Тренинговое занятие Мы - эхо друг друга

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


=Тема мероприятия= Тренинговое занятие Мы - эхо друг друга

Содержание

Целевая группа

Занятие рассчитано на совместную деятельность родителей и детей (учащиеся 3-4 класса). Желательно, чтобы участвовало не менее двух и не более шести пар (мама-ребенок)

Время необходимое для проведения мероприятия

Учитывая поэтапную структуру мероприятия, следует определить время этапов: 1 этап (заочный) - 1 неделя; 2 этап (очный) - 4 часа; 3 этап (заочный) - 2 дня.

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Шаталова Оксана Леонидовна педагог-психолог МОУ СОШ № 36 г.Комсомольска-на-Амуре, Хабаровский край

Краткая аннотация к мероприятию

Представьте себе, что чувствует, о чем думает ребенок, имеющий проблемы в эмоциональной сфере (тревожность, агрессия, страхи, застенчивость, др.). Только ни как психологи (на когнитивном уровне), а как обычные люди, не знающие механизмов и терминов (на эмоциональном),: страх, злость, тревога, стеснение, дискомфорт. Их внутренний мир - лес. Но не тот, где лучи солнца проплывают сквозь листву, озаряя прекрасным светом живой яркий мир его жителей, а бурелом, где мрачно и одиноко. Вот сказка и начинается (ведь сказкотерапия - не просто метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающими, это, в первую очередь, взгляд во внутренний мир человека). А как же увидеть эту проекцию внутренних переживаний ребенка, как "оживить" бурелом? Способ есть. В любой (даже очень мрачной сказке) есть персонажи. А что может быть лучшим отражением внутреннего "Я", чем кукла? (ведь куклотерапия - это не только метод раскрытия внутреннего потенциала, гармонизации эмоционального состояния, это и возможность "увидеть" себя и "изменить"). Но если быть одиноким, то как отреагировать эмоциональные переживания? Поэтому в сказке много персонажей: кто-то похож на меня, кто-то совсем другой, мы - разные (необходимо использовать групповые методы социально-психологического обучения: потенциал группы, который способствует формированию адекватных форм поведения, отреагирования). И поиграем, и порисуем, и потанцуем (арт-терапия - не только метод, раскрывающий творческий потенциал индивида, высвобождающий скрытые энергетические ресурсы, но и помощник - ключик к решению многих проблем).А почему не страшно, ведь эти "куклы" еще не очень мне знакомы? Потому что главный человек на свете - мама - всегда рядом. И это мама "мир подарила" - "мое Я" (создание куклы - процесс осуществляемый в рамках интимного пространства), а еще и в интересное путешествие в виртуальный город взяла (Интернет-сервисы, как вариант реализации условий удовлетворения актуальной потребности современного ребенка)и с реальностью переплела. А чем же сказка закончится? Добро должно победить зло! Поэтому ожидаем формирования новой модели поведения ("оживления" бурелома), интериоризации опыта, продолжения сказки.

Проблема и её обоснование

Следует учитывать, что работа производится с детьми, имеющими психологические проблемы в эмоциональной сфере (тревожность, агрессия, застенчивость, страхи и др.), а не с детьми, имеющими расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения (РДА, дисгармония). Дифференциация в данном случае важна. Наличие психологических проблем, отражающихся на поведенческом уровне, имеют большое значение для детей и родителей, а анализ научных изысканий в этом направлении показал, что часто первопричина и одновременно решение - микросоциум. Какие именно особенности эмоциональной сферы имеют первостепенное значение и наиболее негативные последствия не могут четко обозначить даже специалисты. Психологические проблемы являются основой для развития неадекватных форм поведенческой активности, проблем внутриличностного характера, комплексов, сложностей в рамках межличностного взаимодействия, в целом. Эти особенности проявляются во всех сферах деятельности. В период младшего школьного возраста эти проблемы можно скорректировать и не дать им закрепиться и стать устойчивым элементом в структуре личности. Исходя из этого, предлагается тренинговое занятие. Учитывая особенности работы, группа создается не дифференцированная, не узконаправленная. В данном случае естественным путем строится модель разнообразных социальных отношений, создается сложная структура. Поэтому работа идет не только в группе, но и в парах с матерью. В данном случае осуществляется работа с особенностями детей, при этом реализация самоанализа родителями, и, одновременно, закрепление навыков поведения и реагирования, снижение эмоционального дискомфорта, раскрепощение, самореализация, причем как детей, так и родителей.

