Статья Ролевые игры/Питина Татьяна

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «УЩЕМЛЕННЫЕ АМБИЦИИ»

Информация для менеджера. «Вы регулярно беседуете со всеми вашими сотрудниками. Недавно в ходе такой беседы вы затронули вопрос возможного повышения одного молодого сотрудника. Он работает у вас всего 6 месяцев, но уже проявил себя как очень усердный и амбициозный. Вы уже размышляли о различных возможностях для него, учитывая тот факт, что вскоре появится вакансия на место помощника менеджера. Вы ничего не обещали и, кажется, не подавали ему надежд на получение этой должности, а просто привели пример того, на что он может рассчитывать когда-нибудь в будущем. Вакансия образовалась, но вы отдали ее другому, более опытному сотруднику вашей организации. Скоро будет официально объявлено об этом назначении. Сегодня ваш молодой сотрудник попросил принять его, а секретарша сказала, что он очень расстроен из-за того, что, по его мнению, хорошая возможность ушла сквозь пальцы. Он многообещающий молодой человек, поэтому не хотелось бы, чтобы он решил, что его карьера погибла».

Информация для сотрудника. «Вы работаете в данной организации 6 месяцев. В недавней беседе начальник дал вам понять, что думает о вашем повышении на должность помощника менеджера, которая скоро должна освободиться. Он также отметил, что у него нет оснований жаловаться на вашу работу, и даже сказал, что очень вами доволен. Вчера вечером в баре одна из секретарш другого отдела сказала вам, что на эту вакансию уже нашли человека в ее отделе. Вас это просто шокировало. Было такое чувство, что вас предали. Почему он вам ничего не сказал? Может, еще не слишком поздно, ведь о назначении не объявили официально? А чем вы хуже? Вы считали, что работа уже ваша. Кто знает, когда еще представится такая возможность? Сейчас вы пойдете к начальнику, чтобы все выяснить».


ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «НЕОПРЯНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»

Информация для руководителя. «Вы руководите элитарным образовательным учреждением, в котором учатся дети из состоятельных семей города. Ваша педагогическая команда очень успешно осуществляет обучение и развитие детей. Один из ваших педагогов очень вас беспокоит, хотя ему и удается эффективно профессионально работать. Он и его машина имеют неряшливый вид. Двое родителей уже говорили вам, что этот педагог выглядит, как будто бы он спит в своей одежде. А он, похоже, не понимает, как важно производить хорошее впечатление, особенно в вашей организации, где принято носить стильные деловые костюмы. Один из педагогов также жаловался вам в приватной беседе, что этот педагог повысил на него голос. Действительно, вы заметили, что педагог, о котором идет речь, стал в последнее время каким-то агрессивным, порой даже грубым. У вас небольшая организация, поэтому вы не можете и не хотите потерять его. Но надо ему напомнить, что нужно быть в хороших отношениях со всеми: детьми, их родителями, коллегами».

Информация для педагога. «Вы – преподаватель, читающий экономические и управленческие дисциплины. Вы выполняете все плановые обязательства, и у вас хорошие контакты с детьми. Содержание ваших занятий профессионально грамотное, инновационное, с применением активных методов обучения, и вы можете доказать любому свой профессионализм. Однако пару дней назад родитель одного из ваших учеников раскритиковал вас за методику оценивания знаний обучаемых. Последующая дискуссия прошла на несколько повышенных тонах, потому что он никак не соглашался с тем, что вы ему говорили. Но ведь он же был не прав, а вы энергично защищали свои педагогические приоритеты! Ваш руководитель пригласил вас к себе, наверное, по поводу этого случая. Вы до сих пор уверены, что поступили абсолютно правильно, накричав на того родителя. Вы помните также, что еще в прошлом году директор критиковал ваш внешний вид».

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «НЕУДАЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ»

Информация для руководителя. «Вы работаете директором организации не более 3 месяцев. К вам на подпись принесли сценарий презентации, посвященной открытию важной для вашей организации выставки. Сценарий написан одним из ваших сотрудников, который имеет большой опыт в написании сценариев для разного рода презентаций, к тому же он единственный специалист в вашей организации, имеющий такого рода способности и опыт. Человек он довольно сложный: самоуверенный, себялюбивый, с завышенной самооценкой, плохо воспринимающий критику, импульсивный и вспыльчивый. Просмотрев внимательно сценарий, вы обнаружили, что он весьма ординарен, неинтересен, написан традиционно. Это сегодня может способствовать снижению конкурентоспособности организации. Вы уверены, что в таком виде сценарий нельзя принимать – его нужно очень серьезно переработать, преобразовать или просто от него отказаться. Обо всем этом вы и должны сообщить автору сценария презентации. Вам следует учесть, что бывший директор практически всегда был удовлетворен сценариями, написанными этим сотрудником». Задание. Проведите беседу с сотрудником таким образом, чтобы суметь за короткий срок отстоять вашу позицию по поводу серьезной переделки сценария или отказа от него, но при сохранении партнерских отношений с работником. Время на беседу и принятие решения – 10 минут.

Инструкция сценаристу презентации выставки. Исполняющий роль сценариста должен сыграть предлагаемый характер: человек он довольно сложный: самоуверенный, себялюбивый, с завышенной самооценкой, плохо воспринимающий критику, импульсивный и вспыльчивый. На любые виды переделки сценарист может дать согласие лишь при условии гибкой и разумной тактики руководителя, его эффективных предложений, не ущемляющих достоинство работника, корректности и психологической компетентности.

Примечание. Аттестуемые по очереди разыгрывают свой вариант беседы или меняют по своему усмотрению обсуждаемое задание, оставляя не тронутым замысел по аттестации руководителя. Все инструкции даются каждому участнику в письменном виде, на подготовку к игре выделяется 2-3 минуты.


РОЛЕВАЯ ИГРА «СДЕЛАЙ ЭТО НЕПРАВИЛЬНО»

Цели:

  • штудирование техник вступления в контакт, активного слушания и регуляции эмоционального напряжения;
  • развитие творческой атмосферы в группе.

Инструкция. «Нужно долго тренироваться в том, как правильно задавать вопросы, как слушать партнера и регулировать эмоциональное напряжение в беседе. Сейчас мы покажем все наоборот. Нужно будет все, абсолютно все делать неправильно! Первая команда продемонстрирует нам ситуацию, когда кандидат пришел на собеседования для поступления на работу в фирму. Интервью будет вести менеджер по персоналу или психолог. Кандидат будет вести себя неправильно. Вторая команда подготовит диалог продавца и покупателя. Продавец будет вести себя совершенно неправильно. Третья команда подготовит диалог классного руководителя и родителя. Классный руководитель продемонстрирует нам образец неправильного поведения».

Примечание. После каждого проигранного диалога происходит анализ допущенных ошибок в общении. Победит та команда, которая допустит больше ошибок.

Однако это только первая победа. После этих сценок каждая команда должна будет продемонстрировать другую сценку, в которой все должно быть сделано максимально правильно. Победит та команда, на чьей стороне будет большинство голосов. На подготовку сценок командам дается 15 минут. На анализ результатов каждой команды выделять не менее 10 минут. По итогам ролевой игры составляются памятки по эффективный технологиям делового контакта.