Тренинг Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социального педагога/18-20 ноября 2008

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Вернуться на страницу Дистанционные тренинги проекта "Соцобраз"


Дорогие коллеги!

Мы рады приветствовать Вас на межрегиональном тренинге для социальных педагогов!

Надеемся, что обучение будет интересным и познавательным!

Обучение на тренинге связано с осмыслением и решением ряда задач профессиональной деятельности социального педагога с опорой на современные средства организации совместной сетевой работы (средства социального Интернета (Веб 2.0).

Во время обучения у Вы самостоятельно сможете выбирать способы решений и средства для реализации поставленных задач. В завершении каждого этапа, задания Вам будут предложены вопросы, которые позволят Вам провести саморефлексию. У Вас будет возможность обменяться опытом, обсуждать, планировать.

Предусмотрены разные формы обучения – индивидуальное, что позволит сделать собственный выбор, групповое, что позволит убедиться в обоснованности выбранных решений и оценивать преимущества и недостатки осваиваемых средств взаимодействия.

Оценивание деятельности будет проводиться на основе критериев, предложенных в заданиях.

Изучение каждого модуля будет завершаться индивидуальной рефлексией в БЛОГЕ КУРСА.

Вам необходимо ответить на вопросы с позиции координатора сетевого сообщества, который в будущем может использовать разработанные в процессе работы материалы, апробированные средства и сервисы для работы с детьми, родителями, другими работниками образования.

Также для выявления проблемного поля предлагаются следующие блоги:

В ходе тренинга Вы разработаете проект социальной направленности и примете участие в ОБСУЖДЕНИИ

Авторы тренинга: Лебедева М.Б. и Шилова О.Н., РГПУ им.А.Герцена, Санкт-Петербург


Продолжительность тренинга – 3 дня.

Тренинг проводится 18-20 ноября 2008 г.

Форма обучения: дистанционная.

Планируемые результаты обучения:

  • создание коллективного портфолио (вики-страницы) сообщества социальных педагогов (инвариантную часть структуры определяет координатор обучения, вариативная определяется самим слушателем),
  • создание вики-страницы личного портфолио проекта по работе сетевого сообщества по шаблону. (Все личные портфолио объединяются в коллективном портфолио сообщества,
  • разработка анкеты для учащихся, родителей и др. с использованием сетевых сервисов,
  • разработка плана деятельности по вовлечению родителей в работу сообщества и коллективная статья в вики,
  • эссе и рефлексия в БЛОГЕ КУРСА

Отчетные материалы:

  • план деятельности по вовлечению родителей в работу сообщества в форме статьи в вики (коллективная вики-статья),
  • эссе в БЛОГЕ КУРСА,
  • комментарии в блоге курса ("Приветствие", модуль1, модуль2, "Пишем...Мыслим..."),
  • идеи по созданию и реализации сетевого проекта социально-педагогической направленности (создание вики-страницы портфолио проекта).


Для работы на тренинге необходимо:
  • для обсуждений и рефлексии на тренинге организуются Skype-конференции. Если вы еще не пользовались этим сервисом, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер Skype
  • заранее установить скайп-контакт с тренером. Для этого (после установки и регистрации в Skype) надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя тренера shparuta и запросить установить контакт


ЗаданияВремяРезультат
Вводное задание. Регистрация в вики-иот, в Google.18 ноября.1.Регистрация в socobraz.ru, Заполнение личной страницы участника.

Помощь: 12 шагов навстречу wiki.iot

2. Регистрация в Google.

3. Можно присоединиться к сообществу *Дневник обучения социальных педагогов в среде OPENCLASS.

4. Создание ссылки на страницу участника тренинга.

Модуль 1 Профессиональные задачи социального педагога, решаемые через организацию совместной деятельности в сетевых сообществах. Поиск идей для деятельности сообщества 18 ноября. Скайп-чат в 13.15 (вр.мск)1. Участие в скайп-чате.

2. Вклад в коллективную вики-статью (создан список задач, которые решает социальный педагог), участие в обсуждении деятельности других групп.

3.Создана анкета средствами Интернет (Анкетёр, Гугл).

4.Выполнены задания рефлексии в БЛОГЕ КУРСА

Модуль 2 Планирование проекта19 ноября1. Выбрана тема проекта.