Базовая идея

Базовая идея решения поставленной проблемы основывается на особенностях структуры занятия и методов, использованных для его реализации. Первостепенное значение имеет мотивация самих родителей, их желание не только воспринимать, но активно работать над решением имеющихся проблем (не пассивно наблюдать, а активно действовать). Необходимо правильное понимание родителями (мамами) своей роли, принятие ее. Первый этап с использованием Интернет-технологий имеет эту цель. Мотивировать родителей и детей, создать дистанционным путем интимное пространство для их взаимодействия сложно, но следует попробовать, при этом дистанция позволит родителям четко понимать свою степень ответственности и необходимость собственной активности в работе. Реализация более сложного этапа осуществляется совместно с психологом. Посредством выбранных методов и технологий необходимо добиться активной совместной деятельности в парах и в группе (психолог - фасилитатор, модератор). Элементы различных психотерапевтических методов будут способствовать снятию напряжения, созданию ситуации доверительных отношений, раскрытию внутреннего потенциала и внутреннего опыта, интериоризации навыков реагирования, коррекции эмоциональных состояний, отношений, самореализации, созданию основы социально-адаптивного поведения. Второй этап также имеет задачу удержания и усиления мотивации адекватной совместной деятельности, в первую очередь в парах. Реализовывать этот этап необходимо только очно, совместно с психологом. На третьем этапе за счет дистанционного взаимодействия можно получить более тонкую рефлексию и шеллинг от родителей и спланировать дальнейшую деятельность, в зависимости от потребностей и настроя всех участников.

Цели, задачи мероприятия

Цель - корректировать особенности эмоциональной сферы детей

Задачи:

  • Мотивировать родителей и детей на реализацию совместной деятельности
  • Изучить банк полученных от родителей данных, скорректировать действия
  • Информировать родителей об особенностях развития детей в рамках определившихся актуальных направлений (причины, механизмы, особенности, перспективы)
  • Способствовать созданию интимного пространства для создания персонифицированного персонажа
  • Создать комфортную атмосферу для продуктивного взаимодействия
  • Раскрыть внутренний потенциал детей и родителей
  • Стимулировать переживание внутреннего опыта, создать условия для проекции внутренних переживаний
  • Отыграть формы социально-адаптивного поведения
  • Планировать дальнейший маршрут действий по результатам рефлексии

Используемые методы, приемы, технологии

  • ИКТ, интернет-технологии (интернет-сервисы)
  • Практические (сказкотерапия, арт-терапия, куклотерапия)
  • Групповые методы социально-психологического обучения

Новизна

Организация мероприятия осуществляется поэтапно (очные и заочные этапы). Используются Интернет-технологии в реализации занятий.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

  • Google Docs — для создания презентаций, хранения файлов.
  • YouTube — хранилище видеоматериалов.
  • Dabbleboard - сервис для совместной работы, совместного рисования.
  • Веб-альбомы Picasa - публикация фотографий в сети.
  • Google Form - создавать анкет.
  • Блог

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

В рамках данного мероприятия необходимо использование Интернета в связи с рядом факторов:

- необходимость анализа родителями ситуации, времени на ее осознание и принятие активной позиции

- возможность принимать решение не сразу

- возможность реализовывать деятельность без необходимости куда-либо идти: в удобное время, дома, в удобной одежде, в удобном ритме, согласно индивидуальным особенностям

- допустимость любых эмоциональных реакций

- наличие постоянного не нарушаемого личного пространства

- мотивация за счет использования интересных новых технологий

- возможность оперативной обработки информации

- создание интересных продуктов деятельности

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Активная деятельность обеспечивается за счет реализации выше указанных методов и технологий работы:

  • мотивация родителей и родителей за счет презентаций, фабулы путешествий, ролика, возможности создания продуктов деятельности по своему желанию (элементы куклотерапии)
  • размещение фотографий - принадлежность к общему делу, сотрудничество
  • сказкотерапевтические формы работы с получением результата сиюминутного и в виде фотографий/видео с процессом самореализации
  • создание пространства для работы, внося свои эмоциональные предпочтения
  • получение удовольствия от процесса и результата совместных видов деятельности на всех этапах
  • получение нового опыта эмоциональных, поведенческих реакций

Ожидаемые результаты

- высокая мотивация родителей и детей на дальнейшую реализацию совместной деятельности

- понимание родителями особенностей детей и желание продолжать работу в направлении коррекции эмоциональной сферы

