Тренинг Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач психолога-педагога/18-20 ноября 2008

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Дорогие коллеги!

Мы рады приветствовать Вас на межрегиональном тренинге для педагогов-психологов!

Надеемся, что обучение будет интересным и познавательным!

Обучение на тренинге связано с осмыслением и решением ряда задач профессиональной деятельности психолога-педагога с опорой на современные средства организации совместной сетевой работы (средства социального Интернета (Веб 2.0).

Во время обучения у Вы самостоятельно сможете выбирать способы решений и средства для реализации поставленных задач. В завершении каждого этапа, задания Вам будут предложены вопросы, которые позволят Вам провести саморефлексию. У Вас будет возможность обменяться опытом, обсуждать, планировать.

Предусмотрены разные формы обучения – индивидуальное, что позволит сделать собственный выбор, групповое, что позволит убедиться в обоснованности выбранных решений и оценивать преимущества и недостатки осваиваемых средств взаимодействия.

Оценивание деятельности будет проводиться на основе критериев, предложенных в заданиях.

Изучение каждого модуля будет завершаться индивидуальной рефлексией в блоге, специально предназначенном для обучения.

Консультации профессионала-психолога по ходу обучения можно получить в Блоге "Практическая психология для родителей и педагогов"

Вам необходимо ответить на вопросы с позиции координатора сетевого сообщества, который в будущем может использовать разработанные в процессе работы материалы, апробированные средства и сервисы для работы с детьми, родителями, другими работниками образования.

Авторы тренинга: Лебедева М.Б. и Шилова О.Н., РГПУ им.А.Герцена, Санкт-Петербург

Продолжительность тренинга – 3 дня.

Тренинг проводится 18-20 ноября 2008 г.

Форма обучения: дистанционная.

Отчетными материалами являются:


Для работы на тренинге необходимо:
  • для обсуждений и рефлексии на тренинге организуются Skype-конференции. Если вы еще не пользовались этим сервисом, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер Skype
  • заранее установить скайп-контакт с тренером. Для этого (после установки и регистрации в Skype) надо через функцию "Добавить контакт" вести в строку поиска скайп-имя тренера oksana_petrovva и запросить установить контакт


Содержание тренинга

ЗаданияВремяРезультат
Вводное задание. Регистрация в вики-иот, в Google.18 ноября.1.Регистрация в socobraz.ru, Заполнение личной страницы участника.

Помощь: 12 шагов навстречу wiki.iot

2. Регистрация в Google.

3. Можно присоединиться к сообществу "Дневник обучения педагогов-психологов" на http:openclass.ru

4. Создание ссылки на страницу участника тренинга.

Модуль 1. Профессиональные задачи психолога-педагога, решаемые через организацию совместной деятельности в сетевых сообществах. Поиск идей для деятельности сообщества 18 ноября. Скайп-чат в 11.00 (вр.мск)1. Участие в скайп-чате.

2. Вклад в коллективную вики-статью (создан список задач, которые решает педагог-психолог), участие в обсуждении деятельности других групп.

3.Созданна анкета средствами Интернет (Анкетёр, Гугл).

4.Выполнены задания рефлексии в блоге

Модуль 2. Планирование проекта19 ноября1. Выбрана тема проекта.

2. Создана страница портфолио проекта, на которой размещен план проекта и полезные ссылки на ресурсы.

3. Выполнены задания рефлексии в блоге

Модуль 3. Взаимное обсуждение и рецензирование работ19-20 ноября1. Участие в обсуждении проекта, прокомментированы проекты.

2. Участие в скайп-конференции

Итоговое задание20 ноября1. Эссе размещено в блоге

2. Создан и размещён план привлечения родителей к работе сообщества

3. Участие в написании коллективной вики-статьи, которая поможет развитию нового сообщества психологов

Содержание

Цель

создание условий для развития у психологов-педагогов специальных компетенций, востребованных в связи с появлением возможностей решать ряд профессиональных задач, направленных на социально-психологическое развитие учащихся и саморазвитие, через организацию и участие в сетевых сообществах, а также участие в деятельности реального сетевого сообщества, члены которого разделяют общие интересы в области социально-психологической проблематики развития и жизнедеятельности человека, и стремятся работать вместе.

