http://www.coffeemarket.dp.ua/category/pages/robusta - купить робусту с доставкой

Сценарий проблемно-эвристического урока

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Сценарий проблемно-эвристического урока

Автор: Бочкова Ирина Стефановна

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 6

Тема: Жанры станковой живописи

Учебно-методическое обеспечение: компьютер; экран; выставка книг (работы художников).

Время реализации занятия: 45 минут

Задачи:

1. Формирование мотивационного аспекта у учащихся; 
2. Активизация художественно-творческой деятельности; 
3. Развитие наблюдательности, умения анализировать, обобщать, делать выводы; 
4.Воспитание нравственно-эстетических чувств через знакомство с шедеврами мирового искусства. 

Проблемные вопросы:

  • Как вы думаете, в современном мире есть место изобразительному искусству?
  • Какова его роль в жизни человека? Вы были на экскурсии в картинной галерее?
  • Что вы видели в музее?
  • Чем написаны картины?
  • Как вы думаете, что означает выражение «писать с живства»?

Предполагаемые варианты ответов:

1. Именно изобразительное искусство делает человека культурным, интеллигентным, пробуждает лучшие душевные качества человека.

2. -Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с живства».

3. Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, и заметьте, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка. В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры.

Занятие проводится с использованием кейс-метода.

По времени проведения занятие рассчитано на 1 урок. На уроке учитель исполняет роль ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли тьютора процесса сотворчества.

Работа обучающихся с кейсами может быть построена двумя способами:

1) изучение материалов кейса, формулировка проблем, пути решения вырабатываются непосредственно в классе;

2) изучение материалов кейса, формулировка проблем и т.д. дается как домашнее задание По ходу объяснения идет просмотр презентации.

Содержание урока:

1) постановка проблемы;

- Как вы думаете, в современном мире есть место изобразительному искусству? Какова его роль в жизни человека? ( именно изобразительное искусство делает человека культурным, интеллигентным, пробуждает лучшие душевные качества человека)

-Вы были на экскурсии в картинной галерее? (ответы учащихся) Что вы видели в музее? (картины) Чем они написаны?

-Термин «Живопись» произошел от старинного русского выражения «писать с живства»

Как вы думаете, что означает выражение «писать с живства»? -Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы, и заметьте, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения, кроме реального мира это могут быть сказочные события, фантазии, состояние души, музыка. В связи с тематическим разнообразием картин их подразделяют на жанры.

Слайд 1 -2 Тема нашего урока «Жанры станковой живописи», мы вспомним известные вам жанры и их виды, познакомимся с новыми жанрами, а также прогуляемся по картинной галерее.

Слайд 3 . Посмотрите на эти работы. Какие разные темы волнуют художников. К каким жанрам можно отнести эти работы?

Слайд 4 Пейзаж – местность, вид, изображение какой – либо местности

Слайд 5 Пейзажи «марина» - изображение моря

Слайд 6 Лирический пейзаж

Слайд 7 Индустриальный пейзаж

Слайд 8 Городской пейзаж

Слайд 9 Космический пейзаж

Слайд 10 Фантастический пейзаж

Слайд 11 Натюрморт – (мертвая природа) посвящается изображению неодушевленных предметов

Слайд 12 Портрет и его виды – изображение человека или группы людей

Слайд 13 Портрет – тип

Слайд 14 Автопортрет

Слайд 15 Групповой портрет

Слайд 16 Жанры живописи. Бытовой жанр

Слайд 17 Исторический жанр – посвящен изображению исторических событий прошлого и современности.

Я хочу вам напомнить стихи-загадки из мультфильма «Картина» - Если видишь, на картине нарисована река, Или ель и белый иней или сад и облака, Или снежная равнина или поле и шалаш Обязательно картина называется …

Слайд 3. Пейзаж и его виды. Что означает слово «Пейзаж» в переводе с французского языка?

Слайд 4. Марина.