- создание комфортную атмосферу для продуктивного взаимодействия и успешное использование потенциала группы

- реализация процессов проекции внутренних переживаний, эмоционального отреагирования ситуаций, раскрепощения, проявления эмоций, раскрытия внутреннего потенциала детей и родителей

- проигрывание и усвоение форм социально-адаптивного поведения

- продолжение совместной деятельности на занятиях

Предполагаемые сроки реализации

Предполагается реализация в период осенних каникул следующего учебного года - ноябрь 2010г. Первый заочный этап следует начать за несколько дней до каникул. Сентябрь-октябрь 2010г. - подготовительный этап (создание условий, подготовка презентаций, роликов, др., проведение родительских собраний в 3-4 классах). В случае формирования нескольких групп (особенности детей 3-4 класса как психологу, так и учителям уже известны, поэтому многое зависит от мотивации родителей)тренинговое занятие проводится несколько раз в течение четверти для всех групп (не одновременно).

Ресурсы, необходимые для проведения

  • Технические:

- компьютеры/ноутбуки (7 компьютеров с выходом в интернет)

- интерактивная доска, мультимедийная установка

- фотоаппарат/видеокамера

- подборка презентаций, музыки

- наличие зон в кабинете (зона релаксации (ковер), зона презентации, зона подготовительной работы)

  • Дополнительные:

- кукла-марионетка

- канцелярские товары

- оформление кабинета по принципу "поляна"

  • Интернет-ресурсы

Ход мероприятия

1 этап (заочный) "Самое счастливое время на свете"

Родители детей (посетившие родительское собрание с использованием ИКТ "Ты да я, да мы с тобой", проинформированные: родители, которым рекомендовано участие в занятие получили конвертики с желтыми листочками, остальные - с зелеными,так, цвет может видеть только сам родитель - реализация принципа конфиденциальности), решившие принять участие, заходят на блог, созданный психологом (Все в твоих руках). На блоге раскрывается основная фабула: "Путешествие в страну Кукляндию", где есть главный герой "Петрушка-портняжка". Он дает вводную о стране чудес "Кукляндии". Далее, цитируя, слова песни "Туда пускают маленьких, а взрослых никогда", предлагает родителям вспомнить, какие они были в детстве, заполнив небольшую шуточную анкету (Google Form). Затем пропустив "Маленьких взрослых" в страну, "Петрушка-портняжка" дает карту движения по стране: (заочный этап) Золотые врата "Пойми меня", Мастерская "Чудо в тапках", затем (очный этап)Яблоневый сад "Я, ты, он, она...", Кукольный театр, Поляна "Фантазий", Аллея Звезд, опять (заочно) Яблоневый сад. "Петрушка-портняжка" предлагает "Маленьким взрослым" сначала самим пройти сквозь Золотые врата, потому что для детей их не существует, для этого им нужно ответить на вопросы анкеты, относительно особенностей их ребенка, ожиданий от занятий (Google Form). Чтобы понимать детей и жителей Кукляндии, необходимо выучить их язык, поэтому Врата откроются тогда, когда вы узнаете их получше. Здесь родителям предлагается презентация, носящая информационный характер (особенности, причины, механизмы, т.д.), но при этом доступна для понимания и интересно оформлена (Google Docs). Поздравив родителей, "Петрушка-портняжка" открывает Врата и пропускает их дальше, но только вместе с ребенком. Ребенку еще раз показывается карта, задача родителя (герой ему дает заранее: объясняет его роль) - мотивировать ребенка на путешествие совместно с ним. "Команде" дается инструкция создать для себя персонажей (персонификация). А поскольку они этого не умеют, необходимо по карте пройти на следующий этап - Мастерская "Чудо в тапках", где им предлагается при помощи "Папы Карло" создать своих кукол. Папа Карло предлагает презентацию, ролик, рекомендации (Google Docs, YouTube)по созданию куклы-марионетки, как пример, а уже фантазирует "Команда" сама, как именно их марионетки будут выглядеть. Этот этап осуществляется в течение недели, координируют процесс родители, которые всегда могут связаться с психологом через интернет. "Петрушка-портняжка" после этого предлагает встретиться в назначенном месте в назначенное время и принести фотографию "Команды", где отражена вся четверка, но в интересной композиции (в электронном варианте и бумажном).

