Урок в 5классе по теме "Передача информации"

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Данный урок относится к описанному в лекции методу Эвристический, где есть признаки данного метода это постановка проблемных вопросов, решение познавательных задач, учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.

Тема урока «Передача информации» 5 класс

Тип и форма проведения урока: комбинированный урок с элементами проблемного изложения материала.

Метод обучения: проблемно – поисковый.

Цели урока:

• Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации; • Ознакомить учащихся со схемой передачи информации;

Задачи урока:

Образовательная: актуализация знаний по данной теме. Воспитательная: способствовать развитию коммуникации ребенка. Развивающая: умение ассоциировать себя с источником информации, каналом связи информации и приемником информации.

Оборудование: • наглядность – слайд «Информационные процессы», плакат «Передача информации» • Учебник – информатика 5 класс, Л. Л. Босова 

Основные понятия:• Источник информации; • Информационный канал информации; • Приемник информации. План урока.

I. Вводная часть. Постановка цели и задачи урока. (1 минута) 

II. Актуализация усвоения изученного ранее материала (5 минут) III. Изучение нового материала (16 минут) 1.Объяснение учителя с использованием формы проблемного изложения (10 минут) 2.Решение проблемного вопроса (3 минуты) IV. Закрепление нового материала (6 минут) . Подведение итогов урока. (2 минуты) VI. Домашнее задание.(2 минуты) ХОД УРОКА I. Вводная часть. Постановка цели и задачи урока. II. Актуализация усвоения изученного ранее материала 1) Проводится игра «Фант». Условия игры: ребятам раздаются «фанты», на которых изображены различные предметы. (см. Приложение 1) Они отвечают на вопрос: могут ли данные предметы быть информационными носителями, объясняют, почему и фанты являющиеся информационными процессами прикрепляют к доске. Вывод учителя: информационные носители – любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. Проверим, правильно ли вы «прикрепили» фанты? Проверка выполнения задания № 4 на странице 19 учебника. Носитель Пример Форма представления Бумага Письмо от друга Текстовая информация Железная, пластиковая и т.д. табличка Табличка с номером дома Числовая информация Бумага Билет на самолет Текстовая, числовая, графическая информация Бумага Газета Текстовая, числовая, графическая информация Диск, кинопленка, Flash-карта Кинофильм Видео информация

Итог: подведение результатов игр, выставление оценок (выборочно).

III. Изучение нового материала. Объяснение учителя с использованием формы проблемного изложения

 …шлет с письмом она гонца,
 Чтоб порадовать отца.
 А ткачиха с поварихой, 
 С сватьей бабой Бабарихой
 Извести её хотят,
 Перенять гонца велят;
 Сами шлют гонца другого…

Проблемный вопрос урока: может ли кто из вас назвать источник информации, её приемник и информационный канал? Задача наша на уроке разобраться в сложных понятиях и ином, не литературном, виде представить строки сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане» Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач. (см. Приложение 2) Любой процесс передачи информации можно представить следующей схемой (изображаем на доске):

источник информации- помехи- приемник информации Задание: приведите из жизни примеры процессов передачи информации по заданной схеме. Например: Учитель объявляет о родительском собрании учащимся. Ответы учащихся заносятся на доску в таблицу:

Источник информации Информационный канал Приемник информации учитель речь учащиеся


Вопросы к таблице: что или кто может служить источником информации, посредством чего передается информация, кто или что служит приемником информации, может ли приемник с источником меняться местами? Есть ли из перечисленного современные информационные каналы (телефон, телеграф). Решение проблемного вопроса. Класс разбивается на каналы связи телевидение, Интернет: группы 3-4 человека. Каждая группа получает ранее озвученный фрагмент сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане» и вопросы к нему: Назовите источник информации, её приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации. Подведение итогов работы групп. Источник информации Информационный канал помехи Приемник информации царица гонец Ткачиха , повариха, Бабариха Царь Салтан

IV. Закрепление нового материала. Выполнение в тетради задания № 7, (1-5) на странице 24 учебника. 

V. Подведение итогов урока.

Общий вывод учителя. 
Релаксация учеников.
Оценивание учащихся.
Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. §1.5, вопросы № 1, 6, 8 (страница 23-24).