Статья:Родительское собрание, что это такое?/Чупров Л

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Девушка-робот спрашивает:

- Джуниор, а где мой коктейль?, -

и, получив подушечку "Orbit: клубника и апельсин", замечает:

- Порадовал.

(из телерекламы жевательной резинки «Orbit»).

Эта статья является продолжением разговора, начатого автором в его полемическом эссе «От блохи до Интернета»[7].

Содержание

Виртуализация без тормозов

«Мир, в котором мы живем, к концу первого десятилетия XX (вероятно, авторы имели ввиду «первого десятилетия XXI» – прим. Л.Ч.) века на наших глазах претерпел множество изменений», - начинают свою статью «Новый тип личности посткризисного периода» Базаров Т.Ю., Шевченко Ю.С. [1, с. 43].

«Виртуализация представляет собой общий термин, с помощью которого описывают процесс замещения реальных вещей и поступков их образами – симуляциями. Благодаря сети Интернет некоторые действия могут осуществляться как виртуальные аналоги реальных социальных взаимодействий» [1, с. 43]. В целом статья интересная и поднимает один из актуальных вопросов, на которую авторы не дают ответа: «Новый тип личности» перед нами, или это тот же самый человек, та же самая личность, что и сто и двести лет назад, но приобретший новую игрушку, порабощающую его, помогающую субъекту уйти от реальности.

Ответ, в определенной степени, можно найти в другой сетевой публикации на портале «Vladimir». Это статья М.В.Воропаева «Отечественное воспитание: симулякры и смерть реальности»[3]. В частности, автор пишет: «Симуляция - понятие, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия, вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности. Область педагогических теорий - это, несомненно, «знаковая сфера», и, по моему мнению, она приобретает названный выше характер - а именно «единственной и самодостаточной реальности». Причем - именно в России и именно сейчас. <…> пока что проявило себя как тенденция, но тенденция настолько отчетливая, что позволяет говорить о ней, как о факте действительности. Симулякр - термин, специально придуманный для ситуации, когда понятие в принципе не может быть соотнесено с неким объектом, т.е. теряет значение, переставая быть понятием, сохраняя при этом способность выступать основой коммуникации. Тем самым разрушается и реальность, в нашем случае - реальность педагогическая»[3].

Естественно, вхождение Интернета в нашу повседневную жизнь и в образовательную среду не привело к какому-то «новому типу личности», а породило много проблем, которые стали не только приводить к еще большему углублению формализма в образовании (См., например: Чупров Л.Ф. Интернет-рефераты: за и против), но и к откровенному мошенничеству, поскольку Интернет снял социальный контроль за деятельностью творчески активных субъектов с авантюрной жилкой.

Кастрированное общение

Совсем недавно на портале «СоцОбраз» стартовал 4-й этап Регаты.

При первом знакомстве с этим очаровательным по смелости и непродуманности проектом складывается впечатление, что инициаторами руководило только желание придумать что-нибудь «такое, что папа с мамой плакали навзрыд...» (из песни В.Высоцкого).

В принципе – это своеобразный повтор чат-общения, не столь давно бурно осуществляемого подростками и разного рода любителями скоротать свое времяпровождение в Интернете и впоследствии значительно сошедшего на нет. Чаты, предоставляемые некоторыми порталами для online-общения, а также через специальные программы (ICQ)«Аська» и Skype (Скайп), что какое-то время были весьма популярны у подростков, как телефон. С одной лишь разницей.

Телефон, со времени его изобретения бостонским профессором физики Александром Беллом (14 февраля 1876 г.) стал одним из средств, дополняющих дефицит общения и обмена информацией. Хотя, как поется в одной песенке «Телефонная связь – не надежная связь», у подростков он служит не только статусным атрибутом, но и средством эмоционального общения. Можно было ранее часто наблюдать такую картину, когда часами «висящий на проводе» ребенок-подросток выдает в трубку одни междометия (естественно и получая такие же и с другого конца провода). Но это важная для подростка «информация». Но для подростка.

Ощущение присутствия того, с кем подросток общается по телефону, служит своеобразным аналогом живого эмоционального контакта, о чем стоит поговорить отдельно. При всей заманчивости online-контакта в чате именно этот компонент и выпадает, превращая живое человеческое общение в эрзац-общение.

