Тренинг Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социальных педагогов/12-15 января 2009

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социальных педагогов 12-15 января 2009

Руководители тренинга

Брусницына Галина Григоревна

Петрова Елена Валерьевна

Участники тренинга

Шаг первый "О проекте, тренинге и среде обитания"

Презентация проекта "Создание сетевых профессиональных сообществ" и сетевых ресурсов сообщества СоцОбраз.

Регистрация в вики-среде

  1. Представиться в системе и создать учетную запись Регистрация и создание личной страницы,
  2. Открывается страница Участник:Ваше имя пользователя. Необходимо создать страницу с таким названием.
  3. На странице участника запишите общие сведения о себе (Фамилия, Имя, Отчество, должность, преподаваемый предмет, образовательное учреждение, город, интересы),
  4. На странице участника создайте ссылку на страницу тренинга, для этого скопируйте название тренинга, выделите и нажмите кнопку АВ на панели инструментов вики-редактора. Должно получиться так [[Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач социальных педагогов 12-15 января 2009/Екатеринбург]]
  5. Добавьте категорию Соцобраз: в последней строке страницы напишите [[Категория:Соцобраз]]

Шаг второй "О сетевых сообществах и об электронном портфолио"

Обобщение различного опыта позволяет вывести ряд положений (с опорой на мнение Гради Буча, директора по науке компании Rational Software, входящей в состав IBM), которые могут быть полезны всем участникам и организаторам сетевых сообществ:

1. Выбор среды взаимодействия должен быть адекватен цели.

2. Вовлечение в сетевое мероприятие достаточного количества участников (избыточность, как и недостаточность может оказаться пагубной).

3. Следование правилам сетевого этикета (изобилующие ошибками неформальные сообщения и письма неприемлемы, как бы они ни рассылались - напечатанными на фирменном бланке или опубликованными в ВикиВики).

4. "При совместной работе растет число тех, кто может чему-то научить. Инструментарий социальных сетей, такой как блоги и виртуальные сообщества, позволяет людям быстрее и проще присоединяться к сети экспертов, находя нужную информацию и работая совместно. Это помогает выстраивать отношения наставничества, при которых жаждущий знаний "ученик" может принимать молчаливое участие в сообществе наставников"[2].

5. При вовлечении педагогов и учащихся в сетевую деятельность необходимо инструктировать их по поводу действий, обеспечивающих безопасность в Интернете (не размещать личную информацию, фотографии, видео-файлы в открытом доступе и т.п.).

6. Необходимо учитывать установлена и настроена ли программа СКФ (Интернет-фильтр) в школе, возможен ли выход на блоги, видео-сервисы, инструменты визуализации и др. В настоящее время, не смотря на огромный интерес педагогического сообщества к Веб 2.0, в школах многие сервисы просто недоступны, становится злободневной фраза "Молчать нельзя общаться". Возможно, коллективное письмо или обращение поможет разрешить эту проблему.


В педагогическом сообществе все чаще обсуждаются проблемы и рассматриваются перспективы сетевого взаимодействия в профессиональном образовании.

В словарях встречается следующая трактовка слова «сеть» (network): «сеть - это расширенная группа людей со схожими интересами, взаимодействующих друг с другом и поддерживающих неформальный контакт с целью взаимной поддержки и помощи». Под сетевым взаимодействием понимаются разные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве.

Сетевое взаимодействие проявляется в различных формах сетевой активности педагогов: создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная реализация несколькими учреждениями программы повышения квалификации, представление и диссеминация инновационного опыта в сети, он-лайн общение и взаимодействие в профессиональных сетевых сообществах разного уровня. Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода (person-centered) в образовании, в основе которого лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике.

Один из лидеров гуманистической психологии американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) (1902–1987) полагал, что каждый человек заслуживает внимания, уважения и принятия. Принципы Роджерса стали основой «человеко-центрированного подхода». [Е.С. Полат]. Важнейшие из них заключаются в том, что:

  • индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,
  • человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,
  • индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,
  • взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,
  • самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

(Из статьи "Профессиональное сетевое взаимодействие как условие личностно ориентированного подхода в системе повышения квалификации". Вылегжанина И.В., г. Киров)


Актуализация и знакомство с материалами тренинга

Обсуждение

Разминка для обсуждения №1

  1. пять слов, которые ассоциируются с понятием «портфолио»
  2. определение «Портфолио педагога – это …»

Разминка для обсуждения №2

  1. пять слов, которые ассоциируются с понятием «сетевое сообщество»
  2. определение «Сетевое сообщество – это …»
  3. идеи для объединения специалистов в сетевое сообщество

Шаг третий "О социальных сервисах"

на страницу участника добавьте разделы по шаблону Разверните этот шаблон на своей странице участника с помощью копирования строки { {subst:Шаблон:Портфолио учителя с использованием социальных сервисов} }.

