Тренинговое занятие Победа над стрессом

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема мероприятия

Тренинговое занятие Победа над стрессом

1267446869_47554568_usdipstress.jpg

Целевая группа

Родители детей, педагогические работники

Время необходимое для проведения мероприятия

1-2 часа

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Татаурова Анастасия Павловна, педагог-психолог

Форма реализации - командная, дистантная

Краткая аннотация к мероприятию

В ходе занятия планируется осветить теоретические проблемы стрессового состояния и его последствий, обучить участников некоторым способам саморегуляции негативных эмоциональных состояний. Приемы саморегуляции разделены на группы и приведены для нейтрализации каждого механизма стресса.


Проблема и её обоснование

Причины стресса могут быть самые разнообразные. Вызывать стресс может неурядицы на работе, поведение супруга/супруги, детей, бытовые неурядицы, аварии, экологические проблемы, неспокойная обстановка в районе проживания. Стресс нас разрушает физически, эмоционально и умственно. Зачастую люди, испытывая стрессовое состояние, не отдают себе отчет, что с ними происходит. Это выливается либо в недовольство окружающими и раздражительность, либо в соматические заболевания. Оба варианта ведут к нарушению психологического здоровья человека. В конечном итоге это негативно сказывается и на ребенке, так как такой родитель или педагог может переносить свои проблемы на ребенка. Если учесть, что только психологически здоровый человек может сохранить здоровье другого, то становится ясна необходимость поддержания позитивного эмоционального настроя для воспитания спокойного, уверенного в себе ребенка.

Базовая идея

Мы предполагаем, что для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих людей, необходимо научиться распознавать свои негативные эмоциональные состояния и овладеть способами самопомощи.


Цели, задачи мероприятия

Цель: Предупреждение и преодоление возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях современной жизни.

Задачи:

1) ознакомление родителей детей и педагогических работников с причинами стресса, симптомами и последствиями длительного воздействия стрессоров;

2) снижение негативных переживаний и трансформация их в позитивные эмоциональные состояния посредством изученных методов;

3) ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний.

Используемые методы, приемы, технологии

Дискуссия, анкетирование, релаксация, создание коллективного рисунка, шеренг


Новизна

Сочетание теории и практики,

участие в групповом занятии посредством интернета и в удобное для каждого время,

задействование в качестве участников и педагогов, и родителей детей.


Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Dabbleboard - создание коллективного рисунка,

Google.com. - анкеты, таблицы,

YouToube - видеоролик

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Интернет:

  1. позволяет пройти это занятие в удобное для человека время, при этом будет обеспечиваться связь между участниками мероприятия, ощущаться "дружеское плечо" и видение проблемы с разных точек зрения;
  2. позволяет создать дополнительную мотивацию для овладения психологическими знаниями.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

У участников появляется возможность высказаться с помощью дискуссии, совместного заполнения таблиц и коллективного рисунка. Занятие предполагает широкий круг участников, таким образом увеличивается охват мнений по каждому вопросу. Системно-деятельностный подход заложен уже в самой форме мероприятия и реализуется в применении всех методов борьбы со стрессом на себе.

Ожидаемые результаты

- Повышение психологической компетенции в области регуляции эмоциональных состояний у педагогических работников и родителей детей.

- Повышение стрессоустойчивости у участников мероприятия.

- Обеспечение взаимосвязи между воспитателями и родителями воспитанников.

- Улучшение психологического климата в группах детского сада.

Предполагаемые сроки реализации

В течение недели (третья неделя сентября 2010 г.)

Ресурсы, необходимые для проведения

Доступ к сети интернет, свободное время, заинтересованные и искренние участники

Ход мероприятия

При стрессе возникает рассогласование между предъявляемыми требованиями и способностью человека справляться с этими требованиями, а как следствие возникает состояние напряжения. Длительное или интенсивное воздействие стрессоров может вызывать серьезные нарушения в здоровье человека. Огромное количество данных свидетельствует о том, что послестрессовое состояние играет немаловажную роль в возникновении таких заболеваний, как неврозы, ИБС, сахарный диабет и других.

Для начала ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты Признаки стрессового напряжения


Для того, чтобы управлять своим стрессовым состоянием, нужно осознать причины стрессового напряжения, что позволит перевести поступающие от организма сигналы из сферы эмоций («мне больно, я расстроена») в сферу рациональную («я расстроена, потому что мало того, что на работе поссорилась с коллегой, так еще дома гора грязной посуды и никто не вынес из ведра»). Все это обеспечит так необходимое психосоматическое равновесие.

Итак, чтобы управлять своим стрессом, необходимо не только знать признаки стресса, причины его, но и знать свой индивидуальный порог чувствительности (надеюсь, никто не будет спорить с тем, что для одного человека является стрессовой ситуацией, то для другого лишь легкая встряска). Т.о. необходимо знать, до какого уровня силы вы можете испытывать воздействие стрессогенного фактора.