Вряд ли даже полноценное «селекторное совещание при директоре» можно осуществить используя Skype-чат. Да и селекторная связь - это тоже как посмотреть. Помнится в одной из школ готовились к какому-то мероприятию. Несколько дней солдатики тянули из кабинета в кабинет провода, устанавливали коробки селекторов. Опробовали. А вскоре (после того как мероприятие прошло) эта связь вышла из строя.

Вероятно, процесс живого человеческого общения вряд ли стоит сводить только к передаче и приему информации. В этом случае просто напрашивается знак «=» между человеком и компьютером.

О том, к чему приводит такое стремление поскорее «алгеброй гармонию проверить» обсуждается в эссе «От блохи до Интернета»[7].

Родительское собрание и Интернет?

В последнее время, вероятно по причине того, что педагогическая общественность плотно подсела на всякого рода «проектные деятельности», можно невооруженным глазом заметить странное явление: выхолащивание понятий. Это же самое явление не обошло и такого распространенного и ранее не требовавшего какого-либо объяснения, понятия как «Родительское собрание». Оно настолько было понятно каждому, что даже не во всех толковых и специальных словарях его можно было отыскать. Например, в академическом «Педагогическом словаре» за 1960 г. статьи «Родительское собрание» нет. Чуть позднее, в 1984 г., в одном из словарей все же находим, что собрание – «высший орган коллективного руководства, форма деятельности партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, трудовых коллективов. С. посвящается актуальным вопросам общественно-политической и социально-экономической жизни общества и выполняет ряд функций: социально ориентирующую (информирование о результатах деятельности, определение целей, путей и средств их реализации), интегрирующую (сплочение и организация), воспитательную (формирование коллективизма, ответственности, дисциплинированности и т.д.). Воспитательное влияние С. определяется многими факторами: выбором повестки дня, содержанием доклада, особенностями его обсуждения, качеством принятого решения, организацией его выполнения» [6, с. 236].

Попробуем на вскидку.

Что такое родительское собрание?

Ситуация с определением его довольно сложная. Кто-то считает родительское собрание средством, причем многие, а кто—то формой работы классного руководителя. Таких меньше. Собрание – это форма организации. В «Большом юридическом словаре» термин «Собрание» определяется как: «совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов» [1].

«Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители, забыв о многообразии функций классного руководителя, обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей» (См.: Родительское собрание: подготовка и проведение).

Вряд ли важно теперь, когда воспитательная функция школой утрачена из-за элементарного отсутствия «Цели воспитания», форма это или способ, а может признак и даже призрак? Наверное, после этой акции [[2]] родительское собрание и впрямь будет призраком погибшей безвременно «Методики работы с родителями».

То, что предлагается в качестве задания Регаты «"Регата школьных команд" - 4 этап. Сетевое родительское собрание» вряд ли выполнимо и не только технически. Даже при том, что в школах происходит подмена родительского собрания «собранием попечителей и спонсоров», в прямые функции педагога-психолога оно не входит, как не входит в прямые функции классное руководство. Конечно, психолог может быть участником родительского собрания и более того, самостоятельно, по запросу классного руководителя, может взять на себя какую-то часть этого собрания, подготовив соответствующее сообщение. Но «дирижер» собрания - классный руководитель. Еще сложнее обстоят дела с консультированием по Итернету (тем более групповым - что, говоря честно - вообще афера чистой воды), но об этом ниже.

Психолог «затрафик»

Как там в поговорке: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Трудно представить психолога в роли «братка» при администрации учебного заведения, сидящего за компьютером и методично требующего через Интернет-чат очередного финансового взноса с родителей на обучение их чад. Но на то и Сеть, чтоб очередную сказку сделать былью. И вот, в конец «затрафиканый» родитель (за Интернет-трафик тоже нужно платить), наконец-то понимает, что уж лучше прийти в школу, сунуть в конверте n-ную сумму администрации, чем получать такие накрутки и головную боль, ведь не зря советует телереклама: «Заплатил и спи спокойно».

Так может, это неправильное представление о том, чем будет заниматься психолог в Интернете, под «соусом» проведения родительского собрания?

А чем еще можно заниматься, в чате? Как не писать одним пальцем с орфографическими ошибками и описками краткие реплики? Лучше просто заготовить заранее объявление и рассылать.

Вероятно, тот, кто предлагает такую форму работы психологу образования плохо знает, чем отличается общение человека в живую от письменного, а тем более опосредованного ПК.