Задание 1. Регистрация в Google

  1. Создайте аккаунт Google
  2. Запишите созданный электронный ящик Гугл на своей странице участника в разделе Электронная почта.

Задание 2.Блоги Google

- сервис, позволяющий вести записи (сетевой дневник).

Блог: Инструкция для писателя

  1. Посмотрите примеры блогов Вспоминая о летней школе, Блог обучающего курса,
  2. Создайте собственный блог на одну из тем (или собственную):
    1. «Какие информационные технологии нужны для жизни нашим школьникам?»
    2. «Социальные сети и школьники: реальность и мифы»
    3. «Студенческое сетевое братство»
  3. Напишите в блоге основные идеи, отражающие деятельность сообщества по выбранной Вами теме
  4. Сделайте ссылку на Ваш блог на странице участника.
  5. Напишите комментарии в блогах трех других участников тренинга.

Обратите внимание, что все ссылки делаются на страницах участников.

Задание 3. Документы Google

- сервис, предоставляющий возможность размещения, совместного редактирования и обсуждения материалов

Помощь по работе с сервисом. Автор Ирина Волкова Свердловский ИРРО

  1. Создайте текстовый документ (информационный лист о спецкурсе для студентов)
  2. Разместите данный документ в Документах Google
  3. Опубликуйте документ
  4. Сделайте ссылку на Ваш документ со страницы участника.

Задание 4. Google группы

  1. Войдите под своим аккаунтом в Google
  2. Выберите инструмент Группы
  3. Найдите команду "Создать новую группу" и работайте по инстукциям и шагам.
  4. Пригласите 2-х человек в свою группу
  5. Разместите в группе сообщение и файл.

Задание 5. Google календарь

  1. Войдите под своим аккаунтом в Google
  2. Выберите инструмент Календарь
  3. Найдите команду "Создать новый календарь"
  4. Создайте 1 разовое мероприятие и 1 повторяющееся в течении недели
  5. Сообщите о разовом мероприятии всем членам группы.

Задание 6. Сетевая анкета

Современный Интернет-инструментарий позволяет легко разрабатывать анкеты, содержащие разнотипные вопросы, и рассылать анкеты респондентам.

ЗадачаЧто необходимо выполнить
Знакомство с Интернет-инструментами для анкетированияПознакомиться с описанием работы по созданию:

Помощь по работе с сервисами по ссылке.

Разработка анкет1. Создать анкеты (на одном из предложенных сервисов):
  • Анкеты для студентов, учащихся, коллег и др.
  • Перечень потребностей опрошенных людей во взаимодействии в социальных сетях

2. Разместить ссылки на созданные анкеты данном разделе нашей страницы

  • Анкета 1
  • Анкета 2

Задание 6. Google блокнот

- сервис, предоставляющий простой способ сохранения информации, найденной в сети. Инструмент позволяет вырезать текст, картинки и ссылки со страниц во время просмотра, сохранять их в онлайн-хранилище, получать к ним доступ с любого компьютера и делиться находками с коллегами и учениками. Симбиоз закладок и документов Google. О блокноте

  1. Посмотрите, как другие люди используют блокнот Google [1]
  2. Посмотрите примеры открытых блокнотов с образовательной направленностью: ИТ и общество, Рассылка Остров - ИГПУ
  3. Создайте собственный блокнот по выбранной теме.

Шаг Четвертый Мы команда!

  • Какие дальнейшие действия рабочей группы ИСОбр УрГПУ?
  • С помощью каких сервисов можно организовать работу группы?
  • Что мы можем предложить сообществу социальных педагогов?

Умные мысли

"Быстро - это медленно без перерыва" (из блога Армена Петросяна)

"Кстати, знаете, когда то или иное высказывание вдруг начинает резко вам нравится? Когда оно совпадает с вашим внутренним пониманием того, как устроен мир".


Таблица идей по использованию блогов

Таблица идей по совместному редактированию документов


Где можно больше узнать о сетевых социальных сервисах?