Справка по проблемам детей с особенностями

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

СПРАВКА о ходе реализации образовательных программ повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Материал к справке собрала Елена Васильевна Зачесова, научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, Москва

Общая ситуация По данным Специального доклада российских неправительственных организаций для Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR) «Положение детей-инвалидов в России: право на образование, социальную интеграцию и реабилитацию» (опубл. в кн.: Технология защиты детства. — М.: РОО «Право ребенка» Российского исследовательского центра по правам человека, 2003) образование в системе общего и специального образования (в том числе в форме надомного обучения) получают немногим более 185 тыс. детей-инвалидов. В соответствии с официальными данными на 2002 г. общее число детей-инвалидов в России составляло 658,1 тыс. Таким образом, около 473 тыс. детей были лишены образования.

Из данных Ларисы Балевой, главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России: «значительное число, а возможно, и большинство детей-инвалидов школьного возраста не обучается».

Е.Е. Чепурных, зам. министра образования в статье «Специальное образование в России: состояние и перспективы развития» (2003 г.) приводит следующие цифры: «В настоящее время 1,6 млн детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 % от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Из них 352,9 тыс. детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида. Причем 63,6 % этих ребят постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Из детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста 277,7 тыс. человек обучаются в 1943 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых; 203 тыс. человек – в специальных (коррекционных) и 2,5 тыс. человек – в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 2,5 тыс. человек, нуждающихся в длительном лечении, – в 145 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 34 тыс. человек – на дому и в школах индивидуального обучения. Всего 38 % детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду».

И.В. Ларикова, зам. директора Центра лечебной педагогики в докладе «Интеграция детей-инвалидов в России: законодательство, реальная ситуация, пути перемен» на форуме 8 июня 2004 года в Москве отметила: «В последнее время понятие «дети-инвалиды» в России все чаще стали раскрывать как «дети с ограниченными физическими возможностями». По ее мнению переход к такой терминологии отражает «полное игнорирование российской государственной социальной сферой интересов детей с серьезными психоневрологическими и множественными нарушениями». Этот подход следует признать излишне тенденциозным, но невозможно отрицать наличия большого количества нерешенных проблем в области специального обучения в Российской Федерации и в настоящее время

Информация и просвещение Подавляющее большинство родителей детей-инвалидов, особенно в российских регионах, а также врачей, педагогов, работников социальной и реабилитационно-образовательной сферы находятся в неведении как относительно принятых в стране законов, так и относительно возможностей реабилитации и интеграции таких детей. Необходимо организованное массированное просвещение родителей и специалистов. Информация о том, какие бывают нарушения развития, каковы меры помощи таким детям, как организовать их реабилитацию и образование, каковы возможности их интеграции, в какие организации можно обратиться за помощью должна быть общедоступной.

Законодательная база и история вопроса Для подготовки образовательных программ повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, были изучены следующие нормативные акты.

  • 1. «Декларация прав ребенка» (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.): принципы 5, 7,10.
  • 2. «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.):
    • a. статья 1.1, пп. a), d);
    • b. статья 3, пп. a), d);
    • c. статья 4, п. с);
    • d. статья 9.
  • 3. «Декларация о правах умственно отсталых лиц» от 20 декабря 1971 г.: пп. 1–4;
  • 4. «Декларация о правах инвалидов» от 9 декабря 1975 года: пп. 2–4, 6, 10;
  • 5. «Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.):
    • a. статья 2, п. 1;
    • b. статья 23, пп. 1–3;
    • c. статья 28, пп. 1 а), 2;
    • d. статья 29, п. 1 а), d), п. 2;
    • e. статья 31, пп. 1, 2;
    • f. статья 39.
  • 6. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 30 сентября 1990 года:
    • a. Задачи, п. 11;
    • b. Обязательства, пп. 6–7.
  • 7. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96):
    • a. Введение, ст. 23;
    • b. Правило 2. Медицинское обслуживание, п. 5;
    • c. Правило 3. Реабилитация, пп. 2–3;
    • d. Правило 6. Образование, абзац 1, пп. 1, 2, 4–6, 8;
    • e. Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности, п. 1;
    • f. Правило 15. Законодательство, п. 2.
  • 8. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
  • 9. Положение «Об общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов (школе надомного обучения)» (утверждено

Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 25 июля 1995 года №726-РП)

