Тренинг для специалистов ХКЦ МПС сопровождения детей/Хабаровский край/1-30 июня 2009

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Перенаправлено с СоцОбраз:Хабаровский край/Мы учимся


Современный учитель — учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и портфолио, созданный средствами различных сервисов, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя

Цель тренинга

освоение новых инструментов (социальных сервисов) для формирования портфолио учителя и организации деятельности в социально-педагогических сетях

Основные задачи тренинга

  • знакомство с сервисами: общие сведения, классификация, примеры,
  • систематизация опыта формирования электронного сетевого портфолио,
  • изучение возможностей конкретных сервисов, выполнение заданий,
  • организация обсуждений (скайп-чатов, консультаций)

Участники

специалисты Хабаровского краевого центра медико-психолого-педагогического сопровождения детей (психологи, логопеды, педагоги-дефектологи)

Планируемый результат

  • коллективными усилиями создана вики-страница Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей
  • создана страница участника обучения(личный портфолио -у каждого участника семинара имеется вики-страница со ссылками на материалы, созданные с использованием социальных сервисов: сетевые документы, группы, сетевые дневники, коллекции фотографий, вики-статьи, ссылки на ресурсы, анкеты, закладки и т.п.)
  • разработана анкета для опроса учащихся (родителей или др. субъектов образовательного процесса) с использованием сетевых сервисов
  • познакомились с методикой организации сетевого взаимодействия с коллегами Интернет-азбука для родителей
  • коллективными усилиями разработан план деятельности по вовлечению родителей в сетевое взаимодействие
  • написаны комментарии (эссе) по процессу и результатам обучения в блоге Классный кабинет[1]

Информацию о Ваших успехах вносите самостоятельно в таблицу Дистанция успеха [2]

Продолжительность и форма проведения

1 - 25 июня 2009 года

Форма обучения: очно - дистанционная

Для успешного обучения вам необходимо

  • познакомиться со статьей 12 шагов навстречу wiki.iot
  • для обсуждений и рефлексии на тренинге организуются Skype-чаты
    • Если вы еще не пользовались этим сервисом, то вам необходимо:
      • установить эту бесплатную программу на свой компьютер Skype
      • заранее установить скайп-контакт с тренером; для этого (после установки и регистрации в Skype) надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя тренера scedrovaeu и запросить "установить контакт"

Дополнительно

  • О своих проблемах Вы можете написать вашему тренеру Журавлевой Елене Юрьевне по адресу: schedrova@yandex.ru
  • Для выявления проблемного поля обмениваемся мнениями
    • в блоге Классный кабинет[3]
    • в скайп-чатах 10, 18 и 23 июня с 15.00 до 16.00

Используемые ресурсы

Содержание тренинга

ЭтапыДата / ВремяРезультат
Этап 1 Подготовительный1-7 июня
  1. Регистрация в socobraz.ru
  2. Регистрация в Google
  3. Заполнение личной страницы участника
  4. Имеются высказывания (комментарии) в скайп - чате 10 июня 15.00-16.00 "Потребности и возможности"
  5. Имеется рефлексия процесса и результатов деятельности в блоге Классный кабинет[4]
Этап 2 Профессиональные задачи специалиста ХКЦ МППС детей. Поиск идей 8-15 июня

1. Вклад в коллективную вики-статью Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей

  • Создан список задач, которые решает специалист центра
  • Создана анкета средствами Интернет (Анкетёр, Гугл)
  • Имеются рецензии (отзывы) на две любые анкеты коллег, обучающихся в вашей группе

2. Имеются следы активностей в сетевом проекте Интернет-азбука для родителей [5]

3. Имеется рефлексия процесса и результатов деятельности в блоге Классный кабинет[6]

