Три силы, три религии, или что стоит за выбором ценностей школьников из современных семей

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Три силы, три религии, или что стоит за выбором ценностей школьников из современных семей[1]


Вслед за В.Сатиром, 1992; О. Олсоном, 1993 - представителями системного подхода, мы рассматриваем семью как целостную систему, реализующую совокупность функций, посредством которых обеспечивается удовлетворение потребностей ее членов. При этом семья обладает внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. За понятием границы семейной системы (по С. Минухину, 1974) стоят взаимоотношения между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Выделены такие подсистемы семьи: подсистема супружеских, родительско-детских и сиблинговых отношений, между которыми возникает взаимосвязь и взаимообусловленность. Степень жесткости/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной системы и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи. Обращаясь к работе «Три силы» Владимира Соловьева, в которой речь идет о трех исторических мирах, трех культурах, резко между собою различающихся, - мусульманском Востоке, Западной цивилизации и мире Славянском, можно сделать предположение по поводу основных характеристик семьи каждой из названных мировых культур. Так, мусульманский Восток (по автору, с. 28 – 40), привнес в мир силу исключительного единства, но одновременно и религию подавления и просто уничтожения самого понятия свободы личности в любом ее проявлении (интеллект, общение, творчество). Следовательно, можно говорить о том, что степень жесткости внешних границ, закрытости семейных отношений в данной культуре будет наиболее высокой и именно за счет этой жесткости сохраняется тот тип ролевых отношений и стандартов ролевого поведения, который был выработан столетия назад.

Религиозный принцип Запада – самостоятельность и «исключительное самоутверждение всех частных форм и индивидуальных элементов» приводит, в ряде случаев (по Вл. Соловьеву), к полному обезличению и опошлению, а иногда и уничтожению мелких и мало значимых групп и личностей. И именно этот принцип, на наш взгляд подразумевает противоположные предыдущему психологические условия функционирования семьи – высокую степень размытости внешних и внутренних границ семьи, что одновременно обеспечивает возможность быстрой адаптивной перестройки семейного руководства, правил, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения. Миссия же Славянского мира, по мнению автора, - призвание религиозное, когда «ум и воля вступят в действительное общение с вечно и истинно существующим», а, следовательно, и руководствоваться в жизни и деятельности человек будет ценностями особого порядка: добра и зла, чести и бесчестия, помощи, заботы о ближнем и т.п. Увы, многие идеи, привнесенные в мир русской интеллигенцией, так и остались на уровне идей, бесплодных размышлений. «За восемь десятилетий мы перебрали уже все возможные и невозможные «ценности»: электрификация, химизация, мир, война, кукуруза, целина, космос, всеобщая компьютеризация и другие виды сизифова труда. Сегодня на наши головы свалился свободный рынок» (В.П. Зинченко, с. 82). По мнению автора, лишь обучение и воспитание по прежнему не в поле зрения государства и именно это является причиной состояния, когда на МВД приходится тратить больше, чем на образование, здравоохранение и науку вместе взятые. Сказанное, позволяет говорить о том, что психология современной семьи нашего государства формировалась на перекресте культур и политик, поэтому в ней будут присутствовать все приведенные выше характеристики одновременно. Данная разнохарактерность и неопределенность является причиной постоянных внутрисемейных (супружеских, родительско-детских, сиблинговых), а затем и внутриличностных конфликтов, диссонансов и противоречий. Это, на наш взгляд, будет особым образом влиять на формирующийся ценностно-смысловой мир личности ребенка и косвенным образом – мотивацию (и успеваемость) учебной деятельности.

Предлагаем вниманию фрагмент одного из экспериментальных исследований. В эксперименте принимали участие две группы учащихся 10 – 11 лет. Первая – из класса педагогической поддержки (экспериментальная), вторая – из обычного класса (контрольная). Для экспериментального исследования была построена методика «Ценности и смыслы мира личности школьника». Методологической основой методики стали три грани ценностно-смысловых образований личности (по Д.А. Леонтьеву), их содержательные характеристики. Методика позволяет изучить круг ценностно-смысловых образований личности испытуемого. Процедура исследования состоит из нескольких этапов. Экспериментатор рисует круг и одновременно вовлекает школьника в ход рассуждений. Две пересекающиеся линии делят круг на четыре равных сектора. В верхнем секторе располагаются ценности первого типа. - Давай представим, что ты президент страны, и ты должен принять решения от которых зависит судьба целой страны, твоих близких и друзей, школы. Разместим эти решения в первой части этого круга. Каждое высказывание соотносится с каким-либо знаком: треугольник, квадрат … и размещается на соответствующей сектору поверхности круга. Выявляются ценности, имеющие жизненный смысл для испытуемого - уровень объективных отношений между субъектом и миром: объекты, явления и события действительности, входящие в жизненный мир субъекта, в том числе его собственные действия. - Что бы ты сделал для себя. Высказывания размещаются во втором секторе круга и являются отражением сознания ребенка образов мира, обладающих для него личностным смыслом (презентируется человеку посредством эмоциональной окраски образов и структурной трансформации). - Теперь давай подумаем, какие должны быть люди в новой стране, которой ты собираешься управлять. Высказывания размещаются в третьем секторе круга - секторе смысловых структур личности (смыслонесущие жизненные конструкции - являются неосознаваемыми ситуативными механизмами внутренней регуляции жизнедеятельности). - Спасибо, что старался быть хорошим президентом, игра закончилась и теперь ты обычный человек. Что является для тебя самым неприятным в твоей жизни? Ответы размещаются в четвертом секторе круга. По мере выявления ценностей разного уровня экспериментатор может выяснить, на сколько соотносятся ценности и жизненные смыслы, размещенные в одном сектора круга с другими, какие из них являются причиной неудач и проблем ребенка. Знаки, отражающие полезные (адекватные) ценности закрашиваются карандашом понравившегося испытуемому цвета, вредные - черным. Результаты исследования Представляем наиболее часто называемые ценности у обеих групп испытуемых Ценностные приоритеты школьников Вид развития Жизненные смысловые образования Личностно-смысловые образования Смысловые структуры личности

