Тренинг наслаждения

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Тема мероприятия

Тренинг наслаждения

Целевая группа

родители, педагоги и учащиеся 7-11 классов

Время необходимое для проведения мероприятия

165 минут + 45-90 минут для повторной встречи

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Камалеева Марина Идьдаровна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 146 г. Казань, форма реализации - групповая

Краткая аннотация к мероприятию

 Объекты наслаждения – люди, предметы, явления, действия и пр., которые приносят людям радость, удовольствие и удовлетворение.  Социально-положительные объекты наслаждения – не наносят вред обществу в целом и человеку в частности, приносят пользу физическому и психологическому здоровью.


Сужение сознания населения в области выбора объектов наслаждения - важная проблема современности. В ходе занятия участники тренинга научатся получать удовольствие от привычных вещей, задумаются о ценности наших ощущений, в результате чего подростки начнут наслаждаться такой жизнью, какая у них есть и будут получать удовольствие от ее улучшения.

Проблема и её обоснование

Обоснование социальной потребности: изучение проблемы выбора объектов наслаждения обусловлено тем, что в настоящее время многие заблуждаются в понимании наслаждения, путях его достижения и правильности выбора объектов наслаждения. Именно в подростковом возрасте дети сталкиваются с негативными объектами наслаждения и устанавливаются первые зависимости. Следовательно, у подростков происходит сужение сознания и негативное отношение к жизни в целом. Дискутирование и обсуждение данного вопроса с подростками является наиболее подходящим способом выхода из сложившейся ситуации.

Базовая идея

Выяснение объектов наслаждения, предпочитаемых подростками образовательных учреждений; Формирование ряда навыков поведения и психологических механизмов, направленных на расширение сознания подростков в области получения наслаждения

Цели, задачи мероприятия

Цель - Знакомство участников между собой, самораскрытие каждого из участников тренинга и повышение уровня их коммуникабельности. Научение видеть позитив каждую минуту.Осознание наслаждения значимо тем, что в настоящее время многие заблуждаются в понимании наслаждения, путях его достижения. Особенно в подростковом возрасте дети сталкиваются с негативными объектами наслаждения и устанавливаются первые зависимости от ПАВ, а родители и педагоги не всегда могут дать правильный нужный совет... В представленной работе предложена новая технология решения данной проблемы.

Задачи - 1. знакомство группы между собой 2. раскрытие понятия «наслаждение» 3. развитие представлений о наслаждении

Используемые методы, приемы, технологии

ТЕХНИКИ: • Любопытный мячик (мяч, стулья, бейджи) • Разминка с пересаживаниями • Информационный блок (правила наслаждения) • Общий рисунок (стол, ватман, фломастеры) • Аромотерапия (салфетки, ароматы) • Аллея высказываний

Новизна

Практическая значимость данной программы заключается в том, что она позволит расширить сознание подростков, родителей и педагогов в области выбора объектов наслаждения, заострив их внимание на социально-положительных объектах наслаждения.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Любые поисковые системы (Yandex, Mail и др.) для выполнения домашнего задания участниками тренинга (поиск изображений и аудиофайлов)

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

В домашних фонотеках и альбомах хранятся, как правило, файлы личного предназначения - любимые исполнители, фото семейных мероприятий и пр. А в сети Интернет хранится масса файлов "широкого применения" - голоса птиц, звуки воды, фото природы и т.д. Именно это и нужно участникам тренинга.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Групповая форма работы предполагает коллективное обсуждение и анализ правил наслаждения, где каждому участнику предлагается высказать свою точку зрения. Необходимым элементом является ОБЩИЙ рисунок, где задействованы все участники тренинга.

Ожидаемые результаты

участники тренинга лучше узнают друг друга, осознают понятие "наслаждение" и смогут выбрать для себя социально-положительные объекты наслаждения.

Предполагаемые сроки реализации

По запросу классных руководителей, родителей и администрации школы.

Ресурсы, необходимые для проведения

мяч, стулья, стол, бейджи, фломастеры, ватман, доска, мел, салфетки, ароматы, правила наслаждения (раздаточный материал), компьютер с аудио колонками.

Ход мероприятия

1. Выступление ведущего (1 мин) Представление, напоминание группе о том, что они пришли на тренинг, плавный переход к знакомству.

2. Знакомство участников между собой (10 мин) «Любопытный мячик» Группа садится в круг и по очереди передает друг другу мячик. Когда мяч отдается другому человеку, надо назвать свое имя и качество личности, начинающееся на первую букву имени: Марина - Милосердная Мяч «ходит» по кругу, пока все не познакомятся.

3. Правила тренинга (5 мин) • Искренность и открытость • Конфиденциальность • Правило «Стоп» • Все в круг • Я-коммуникация

4. Выступление тренера (2 мин) Тренер называет группе цель данного тренинга в данной группе: Знакомство участников между собой, самораскрытие каждого из участников тренинга и повышение уровня их коммуникабельности. Раскрытие понятия «наслаждение», развитие представлений о наслаждении, научение видеть позитив каждую минуту. 5. Сбор ожиданий (2 мин) Группа, услышав цель, начинает высказывать свои ожидания. Цель тренера сделать или переформулировать ожидания в более реалистичные.