Этап 3 Формирование личного портфолио16-23 июня
  1. Определение структуры своего портфолио
  2. Наполнение своего портфолио на странице участника
  3. Создание своего тематического блога
  4. Имеются высказывания (комментарии) в скайп - чате 18 июня 15-16.00 часов "Зачем родителям интернет?"
  5. Участие в коллективном обсуждении вовлечения родителей в сетевое взаимодейтвие Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей
  6. Имеется рефлексия процесса и результатов деятельности в блоге Классный кабинет[7]
Этап 4 Заключительный24-25 июня
  1. Создан и размещён план привлечения родителей к сетевому взаимодействию Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей
  2. Эссе "Я хочу сказать..." размещено на странице Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей
  3. Имеются высказывания (комментарии) в скайп - чате 23 июня 15-16.00 часов "Результаты обучения на тренинге"

Этап 1

Основная идея этапа

Подготовка к сетевому взаимодействию в среде СоцОбраз

Планируемые результаты занятия

  • Регистрация на http://socobraz.ru и www.gmail.com
  • Личная страничка на Вики-сайте (с контактами, информацией о себе, своих профессиональных и жизненных интересах).
  • Перечень целей и задач деятельности специалиста ХКЦ МППС детей и возможных форм сетевого взаимодействия зафиксированы на странице Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей, обсуждены в скайп-чате
  • Имеется рефлексия процесса и результатов обучения в блоге

Задание 1. Регистрация в вики-среде

Кузнецова Софья Владимировна

  1. Создайте страницу с вашим именем. Для этого скопируйте Шаблон страницы участника на свою страничку
  2. Заполните поля предложенного Шаблона и сохраните страницу
  3. Если вы все сделали правильно, то ссылка с вашим именем в задании №1 стала синего цвета
  4. Если что-то не получилось, обратитесь к "шпаргалке" Помощь по работе в вики-среде

Задание 2. Регистрация в Google

  1. Создайте аккаунт Google, который будет являться пропуском ко всем требуемым службам Google. Удобнее всего пройти процедуру регистрации в почтовой службе Google - Gmail (регистрация).
  2. Войдите в почтовую программу [8] и отправьте своему тренеру письмо (запомните свой аккаунт, он вам понадобится).
  3. Дополнительно: воспользуйтесь возможностью встроенного чата и пригласите в него коллег по курсу; можете попробовать также возможности видео и аудио общения; познакомьтесь в блоге с информацией "Что такое службы Google"

Задание 3. Участие в скайп-чате "Потребности и возможности"

10 июня с 15.00 до 16.00 час. предлагаем провести обсуждение целей и задач обучения по программе тренинга. Накануне - сообщите о своей готовности.

Вопросы для скайп-чата

  1. Каковы для Вас основные цели и задачи обучения на этом тренинге?
  2. Каковы ожидаемые результаты от вашего обучения?
  3. Какие возможности социальных сервисов Вам знакомы? Если используете сервисы, то каким образом?
  4. Какие Вы видите положительные (отрицательные) моменты использования социальных сервисов для формирования сетевого портфолио?

Задание 4. Рефлексия процесса и результатов обучения Этапа 1

Свои впечатления/размышления/наблюдения процесса и результатов обучения на Этапе 1 отразите в блоге курса Классный кабинет[9]

Задание 5. Отметка ваших успехов

Не забывайте вносить информацию в таблицу Дистанция успеха[10]

Этап 2. Профессиональные задачи специалиста ХКЦ МППС детей. Поиск идей

Основная идея Этапа 2

Деятельность в рамках второго этапа обучения на тренинге предполагает анализ и переосмысление ваших обязанностей, потребностей и возможностей всех субъектов образовательного процесса с целью планирования различных форм сетевого взаимодействия

Планируемые результаты

  1. Наполнен Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей тем, что создан список задач, которые решает специалист центра, анкета средствами Интернет (Анкетёр, Гугл), имеются рецензии (отзывы) на две любые анкеты других авторов, обучающихся в вашей группе
  2. Имеются следы активностей в сетевом проекте Интернет-азбука для родителей [11]
  3. Имеются высказывания (комментарии) в скайп - чате "?"
  4. Имеется рефлексия процесса и результатов деятельности в блоге Классный кабинет[12]