Класс пед. поддержки Чтоб победило добро; у всех были папа и мама, и у них была хорошая работа; чтоб родителей совсем не было; чтобы учителя меньше ругали; чтоб учителя исчезли совсем и ученики – надоели; ученики учились на «5»; чтоб изобрели лекарство и люди не умирали. Контейнер денег, компьютер, машина, мотоцикл, новые друзья, красивый дом, изменилась сама, чтоб никто не мог ругаться при мне – все говорили только приятное, много поклонников (у девочек). Красивые, сильные, быстро справляются с заданием, выполняют любые пожелания, сопровождают везде

Общеобразовательный класс Чтоб у всех была интересная и высокооплачиваемая работа; чтоб каждый мог побывать в разных частях света и все увидеть; чтоб уроки в школе не задавали и можно было получать пятерки; чтоб не было войн. Знания, с помощью которых можно провести полезные преобразования; сила и красота; друга, который понимает тебя и может поддержать, с которым весело. Все знают, могут; не подведут; им все можно поручить – выполнят правильно.

Исследование показало, что для школьников 10 – 11 лет наиболее важными, имеющими жизненный смысл являются центральные нравственные категории, выработанные обществом, отношения с членами семьи, безопасность, взаимоотношения и успехи в школе. Именно данные отношения и явления действительности становятся ценностями высшего порядка, обладающими регулирующим значением в жизни ребенка переходного возраста - от младшего школьного к подростковому. И каких-либо существенных различий между школьниками с двух групп мы не обнаружили. Ценностями, имеющими личностный смысл, т.е. преломленные через сознание, опыт, эмоциональную сферу психики, у школьников 10 – 11 лет стали материальные и идеальные объекты и отношения в социуме ребенка. Именно здесь наиболее ярко обнаруживаются различия между группами испытуемых. В высказываниях школьников экспериментальной группы часто звучат категоричные, крайне отрицательные по аффективной насыщенности характеристики близких им людей - родителей, друзей, учителей. Это говорит о чрезвычайной личностной уязвимости, беззащитности этой категории детей. Более обостренно по сравнению со сверстниками они нуждаются в любви взрослых (матери, учительницы …) для ощущения безопасности. Гораздо чаще, чем в контрольной группе у школьников классов педагогической поддержки звучат слова «пьяница», «бомжи», «смерть», «убийство» и др. На наш взгляд то, что ребенок хотел бы видеть в своих родных и друзьях (в методике – сотрудники, помошники президента), относится к структурным смысловым образованиям, ценностям, обладающим регулирующим началом в повседневной жизни школьника. Это нравственные категории, ум, знания, внешняя привлекательность и физическая сила, материальные блага. Разница между группами испытуемых состояла в том, что данные ценности названы в различной последовательности. Если у слабо успевающих школьников на первом месте находятся ценности материального благополучия и внешних (физических) данных, то для школьников из обычных классов более важны умственные способности, знания, социальные отношения, именно они являются смыслонесущими жизненными конструкциями, являющимися неосознаваемым регулирующим механизмом выбора в деятельности школьника. Наиболее травмирующими ситуациями для школьников обеих групп являются: напряженные отношения с членами семьи, сверстниками, учителями; опасные для жизни ситуации; потеря, болезнь, смерть животного; плохие школьные отметки; материальные утраты. Итак, на выбор в сфере ценностно-смысловых образований школьников 10 – 11 лет решающее влияние оказывают культурные традиции, ценностные приоритеты значимых для ребенка членов семьи, состояние внутрисемейных отношений. Если в семье царит забота и ответственность, доверие и сопереживание, у ребенка оказываются удовлетворенными потребности в безопасности, самоуважении и самоактуализации, его личностный слой психики становится положительным детерминирующим жизненные события и деятельность фактором. Дефицит удовлетворения потребностей личности ребенка может негативно влиять на его психическое развитие. В соответствии с ведущей отечественной теорией деятельности нравственно-ценостные категории человека лежат в основе действия, деятельности, движения. Учитывается ли данный факт людьми, формирующими политику развития страны, общества, семьи. По большому счету, общественность страны также должна сделать свой выбор ценностей, которые бы стали регулирующим началом в развитии и жизни России, а Правительство отозваться на эти решения рядом поддерживающих Законов.


Литература.

1. Зинченко В.П. Психология доверия. Самара. 2001.

2. Леонтьев Д.А. Три грани смысла // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского и др. М., 1999.

3. Поддьяков Н.Н. Поддьяков А.Н. Проблема обучению и развитию творчества дошкольников. Новгород. 1999.

4. Соловьев Вл. Сила любви // Три силы. М., 1991.

5. Терентьева В.И. Структурирующая функция выбора, или Я есть выбор. Красноярск. 2003.




Публикуется по:

1. Терентьева В.И. Три силы, три религии, или что стоит за выбором ценностей школьников из современных семей Из материалов Всероссийской н/конференции «Психологические проблемы современной семьи» (Москва, октябрь 2003 г.) - М., 2003. - ч.1, стр. 84.