Тренинг для участников установочного семинара февраль 2009 года

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Цель

  • Определить круг задач консультанта и расширить представление о формах взаимодействия с целевыми группами.

ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА

  • Актуализировать ожидания (потребности) всех участников сообщества в условиях сетевого взаимодействия,
  • Выявить проблемы, интересующие целевые группы (социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, школьных психологов, родителей) сетевого сообщества СоцОбраз для консультирования в сетевых сообществах, обозначить пути и способы их решения в сети, в рамках работы сообщества.
  • Рассмотреть формы сетевых мероприятий для привлечения внимания к важным вопросам, обсуждаемым в сети, и активизации взаимодействия консультанта с участниками целевой аудитории.
  • Определить содержание страницы консультантов, авторских блогов, комнат Friendfeed для информирования сообщества.
  • Получить основные навыки по работе в Вики-среде (создание страниц, ссылок, таблиц, оформление текста)

ЭТАПЫ ТРЕНИНГА

Разминка (5 мин)

Формирование групп


Задание 1.Ресурсы консультанта (10 мин)

  1. Ведущие знакомят и кратко дают характеристику ресурсов
    • Блог
    • Страница Вики
    • Комната Friendfeed
  2. Участники определяют для своих групп:
    • Какую информация где лучше размещать
    • Какие разделы заинтересуют представителей целевых групп
    • Периодичность обновления информации
    • Способы привлечения внимания участников целевых групп.

Задание 2. Мероприятия консультантов (10 мин)


  1. Ведущие дают краткую характеристику сетевых мероприятий
    • Интернет-семинар
    • Интернет-конференция
    • Скайп-чат
    • Мастер-класс
  2. Участники по группам обсуждают и фиксируют в Вики:
    • Какие цели можно реализовать в данных сетевых мероприятиях
    • Периодичность проведения
    • Чья и в чем требуется помощь в организации (если таковая нужна)
    • Чему нужно учиться для проведения мероприятий

Практикум в Вики

Проектируем и оформляем страницу консультанта. Каждая группа представляет свою страницу

Справочные материалы по работе с ресурсами

Материалы для знакомства и обсуждения

Сетевые консультанты

Вопросы

  • Какие формы взаимодействия консультантов будут полезны для развития сообщества СоцОбраз?
  • Как осуществить приток читателей и участников к блогу?
  • Как найти материалы, опубликованные тем или иным консультантом в разных разделах, блогах, скайп-чатах и т.п.
  • Какая информация должна быть на странице консультанта?
  • Авторский блог сетевого консультанта: задачи блога, целевая аудитория, содержание, периодичность обновления
  • Вики-страница сетевого консультанта: назначение, целевая аудитория, содержание, периодичность обновления
  • Скайп-чат сетевого консультанта, как форма активизации и привлечения внимания к важным вопросам, обсуждаемым в Сети.
  • Комнаты Friendfeed

Формы проведения мероприятий

Сетевое консультирование

Вариант, когда в Интернете есть определенное место, где собраны ресурсы и где родитель или педагог ищет и находит поддержку. В этом случае консультанты, действующие в Интернете и ожидающие появления заинтересованных родителей и преподавателей, выполняют функции помощников в организации и эффективном функционировании сетевых социально-педагогических сообществ. Эти преподаватели и родители обращаются к консультантам в случае возникновения проблем. В этом случае в сетевом социально-педагогическом сообществе есть место хранения ресурсов (статей, советов, ссылок), и у есть место, где происходит обсуждение.

В среде СоцОбраз, созданной для обучения и работы сообщества школьных психологов, социальных педагогов и специалистов дополнительного образования, ориентированных на сетевое взаимодействие с родителями и школьниками, сетевые консультации и их организация были апробированы вместе с апробацией нового курса дистанционного обучения по трем модулям педагогов указанных целевых групп (с 18 по 20 ноября 2008г.).

Особенности консультаций в среде социальных сервисов

Что нового по сравнению с ранее создаваемыми/ организуемыми/ предоставляемыми) «консультациями» в сетевых объединениях методистов в среде Веб 1.0 формируется в среде социальных сервисов Веб 2.0?

  • Во-первых, это – контент, создаваемый всеми пользователями
  • Во-вторых, возможность сетевой подписки через RSS.

Для целей нашего социально-педагогического сообщества мы, отсылая к ноосфере Вернадского, семиосфере Лотмана, попытались собрать среду сервисов веб 2.0 из нескольких сфер:

  • Викисфера, внутри которой авторы работают над коллективными гипертекстами
  • Блогосфера, внутри которой отдельные авторы оставляют свои записи
  • Сфера Google, внутри которой авторы используют все многообразие сервисов Google
  • Тегосфера, внутри которой авторы размечают ключевыми словами или метатегами тексты, фотографии, музыкальные и видео записи
  • Линкосфера, внутри которой люди устанавливают связи друг с другом и строят социальные сети
  • Логосфера, внутри которой люди создают программы и обмениваются своими программами и их фрагментами

Статус и роль сетевого консультанта социально-педагогического сообщества

В процессе реализации проекта «Создание и развитие профессиональных Интернет сообществ…» и построении сетевого сообщества педагогов целевых групп «СоцОбраз» большая роль отводится региональным сетевым консультантам.

