Технологии работы психолога в детском доме: из опыта работы/Борискина Дарья

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в подавляющем большинстве педагогически запущены, эмоционально депривированы, имеют многочисленные социальные проблемы, зачастую серьезно отстают в психическом и психомоторном развитии, соматически ослаблены и имеют психические нарушения. У них также отмечается неадекватная (чаще заниженная) самооценка, эгоцентризм, неумение выражать свои мысли, чувства, переживания, неумение планировать свое будущее и негативное отношение к жизни в целом. Поэтому на базе Детского дома № 2 г. Петрозаводска была разработана рабочая программа индивидуальных занятий для подростков и групповых – для дошкольников и младших школьников с использованием элементов арт – терапии.

Программа представляет собой ряд упражнений, направленных на актуализацию представлений ребенка (подростка) о самом себе, о своей будущей жизни; о семье, друзьях и об окружающем мире, а также на осознание и вербализацию чувств и переживаний относительно значимых сфер жизни посредством создания рисунков, коллажей и предметных композиций на определенную тему . В цикл занятий включены такие темы как:


1.Я и окружающий мир (родственники, семья, друзья и т.д.). Цель данного цикла – изображение и осознание ребенком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром. Примеры изображений и техник : «Представь свой паспорт», «Генеалогическое дерево», коллаж «Моя семья сейчас» и «Моя семья в будущем. «Вопросы о моей семье» и т.д.


2.Я и Я сам. Цель – актуализация позитивного отношения себе; нацеливание на обдумывание возможных изменений; осознание собственных переживаний и чувств. Данный блок состоит из двух подразделов: Каким я выгляжу в своих глазах? и Мои чувства и переживания. Используются такие упражнения как: «Мой портрет в лучах солнца», «Грани моего Я», техника «Пирог», «Фантом», «Изобрази свои эмоции» и др.


3.Я и моя жизнь. Цель – актуализация представлений о своем прошлом, настоящем и будущем и формирование позитивного отношения к своей будущей жизни. (Техника «Карта жизни», «Линия времени»; упражнения «Каким я представляю свою жизнь», «Кино», «Письмо себе в 2020 год» и др.)

Перед началом занятий ребенок совместно с психологом создает книжку – анкету, которую самостоятельно оформляет, придумывает название, собирает в нее создаваемые рисунки, коллажи. Количество и продолжительность занятий (в среднем 10), а также темы могут варьировать в зависимости от индивидуально – психологических особенностей детей, выявленных трудностей, особенностей их социального окружения.

Наибольшую трудность представляет тема семьи, поэтому ей уделяется больше внимания (до 4-5 занятий). Подавляющее большинство детей затрудняется задать вопросы своей семье и самостоятельно найти на них ответы. В вопросах, как правило, звучит злость, обида на родителей, неуверенность в том, что отношения могут измениться в лучшую сторону: «Когда вы «копыта откинете»?», «Почему у меня такая семья?», «Почему я такой?», «Если мы снова будем вместе, будет ли у нас все, как раньше?». Однако в конце цикла занятий при повторном выполнении данной техники дети пишут о своей грусти, тоске по родительскому дому: « Когда вы меня заберете к себе?» - самый частый вопрос, задаваемый детьми всех возрастов.

Анализируя в рисунках свое прошлое и настоящее, дети приходят к пониманию того, что их будущее зависит от них самих, об этом же говорят их письма к самим себе, где чувствуется оптимизм, вера в хорошее. А главное, они получают поддержку от самих себя.