Тренинг Создание социальной сети для образования

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Мы только узлы во всеобщей сети текущей информации.
Вилем Флуссер

Важнейшей особенностью сетевой технологии является то, что она нуждается
в максимальной интеграции и кооперации между ее участниками.

Б.Каргалицкий

Цель тренинга

Способствовать привлечению ИКТ-активных педагогов к взаимодействию в сетевых предметных сообществах.

Основные задачи тренинга

  1. Уточнить следующие понятия: "сетевое сообщество и "социальная сеть"
  2. Проанализировать опыт работы действующих сетевых сообществ
  3. Получить представление о педагогическом потенциале средств социального Интернета (Веб 2.0)
  4. Определить условия эффективного применения различных средств Веб 2.0 в профессиональной деятельности сетевых методистов.
  5. Рассмотреть различные мотивационные механизмы привлечения педагогов к участию в сетевых предметных сообществах.
  6. Разработать модель создания и развития сетевого предметного сообщества

Организационные моменты

Целевая аудитория: педагоги, активно внедряющие в образовательный процесс информационные технологии

Продолжительность:

  • 3 часа

Сервисы Интернета: программа Skype, система коллективного гипертекста МедиаВики

Тренер:Оксана Петрова


Skype: oksana_petrovva

e-mail: oksgip@gmail.com

Участники

Состав участников тренинга 10 октября 2008 г:

Плотникова Татьяна, тьютор, учитель информатики, МОУ "Пушкиногорская общеобразовательная средняя школа имени А.С.Пушкина"

  • Галина Соколова, тьютор, учитель информатики, Погранично-таможенно-правовой лицей г.Пскова
  • Антонина Петрова , тьютор, методист РЦДО ПОИПКРО
  • Баранова Надежда, тьютор, учитель Печорской гимназии
  • Попов Валерий, тьютор, учитель информатики, МОУ "Красногородская средняя общеобразовательная школа"
  • Татьяна Коростелёва, тьютор, учитель начальных классов МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 18" г. Пскова
  • Муромцева Светлана Михайловна, тьютор, учитель истории и обществознания МОУ "Пыталовскя средняя общеобразовательная школа"
  • Иванова Людмила, тьютор, ведущий специалист Управления образования г. Новосокольники
  • Чеснокова Нина, тьютор, учитель начальных классов МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" г. Великие Луки
  • Остапенко Марина, тьютор, учитель математики МОУ "Многопрофильный правовой лицей №8" г. Пскова
  • Николаева Зоя, тьютор, педагог дополнительного образования МОУ Серёдкинской СОШ


Ход тренинга

"Зри в корень!"

  • Формирование команд, представление участников, уточнение терминологии
  • Вопросы и ответы
    1. Сетевой методист: следование моде или требование времени?
    2. Что должен и что не должен делать сетевой предметный методист?
    3. Что нужно для того, чтобы предметные сообщества развивались?
    4. Как мотивировать педагогов к участию в жизни сообщества?
    5. Каким образом тематическая составляющая будет определять направления деятельности сообщества?
    6. Как сделать правильный выбор Интернет сервисов для организации деятельности в сообществе?

"Взгляд вперед"

  • Предложите критерии определения успешности сообщества
  • Какие формы деятельности помогут сетевоу методисту (координатору) создать условия для максимальной интеграции и кооперации участников?


  • Достаточно ли предметных сообществ для педагогов, чтобы способствовать решению всех задач, стоящих перед школой?
  • Нужны ли сообщества, социальные сети для других категорий? предложите конкретные решения.
  • Какие задачи сообщество/социальная сеть должна решить?

"Создай и раскрути свое сообщество!"

Разработайте модель создания и развития сетевого сообщества, используя следующий план:

  • Название сообщества
  • Цель создания сообщества
  • Желаемый образ сообщества
  • Предполагаемые участники сообщества
  • Мотивация сетевого методиста
  • Проблемы, которые будут рассматриваться в сообществе
  • Стратегия развития сообщества
  • Как запустить сообщество? (разработайте один из примеров пиар-акции)
  • Способы привлечения участников в сообщество
    • Мотивация участников (как?)
  • Какие Интернет технологии и как предполагается использовать (выделите основную площадку и дополнительные сервисы и возможности)
  • Структура сообщества в сети
  • Разработайте одну из форм активности, предложите рекомендации для координатора

"Когда мы итожим..."

