Купить скинали по адекватной цене

С чем я к маме не пойду

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Материалом для выступления в СМИ могут быть и результаты анкетирования, проведенного среди определенного контингента читателей газеты или жителей населенного пункта. Вот, например, статья двух черногорских психологов, работавших на время публикации в городских ПТУ.


С чем я к маме не пойду

Учащиеся ПТУ... Кто-то считает их невоспитанными, дерзкими, криминально ориен¬тированными... А вот что думают о ребятах из профессионально-технических училищ те, кто непосредственно с ними встречается, так сказать, по долгу службы.

Много ли мы знаем об учащихся ПТУ? Это юноши и девушки от 15 до 18 лет. Чем они отличаются от сверстни¬ков, обучающихся в школе? Старшие школьники как бы продлевают свое детство, а эти — стоят уже одной ногой во взрослой жизни: Ведь произошел сознательный выбор профессии. Привычный школьный класс сменили на группу, в которой они теперь социализируются (врастают в общество). Однажды мы провели анонимное анкетирование учащихся первого курса ПТУ с целью выявить взаимоотношения их и родителей. На вопрос анкеты: «С кем ты более откровенен: с друзьями или родителями?» мы получили следующие ответы: «друзья лучше понимают», «друзья не предают», «подруга может посочувствовать и понять», «лучше посоветоваться с подушкой или подружкой, чем с мамой»...

Безысходно, не правда ли? Уважаемые родители, задумывались ли вы о своих детях? Они ведь скоро будут совсем взрослыми, но сейчас еще остаются детьми и всегда их тянет к чему-то родному, правда порой скрывают они это от нас, взрослых.

Интересны ответы на вопрос: «Какие темы с родителями предпочитаешь не обсуждать?» Что же в них? «Дружба между девочкой и мальчиком», «интимные и личные», «любовные и половые взаимоотношения», «употребление алкоголя и наркотиков», «темы своей самостоятельности». Мы согласны, что вышеперечисленные темы слишком деликатны, объяснять их надо очень осторожно. Но с кем же обсуждать? С родителями не могут. Как там, в «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери? «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать». А сведения, полученные от сверстников, мягко выражаясь, несколько искажены. Можно пойти в библиотеку, отыскать нужную литературу, но тяга к чтению не у многих развита. Можно обсудить волнующий вопрос по «телефону доверия». По ул. Бограда, 104 в ПТУ-29 проводятся вечера общения, но участие во всех этих формах ограничено. Наверняка основной груз в решении этих проблем должны взять социальнопедагогические службы. Однако не секрет, что вербальные (словесные) методы просвещения не имеют большой отдачи, а прежняя система идеологической работы дает «отрыжку». Мы сегодня . используем другие методы, когда учащиеся сами вовлекаются в работу — дискуссия, оргдеятельностные игры, методы решения проблемных ситуаций, «мозговой штурм» и др. Знания и навыки, порожденные в коллективном общении, становятся достоянием личности.

Но вернёмся к анкетированию. Еще на один вопрос: «Улетел бы ты с инопланетянами, если бы на земле в это время прошло 300 лет?», учащиеся ответили по-разному. Желающих улететь оказалось 60 процентов! Задумавшись над их ответами, мы в литературе нашли объяснения специалистов. Возможно, учащиеся, которые улетели бы, чувствуют себя здесь плохо, обстановка в семье давит на них, они не видят заботы со стороны родителей, в семье дискомфорт, отсутствуют доверительные эмоциональные отношения. Специалисты по анализу отношений видят корень проблемы в недостатке «поглаживаний». То есть человеку мало говорят хорошего, отсутствует поддержка незначительных начинаний, не уделяются знаки внимания. И всего-то! А при отсутствии элементов такого «поглаживания» любой человек старается их получить любым способом, может быть и через наказание. «При дефиците любви становится наказанием сама жизнь и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь».

Проблема отцов и детей всегда стояла очень остро. Наверное, никого не уди¬вишь утверждением: чтобы услышать взрослеющих сына или дочь, надо постараться увидеть в них не объект воспитания, не чистую доску, на которой запишите, что захотите, и даже не любимого и дорогого вам человека, за судьбу которого вы всегда переживаете, а человека вам равного. Пускай они от вас еще зависят, нуждаются в поддержке, бывают беспомощными, но они равны вам. И свое превосходство, если вы его чувствуете, не стоит демонстрировать. Присмотритесь внимательней и увидите, что не только можете научить вашего сына или дочь, но и многому сами научитесь от них.

С.Вершинина, О.Лабзенина, психологи ПТУ №№29 и 83. «Черногорский рабочий». - 16 марта 1995 г.


См. также:Просвещение психологическое