Что обычно делает человек, когда находится в состоянии кризиса? Либо пребывает в состоянии оцепенения (что наблюдается чаще), либо приходит в активность, что бывает реже.

Кто из вас как реагирует?

Исследования подтверждают, что кризис, неудача в чем-либо является толчком к тому, чтобы человек изменился к лучшему. Есть такая фраза: «Что меня не убивает, то делает сильнее».

Важно найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего, длительного стресса и спокойно, без паники относиться к кратковременному стрессу.

К основным методикам преодоления стрессовых ситуаций относят:

1) Релаксацию: она позволяет задержать стресс, ослабить его и тем самым преодолеть психосоматические нарушения в организме. Нервно-мышечная релаксация представляет собой навык, который, как и любой навык, необходимо тренировать. Поэтому тренироваться надо систематически. Типичная реакция на стресс - мышечное напряжение. Глубокое мышечное расслабление помогает расслабить все тело, сначала напрягая, а потом расслабляя различные группы мышц. Весь процесс занимает 15 минут, и делать это можно практически где угодно. Сначала сидя или лежа закройте глаза. Затем напрягите лицевые мышцы (сожмите в трубочку губы, сморщите лоб и т.д.), задержитесь на 5 секунд, затем расслабьте. Дальше проделайте то же с шеей и плечами - напряжение, задержка, расслабление. Продолжайте со всеми основными группами мышц - руки, спина, живот, бедра, ноги, ступни. Обязательно продолжайте глубоко дышать, делая упражнение на мышечное расслабление.


2) Концентрация: одновременное выполнение нескольких дел приводит к повышенному утомлению организма и может создать стрессовую ситуацию. Эффективными средствами концентрации внимания являются медитация и йога. Медитация помогает убрать вызывающие стрессовую реакцию мысли из головы и дать себе передышку. Медитация наиболее успешна, когда ею занимаются в удобном, уединенном месте, свободном от внешних помех. Закройте глаза и сфокусируйтесь на умиротворяющем односложном звуке или слове. Звук или слово повторяйте молча или низким, мягким голосом. Цель повторения - освободить себя от логического, внешнеориентированного мышления, сконцентрировавшись на одном стимуле. Исследования показали, что не имеет значения, какое слово или звук вы выберете, для успешного достижения состояния глубокой релаксации и других побочных эффектов медитации (если это нейтрально или благотворно влияет на вас). Когда другие мысли появляются в мозгу, позвольте им уйти и возвратитесь к слову, которое вы выбрали. Не следует оценивать свое исполнение или стараться заставить себя почувствовать немедленный "отклик", поскольку так можно вообще воспрепятствовать появлению отклика. По сути, посредством медитации вы стираете в мозгу списки "должен, нужно, можно, нельзя" и позволяете себе удовольствие умиротворяющего, безмятежного перерыва.

3) Ауторегуляция дыхания.

Расположитесь в пространстве так, как вам удобно. " Музыка для релаксации


Мне бы хотелось, чтобы вы уловили основную мысль: стресса не надо бояться, а надо научиться управлять им. В противном случае возникают психосоматические заболевания, с которыми потом сложно справиться самостоятельно или с помощью простого врача. А чтобы управлять стрессом, надо знать о своих особенностях.

А сейчас я предлагаю вам пройти опросник, который показывает не только вашу устойчивость к стрессу, но степень стрессовой нагрузки за последний год. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации


Поговорим о регуляции эмоциональных состояний. Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие. Что испытывает человек? Он возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова встают сцены случившегося; опять накатывает волна обиды и негодования. Можно выделить 3 физиологических механизма подобного стресса.

1. Вся деятельность человека, все поступки, помыслы подчинены одному.

1.1. Сейчас я попрошу вас в течение одной минуты не думать о белом медведе. Не думайте о белом медведе! Не думайте о белом медведе! Удалось ли вам выполнить условие?

А как не думать о белом медведе? Думать о зеленой собаке, о крылатом жирафе, о фиолетовом крокодиле. То есть невозможно НЕ обращать внимание – можно обращать его на то или на это. Одно сосредоточение побеждается только другим.

Подставим на место белого медведя: болезнь, ревность, страх неудачи, любой страх… Подставим на место зеленой собаки: ребенка, работу, спорт, интернет, музыку, творчество, собаку обыкновенную…

1.2. Выпишите 3 вида деятельности, при выполнении которых вы хорошо себя чувствуете, что доставляет вам удовольствие. А теперь попытайтесь ответить на следующие вопросы по каждому из записанных видов деятельности:

  • выполняется ли эта деятельность вместе с другими людьми или она осуществляется в одиночестве?
  • где выполняется эта деятельность, каковы окружающие факторы, какие из них помогают вам, какие мешают осуществлению этой деятельности?
  • является ли она преимущественно зрительной, звуковой, кинестетической (связанной с телесными ощущениями, ощущением движения, мышечного напряжения…)?
  • требует ли эта деятельность каких-либо материальных условий, средств, реквизитов?
  • какие из ваших органов чувств получают преимущественно отдых во время этой деятельности?