2 этап (очный) "Вместе весело шагать"

Встреча участников. При этом используется ИКТ, Интернет-технологии, практические технологии. Презентация и музыка призваны создавать благоприятную атмосферу. Появляется в руках психолога "Петрушка-Портняжка" и приглашает всех в Яблоневый сад (карта сменяется заставкой сада), оформление кабинета подразумевает наличие макета яблони, секторов. Происходит этап знакомства, где фотографии с придуманными именами размещаются на яблоках. И сразу же создается альбом в Интернете (Веб-альбомы Picasa) "Я, ты, он, она...". Сразу же, не отходя от компьютеров, предлагается перейти по карте (слайд с картой, слайд с театром)в Кукольный театр на представление, которое подготовили жители Кукляндии - просмотр ролика (YouTube) "Кукольный театр - Петрушка" с комментариями "Петрушки-портняжки". Затем осуществляется наиболее сложный этап - посещение Поляны "Фантазий". Задача ставится и ведется (модерация, фасилитация)"Петрушкой-портняжкой". Смысл: придумать всем вместе общий сценарий-сказку для Кукольного театра, чтобы все участвовали (у психолога должны быть дополнительные методические ходы на этом этапе (музыка, приемы, сюжеты, роли), он должен мобильно реагировать на повороты мыслей участников). Далее создаются декорации, атрибуты (материалы предложены в определенном месте в кабинете)в парах, в группе, в процессе, как правило, перемешиваются формы работы. Готовится "сцена". Идет игра актеров - репетиция, потом выступление. Это снимается на видео или фотоаппарат - решение участников. Когда завершено представление, произведен краткий шеллинг, предлагается вписать свои имена на Аллее Звезд. Но это не простая Аллея, на ней нет отдельных Звезд, на ней есть только друзья - участники сказки. Предлагается создать Звезду Сказку - Стоп кадр (Dabbleboard). Затем от "Петрушки-портняжки" ребята получают "сюрприз", обратная связь и договариваются, что обязательно встретятся. Прощание.

3 этап (заочный) "Все будет хорошо"

Используется блог, предлагается заполнить анкету обратной связи, для более обдуманного шеллинга, корректировки действий, планирования дальнейшей работы в каждом конкретном случае каждой семьи (Google Form). Также предлагается альбом "Наша кукольная сказка", где расположены фото общей сказки либо видео. Таким образом завершается путешествие и знакомство со страной Кукляндией на последнем месте на карте - Яблоневый сад "Я, ты, он, она..." (Веб-альбомы Picasa, YouTube).

Дальнейшая работа проводится обязательно, но уже в зависимости от направленности участников на определенный вид деятельности.

Критерии и способы оценки эффективности

  • Способы оценки эффективности:

- результаты анкетирования родителей после проведения мероприятия

- качественный анализ комментариев

- количество подтверждений необходимости продолжения совместной работы

  • Критерии оценки эффективности:

- активность родителей и детей в рамках совместной деятельности

- удовлетворенность мероприятием

- мотивация родителей и детей к дальнейшему продолжению работы

- продуктивность: наличие адекватных инструкциям и задачам продуктов деятельности

- качественный анализ посредством наблюдения за эмоциональным состоянием в процессе работы участников

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Необходимость продолжения данной работы очевидна, поскольку она неокончена даже организационно, поскольку 3 этап подразумевает согласование с родителями дальнейших действий (анкета, комментарии). При этом есть некоторые факторы, определяющие специфику работы: мнение родителей о необходимости и комфортности именно групповой работы, успешность занятия (наличие даже не ярко выраженного, но отслеживаемого результата в реакциях ребенка), наличие необходимых ресурсов в учреждении. При учете положительного решения данных факторов работа продолжится именно в выбранной форме. Будут использованы эти же методы, а также дополнительно элементы танцевальной терапии, "отчетных" выступлений-сказок в микрогруппах, ролевые игры (групповые методы социально-психологического обучения), импровизации и т.д. При этом ухода от общей фабулы не будет, осуществляться она будет за счет усложнения. В том случае, если какая-либо семья изберет форму работы только парой (с психологом), то с ней работа будет строится по той же фабуле, но по несколько измененной структурой занятия.

Использованная литература

1. Практика сказкотерапии.Сборник сказок, игр, терапевтических программ / Под ред. Н.А.Сакович. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми:Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.

3. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе пчихолога, педагога, логопеда - СПб.: Речь, 2007. - 102 с

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

5. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М.:Московский психолого-социальный институт, 2000. - 240 с.

6. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. - СПб.: Речь, 2007. -120 с.

7. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно. - СПб.: Речь, 2007. - 104 с.

8. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. - СПб.: Речь, 2007. - 208 с

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.