Задачи

  • Подготовка психологов-педагогов к осуществлению сетевого взаимодействия с учащимися, родителями и педагогами по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью школьного психолога.
  • Создание условий для осознания психологами-педагогами ответственности за деятельность и развитие сообщества, выбранную стратегию, тактику, формы работы и инструментарий управления сообществом.
  • Развитие умений:
    • выбирать значимую проблему, отвечающую смыслу и масштабу сообщества;
    • формулировать диагностично описанную цель, перечень задач по конкретизации цели;
    • определять пути и минимальный набор средств для организации разных видов консультирования членов сообщества:
    • организовывать и проводить сетевые мероприятия информационного, образовательного, диагностического, творческого и др. характера;
    • фиксировать и делать открытыми опыт и суждения, возникшие в ходе обсуждения выбранной проблематики;
    • «видеть» сообщество и как единую группу, работающую по выбранной проблематике, и как сообщество индивидуальностей, привносящих свой уникальный опыт в общую «сетевую копилку».
  • Подготовка психологов-педагогов к осуществлению осознанного выбора различных Интернет-сервисов и инструментов социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) в целях эффективного сетевого взаимодействия, адекватно задачам общения и взаимодействия.


Ведущие тренинга

Рабочие страницы участников тренинга

Здесь размещаем ссылки на страницы участников.

  1. Грецов Андрей Геннадьевич, С.-П.
  2. Eвстратова Ольга Геннадьевна, Владимир
  3. Журавлева Наталья Викторовна, Хабаровск
  4. Захарова Вера Николаевна, Владимир
  5. Медведев Александр Сергеевич, Тольятти
  6. Осипова Наталья Геннадьевна, Карелия
  7. Русакова Наталья Анатольевна, Карелия
  8. Рыженко Иван, Комсомольск на Амуре
  9. Селезнёва Светлана, Мурманская область
  10. Солодова Ирина, Псковская область
  11. Иванова Валентина Михайловна, Псковская область
  12. Малоземова Светлана Юрьевна г.Саратов
  13. Ольга Владимировна Зелинская, Комсомольск на Амуре
  14. Федосова Маргарита Александровна, Комсомольск-на-Амуре
  15. Журавлева Елена Юрьевна, Хабаровск
  16. Участник: Наташа
  17. Зверева Галина ВладимировнаКраснотурьинск Свердловская область

Вопросы для скайп-чата

  1. Попробуйте сформулировать основные цели и задачи обучения на тренинге
  2. Что Вы ожидаете от тренинга?
  3. Какие возможности социальных сервисов Вам знакомы?
  4. Если Вы используете социальные сервисы, то приведите примеры из вашего опыта?
  5. Приведите положительные моменты использования социальных сервисов для формирования сетевого портфолио? Какие отрицательные?


Подготовительный этап

Регистрация в вики-среде

Кузнецова Софья Владимировна

  • На странице участника запишите общие сведения о себе (Фамилия, Имя, Отчество, должность, место работы, город, профессиональные и жизненные интересы, контактная информация для осуществления межличностного и группового взаимодействия)
  • Добавьте в самом конце страницы категорию в соответствии с представляемой целевой группой: [[Категория:Педагог-психолог]]
  • На странице участника создайте ссылку на страницу коллективного портфолио, для этого скопируйте название страницы, выделите и нажмите кнопку АВ на панели инструментов вики-редактора. Должно получиться так [[ Коллективное портфолио обучения педагогов-психологов/18-20 ноября 2008]].
  • Познакомьтесь с краткой информацией о работе с Вики "12 шагов навстречу wiki.iot"

Регистрация в Google

  1. Создайте аккаунт Google, который будет являться пропуском ко всем требуемым службам Google. Удобнее всего пройти процедуру регистрации в почтовой службе Google - Gmail (регистрация).
  2. Войдите в почтовую программу [1]
  3. Воспользуйтесь возможностью встроенного чата и пригласите в него коллег по курсу. Можете попробовать также возможности видео и аудио общения.
  4. Познакомьтесь в блоге с информацией "Что такое службы Google"

Участие в скайп-чате

Обсуждение целей и задач обучения по программе будет проходить с использованием программы Skype. Вам необходимо скачать эту программу себе на компьютер, зарегестрироваться, установить контакт с тренером (скайп-контакт: oksana_petrovva)

  • Справка по работе с программой Skype

Модуль 1. Профессиональные задачи педагога-психолога, решаемые через организацию совместной деятельности в сетевых сообществах. Поиск идей для деятельности сообщества

Задание 1. Анализ должностных инструкций и деятельности педагога-психолога

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Проанализируйте должностные инструкции и задачи педагога-психолога (ссылки на некоторые полезные ресурсы ниже)Составьте свой список задач, сгруппировав по категориям:
  • задачи по работе с детьми,
  • задачи по работе с родителями,
  • задачи по работе с коллегами педагогами, школьным психологом, администрацией учебного заведения.
Представьте задачи на своей личной страничке или в опубликованном для всеобщего доступа Гугл-доксеПознакомьтесь с возможностями сервиса Документы Google, который предоставляет возможность размещения, совместного редактирования и обсуждения материалов.