Ответив на эти вопросы по каждому виду деятельности, найдите значимые компоненты, которые дают вам удовлетворение от занятий данной деятельностью. Сравните их с компонентами других видов деятельности.

Эти любимые виды деятельности – есть ресурсы для восстановления сил. Хобби открывает путь положительным эмоциям. Многие из нас любят рисовать, потому что творчество - это способ выплеснуть свои эмоции. " Рисуем свое настроение

2. Во время стресса выделяются гормоны стресса: в результате сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (оно как бы выскакивает из груди), кровеносное давление повышается. Эта реакция организма эволюционно связана с опасной ситуацией, когда для спасения требовались либо борьба с противником, либо бегство. Современный человек вслед за стрессом обычно не пускает скопившуюся энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка. Важно, чтобы повышение нагрузки было постепенным. Можно применять бег, просто пешие прогулки. Главное – получать удовольствие от занятий.

Владимир Леви советует: «Прежде чем попытаться расслабиться – подрожи на всю катушку и потанцуй до упаду! И поори, если хочется. И побей кого-то воображаемого, изо всех сил, можно себя…» Особенно эффективно перед сном принять позу «эмбриона» - напрягите все мышцы, (все, что только можно напрячь). Так можно продержаться 1-2 минуты, не дольше – потом захочется расслабиться, отпуститься, и это будет приятно. Отпустимся… Повторять это чередование можно 5-7 раз. Располагайтесь удобно на ковриках и попробуем проделать то, что советует В.Леви.

В стрессовом состоянии имеет большое значение ритмичное дыхание. Давайте потренируемся. На счет «раз» делаем вдох, на счет «два, три» - плавный выдох (то есть выдох должен быть вдвое длиннее, чем вдох). Теперь сделаем вдох и задержим дыхание на 20-30 секунд. Вдох… (повторить 3-5 раз).

3. Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность осталась неудовлетворенной), в кровь продолжают поступать гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбыточного желания или же отыскать путь для его реализации.

3.1. «Зато…». Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи.

3.2. «Могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем.

3.3. Как лисица в басне Крылова сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

3.4. Критическая ситуация рассматривается на фоне общей перспективы: всей вашей жизни или значения для мировой истории.

3.5. Можно составить таблицу, если вы имеете склонность испытывать стресс по любому пустяку. Эта таблица поможет вам сделать правильную оценку необходимости переживаний.

Проранжируйте от 1 до 10 баллов все типичные стрессовые ситуации, с которыми вы чаще всего встречаетесь.Таблица как мы справляемся со стрессом


3.6. Парадоксальный метод самовоздействия. Постарайтесь картинно представить ситуации, вызывающие у вас дрожь, воспроизвести дрожь – дрожите нарочно, искусственно, подражайте сами себе. После 1-2 минут напряженных попыток сделайте 2-3 минутную паузу расслабления. Представьте, что погружаетесь в теплую ванну, пуховую перину и т.п. Снова подрожите и расслабьтесь. Так повторяйте несколько раз, пока не научитесь вызывать в себе дрожь и расслабляться по собственному желанию. В критической ситуации попытайтесь вызвать все признаки, подражайте им. А потом делайте наоборот.

Эмоциональное отношение к делу способствует его результативности – действительно, если мы не хотим добиться чего-то, то мы этого не добьемся - но при слишком сильной заинтересованности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:

  • правильная оценка значимости события. Для этого задайте себе вопрос: «Стоит ли добиваться своей цели? Насколько значима она для вас?»;
  • достаточная информированность по данному вопросу, событию. Информацию нужно черпать из любых и как можно больших источников;
  • запасные отступные стратегии. Заранее продумывайте план «Б», а лучше и «В», и «Г»
Наше занятие мне хотелось бы закончить следующей фразой:
Выход есть всегда! Хотя бы там, где вход.

Критерии и способы оценки эффективности

- анкетирование,

- отзывы участников о мероприятии,

- изменения в поведении человека в стрессовой и постстрессовой ситуации (со слов участников),

- пожелания участников о дальнейшем проведении таких мероприятий.


Возможности дальнейшего развития мероприятия

Возможны дальнейшие встречи: очные и заочные, обогащение новыми способами саморегуляции, общение между участниками по поводу успехов в применении полученных знаний на практике, позитивных изменений во взаимоотношениях с ребенком и окружающими людьми.

Использованная литература

  • Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. – СПб., 1993.
  • Леви В. Л. Азбука здравомыслия. – М., 2004.
  • Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 2004.
  • Психология здоровья. – СПб., 2000.
  • Селье Г. Психология стресса. – М., 1998.

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

https://spreadsheets.google.com/

http://www.youtube.com/

http://azps.ru/tests/

http://dabbleboard.com/

http://www.a-training.ru/sources/stress_emotions/


Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.