Используется программа Skype

  • Возвращение к вопросам и ответам

Образовательные результаты, которые буду достигнуты слушателями

  • Понимание того, что такое сетевое сообщество и каковы цели создания данных сообществ
  • Понимание необходимости создания определенных условий для формирования и развития сетевых сообществ
  • Осознание роли и функций сетевых методистов
  • Понимание возможностей сервисов Веб 2.0 в обеспечении усвоения способов деятельности (коммуникативной, групповой) при которых происходит продуктивное сетевое взаимодействие, обсуждение способов решения проблем и т.п.

Дополнительный материал

Обобщение различного опыта позволяет вывести ряд положений (с опорой на мнение Гради Буча, директора по науке компании Rational Software, входящей в состав IBM), которые могут быть полезны всем участникам и организаторам сетевых сообществ:

1. Выбор среды взаимодействия должен быть адекватен цели.

2. Вовлечение в сетевое мероприятие достаточного количества участников (избыточность, как и недостаточность может оказаться пагубной).

3. Следование правилам сетевого этикета (изобилующие ошибками неформальные сообщения и письма неприемлемы, как бы они ни рассылались - напечатанными на фирменном бланке или опубликованными в ВикиВики).

4. "При совместной работе растет число тех, кто может чему-то научить. Инструментарий социальных сетей, такой как блоги и виртуальные сообщества, позволяет людям быстрее и проще присоединяться к сети экспертов, находя нужную информацию и работая совместно. Это помогает выстраивать отношения наставничества, при которых жаждущий знаний "ученик" может принимать молчаливое участие в сообществе наставников"[2].

5. При вовлечении педагогов и учащихся в сетевую деятельность необходимо инструктировать их по поводу действий, обеспечивающих безопасность в Интернете (не размещать личную информацию, фотографии, видео-файлы в открытом доступе и т.п.).

6. Необходимо учитывать установлена и настроена ли программа СКФ (Интернет-фильтр) в школе, возможен ли выход на блоги, видео-сервисы, инструменты визуализации и др. В настоящее время, не смотря на огромный интерес педагогического сообщества к Веб 2.0, в школах многие сервисы просто недоступны, становится злободневной фраза "Молчать нельзя общаться". Возможно, коллективное письмо или обращение поможет разрешить эту проблему.


В педагогическом сообществе все чаще обсуждаются проблемы и рассматриваются перспективы сетевого взаимодействия в профессиональном образовании.

В словарях встречается следующая трактовка слова «сеть» (network): «сеть - это расширенная группа людей со схожими интересами, взаимодействующих друг с другом и поддерживающих неформальный контакт с целью взаимной поддержки и помощи». Под сетевым взаимодействием понимаются разные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве.

Сетевое взаимодействие проявляется в различных формах сетевой активности педагогов: создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная реализация несколькими учреждениями программы повышения квалификации, представление и диссеминация инновационного опыта в сети, он-лайн общение и взаимодействие в профессиональных сетевых сообществах разного уровня. Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода (person-centered) в образовании, в основе которого лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике.

Один из лидеров гуманистической психологии американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) (1902–1987) полагал, что каждый человек заслуживает внимания, уважения и принятия. Принципы Роджерса стали основой «человеко-центрированного подхода». [Е.С. Полат]. Важнейшие из них заключаются в том, что:

  • индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,
  • человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,
  • индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,
  • взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,
  • самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

(Из статьи "Профессиональное сетевое взаимодействие как условие личностно ориентированного подхода в системе повышения квалификации". Вылегжанина И.В., г. Киров)


Используемые ресурсы

  1. Великанова А. Работа с учителями-предметниками по внедрению ЦОР в регионах проекта ИСО. - "Вести образования", N 24, 2007, с. 10
  2. Хитер Хевенштейн. Буч против бюрократии. - COMPUTERWORLD, N 47, 2007
  3. Дистанционный тренинг Даешь предметные сетевые сообществаавтор Урсова О.В.
  4. Материалы ролевой игры "Осваиваем роль сетевых предметных методистов", авторы Петрова О.Г., Шпарута Н.

Полезные ссылки

Страницы участников

Комментарии тренера