нехватку методических пособий, зачастую доступны лишь общие описания методик, необходимых материалов. Еще 29% указали на низкую наполняемость электронных библиотек, 22% на потребность в консультациях специалиста, и 18% - на отсутствии возможности обмена опытом с коллегами.

При описании путей повышения профессиональной квалификации, респонденты оценили разнообразные материалы, способствующие повышению качества учебно-воспитательного процесса по их эффективности и доступности на сегодняшний день. Методические пособия и мультимедиа материалы получили наивысшие баллы по эффективности – 4,2 из 5, наглядные пособия и интернет-ресурсы – около 3,8 баллов, и обычные учебники в районе 3,5 баллов. Доступность всех материалов считается примерно равной, на уровне 3,6 баллов из 5. Среди мероприятий, способных улучшить образовательный процесс назывались – плановое обучение специалистов, повышение квалификации (78%), сетевое взаимодействие с коллегами, интересными людьми (67%), мероприятия районного, городского масштаба (66%), неформальное общение – встречи, Интернет-форумы (58%), конференции, форумы российского масштаба (49%).

Современные направления развития системы образования в целом достаточно известны самим участникам – так, 88% из них упомянули проект «инновационные технологии», 69% - «дополнительное образование», 68% - «дистанционное образование», 55% - «сетевые профессиональные сообщества», 50% - «одаренные дети», 42% - «охрана здоровья детей и молодежи», 39% - «регионализация и интеграция образования». При этом инновационные технологии, как отметили 66% педагогов, следует развивать в первую очередь, так как не более половины специалистов используют их в своей работе, а 27% участников опроса считают, что инновационные технологии вообще используются крайне редко.

Подводя общий итог оценке уровня образования, которое получают сейчас школьники, участники образовательного процесса выставили 6,8 баллов из 10, что указывает на возможность роста.

Возможность общения педагогов и родителей является, по мнению участников опроса, одной из важных составляющих такого роста – на разделении процессов воспитания в семье и обучения в школе настаивают лишь единицы, остальные же считают, что родители должны периодически (29%), а лучше регулярно и открыто (74%) общаться по всем интересующим их вопросам образования, методикам, проблемным областям. Готовность принимать участие в таких дискуссиях и семинарах на постоянной основе высказали 52% педагогов и родителей, еще 45% готовы участвовать в подобных мероприятиях несколько раз в год. Здесь опять-таки становится важной объединяющая функция сети Интернет, благодаря которой, по мнению 95% респондентов, возможно такое общение – ведь здесь и самая широкая география собеседников, и возможность общения со специалистами.

На вопрос о необходимости создания Интернет-ресурса, который бы объединил всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, психологов, методистов, 93% участников опроса ответили утвердительно. Преимуществами такого ресурса стали бы, по мнению 69% из них, возможность оперативно получить информацию по индивидуальному запросу и непосредственно общаться со специалистами по актуальным вопросам. Также важно регулярное обновление информации (51%). Основные потребности в сервисах портала таковы – это, в первую очередь, банк практических методик (83%) и электронная библиотека с полными версиями изданий (80%). Также посетители хотели бы быть в курсе новостей науки и образования (75%), общаться в неформальном форуме (74%), получать информацию о конференциях, семинарах, курсах и конкурсах (66%). Половина опрошенных указала на необходимость тематических разделов и форумов, а 31% - консультаций семейных и школьных психологов, юристов. Регистрация в данном проекте, по мнению большинства (68%) респондентов должна быть организована с указанием полной и достоверной информации о себе, и лишь 23% готовы участвовать в общении с анонимными собеседниками.

Таким образом, результаты исследования показывают, что современные педагоги и родители заинтересованы в прогрессе системы образования, активны, и готовы принимать участие в различных проектах, направленных на повышение качества их деятельности, увеличение отдачи от усилий. Значительная часть их технически «подкована», активно пользуется мультимедиа и Интернет-технологиями, что позволяет рассматривать данное направление как одно из приоритетных в дальнейшем развитии педагогического и воспитательного процесса. Практически все респонденты (93%) с энтузиазмом отнеслись к идее создания Интернет-ресурса, направленного на объединение их знаний, умений и потребностей. Наполненность данного сайта, его регулярное обновление и привлечение большого количества специалистов могут стать основными предпосылками успеха проекта.