Задание 1. Анализ должностных инструкций и деятельности

  1. Проанализируйте должностные инструкции и задачи в соответствии со своей целевой группой, составьте свой список задач, сгруппировав по категориям:
    • задачи по работе с детьми,
    • задачи по работе с родителями,
    • задачи по работе с коллегами педагогами, школьным психологом, администрацией учебного заведения.
  2. Представьте задачи в форме текста в Вики или документа Microsoft Word с размещением на Google
  3. Объединитесь в группы по 3-4 человека, просмотрите документы друг друга и сформируйте общий документ, который разместите на Вики в коллективном портфолио Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей.

Используйте Типовые должностные инструкции

Задание 2. Анкеты

Современный Интернет-инструментарий позволяет легко разрабатывать анкеты, содержащие вопросы разных типов, и рассылать анкеты респондентам.

1. Разработайте и создайте анкеты либо для учащихся, либо для родителей, либо для коллег и др. с целью выявления потребностей выбранных субъектов во взаимодействии с педагогм-психологом/социальным педагогом.

Возможные инструменты для создания анкет: документы Google, Анкетер и др. Посмотрите подробнее.

2. Разместите ссылки на созданные анкеты в Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей и отправьте их адреса по почте своим коллегам по группе и тренеру.

3. Там же разместите свои отзывы/рецензии/мнения/рекомендации на не менее чем две анкеты коллег из вашей группы (максимум - все)

Задание 3. Сетевой проект

Примите участие в сетевом проекте Интернет-азбука для родителей [13]


Задание 4. Рефлексия процесса и результатов обучения

В блоге курса Классный кабинет[14] ответьте на следующие вопросы с позиции потенциального организатора и координатора сообщества:

  • Что было самым интересным на Этапе 2?
  • Что было самым сложным на Этапе 2?
  • Какую новую информацию по функциям и задачам Вашей целевой группы удалось найти в Интернет, в результате обсуждения с коллегами по учебной группе?
  • Какие задачи этапа помогло эффективно и полно решить совместное обсуждение в Интернет?

Задание 5. Отметка ваших успехов

Не забывайте вносить информацию в таблицу Дистанция успеха[15]

Этап 3

Основная идея этапа

Формирование проекта личного портфолио специалиста ХКЦ МППС детей. Обсуждение возможности сетевого взаимодействия с родителями решения конкретной проблемы

Планируемые результаты

  1. Создана структура портфолио специалиста центра
  2. Создан тематический блог
  3. Имеются высказывания (комментарии) в скайп - чате "Зачем родителям Интернет?"
  4. Имеется рефлексия процесса и результатов деятельности в блоге Классный кабинет[16]

Задание 1. Планирование структуры портфолио

Под термином "портфолио" понимается технология фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио учителя — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок профессиональной деятельности педагога.

Портфолио учителя — это:

  1. средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности;
  2. коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса для поиска единомышленников и соратников.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:

  • портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
  • отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
  • демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Задание

  1. Изучите странички участников сообщества СоцОбраз, в том числе сетевых консультантов.
  2. Обсудите в группе возможную структуру портфолио специалиста.
  3. Внесите изменения на своей страничке участника тренинга с тем, чтобы получился ваш потрфолио.
  4. Наполняйте свой портфолио.

Задание 2. Создание блога

Веб 2.0 (Web 2.0) – название современной концепции развития Интернет, принципиальным отличием которой является возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю. Веб 2.0 – второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете.

Появление термина Веб 2.0 принято связывать со статьей «Tim O‘Reilly – What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра».

Социальные сервисы Веб 2.0 - cовременные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают: персональные действия участников, коммуникации участников между собой.

Общие черты социальных сервисов:

  • Необходимость регистрации пользователей для публикации материалов. При этом пользователь должен иметь электронный почтовый ящик.
  • Возможность просмотра размещенной на сервисе информации с любого компьютера из любой точки мира.
  • Хранение как в закрытом режиме (доступном только вам), так и в открытом (доступном для всех пользователей).
  • Систематизация информации и поиск с помощью тэгов (ключевых слов).
  • Обсуждение имеющихся материалов.
  • Объединение материалов в тематические группы.
  • Анализ популярности размещенных на сервисе материалов.

