Урок здоровья 7 класс Вредные привычки их влияние на подростков

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Тема

"Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков". Занятие для учащихся 7 класса

Цели

  • дать понятие устойчивого здорового развития личности;
  • объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход; объяснить, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью.

Ход занятия. Сказка о вреде курения или о том,как инопланетяне не смогли дышать загрязненным воздухом Земли

Звучит "космическая" музыка, под звуки которой Инопланетяне появляются.

Инопланетянин 1. (обращаясь в класс).

Планета ваша далеко, К вам миллионы лет пути, Добраться было нелегко, Не просто вас, землян, найти. Инопланетянка (осматриваясь). Планета, словно вся в дыму, Откуда эти гарь и пыль? У нас в галактике давно Летает воздухомобиль.

Звучит "земная" музыка, на сцене появляются земляне.

Землянин 1 (обращаясь к инопланетянам).

Мы очень рады видеть вас. Проделали вы трудный путь, И все же посетили нас, Мы приглашаем отдохнуть.

Землянин 2.

Ваш образ жизни нам неведом: Что можно вам, а что нельзя... Но вас встречает вкусным хлебом Гостеприимная Земля.

Земляне подносят инопланетянам каравай хлеба. Инопланетянка.

О! Как воздушен он и вкусен. Нас научите печь его. Инопланетянин. Как видно, пекарь ваш искусен. А мы вам дарим молоко. Наш Млечный путь в молочных реках, Взбиваем масло мы из рек. И по галактикам в тарелках Развозим это (показывает молоко и масло), Человек!

Инопланетянка.

Земле красивой, как светлица Наш скромный дар. (Протягивает масло Землянину.) Пусть хлеб Земли Со звездным маслом единится Попробуй-ка, намажь, возьми.

Земляне мажут хлеб маслом, разливают молоко по кружкам. По сцене пускается пар. Инопланетянин 2.

Запьем мы молоком чудесным Безалкогольный звездный пир.

Землянин 2.

Пусть это отзовется повсеместно, И весь прекрасный звездный мир Поднимет чашу с молоком полезным! Пьют молоко. Инопланетянка падает без сознания.

Инопланетянка 1.

Я чувствую, слабее стала, Вдруг закружилась голова, Глазами видеть перестала.

Инопланетянин 2.

Дым... Началась у вас война? По сцене пускается пар. Звучит тяжелая музыка.

Землянин 1.

Вы сигареты не видали? Тогда мы вам ее представим: Вулкан, чадящий изо рта! И привлекательна она едва ли.

Инопланетянин 2.

Друзья! Вы, кажется, пропали, В дыму несчастная Земля!

Инопланетянка.

Как можно видеть, слышать, думать, Когда вокруг туман и смрад? Страшнее вещи не придумать Для ваших взрослых и ребят.

Инопланетянин 2.

В тарелку! Мигом улетаем, Не сможем долго мы дышать. Слух, зренье, мозг – все погибает! Прощайте! Вас пора спасать.

Инопланетянка уходит, опираясь на плечо инопланетянина. Звучит музыка улетающей тарелки. Земляне, помахав руками, опускаются на землю, поникнув головами.

Землянин 1.

Как хорошо все начиналось: Хлеб, масло, чудо-молоко...

Землянин 2.

И так внезапно оборвалось, Они теперь уж далеко.

Землянин 3.

Спасенье в нас самих, Земляне! Мы скажем никотину "Нет!" Вернитесь, инопланетяне. Мы станем лучшей из планет.

Землянин 4.

Пусть будут родники искриться И воздух чист, прозрачен, свеж.

Землянин 5.

Пусть люди будут все стремиться Чтоб наступил такой рубеж, Когда большие тети, дяди Наклеят на рекламный щит, То, что не денег только ради, То, что здоровье защитит.

Землянин 1.

Пусть не страдают больше люди В дыму чадящих сигарет. Науку эту не забудем.

Все (хором). И никотину скажем "Нет!"

Звучит вступление к песне В. Шаинского "Улыбка". Поют все участники спектакля.

Нас рекламой с толку сбить нельзя. Рекламируют, что нужно и не нужно. Что же выбрать, милые друзья? Только лучшее – ответим мы вам дружно. И тогда наверняка Скажем вредному "Пока!" Мы здоровыми хотим служить Отчизне. И на целый белый свет Никотину скажем "Нет!" Голосуем за здоровый образ жизни. Быть рекламе только для добра. Что полезно, мы должны узнать! Поймет, конечно, детвора, Что здоровье надо охранять! И тогда наверняка Скажем вредному "Пока!" Мы здоровыми хотим служить Отчизне. И на целый белый свет Никотину скажем "Нет!" Голосуем за здоровый образ жизни.

Голос (за кадром).

А кто пойдет за "Клинским"?