Помощь по работе с сервисом.

Впишите ссылку на сформулированные, сгруппированные и размещенные в сети задачи педагога-психолога на страницу Коллективное портфолио обучения педагогов-психологов/18-20 ноября 2008

Объединитесь в группы по 3-4 человека, просмотрите документы друг друга и впишите задачи в общий разделВ результате коллективно создается свод задач по категориям в разделе Задачи педагога-психолога на странице Коллективное портфолио обучения педагогов-психологов/18-20 ноября 2008
Рефлексия процесса обучения и итоговПерейдите на страницу блога

Ответьте на предложенные вопросы с позиции координатора сетевого сообщества, который в будущем может использовать разработанные в процессе работы материалы, апробированные средства и сервисы для работы с детьми, родителями, другими работниками образования.

Полезные ссылки

Задание 2. Анкеты

Современный Интернет-инструментарий позволяет легко разрабатывать анкеты, содержащие разнотипные вопросы, и рассылать анкеты респондентам.

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Знакомство с Интернет-инструментами для анкетированияПознакомиться с описанием работы по созданию:
  • анкет с помощью "Документов" Google
  • анкет с помощью Анкетёр.ру

Помощь по работе с сервисами по ссылке.

Разработка анкет1. Создать анкеты (на одном из предложенных сервисов):
  • Анкеты для учащихся, родителей, коллег и др.
  • Перечень потребностей опрошенных людей во взаимодействии с педагогами-психологами и другими субъектами среды (с представлением в коллективном портфолио)

2. Разместить ссылки на созданные анкеты в коллективном портфолио

Знакомство с анкетами, которые создали ваши коллеги, участники тренингаРазместить ссылки на наиболее удачные анкеты на вашу личную страничку

Рефлексия процесса и результатов обучения

В блоге курса ответьте на следующие вопросы с позиций потенциального организатора и координатора сообщества:

  • Что было самым интересным в Модуле 1?
  • Что было самым сложным в Модуле 1?
  • Какую новую информацию по функциям и задачам Вашей целевой группы удалось найти в Интернет, в результате обсуждения с коллегами по учебной группе?
  • Какие задачи занятия помогло эффективно и полно решить совместное обсуждение в Интернет?

Модуль 2. Планирование проекта психолого-педагогической направленности с целью организации сетевого взаимодействия его участников

Подумайте, почему важна организация проектной деятельности?

Выскажите свое мнение ниже (не забудьте поставить автоматическую подпись. Как это сделать в шаге 9 статьи 12 шагов навстречу wiki.iot):