Кто в сети Интернет в настоящее время осуществляет сетевые консультации? - Профессиональные группы, которые не связаны классно-урочной системой. Те, для кого консультация - обычная услуга и сетевой или не сетевой сервис - особой разницы нет: психологические службы, музеи, библиотеки, др. Если мы говорим о сетевом социально -педагогическом сообществе, то, скорее всего, ведем речь о команде региональных сетевых консультантов из числа педагогических работников (не обязательно школьных, возможно, представителей педагогических университетов, методисты ИПКРО), которые создают свое виртуальное пространство, внутри которого происходит деятельность, направленная на поддержание взаимоинтересного обмена информацией и ресурсами с коллегами и родителями школьников. С учетом выше выстроенной теоретически функциональной схемы сетевого педагогического сообщества, участники дистанционного обучения по курсу «Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач» для целевых групп - социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, классные руководители психологи с 18 по 20 ноября 2008 года определяли статус консультанта сетевого сообщества, в результате чего стало понятно, что он связан со следующими функциями:

  • Определение формата и характера интерактивного сетевого пространства сообщества при обсуждении тем и направлений, важных для его участников. Например, в блоговом пространстве - от создания дружественного интерфейса, до выбора проблематики обсуждаемых тем. В скайп-чатах – от начертания круга обсуждаемых вопросов до интенсивности подачи содержательного материала;
  • Организация коллективного обсуждения, принятия и поддержание правил оформления и стандартизации сетевых авторских страниц, а также представленных в сообществе материалов для обсуждения;
  • Актуализация проблемных тем, важных для членов сообщества, методов их обсуждение в диалоговом пространстве и страницах Вики;
  • Анализ и сбор полезной и важной информации для всех членов сообщества, а также инициации данного процесса на странице консультанта сетевого сообщества;
  • Развитие сетевого пространства использованием новых сервисов и пропаганда их возможностей для членов сетевого сообщества.

В процессе обучения стала более понятной важность разработки и организации проектов социальной направленности каждым членом сетевого сообщества, включающих как его участников, так и родителей, детей и партнеров создаваемого сообщества, основанных на авторском педагогическом материале с использований всех имеющихся информационных ресурсов сетевого пространства и сервисов. При этом роль консультанта при этом определяется как методическая, так и системно-образующая – на основе обобщения материалов и сведений о текущей деятельности, выдаче рекомендаций о развитии сетевого сообщества и механизмах управления изменениями формата жизнедеятельности сетевого сообщества, а также связана с управлением знаниями, полученными в ходе функционирования проекта.

От профессионализма консультанта, от того насколько интересен и продуктивен он будет в групповой и индивидуальной работе со слушателями, во многом зависит активность будущей сетевой работы участников сообщества.

Мастер-класс

Что такое мастер-класс?

Мастер-класс означает, что вы учитесь сами, глядя на то, как это делает мастер.

Перед проведением мастер-класса:

  • Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в ходе мастер-класса
  • Каким способом лучше сделать это
  • Дать ли в большем объеме примеры практической работы, оставив для коллективной их интерпретации более обширное поле свободных концептуальных парадигм
  • участники конкретного мастер-класса сами должны быть профессионально готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта

Интернет-конференция

Что такое Интернет-конференция?

Баркемп

Что такое Баркемп?

Примеры:

Интернет-семинар

Что такое интернет-семинар?

Практикум по работе в Вики

Учимся создавать и правильно называть страницы

Как создать новую страницу?

IOT Wiki:Создание статьи

Как правильно назвать страницу?

Инструкция по правильному именованию статей

Неправильное названиеПравильное название
......

Учимся делать ссылки

Внутренние ссылки (на статью, находящуюся в данной вики-среде)
Что делать: Надо написать точное название статьи (лучше скопировать), затем выделить это название и нажать на пиктограмму Изображение:Button link.png или оформить в квадратные скобки.
Пример 1. Ссылка на страницу участника :
[[Участник:Петров Иван]]
[[Участник:Петров Иван|Петров Иван Иванович]]
Пример 2. Ссылка на страницу Тренинги внутри предложения:
Приглашаем к участию в [[Тренинги|тренингах]] проекта Соцобраз
[[Тренинги]] проводятся один раз в месяц
Вид ссылки на странице:
Участник:Петров Иван
Петров Иван Иванович
Вид ссылки на странице:
Приглашаем к участию в тренингах проекта Соцобраз
Тренинги проводятся один раз в месяц
Внешние ссылки (на другие сайты)
Что делать: Надо скопировать ссылку на сайт из адресной строки браузера
Пример 1. Ссылка на Веб-страницу :

http://www.scribd.com/doc/5617545/

Пример 2. Ссылка на страницу Веб-страницу внутри предложения:
Потрясающе интересная для родителей [http://friendfeed.com/rooms/ru-kids Интернет-комната о детях]
Вид ссылки на странице:

http://www.scribd.com/doc/5617545/

Вид ссылки на странице:

Потрясающе интересная для родителей Интернет-комната о детях

Учимся присваивать категории страницам

Категории - метки, которыми мы помечаем статьи в ВикиВики.

Как пометить статью? В самом конце текста пишите [[Категория:Имя_категории]]

Примечание:

  1. Категорий, которыми помечена статья, может быть много.
  2. Категории никак не влияют на имя статьи. Имя статьи должно быть уникальным.
  3. Категории служат для облегчения поиска страниц со сходным содержанием.

Все имеющиеся категории можно посмотреть на странице ..... В качестве примера можно привести следующую категорию (сразу видно, кто из участников отметился этой категорией):

Категория:Участник