Задание

  1. С помощью инструментов Гугл создайте свой тематический блог
  2. Сделайте рассылку по электронной почте с приглашением принять участие в обсуждении проблемы вашего блога.
  3. Напишите пожелания рекомендации во всех созданных блогах вашими коллегами

Задание 3. Скайп-чат "Зачем родителям Интернет?"

18 июня с 15.00 до 16.00 час. предлагаем принять участие в обсуждении возможных форм сетевого взаимодействия с родителями и школьниками, которое можно осуществить с использованием программы Skype, или (если не позволяют технические возможности) в блоге Классный кабинет[17]

Вопросы для скайп-чата

  1. Какие цели и задачи вашего функционала можно осуществлять привлекая родителей и коллег к сетевому взаимодействию?
  2. Какие возможности социальных сервисов Вам знакомы? Если вы используете социальные сервисы в своей профессиональной деятельности, то каким образом?
  3. Как привлечь родителей в сеть? Какие Вы видите проблемы в плане привлечения к сетевому взаимодействию родителей и ваших коллег?
  4. Какие ресурсы может использовать современная школа для привлечения родителей к взаимодействию посредством Интернет?

Задание 4. Рефлексия процесса и результатов обучения

Сделайте записи в коллективном блоге Классный кабинет[18] по результатам Этапа 2, отвечая на вопросы:

  • Что было самым интересным на Этапе 2?
  • Что было самым сложным на Этапе 2?
  • Какой запланировали проект, и чем был обусловлен его выбор?
  • Какую помощь может оказать сетевое сообщество в реализации этого проекта?

Задание 5. Отметка ваших успехов

Не забывайте вносить информацию в таблицу Дистанция успеха[19] о своих успехах.

Этап 4

Основная идея этапа

Проанализировать полученный опыт взаимодействия в сети, продумать и предусмотреть возможные сложности, неожиданные находки, которые могут привести к пониманию и сотрудничеству в сети.

Ожидаемые результаты

  1. Совместными усилиями заполнена таблица с предложениям по привлечению родителей к сетевому взаимодействию со специалистами ХКЦ МППС детей Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей
  2. Написано эссе Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей
  3. Имеются высказывания (комментарии) в скайп - чате "Результаты обучения"

Задание 1. Как привлечь родителей в сеть?

  1. Проанализируйте опыт работы с родителями в других регионах [20]
  2. Сформулируйте и зафиксируйте свои предложения в таблице Коллективный портфолио ХКЦ МППС детейСовет: не забудьте поставить свою электронную подпись

Задание 2. Эссе "Я хочу сказать..."

Совет: не забудьте поставить свою электронную подпись

Зафиксируйте рефлексию своей деятельности в рамках данного тренинга в виде эссе Коллективный портфолио ХКЦ МППС детей

Задание 3. Скайп-чат "Результаты обучения"

23 июня с 15.00 до 16.00 час. предлагаем принять участие в обсуждении итогов обучения и планов на будущее с целью оптимизации сетевого взаимодействия с родителями и школьниками

Вопросы для скайп-чата

  1. Какие проекты нужны сегодня? Чем можно заинтересовать родителей, школьников или коллег?
  2. Какие ресурсы сообщества СоцОбраз вы предполагаете использовать для своего проекта? Каким образом?
  3. Какие ресурсы может использовать современная школа для привлечения родителей к взаимодействию в проектной деятельности посредством Интернет?
  4. Какие мероприятия вы уже сегодня можете провести в сети? Видите ли вы себя в качестве регионального консультанта проекта СоцОбраз:Хабаровский край?

Задание 4. Отметка ваших успехов

Не забывайте вносить информацию в таблицу Дистанция успеха[21]

Рефлексия куратора