2. Создана страница портфолио проекта, на которой размещен план проекта и полезные ссылки на ресурсы.

3. Выполнены задания рефлексии в БЛОГЕ КУРСА

Модуль 3 Взаимное обсуждение и рецензирование работ19-20 ноября1. Участие в обсуждении проекта, прокомментированы проекты.

2. Участие в скайп-конференции

Итоговое задание20 ноября1. Эссе размещено в БЛОГЕ КУРСА

2. Создан и размещён план привлечения родителей к работе сообщества

3. Участие в написании коллективной вики-статьи, которая поможет развитию нового сообщества социальных педагогов

Содержание

Цель тренинга

создание условий для развития у социальных педагогов специальных компетенций, востребованных в связи с появлением новых возможностей решать ряд профессиональных задач, направленных на развитие обучающихся и саморазвитие, через организацию и участие в сетевых социально-педагогических сообществах, а также участие в деятельности реального сетевого сообщества, члены которого разделяют общие интересы в определенной области деятельности и стремятся работать вместе.

Задачи

  1. подготовка социальных педагогов к осуществлению сетевого взаимодействия с учащимися, родителями и педагогами по вопросам, связанным с профессиональной педагогической деятельностью социального педагога.
  2. создание условий для осознания социальными педагогами ответственности за деятельность и развитие сообщества, выбранную стратегию, тактику и инструментарий управления сообществом.
  3. Развитие умений:
    • выбирать значимую проблему, отвечающую смыслу и масштабу сообщества;
    • формулировать диагностично описанную цель, перечень задач по конкретизации цели;
    • определять пути и минимальный набор средств для организации разных видов консультирования членов сообщества:
    • организовывать и проводить сетевые мероприятия информационного, учебного, диагностического, творческого и др. характера;
    • фиксировать и делать открытыми опыт и суждения, возникшие в ходе обсуждения выбранной проблематики;
    • «видеть» сообщество и как единую группу, работающую над выбранной проблематикой, и как сообщество индивидуальностей, привносящих свой уникальный опыт в общую «сетевую копилку».
  4. подготовка социальных педагогов к осуществлению осознанного выбора различных Интернет-сервисов и инструментов социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) в целях эффективного сетевого взаимодействия, адекватно задачам педагогического общения и взаимодействия.


Ведущие тренинга

Надежда Шпарута
Надежда Шпарута

Рабочие страницы участников тренинга

Вопросы для скайп-чата

  1. Что Вы ожидаете от тренинга?
  2. Какие возможности социальных сервисов Вам знакомы?
  3. Если Вы используете социальные сервисы, то приведите примеры из вашего опыта?
  4. Приведите положительные моменты использования социальных сервисов для формирования сетевого портфолио? Какие отрицательные?
  5. Какие новые возможности открывают перед социальными педагогамии сетевые сервисы, социальные сети, сетевые сообщества?

Подготовительный этап

Регистрация в вики-среде

Кузнецова Софья Владимировна

  • На странице участника запишите общие сведения о себе (Фамилия, Имя, Отчество, должность, место работы, город, профессиональные и жизненные интересы, контактная информация для осуществления межличностного и группового взаимодействия)
  • Добавьте в самом конце страницы категорию в соответствии с представляемой целевой группой: [[Категория:Социальный педагог]]
  • На странице участника создайте ссылку на страницу коллективного портфолио, для этого скопируйте название страницы, выделите и нажмите кнопку АВ на панели инструментов вики-редактора. Должно получиться так [[ Коллективное портфолио обучения социальных педагогов/18-20 ноября 2008]].
  • Познакомьтесь с краткой информацией о работе с Вики "12 шагов навстречу wiki.iot"

Регистрация в Google

Регистрация в Google необходима для работы в БЛОГАХ!!!!

  1. Создайте аккаунт Google, который будет являться пропуском ко всем требуемым службам Google. Удобнее всего пройти процедуру регистрации в почтовой службе Google - Gmail (регистрация).