  • 10. Московские городские строительные нормы «Школы-интернаты для детей-инвалидов» (МГСН 4.05-95) (утверждены Распоряжением Первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 30 ноября 1995 года №1143-РЗП)
  • 11. «Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели» (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года №861)
  • 12. Положение «О признании лица инвалидом» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 965), п. 22.
  • 13. Положения «О Центре образования в г. Москве» (утверждено Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 5 июня 1997 года №573-РП), п.2.11.
  • 14. Распоряжение Премьера Правительства Москвы «Об изменении платы за содержание детей в интернатных учреждениях», от 26 июля 1999 года №706-РП.
  • 15. Поправка к ст.16 Закона «Об образовании в РФ», о праве внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, детей родителей-инвалидов возрасте до 20 лет, (принята ГД 28 июня 2000 года).
  • 16. Рекомендации по проектированию образовательных школ для больных детей и детей-инвалидов (школ надомного обучения) (утверждены Указанием Москомархитектуры от 28 августа 2001 года №35).
  • 17. Постановление «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (принято 16 декабря 2004 г. № 805).
  • 18. Письмо Минобразования России о приеме детей-инвалидов в образовательные учреждения в 2004-2005 учебном году № 26/189-6 от 06.04.2004 г.
  • 19. Постановление Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП «О выполнении Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов в городе Москве на 2001-2003 годы и о Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы» (с изменениями от 28 июня 2005 г.), п. 6.2.

Комитет по образованию и науке Госдумы РФ с 1995 года добивается принятия закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Под непосредственное действие этого закона, в случае, если он будет принят, попадет около миллиона человек, причем в последнее время тенденция роста числа таких людей становится все более явной. Разработанный Комитетом проект в 1995 году был отклонен президентом. Несмотря на то, что вторая редакция последовательно учитывала все замечания, изложенные в заключении президента, она вновь была отклонена в 1999 году.

В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», представленном в Госдуму РФ, устанавливалась возможность обучения детей-инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) подчеркивалось: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах-интернатах» (Материалы к заседанию Государственного Совета РФ 29.08.2001г. – М.: УНИКУМ-ЦЕНТР, 2001. с. 10).

В 2001 г. Закон снова не был принят.

Существующая на сегодняшний день концепция обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) включает только два варианта:

  • 1. Надомное обучение.
  • 2. Обучение в интернатных учреждениях

В случае принятия Закону предстоит ввести в правовое поле концепцию интегративного – без изоляции от общего образовательного процесса – обучения людей с ограниченными возможностями здоровья и в том числе инвалидов.

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование сегодня могло бы считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение. Понятия и принципы инклюзивного обучения могут быть полезны в отечественной практике образовательной интеграции. К сожалению, вопрос об инклюзивном образовании пока еще обсуждается недостаточно. Некоторые учебные заведения действуют с опережением, предвосхищая централизованные реформы, которые, возможно, уже не за горами. Однако до сих пор не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также механизмы их материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей-специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей-инвалидов. Тем самым будут создаваться более благоприятные условия для социальной мобильности выходцев из наименее обеспеченных слоев современного российского общества.

Очень важно распространять и использовать позитивный опыт, появившийся у передовых представителей государственной системы, сумевших поддержать инициативы родителей и специалистов и создавших первые островки интеграции в государственных детских учреждениях.

Информацию можно получить в Интернете:

Дистанционное (дистантное) обучение

Дистанционное обучение является еще одной перспективной формой интеграции детей-инвалидов в образовательную и социокультурную среду. Но обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий возможно только в том случае, если в школах будет достаточное количество специалистов, владеющих ими. Проблема состоит и в том, что учителя массовых школ не знают методик и технологий преподавания учебных дисциплин детям с отклонениями в развитии, в том числе с речевыми дефектами, с умственной отсталостью, слабовидящим и слабослышащим. Помимо технических сложностей, имеется несколько психологических проблем:

  • 1. Создание комплекса психологических условий, необходимых для успешного обучения детей с ограниченными возможностями в системе дистанционного образования.
  • 2. Создание психологической модели «эффективного обучающегося»: выделение его интегративных личностных характеристик (показателей умственного развития, особенностей модальности восприятия информации, темперамента, личностных качеств, наличия умений и навыков пользования телекоммуникационными компьютерными сетями и программными приложениями).
  • 3. Разработка методов психологической диагностики учащихся, желающих обучаться в системе дистанционного образования; создание блоков психодиагностических методик, их перевод в электронный вид.
  • 4. Изучение психологических компонентов учебной деятельности в системе дистанционного образования и разработка структурной модели такой деятельности.
  • 5. Психологический анализ содержания учебных программ при их адаптации к системе дистанционного образования.
  • 6. Психологическое обеспечение методических (программных) средств обучения для системы дистанционного образования.
  • 7. Психологический анализ методических средств, используемых для обучения в системе дистанционного образования на предмет их психолого-педагогической адекватности декларируемым целям и задачам.
  • 8. Создание методов и практического психологического инструментария для решения проблемы идентификации обучаемых, что особенно важно при проведении контрольного тестирования по сети (из статьи к.псих.н. И. Вачкова, «Дистанционное обучение для детей-инвалидов», опубл. в № 38/2000 еженедельника «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября»).