Слайд 5. лирический пейзаж.

Слайд 6. индустриальный пейзаж.

Слайд 7. городской пейзаж.

Слайд 8. космический пейзаж.

Слайд 9. фантастический пейзаж.

Следующая загадка. Если видишь на картине чашку кофе на столе Или морс в большом графине или розу в хрустале Или бронзовую вазу или грушу или торт Или все предметы сразу, значит это …..

Слайд 10. Что означает слово «Натюрморт» в переводе с французского языка? Что еще может изображаться в натюрморте?

Если видишь, что с картины смотрит кто- нибудь на нас Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз Летчик или балерина или Колька твой сосед Обязательно картина называется ……

Слайд 11.Портрет и его виды. Название этого жанра произошло от старо-французского выражения – воспроизводить что-либо точно, черта в черту, но живописец не только переносит на холст черты человека, с которого пишет портрет, для художника важно не только выражение лица, но и состояние души, внутренний облик портретируемого. Почему один и тот же человек изображается разными художниками по- разному? (ответы учащихся)

Слайд 12. Автопортрет. Что мы называем автопортретом?

Автопортрет позволяет взглянуть на человека его же глазами. Рисуя автопортрет, художник никогда не лукавит, не льстит себе – ведь он тут и заказчик, и исполнитель.

Слайд 13. Анималистический жанр. Это один из самых древнейших жанров в истории изобразительного искусства. Кого изображали художники анималистического жанра? (ответы учащихся) В этом жанре работали такие знаменитые художники, как Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Петр Карлович Клодт.

Слайд 14 Бытовой жанр. Какие сюжеты отображает этот жанр?

Тяжелая народная доля предстает перед нами на полотне Репина «Бурлаки на Волге». «Какой, однако, это ужас – люди вместо скота впряжены», - писал о теме своей картины художник.

Слайд 15. Исторический жанр. « Дела давно минувших дней» и герои прошлого оживают перед нами в произведениях этого жанра. Народ всегда славил своих защитников, об их подвигах еще в древности сложены песни и былины и в искусстве они так же нашли свое отражение. Таким образом, появился еще один жанр.

Слайд 16. Батальный жанр. Его можно назвать «старшим братом» исторического жанра. Название произошло от французского слова «батай», что означает «битва» Что изображают картины батального жанра?

Слайд 17.Мифологический жанр. Издавна люди поклонялись богам, приписывая их воле все, что не могли объяснить сами. Так рождались мифы. Чтобы выразить богам признательность, люди строили в их честь храмы, которые украшались фресками, мозаиками, скульптурами. Так в изобразительном искусстве возник мифологический жанр.

Слайд 18. Библейский жанр. Он тесно связан с предыдущим – ведь в основе его темы сюжеты Библии, священной книги христиан.

(Физминутка)

А сейчас мы отправимся  в путешествие по залам картинной галереи  и определим, какие картины, к какому жанру относятся.  

Слайд 19-23. Картинная галерея.

Игра. Представьте, что вы хранители музейных ценностей. Необходимо выбрать одну из картин и поместить в соответствующий зал. В конце игры остаётся одна картина. Учащиеся должны определить её жанр и подписать. - Работа с таблицей (вклеить репродукции, раздаются каждому).

Оценка работы

Итог урока.

О чем был наш урок?

О чем мы с вами говорили? Нужно ли говорить на эти темы? Что для вас было самым важным на этом уроке?

Как вы считаете, в современном мире есть место изобразительному искусству?

Ученики в ходе просмотра презентации и дискуссии постепенно приходят к выводу, что именно изобразительное искусство делает человека культурным, интеллигентным, пробуждает лучшие душевные качества человека.


Задание на дом: реферат о истории создания одной из картин



Использованные ресурсы для разработки урока:

1) Станковая живопись

2) Жанры станковой живописи

3) Живопись: виды и жанры

4) Вид изобразительного искусства - В мире живописи