Как отмечалось выше, анекдотично выглядят рекомендации по использованию Интернета в консультативной работе, особенно в работе с детьми со специфическими образовательными потребностями.

Дефектолог (коррекционный педагог, учитель логопед, коррекционный психолог, нейро-педагог) часами, сидя рядом с ребенком, пошагово исследует навыки и операции ребенка, отыскивая «дефектное звено». Потом, внося коррекционные поправки и проверяя полученный результат, закрепляет, дифференцирует, расширяет границы сформированного навыка, формирует способность к переносу его и т.п. Все это не возможно проводить, не видя ребенка, не работая рядом с ним, не руководя непосредственно действиями ребенка, не «чувствуя» его восприимчивость/невосприимчивость к помощи извне, следовательно, и какие-то «опосредованные ПК и Интернетом консультации», предлагаемые Н.А.Болсуновской [2], попросту не реальны.

Секрет полишинеля

Общение в Интернете не является непосредственным. Это опосредованный вид общения (то есть посредством чего-либо), а следовательно, такое общение не предполагает полный психологический контакт. Оно осуществляется при помощи письменных или технических устройств, специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией, но затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Кроме того, письмо текста предполагает определенную грамотность автора сообщения, владение навыком печатания на клавиатуре, как минимум. А еще необходимый навык общения по телефону и в Интернете включает способность корреспондента быстро выделять главное в сообщении.

Почему-то психологи, придумавшие такую форму проведения собраний родителей, не учли некоторых, лежащих на поверхности деталей.

1. Интернетом в настоящее время охвачено чуть более 30 процентов населения.

2. Для правильного и эффективного пользования Интернетом не достаточно иметь ПК и выход в Интернет. Нужен навык, приобретаемый годами.

3. Предложенный ими чат вне голосового общения – вещь довольно трудная. Мало кто, даже из «стажистов сети», владеет печатанием на клавиатуре в две руки и вслепую.

4. Письменное сообщение значительно труднее устного. Кроме того, оно всегда сверх контролируемо автором сообщения (как бы не выглядеть неграмотным в чужих глазах), и по этой причине не может рассматриваться как вариант открытого общения.

5. Сам обмен сообщениями больше походит на обмен посланиями-сообщениями с другой планетой.

6. Субъект, вступивший в чат-общение, постоянно чувствует контроль извне, что также не располагает к откровению и открытости.

Так, неужто, все печально?

Да нет. Если не уподобляться персонажу из «бородатого» анекдота, а сесть и подумать, то и Интернет можно использовать, причем весьма активно и эффективно на благо психологии и психологической практики. Поскольку, чат попросту не подходит для целей донести главное до адресата сообщения, то одна из проверенных, теперь уже годами, форм распространения психологических знаний - это блоги, комментарии к постингам на внешних блогах и форумах, персональные или школьные web-сайты, странички с психологической тематикой на этих сайтах. Интернет необходимо рассматривать, как аналог печатных СМИ. Более подробно это описано в более ранней работе [9].

Необходимо также помнить и о «золотом правиле» говорящего (пишущего): «Говори более пространно, чтобы тебя поняли».

Интернет идеальнейшая среда для осуществления психологического просвещения. А вот тут, читателю достаточно заглянуть на мою авторскую страницу или на страницу опыта черногорских психологов. Мы давно прошли этот путь, изведали все тропки и «трудности маршрута», поставили «предупреждающие метки» и составили инструкции начинающим [[3]];[[4]];[5][8;9].

Несколько удобнее использование голосового и видео-чата, но это тоже из серии «Джуниор, где мой коктейль?». Вряд ли стоит «подсаживать» родителей на Интернет, чтобы чуть позднее решать уже эту проблему, порожденную непродуманным вмешательством психологов в естественный ход явлений и порядок вещей. Принцип «Primum non nocere!» (Прежде всего - не вреди!) никто еще не отменял. Не следует уповать в воспитании на технические приспособления, будь то телевизор, монитор компьютера, домашний робот. Человека воспитывает человек.

Но кое-какие функции все же можно переложить на Интернет. Вероятно, не только у нас в Хакасии имеется опыт «Психологической диспетчерской», когда кто-нибудь из практикующих психологов получает через электронный почтовый адрес письмо такого содержания:

«Здравствуйте! посоветуйте, пожалуйста, к кому в Черногорске можно обратиться за психологической помощью, а также психотерапевтической! С уважением,...».