Все (хором).

А никто! Здоровым хочешь быть – Пей молоко!

Социальный педагог.

Мы сказкой никого не осуждаем, Ты волен сделать выбор, человек! Удачи мы, любя, тебе желаем, Войди здоровым в 21 век.

Я рада, что нас сегодня так много (обращается к каждому ребёнку). У нас сегодня будет интересное занятие, а перед этим мы все встанем и дружно поприветствуем, друг друга, но приветствовать мы будем необычным способом, а каким я сейчас расскажу. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим, друг на друга и скажем друг другу: «Здравствуйте!». Каждому ребёнку раздаётся лепесток с его именем. Дети приклеивают лепестки с именами на доске по кругу (получается ромашка), любуются получившимся цветком, в центре ромашки пишется «Мы». Все садятся на места. Знаете ли вы о существовании календаря Всемирных тематических дней, утверждённых ВОЗ? (ответы детей): • 11 февраля – Всемирный День больного; • 24 марта – Всемирный День борьбы с туберкулёзом; • 7 апреля – Всемирный День здоровья; • 8 мая – Всемирный День красного креста; • 15 мая – Международный День семьи; • 31 мая – Всемирный День без табака; • 1 июня – Международный День защиты детей; • 5 июня – Всемирный День охраны окружающей среды; • 26 июня – Международный День борьбы с наркоманией; • 1 октября – День пожилого человека; • 3-й четверг ноября – Международный День отказа от курения; • 25 ноября – День больного сахарным диабетом; • 1 декабря – Всемирный День борьбы со СПИДом; • 3 декабря – Всемирный день инвалида; • 11 декабря – Всемирный День борьбы с бронхиальной астмой. На самом деле всего тематических дней насчитывается около 17. Совсем недавно 7 апреля во всем мире отмечался ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ, поэтому тема нашего занятия сегодня: «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков». Наше занятие сопровождает латинская пословица“С людьми живи в мире, а с пороками сражайся”. По данным ВОЗ каждый год в мире от болезней, связанных с табаком, умирает 5 миллионов человек, или один человек каждые 8 секунд. В России ежегодно умирает 270 тысяч человек или 18 человек из каждых 10 тысяч.


Социальный педагог

Еще древние римляне говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как вы считаете, что подразумевается под “здоровым телом”? (Ответы детей). Здоровым бывает организм, когда здоровы все его органы: кожа, кости, волосы, зубы, внутренние органы. У древних “здоровый” и “красивый” обозначались одним словом. А что такое “дух”? (Подсказка – совокупность мыслей, поступков, знаний, стремлений, чувств). Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед с ней вместе, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. То есть, человек имеет право на выбор, – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой. Как вы думаете, от чего у человека может наступить зависимость? Какая зависимость сильнее всего отнимает силы и здоровье? (курение, алкоголь, токсикомания, несоблюдение гигиены, наркотики). В коротком выпуске новостей ребята расскажут нам о вредных привычкам, которые мешают человеку вести здоровый образ жизни.

Ученики

1 школьник: Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и получили название “табак”. У курящих быстро наступает тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали табак успокаивающим веществом и использовали его как лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них – яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к вредным привычкам. Никотин является веществом, изменяющим сознание, и является самым сильным наркотиком, кокаин стоит на втором месте после никотина. 2 школьник: • Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие в год 1 литром никотиновой смолы. • Каждая сигарета укорачивает жизнь на 8 минут. • За последние 5 лет бросили курить 30 миллионов человек. • Сейчас в Америке считается курить “немодным”. • Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением. • Курение не только сокращает жизнь, но и снижает ее качество. • Никотин вызывает большое количество заболеваний, таких как инсульт, инфаркт миокарда, болезни крови и артерий ног, поражает органы чувств, пищеварения и дыхания, поражает нервную систему. • 31 мая во всем мире отмечают как День без табака. 3 школьник: Алкоголь называют “похитителем рассудка”. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков узнали за 8 тысяч лет до нашей эры, когда люди изготавливали спиртные напитки из меда, винограда, пальмового сока, пшеницы. Слово “алкоголь” означает “одурманивающий”. Раньше пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Алкоголь действует на клетки головного мозга, человек становится злым, агрессивным, теряет над собой контроль, становится психически неуравновешенным . 4 школьник: Алкоголь – это внутриклеточный яд, который разрушает жизненно важные органы человека – печень, сердце, мозг. 100 граммов водки убивают 7,5 тысяч клеток головного мозга. 30% всех преступлений совершаются в состоянии опьянения. Пьяница в семье – это горе, особенно детям. Дети алкоголиков в 4 раза чаще других людей заболевают алкоголизмом и наркоманией. Алкоголь особенно вреден для растущего организма и “взрослые” дозы для детей могут стать смертельными или привести к инвалидности при поражении головного мозга. 5 школьник: Наркотики – это химические вещества растительного и химического происхождения. Их употребление вызывает наркотическое опьянение, а люди называются наркоманами. Назначение наркотиков – в медицинских целях для снижения болевых ощущений при операциях или тяжелых болезнях. К наркотикам привыкают очень быстро, а зависимость вылечить очень трудно. Наркотики изменяют сознание, вызывая галлюцинации, бред, иллюзии. Применение наркотиков вызывает химическую зависимость организма, а это часто смертельное заболевание. 6 школьник: Наркоманы – плохие работники, их трудоспособность низкая, они приносят семье большой материальный ущерб, являются причиной несчастных случаев. Наркотики убивают ум, здоровье, силы человека. Наркоманы распространяют чаще других СПИД. 7 школьник: Неправильно считать, что проблема с алкоголем и наркотиками появилась только сейчас. В древние времена жрецы и шаманы использовали наркотики для того, чтобы было легче управлять людьми. Алкоголь и наркотики служили наградой за послушание и помогали снимать страх перед трудностями. Подросток, попробовавший наркотик, к 25 годам становится законченным наркоманом, его личность деградирует, потому что его психика еще не сформирована, и вылечить его намного труднее. 8 школьник: Токсикомания – это пристрастие к химическим веществам, то есть вдыхание паров бензина, аэрозолей, ацетона, клея, толуола. Токсикоманы добиваются опьянения, вдыхая эти пары или газы, при этом разрушая легкие, желудок, сердце, мозг. Токсикомания развивается очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание и относится к виду тяжелых заболеваний, лечение которых очень сложно.