Участие в скайп-чате

Обсуждение целей и задач обучения по программе будет проходить с использованием программы Skype. Вам необходимо скачать эту программу себе на компьютер, зарегестрироваться, установить контакт с тренером (скайп-контакт: shparuta)

  • Справка по работе с программой Skype

Модуль 1. Профессиональные задачи социального педагога, решаемые через организацию совместной деятельности в сетевых сообществах. Поиск идей для деятельности сообщества

Задание 1. Анализ должностных инструкций и деятельности социального педагога

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Проанализируйте должностные инструкции и задачи социального педагога (ссылки на некоторые полезные ресурсы ниже)Составьте свой список задач, сгруппировав по категориям:
  • задачи по работе с детьми,
  • задачи по работе с родителями,
  • задачи по работе с коллегами педагогами, школьным психологом, администрацией учебного заведения.
Представьте задачи на своей личной страничке или в опубликованном для всеобщего доступа Гугл-доксеВпишите ссылку на сформулированные, сгруппированные и размещенные в сети задачи социального педагога на страницу Коллективное портфолио обучения социальных педагогов/18-20 ноября 2008
Объединитесь в группы по 3-4 человека, просмотрите документы друг друга и впишите задачи в общий разделВ результате коллективно создается свод задач по категориям в разделе Задачи социального педагога на странице Коллективное портфолио обучения социальных педагогов/18-20 ноября 2008

Задание 2. Анкеты

Современный Интернет-инструментарий позволяет легко разрабатывать анкеты, содержащие разнотипные вопросы, и рассылать анкеты респондентам.

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Знакомство с Интернет-инструментами для анкетированияПознакомиться с описанием работы по созданию:
  • анкет с помощью "Документов" Google
  • анкет с помощью Анкетёр.ру

Помощь по работе с сервисами по ссылке.

Разработка анкет1. Создать анкеты (на одном из предложенных сервисов):
  • Анкеты для учащихся, родителей, коллег и др.
  • Перечень потребностей опрошенных людей во взаимодействии с другими субъектами среды (с представлением в коллективном портфолио)

2. Разместить ссылки на созданные анкеты в коллективном портфолио

Знакомство с анкетами, которые создали ваши коллеги, участники тренингаРазместить ссылки на наиболее удачные анкеты на вашу личную страничку

Рефлексия процесса и результатов обучения

Оставьте комментарии в БЛОГЕ КУРСА в сообщении Итоги изучения МОДУЛЯ 1

Модуль 2. Планирование проекта социально-педагогической направленности с целью организации сетевого взаимодействия его участников

Подумайте, почему важна организация проектной деятельности?

Выскажите свое мнение ниже (не забудьте поставить автоматическую подпись):

  • Проекты любых форм и направлений всегда вызывают особый интерес у детей. Ведь при этом новые знания (учебные проекты), решения и взгляды на проблемы (социальные проекты) дети добывают сами и в интересной форме (поиск в Интернет-среде, при общении и т.п.). Кроме того, в проекты легко привлекать разных людей, а в случае с сетевыми проектами, даже на большом удалении. И ещё, при реализации проекта могут "всплыть" такие аспекты, о которых вы даже не задумываетесь, когда начинаете проект. А это значит, что всё можно продолжить!

--Сергей Борисыч 18:03, 19 ноября 2008 (UTC)


  • Проекты - это возможность организовать совместную работу детей, родителей и педагогов. Это шанс привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, возможность побудить родителей уделять больше внимания своим детям.

Сетевые проекты - находка для отдаленных регионов, возможность обмена опытом, полезной информацией. -- Наталия Киселева

  • Сетевые проекты - это возможность включить детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, в коллективную деятельность.

--Марина Кузьмичева

  • Проекты должны привлечь не только учащихся, но и их родителей. Социальные педагоги должны заявить о себе. пересмотрев кучу маттериала я лично для себя поняла всю важность присутствия социального педагога в школе. всем спасибо! --Горячева Татьяна 18:29, 20 ноября 2008 (UTC)
ЗадачаЧто необходимо выполнить
Знакомство с информацией о проектной деятельности
  • Ответить на вопрос: Почему важна организация проектной деятельности? (необходимо вписать в соответствующую рубрику выше)
  • Выберать тему проекта из списка ниже или предложите свою
Создание вики-статьи проекта
Разработка сценария проекта
  • Продумать идею, этапы проекта
  • Заполнить все рубрики вики-статьи? посвящённой вашему проекту

Полезная информация

Требования к проектам:

  • Актуальность и значимость для социализации и развития детей
  • Наличие потребности обсуждать и решать возникшую проблему у родителей
  • Социальная направленность
  • Обеспечение взаимодействия детей и взрослых
  • Связь с жизнью дома, в школе и в обществе

Возможная тематика проектов:

Для взаимодействия с коллегамиДля организации деятельности со школьниками

....