  • сплачивает участников сообщества? --Иван 12:15, 19 ноября 2008 (UTC)
  • помогает развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с большим объёмом информации, помогает научиться видеть проблемы и намечать пути их решения, развивает навыки работы в команде (на мой взгляд)-- Светлана
  • При участии в проектной деятельности ребенок занимает активную учебную позицию и это способствует формированию всех ключевых компетентностей, что практически не возможно при традиционной системе обучения.--Наталья
  • При грамотной организации проектной деятельности ребенок имеет возможность заниматься исследованием значимой для него пробемы под руководством опытного взрослого. -- Наталья
  • Проектная деятельность, способствует сплочению взрослых и детей. И позволяет детям увидать то, что хотят от них взрослые, а взрослым понять, чем живет, на что ориентируются молодое поколение. Ирина
  • Проектная деятельность приближает учение к естественному, а поэтому сберегающему здоровье детей процессу познания. --Евстратова Ольга 13:34, 21 ноября 2008 (UTC)
  • неважно кто (ребенок или взрослый), неважно в каком проекте участвует человек, важно, что проектная деятельность предполагает полное погружение в тему, разнообразные контакты, массу эмоций и в любом случае есть результат: ОПЫТ! - --Журавлева Елена 07:27, 23 ноября 2008 (UTC)
  • в проектной деятельности каждый человек выступает создателем, творчом чего либо,--Malozemova Svetlana 17:39, 23 ноября 2008 (UTC)
  • Аналогично любому процессу и явлению в проектной деятельности я вижу биполярно направленный результат. Самый большой минус (на данный момент и надеюсь, что в скором будущем он изживет сам себя) в проектной деятельности - отсутствие (или малое колличество) специалистов, которые способны вести качественно данную деятельность. Положительный же момент в организации проектной деятельности (и он во много раз превосходит отрицательную сторону) заключается в том, что, во-первых - участники проектной деятельности знакомятся с существующими положениями поставленного вопроса и предлагают некую новизну в решении такового. Данная деятельность приближает к практики научно - исследовательской деятельности. Опять же, проектная деятельность организуется таким образом, что участники сталкиваются многовариативностью способов решения проблемных вопросов, что в свою очередь формирует положительное отношение к критике и познавательную активность. Очевидно положительное воздействие на когнитивную сферу и эмоциональный контакт (не обязательно положительный) участников деятельности ("Явления и события становятся одинаковыми в ситуации отсутствия эмоций"). Медведев Александр
  • Меняются цели современного образования, если раньше это было усвоение знаний, то сейчас все больше говорят о формировании компетентностей (умений 21 века). И как следствие, появляется необходимость внедрять новые педагогические технологии. Необходимо разноуровневое обучение, развитие познавательных навыков, умение ориентироваться в информационных потоках, формулировать и решать проблемы, развивать критическое и творческое мышление, должна реализовываться потребность в сотрудничестве и т.д. Все это успешно реализуется в рамках проектной деятельности.-- Вера
  • Работа в проекте развивает мыслительную деятельность учеников и учителя (при условии, что учитель (организатор проекта) знает основные принципы создания проекта и его составляющих) и самостоятельность (при групповой работе!). Работая с учителями над созданием проектов, убедилась в том, что если они поняли суть и смысл проектной деятельности, то их уже не остановить. Учителя, как дети, увлекаются и следуют к цели, споря, находя варианты развития ситуаций, мучаясь над формулировкой вопросов, которые можно было предложить детям с уверенностью, что они захотят искать и находить на них ответы. -- Журавлева Наталья


ЗадачаЧто необходимо выполнить
Знакомство с информацией о проектной деятельности
  • Ответить на вопрос: Почему важна организация проектной деятельности? (необходимо вписать в соответствующую рубрику выше)
  • Выберать тему проекта из списка ниже или предложите свою
Создание вики-статьи проекта
Разработка сценария проекта
  • Продумать идею, этапы проекта
  • Заполнить все рубрики вики-статьи? посвящённой вашему проекту
Рефлексия процесса обучения и итогов
  • Перейти на страницу блога
  • Ответить на предложенные вопросы с позиции координатора сетевого сообщества, который в будущем может использовать разработанные в процессе работы материалы, апробированные средства и сервисы для работы с детьми, родителями, другими работниками образования.

Полезная информация

Требования к проектам:

  • Актуальность и значимость для социализации и развития детей
  • Наличие потребности обсуждать и решать возникшую проблему у родителей
  • Социальная направленность
  • Обеспечение взаимодействия детей и взрослых
  • Связь с жизнью дома, в школе и в обществе

Возможная тематика проектов:

Для взаимодействия с коллегамиДля организации деятельности со школьниками
  • Что такое индивидные характеристики и как их определить?
  • Как оценить познавательные способности детей и как их развивать?
  • Какие психологические характеристики обуславливают выбор профессии?
  • Как на основании психологических характеристик дать рекомендации ребенку и родителям по выбору профиля обучения?
  • Как подготовиться к школьной жизни?
  • Как адаптироваться при переходе из начальной школы в среднюю?
  • Конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация: почему такие проблемы существуют и как их преодолеть?
  • Как организовать работу с одаренными детьми?
  • Как провести психологическую экспертизу новых образовательных технологий и как выработать рекомендации для педагогического коллектива школы по их использованию?
  • Как эффективно общаться со сверстниками, с педагогами?
  • Что такое самооценка и как сделать ее адекватной?
  • Как эффективно подготовиться к выпускным экзаменам?
  • Какие психологические характеристики обуславливают выбор профессии?
  • Почему всегда существует проблема отцов и детей?
  • Конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация: почему такие проблемы существуют и как их преодолеть?