Для установления связи с потенциальным клиентом, психолог дает такого содержания ответ:

«Вопрос о специалисте зависит от запроса. Не зная сути запроса (или представляемой клиентом проблемы) трудно рекомендовать к кому обратиться. Поэтому, пожалуйста, если Вы доверяете мне, то опишите подробно, как Вы представляете Вашу проблему, что Вы ждете от консультации и тогда я Вам постараюсь найти специалиста (или возьмусь сам)». Все дальнейшие действия зависят от полученного от потенциального клиента ответа. Такая «Психологическая диспетчерская», естественно может осуществляться через Интернет и электронную почту.

Вместо заключения

Симулякры, как и стимуляторы нужны, но … , и вот тут мы постараемся использовать, как прием анализ целесообразности вторых. Стимуляторы иногда нужны, когда силы на исходе. Но если их использовать для достижения личной цели, как в спорте высоких достижений – это мошенничество, т.е. нарушение спортивной этики. Если уж совсем вплотную «подсесть» на стимуляторы – это наркозависимость.

Вероятно, и этот проект не последний из тех, что живут только на бумажных листиках отчетов и на застывших во времени электронных страницах. По крайней мере, теперь понятно, что в этом направлении работать нельзя. Потому, что нельзя путать божий дар с яичницей, а «предлагая ребенку игрушку, подумай, что будет, если она прилетит в твой лоб» (японская поговорка). А к чему я это? Да к продолжению разговора уже на тему соблюдения педагогами, психологами и социальными педагогами прав граждан в Интернет-угаре. Вот такой поворот. Такой поворот напрашивается сам, если внимательно следить за публикациями тех, кто уже успел набить шишек на свой лоб, например см. статью Что Интернет делает с нашим мозгом, опубликованную еще тогда, когда этого портала и не существовало, т.е. 31/10/2008.

_____________

См. также: «Интернет в обучении детей с ограниченными возможностями (Обсуждения Л.Ф.Чупровым студенческих работ этой тематики)» на форуме Социальной сети «Ученые России».

Литература и Интернет-источники:

1. Базаров Т.Ю., Шевченко Ю.С.. Новый тип личности посткризисного периода // Управление персоналом - Февраль, - 3 (229)/2010. - (Эл. копия рукописи статьи на Блогосфере «Экспертного Сообщества» www.ht.ru [6]).

2. Болсуновская Н.А. Сетевое психологическое сопровождение семей // "СоцОбраз" [Электрон. ресурс] http://socobraz.ru/- Режим доступа: Сетевое психологическое сопровождение семей/Болсуновская НА

3. Воропаев М.В. Отечественное воспитание: симулякры и смерть реальности // www.wiki.vladimir.i-edu.ru [Электрон. ресурс] - Режим доступа: [7]

4. Игра-тренинг "Регата школьных команд" - 4 этап. Сетевое родительское собрание// http://socobraz.ru/index.php/Проведение родительских собраний с помощью Интернет

5. Краснощёкова Т.Н., Мельникова О.А. Родительское собрание "Вместе к успеху!"// http://socobraz.ru/[Электрон. ресурс] - Режим доступа: [[8]]

6. Коммунистическое образование: Словарь/Под общ. ред. Л.Н.Пономарева и Ж.Е.Тощенко. – М.: Политиздат, 1984. – 302 с.

7. Чупров Л.Ф. От блохи до Интернета //Форум Портала журнала «Наука и жизнь». Образование [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.nkj.ru/forum/forum15/topic13416/messages/message100111/#message100111 - 09.02.2010.- То же: Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс] - Режим доступа: [9]- То же: [10]

8. Чупров Л.Ф. Психология для всех из Черногорска (опыт публицистических выступлений черногорских психологов)//IOT Wiki - проект сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз" [Электр. ресурс].- режим доступа: http://socobraz.ru/index.php/Психология_для_всех_из_Черногорска . - 25.05.2009.

9. Чупров Л.Ф. Ретиальная коммуникация практического психолога // Психологический журнал Л. Чупрова [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://leo-chuprov.narod.ru/retecommunications.html . - То же: library.by/ Белорусская электронная библиотека [Электрон. ресурс] - Режим доступа: [11]. - "Сетевое методическое объединение психологов образования" http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=43762

Примечание. Статья: начало 14 февраля 2010, завершение ---LeoChpr 07:44, 15 февраля 2010 (UTC)