Тренинговое занятие Как подготовиться к сдаче экзаменов

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Тема мероприятия

Как подготовиться к сдаче экзаменов

Целевая группа

Учащиеся 9-х, 11-х классов

Время необходимое для проведения мероприятия

90-120 минут.

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Дудникова И. Е. Форма реализации - групповая.

Краткая аннотация к мероприятию

В последние годы экзамены в школе стали обычным делом, они начинаются с начальных классов, ГИА в девятых классах и заканчиваются ЕГЭ в одиннадцатых классах. Выпускники испытывают познавательные и личностные трудности при подготовки и сдачи экзаменов. Для решения данной проблемной сиуации в школах ведется комплексная подготовка школьников к сдачи экзаменов. Педагоги-психологи проводят с учащимися занятия, семинары, тренинги, для психологической подготовки. Наиболее эффективной формой работы со школьниками является использование методов социально-психологического обучения и ИКТ. В результате психологической подготовки учащиеся получают информацию о стратегиях и тактики подготовки к экзамену, повышение уверенности в своих силах.

Проблема и её обоснование

Подготовка к экзаменам в школе очень актуальная тема. Экзамены - это стресс для учащихся, педагогов и родителей. Для того, чтобы сдать более успешно ГИА и ЕГЭ участникам образовательного процесса необходимо быть психологически подготовленными. Педагог-психолог может помочь созданию позитивного эмоционального настроя школьников на экзамены; снизить экзаменационный страх, тревогу; обучить навыкам саморегуляции.

Базовая идея

Для того, чтобы помочь школьникам подготовиться к сдаче экзаменов необходимо предоставить информацию об эффективных способах подготовки.

Цели, задачи мероприятия

Цель - помочь учащимся в определении стратегий и тактики поведения в период подготовки к экзаменам.

Задачи - знакомство с различными эффективными способами подготовки к экзаменам; - обучение способам поддержания работоспособности, закономерностям запоминания; - повышение уверенности.

Используемые методы, приемы, технологии

Анкетирование; рефлексия; обобщение знаний; использование элементов психологического тренинга; ИКТ.

Новизна

Применение Интернет-технологий. Использование Интернет-технологий совместно с элементами психологического тренинга.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Гугл Документы - анкетирование (получение данных); презентация (получение информации - мини-лекция).

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

МАСПО и ИКТ - эффективны и доступны в работе с учащимися.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Информация доступна о занятии на доске объявлений и размещена в Интернете на школьном сайте и социальных сетях. Каждый учащийся выполняет все задания, что позволяет занять активную позицию.

Ожидаемые результаты

В результате школьники получат информацию о способах подготовки к экзаменам; о способах поддержания работоспособности и закономерностях запоминания.

Предполагаемые сроки реализации

Осень-зима 2010 года.

Ресурсы, необходимые для проведения

Компьютеры, Интернет.

Ход мероприятия

Педагог-психолог: Это занятие и последующие будут посвящены психологической подготовки к экзаменам. Надеюсь, что знания полученные в ходе занятия, помогут Вам правильно организовать процесс подготовки и более успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах.

1. Приветствие.Участники здороваются друг с другом как: "европейцы" - пожимают руки, "японцы" - кланяются, "африканцы" - трутся часами.

2. Упражнение "Тренинговое имя". Цель: знакомство участников друг с другом. Нам предстоит работа, поэтому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. Некоторым не по душе, если их называют по отчеству без имени или наоборот. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть 30 секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на листочке……….. Все остальные члены группы и я в течение всего тренинга будут обращаться к вам только так. Теперь по кругу называем свое имя и характерное для вас качество.

3. Правила работы группы. Учащиеся предлогают правила. Записываем на ватман: Активность, Конфиденциальность, Безоценочность, Искренность, "Здесь и сейчас", Я-высказывания, Правила "Стоп" и др. Принимаем правила которые будем соблюдать.

4. Заполнение анкеты - Тест "Моральная устойчивость". Для заполнения перейдите по ссылки: [1] Определение результатов и его интерпретация:

1-3 балла. У Вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, Вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других люей. В этом случае Вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, если Вы хотите измениться.

4-6 балов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что Вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но Вам есть над чем поработать, чтобыэти нормы стали вашей внтренней потребностью.

7-10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.

5.Упражнение: "Круг нашей жизни". Игра заставляет задуматься о своей жизни, и о жиэни людей, которые рядом. Осознание значимости различных сфер жизни.

6. Мини-лекция: "Как готовиться к экзаменам". Перейдите по ссылки: [2]

7. Упражнение: "Пустой стул". Настрой класса на непринужденное и откровеное общение.

8. Упражнение: "Бег ассоцаций". Активизация группы (класса).

9. Мозговой штурм (Как готовиться к экзаменам; как организовать рабочее место; что делать, чтобы успешно сдать экзамен).

10. Упражнение: "Сказочный лес". Развитие различного вида чувствительности, получение позитивного жизненного опыта, общая энергизация тела.

11. Упражнение "Маяк". Цель - ощутить внутреннюю силу.

12. Упражнение "Подарок". Участники встают в круг. Ведущий дает им следующую инструкцию: "Сейчас мы будем делать подарки друг другу". Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимимы изображает какой-нибудь предмет и передает своему соседу справа.

13. Рефлексия (обратная связь). Заполните анкету, перейдите по ссылки: [3]

Заключительное слово педагога-психолога. Спасибо Вам большое, что приняли участие, надеюсь, что занятие не пройдет бесследно и, что что-то Вам пригодиться.

Критерии и способы оценки эффективности

Критерии: количество участников и их активность. Способы: рефлексия (положительные отзывы о занятии).

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Разработать все занятия по подготовки школьников к экзаменам с использованием Интернет-технологий.

Использованная литература

1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. / Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

2. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс. – 2006. – 511 с.

3. Климчук, В.А. Тренинг внутренней мотивации. / В.А. Климчук. – СПб.: Речь, 2005. – 76 с.

4. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – С-Петербург: Речь. – 2001. – 140 с.

5. Рамендик, Д.М. Тренинг личностного роста. Учебное пособие. / Д.М. Рамендик.– М.: ФОРУМ: ИНФРА – М. 2007. – 176 с.

6. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. / В.Г. Ромек. – СПб.: Речь, 2003. – 175 с.

7. Сидоренко, Е.В. Мотивационный тренинг / Е.В. Сидоренко. – Спб.: Изд-во «Речь». – 2000. – 234 с.

8. Стишенок, И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. / И.В. Стишенок. - СПб.: Речь, 2006. – 144с.

9. Школьный психолог – 2007. - № 12.

10. Шмаков, С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. / С.А. Шмаков. – М.: ЦГЛ. – 2004. – 112 с.

11. Школьный психолог - 2006. - № 8.

12. Школьный психолог - 2008. - № 9.

13. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2004.

14. Школьный психолог - 2009. - № 3.

15. Школьный психолог - 2004. - № 13.

16. Школьный психолог - 2004. - № 15.

17. Школьный психолог - 2002. - № 19.

18. Путь к успеху - Программа для выпускников в период подготовки к ЕГЭ. Н. Стебенева, Н. Королева

19. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.: Вако, 2006, 240 с. - (Пеагогика. Психология. Управление).

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Google Документы

www.1september.ru



Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.