Итак, проектная деятельность важна потому, что именно через проектную технологию можно осуществлять коллективную деятельность в сообществе:

  • Работа группируется вокруг важной и значимой проблемы.
  • Обеспечивается взаимодействие взрослых и детей, они работают в единой команде.
  • Работа направлена на улучшение социальной ситуации дома, в школе и в обществе.

Справедливы слова С.Пейперта: «Люди учатся лучше в том случае, если они работают над созданием конкретного объекта и у них есть объекты для деятельности и для размышления над этой деятельностью»


Рефлексия процесса и результатов обучения

В блоге курса ответьте на следующие вопросы с позиций потенциального организатора и координатора сообщества:

  • Что было самым интересным в Модуле 2?
  • Что было самым сложным в Модуле 2?
  • Какой проект Вы запланировали, чем был обусловлен выбор?
  • Какую помощь может оказать сетевое сообщество в реализации Вашего проекта?

Модуль 3.

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Осмысление роли проектной деятельности в развитии сообщества
  • Сформулируйте развёрнутые ответы на вопросы для анализа плана предлагаемого проекта в разделе Обсуждение: Коллективное портфолио обучения педагогов-психологов/18-20 ноября 2008
  • Вопросы:
    • Каковы задачи сообщества, реализующего проект? (понятные и прозрачные)
    • Какова выгода участия в этом сообществе для его потенциальных членов? Или что им даст работа в сообществе?
    • Как привлечь родителей к реализации проекта, как мотивировать их?
    • Как члены сообщества участвуют в планировании проекта?
    • Как дать понять членам сообщества, что они должны делать вместе, что могут сообщать друг другу такого, что полезно для всех?
    • Каков планируемый продукт деятельности сообщества?
    • Как адекватно оценивать и стимулировать работу сообщества?
    • Какие еще ресурсы Интернет (содержательного, консультативного, рефлексивного и т.д. характера) можно привлечь для реализации проекта?
Самоанализ проекта
  • Проанализируйте собственный проект по следующим критериям
    • Актуальность и значимость для психологического здоровья и развития детей
    • Обоснованность необходимости совместного решения проблемы в сообществе
    • Актуализация потребности обсуждать и решать возникшую проблему у учащихся
    • Актуализация потребности обсуждать и решать возникшую проблему у родителей
    • Обеспечение взаимодействия детей и взрослых (инструментально и содержательно)
    • Обеспечение ресурсами
Знакомство с проектами коллег
  • Продумайте идею, этапы проекта
  • Заполните все рубрики вики-статьи
Рефлексия процесса обучения и итогов
  • Перейдите на страницу блога
  • Ответьте на предложенные вопросы с позиции координатора сетевого сообщества, который в будущем может использовать разработанные в процессе работы материалы, апробированные средства и сервисы для работы с детьми, родителями, другими работниками образования.

Итоговое задание

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Осмысление результатов обучения и взаимодействия с коллегами по учебе и координатором
  • В блоге разместите эссе «Что дало мне обучение на тренинге?»
  • В эссе важно отразить следующие позиции:
    • Что нового я научился делать
    • Что мне особенно удалось, как по линии разработки содержания проекта, так и по линии взаимодействия с коллегами по группе и координатором
    • Какие проблемы остались
    • В чем я вижу суть сетевого взаимодействия с родителями учащихся и коллегами учителями
    • Каковы пути поддержания жизнеспособности сетевых сообществ
Определение перспектив развития сообщества, создание плана возможных мероприятий

Предложите план привлечения родителей к работе сообщества, заполните таблицу на странице Коллективное портфолио обучения педагогов-психологов/18-20 ноября 2008

Подготовка материала-«трамплина» для развития сообщества

Участвуйте в написании коллективной вики-статьи Планирование развития сетевого сообщества педагогов-психологов, которая поможет развитию нового сообщества психологов, по следующим разделам:

  • основы «кодекса» сообщества, как общей совокупности ценностей его работы, правил, разделяемых убеждений (форма представления по выбору слушателя);
  • рассказ-трамплин – простой и короткий рассказ, позволяющий аудитории совершить «прыжок» и понять, в чем суть деятельности Вашего сообщества, а также наглядно представить, как может решаться актуальная для сообщества проблема;
  • предложите свои разделы вики-статьи.

Творческие решения приветствуются!

Для взаимодействия родителей, педагогов с психологом по волнующим проблемам создан авторский блог Андрея Грецова практическая психология для родителей и педагогов


Рекомендуемая литература и ссылки


Дневники