Демонстрация

В силу привычки можно проиллюстрировать следующим образом. Необходимо попросить одного из самых сильных юношей класса встать, вытянув руки вдоль тела. Обвязать его ниткой чуть выше локтей, затянуть узелок и попросить его разорвать нитку, разведя руки в стороны. Он с лёгкостью это сделает. Затем обернуть нитку вокруг него три раза, затянуть узел и попросить его разорвать её. Ему, скорее всего, снова это удастся, но с несколько большим усилием. Объяснение классу: Исследования показали, что многие распространённые привычки формируются за очень короткое время. То есть если 21 день повторять какое-то действие, у вас возникнет к нему достаточно сильная привычка. Теперь обернуть нитку вокруг рук своего силача 21 раз, попросив класс громко считать количество витков. (Нить нужно класть с нахлёстом, чтобы в результате получилась крепкая «Верёвка».) Завязав узел, предложить ему освободиться от пут движением рук. Скорее всего, ему это не удастся или, по крайней мере, придётся для этого серьёзно попотеть. Показать катушку ниток классу и сказать: «Пять столетий назад немецкий гуманист Эразм Роттердамский сказал: «Мы сеем мысли и пожинаем поступки; сеем поступки и пожинаем характер; сеем характер и пожинаем судьбу». Если вы определите, какие привычки развивать, а от каких избавляться, то сможете выбирать свою судьбу. Мы приводили примеры зависимостей, которые ограничивают человека. Некоторые молодые люди связаны подобными привычками (показать на список негативных привычек). Оправдывая свои вредные привычки, вместо того чтобы избавиться от них, они выбирают себе будущее. Какие варианты карьеры, будущего закрыты для человека, порабощённого теми негативными привычками, которые мы с вами обсуждали? Примеры профессий, недоступных человеку с зависимостями: • Лётчик; • Учёный; • Спортсмен мирового класса; • Успешный предприниматель; • Преподаватель университета; • Менеджер высшего звена.


Социальный педагог

Как видите, ребята, влияние вредных привычек только наносит человеку вред – вред его здоровью, силам и положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может легко попасть в беду. Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься “А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?”


Социальный педагог

Ребята, а все ли вы смотрели игру «Брей ринг». Сейчас я вам предлагаю в неё поиграть (класс делится на две команды). Сейчас я вам предлагаю нарисовать человека до, и после появления зависимости от вредных привычек. Первая команда рисует человека, у которого зависимость ещё не появилась, вторая команда рисует человека с зависимостью от вредных привычек, третья команда рисует мир без вредных привычек. Обсуждение рисунков. Обсудите вопрос зависимостей со своими друзьями, родителями дома в спокойной обстановке, больше читайте литературы об их вреде и постарайтесь к ним не привыкать. За свои поступки человек отвечает не только перед близкими, но и перед обществом, перед законом. В конце концов, человек оказывается перед выбором: вредные привычки или жизнь? Итогом нашего занятия будет являться презентация, которую я для вас подготовила. Перед тем как закончится наш урок, я бы хотела всем вам раздать памятки: «Если хочешь быть здоров…»и дать небольшое домашнее задание: спросите у ваших родных и близких, как они понимают ответственность.