...

Итак, проектная деятельность важна потому, что именно через проектную технологию можно осуществлять коллективную деятельность в сообществе:

  • Работа группируется вокруг важной и значимой проблемы.
  • Обеспечивается взаимодействие взрослых и детей, они работают в единой команде.
  • Работа направлена на улучшение социальной ситуации дома, в школе и в обществе.

Справедливы слова С.Пейперта: «Люди учатся лучше в том случае, если они работают над созданием конкретного объекта и у них есть объекты для деятельности и для размышления над этой деятельностью»


Рефлексия процесса и результатов обучения

Оставьте комментарии в БЛОГЕ КУРСА в сообщении Итоги изучения МОДУЛЯ 2

Модуль 3.

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Осмысление роли проектной деятельности в развитии сообщества
  • Сформулируйте развёрнутые ответы на вопросы для анализа плана предлагаемого проекта в разделе Обсуждение:Коллективное портфолио обучения социальных педагогов/18-20 ноября 2008
  • Вопросы:
    • Каковы задачи сообщества, реализующего проект? (понятные и прозрачные)
    • Какова выгода участия в этом сообществе для его потенциальных членов? Или что им даст работа в сообществе?
    • Как привлечь родителей к реализации проекта, как мотивировать их?
    • Как члены сообщества участвуют в планировании проекта?
    • Как дать понять членам сообщества, что они должны делать вместе, что могут сообщать друг другу такого, что полезно для всех?
    • Каков планируемый продукт деятельности сообщества?
    • Как адекватно оценивать и стимулировать работу сообщества?
    • Какие еще ресурсы Интернет (содержательного, консультативного, рефлексивного и т.д. характера) можно привлечь для реализации проекта?
Самоанализ проекта
  • Проанализируйте собственный проект по следующим критериям
    • Актуальность и значимость для психологического здоровья и развития детей
    • Обоснованность необходимости совместного решения проблемы в сообществе
    • Актуализация потребности обсуждать и решать возникшую проблему у учащихся
    • Актуализация потребности обсуждать и решать возникшую проблему у родителей
    • Обеспечение взаимодействия детей и взрослых (инструментально и содержательно)
    • Обеспечение ресурсами
Знакомство с проектами коллег
  • Продумайте идею, этапы проекта
  • Заполните все рубрики вики-статьи

Итоговое задание

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Осмысление результатов обучения и взаимодействия с коллегами по учебе и координатором
  • В БЛОГЕ КУРСА разместите эссе «Что дало мне обучение на тренинге?»
  • В эссе важно отразить следующие позиции:
    • Что нового я научился делать
    • Что мне особенно удалось, как по линии разработки содержания проекта, так и по линии взаимодействия с коллегами по группе и координатором
    • Какие проблемы остались
    • В чем я вижу суть сетевого взаимодействия с родителями учащихся и коллегами учителями
    • Каковы пути поддержания жизнеспособности сетевых сообществ
Определение перспектив развития сообщества, создание плана возможных мероприятий

Предложите план привлечения родителей к работе сообщества, заполните таблицу на странице Коллективное портфолио обучения социальных педагогов/18-20 ноября 2008

Подготовка материала-«трамплина» для развития сообщества

Участвуйте в написании коллективной вики-статьи Планирование развития сетевого сообщества социальных педагогов, которая поможет развитию нового сообщества, по следующим разделам:

  • основы «кодекса» сообщества, как общей совокупности ценностей его работы, правил, разделяемых убеждений (форма представления по выбору слушателя);
  • рассказ-трамплин – простой и короткий рассказ, позволяющий аудитории совершить «прыжок» и понять, в чем суть деятельности Вашего сообщества, а также наглядно представить, как может решаться актуальная для сообщества проблема;
  • предложите свои разделы вики-статьи.

Творческие решения приветствуются!


Рекомендуемая литература и ссылки


БЛОГИ

Вернуться на страницу Дистанционные тренинги проекта "Соцобраз"

Дневники