6. Беседа тренера с группой (5 мин) Тренер задает вопрос: «Удовольствие и наслаждение. В чем сходство и в чем различия?» Группа высказывается по этому поводу, в конце тренер высказывает свое мнение: «Это что-то приятное. Удовольствие испытывают, а наслаждение переживают». Вопрос к группе: «Как или от чего вы получаете удовольствие и наслаждение?». Тренер запоминает ответы.

7. Разминка с пересаживаниями (15 мин) Инструкция: сейчас мы проведем простую игру. Тот, кто находится в центре (сейчас это буду я), произнесет следующую фразу: «Больше всего другого я люблю...» Все люди, которым тоже это нравится, должны будут встать со стула и пересесть на другое освободившееся место. Тот, кто стоит в центре, постарается занять один из стульев. Постарайтесь называть вещи и явления максимально конкретно. Не нужно, например, говорить «Я люблю сладости», лучше назвать конкретную сладость шоколад, мармелад, карамель и т.п.

8. Информационный блок. Правила наслаждения (20 мин)

Наслаждение требует времени Любые эмоциональные состояния и тем более позитивные чувства требуют некоторого времени для того, чтобы вырасти и развиться. Как бы тривиально это ни звучало, но для того, чтобы испытать удовольствие, нужно потратить некоторое время. Современная жизнь очень требовательна ко времени, многие жалуются на его полное отсутствие, но именно поэтому людям, которые хотят наслаждаться жизнью такой, какая она есть, нужно освободить время для наслаждения. Конечно, у нас в жизни есть и особые поводы уделить время наслаждению - праздники, субботы, дни рождения и отпуск. Но даже в әти относительно свободные от забот дни наслаждение требует времени. Тот, кто хочет пережить наслаждение, должен отставить иные виды активности и полностью сконцентрироваться на этом приятном занятии.

Наслаждению служит повседневная жизнь Каждая секунда нашей повседневной жизни дает массу поводов для наслаждения. В силу особенностей нашего восприятия мы замечаем лишь малую толику событий, происходящих вокруг нас, и еще меньше мы склонны обращать внимание на события, происходящие в нас самих. В силу самых разных причин внимание легче сосредоточивается на негативных событиях и чувствах, но это вовсе не означает, что поводов для повседневного и ежеминутного наслаждения нет. Наслаждение вовсе не связано с какими-то экстраординарными ситуациями, поводов для удовольствия предостаточно и в нашей повседневной жизни. Каждый может сам взглянуть на свою жизнь под несколько иным углом и найти приятные моменты, которыми он может наслаждаться, в своем окружении.

Каҗдому — своё Нет двух похожих людей и нет двух похожих наслаждений. Каждому нравится свое, но не может нравиться то, чего не знаешь. Мы должны хорошо знать, что доставляет нам наслаждение, но чтобы это узнать, нужно многое испробовать. Тренинг наслаждения дает нам прекрасную возможность узнать, что нравится другим, попробовать это и решить, наше ли это наслаждение. Неприятное следствие этого правила состоит в том, что занятия, доставляющие наслаждение одному (выпиливание шкатулок лобзиком посреди ночи), могут сильно раздражать другого. В тренинге наслаждения мы научимся согласовывать личные цели и умножать наслаждение, разделяя его.

Само собой наслаждение не приходит Можно просто ждать, когда к тебе само придет наслаждение. В этом есть определенный смысл, но достичь наслаждения надежно и быстро можно только в том случае, если мы уделим этому некоторое внимание и приложим некоторые усилия. Кроме того, конечно, есть вполне определенные способы поведения, которые ведут к наслаждению. Если мы решили наслаждаться жизнью, то нужно, наверное, начать этим заниматься.

Позволь себе наслаждаться Следствием социального нормирования и ориентированной на строгие нормы системы воспитания является то, что многие люди считают наслаждение делом постыдным и недостойным. Мы, однако, сомневаемся, что человек рожден для страданий. Получение удовольствия вряд ли можно считать недостойным занятием. Наоборот, ограничение людей в наслаждений представляется нам занятием, достойным порицания. Тем более неразумно запрещать наслаждаться жизнью самим себе. Позвольте себе немного радости и удовольствия. Разрешите себе наслаждаться жизнью.

Чем меньше, тем больше Очень часто можно встретить людей, которые убеждены, что счастлив лишь тот, кто имеет многое (деньги, квартиры, наряды, машины и т. д.) Это чрезвычайно распространенное заблуждение. Множество примеров свидетельствует о том, что с ростом количества денег, вещей или продуктов счастья не прибавляется. Между наслаждением и самоограничением существует очень тесная связь, о которой мы уже писали выше. Первое пирожное доставляет удовольствие, пятнадцатое вызывает отвращение. Безграничное накопление объектов наслаждения убивает наслаждение, поскольку достичь цели (обладать всем) таким образом невозможно.

Опыт предшествует наслаждению Тонкости удовольствий приходят с опытом. Наслаждаться тонкими нюансами вкуса, запаха или звука можно лишь в том случае, если хотя бы раз обратить на них внимание. Чтобы узнать, что для тебя хорошо, нужно попробовать, лучше под руководством опытного человека, который уже обучен тонкой дифференцировке.

Наслаждение внутри нас Расхожее заблуждение заключается в том, что наслаждение тесно связано с объектами наслаждения. Конечно, это правда, но не вся правда. Наслаждение - это комплекс позитивных переживании, который принадлежит нам и только нам. Наши чувства, наши мысли и наши действия, а не объекты внешнего мира обеспечивают нам наслаждение. Подмена наслаждения радостью обладания и использования крайне выгодна производителям товаров и потому активно культивируется рекламой и средствами массовой информации. Мы все же склонны утверждать, что наслаждение возможно как в присутствии, так и при отсутствии объектов, которым общество, ориентированное на потребление, приписывает особую ценность, поскольку наслаждение наше и находится оно внутри нас.

Разделенное наслаждение - наслаждение вдвойне Еще одно отличие наслаждения от потребления заключается в том, что разделенное с близким человеком наслаждение увеличивается, а не уменьшается, как это было бы в случае с дележом объектов наслаждения. У детей и взрослых, сохранивших счастливую детскую спонтанность и непосредственность, часто можно видеть горячее желание разделить с кем-либо радость и удовольствие. Можно также заметить, что удовольствие в этом случае только растет. Способность делиться наслаждением представляется нам очень важным навыком, заслуживающим того, чтобы ему научиться.

Наслаждению нужно учиться Как и прочим вещам, наслаждению можно и нужно учиться, расширяя сферы наслаждения, отыскивая персональные ниши наслаждения, формируя автоматические привычки видеть в мире хорошее и наслаждаться этим хорошим. Если научиться воспринимать мир без неоправданных ожиданий, без стыда и отторжения радоваться хорошему, то жизнь приобретает очень насыщенный вкус. Знатоки говорят, что "происходит невероятное: все вокруг организуется таким волшебным образом, будто человечество вступило в сговор, чтобы сделать вас счастливым человеком".

9. Общий рисунок (40 мин) Общий рисунок на ватмане: Ваша страна наслаждений. Участвуют обязательно все. Когда картина готова, тренер прости всех найти место в этой стране, где ему нравится больше всего и нарисовать себя там. Затем следует обсуждение: кто и что нарисовал? Почему? Почему себя нарисовали именно в этом месте? Есть ли кто-то, кому не нравится страна? Почему? Кому что хочется дорисовать? Почему не дорисовали? Вопрос группе: хотели бы вы здесь жить? Почему?

10. Аромотерапия (30 мин) По кругу на салфетках выкладываются запахи. Группа должна обойти все запахи и выбрать наиболее приятный для себя. Т.о. получаются несколько подгрупп, которые параллельно в своих кругах обсуждают выбранный запах: Почему понравился? С чем ассоциируется? Затем каждая подгруппа делится впечатлениями и запахом с группой. Затем уже тренером дается правильное толкование каждого запаха.

11. Задание на дом (5 мин). С помощью интернет-ресурсов подобрать изображения и звуки, от которых также можно получать наслаждение.

12 .Аллея высказываний (15 мин) Группа встает в 2 шеренги лицом друг к другу. По очереди каждый человек проходит по этому коридору с закрытыми глазами. (Ширина коридора должна быть такой, чтобы идущий плечами соприкасался с каждой шеренгой). Каждый, кто стоит в живом коридоре должен дотронуться до идущего человека и сказать ему что-либо приятное: комплимент или напутственное слово.

13.Шерринг или получение обратной связи (15 мин) • Группа высказывается оправдались ли их ожидания • Группа дает обратную связь тренеру: что понравилось и что могло бы быть лучше


Повторная встреча через 14 дней. 

Обсудить правила наслаждения (теперь уже участники тренинга рассказывают, где они нашли применение этим правилам), просмотреть подготовленные участниками тренинга изображения и прослушать звуки и аудио-композиции с целью осознания дополнительных объектов наслаждения. Также тренер отвечает на вопросы,касающиеся умению наслаждаться, которые появились у группы за это время.

Критерии и способы оценки эффективности

Расширение сознания учащихся, родителей и педагогов в области выбора объектов наслаждения, выражающееся в их высказываниях, а также оценка выполнения домашнего задания.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Возможно продолжение работы с другими органами чувств. С психологической точки зрения задача состоит в фокусировке отдельных органов чувств на приятных ощущениях и привлечении внимания подростков к простым позитивным ощущениям. Эта задача должна решаться отдельно для пяти органов чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха. Опыт показывает, что подростки очень живо откликаются именно на эксперименты с запахами, поэтому они и были выбраны для первой встречи.

Использованная литература

1. Бикмурзин Н.И. , СЯ.Каракуцев «Натуральные растительные и эфирные масла для дыхания, питания и здоровья». Тверь,200З 
2. Бикмурзин Н.И., Н.Н. Трещева «Ароматы природы - живой щит против болезней века» Справочно-методическое пособие. Казань, 2005 
3. Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения СПб.: "Речь", 2003

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.