Урок психологии Когда проявляются способности

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Тема мероприятия

Когда проявляются способности

Целевая группа

Учащиеся 5 класса

Время необходимое для проведения мероприятия

Урок, 45 минут

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Педагог-психолог МОУ гимназии №9 г.о.Коломна Павлова Е.В. Урок психологии с использованием групповой формы работы.

Краткая аннотация к мероприятию

Просвещение младших подростков в вопросах проявления и формирования способностей содействует пониманию своих особенностей и возможностей, развитию и укреплению веры в свои силы. Организация работы в группах использует ресурсы ведущей деятельности подростков для достижения образовательной цели. Использование Интернет-ресурсов и самостоятельное подведение итогов на основе обобщения материала активизирует зону ближайшего развития. Выполнение домашнего задания в виде составления памятки и дополнения презентации предоставляет широкие возможности для дальнейшего развития мероприятия.

Проблема и её обоснование

Познакомившись с разнообразием способностей, закономерностями их развития ребята задаются вопросом: в каком возрасте у человека могут проявиться те или иные способности.

Переживая период осознания и развития своей индивидуальности, младшие подростки проявляют живой интерес к вопросам, связанным с пониманием своих способностей. Дети с разным уровнем самооценки, с разным темпераментом и социальным статусом в классе по-разному относятся к процессу осознания своих способностей.

Для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства важно подвести пятиклассников к пониманию того, что возраст человека не имеет решающего значения для развития его способностей, гораздо важнее интерес к делу, желание достичь результата и вера в свои возможности.

Базовая идея

Чтобы прояснить закономерности проявления способностей у разных людей и снять остроту переживаний, связанных с этой темой у некоторых подростков в ходе урока используется богатый исторический материал. Чтобы активизировать работу, способствовать развитию навыков эффективной коммуникации организуется работа в группах. Использование ИКТ помимо формирования навыков работы с информацией позволяет задействовать различные виды восприятия и памяти. Развитию навыков критического мышления способствует схема построения урока: вызов – осмысление – рефлексия, которая осуществляется учениками самостоятельно.

Цели, задачи мероприятия

Цель урока - дать возможность учащимся продемонстрировать на конкретных примерах то, что разные способности проявляются у разных людей в разном возрасте и выявить некоторые закономерности.

Задачи

• актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме;

• пробуждение познавательной активности путем организации работы в учебных группах и использования ИКТ;

• организация активной работы групп с информацией с помощью Интернет;

• систематизация нового материала в процессе презентации результатов работы групп;

• определение направления дальнейшего изучения темы.

Используемые методы, приемы, технологии

Технология развития критического мышления: построение урока на основе трех фаз: вызов –осмысление – рефлексия;

Технология коллективной учебной деятельности: организация работы в группах;

ИКТ: работа в Интернет, использование компьютерной презентации для представления результата работы группы;

Проектная деятельность: работа группы – это краткосрочный проект;

Компетентностный подход: в ходе урока продолжают формироваться ключевые компетентности школьников: информационная (извлечение, обработка информации), коммуникативная( продуктивная групповая коммуникация), компетентность разрешения проблем(планирование деятельности выбор технологии);

Технология ролевой игры: распределение обязанностей в группе происходит с помощью принятия ролей, из которых можно представлять результаты работы.

Новизна

Реализация краткосрочного проекта;

Использование Интернет-ресурсов вместо коллекции репродукций;

Организация работы в группах с использованием технологии ролевой игры;

Возможность ролевого разыгрывания итогов работы группы.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Информационные сервисы: информация для иллюстрации примеров развития способностей у известных деятелей науки и культуры;

Google Docs: использование для хранения и работы с шаблоном презентации;

Веб-альбомы Picasa: как альтернатива для демонстрации иллюстраций.

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Использование Интернет повышает интерес к изучаемой теме, дает возможность детям проявить самостоятельность в выборе иллюстративного материала, почувствовать доверие к их компетентности в данной области. Для детей не знакомых с Интернет работа в группах обеспечивает возможность безопасно приобрести первичные навыки. Учитель на таких уроках может получить от детей новую информацию, новый опыт, что укрепляет взаимное уважение участников.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Вызов: постановка проблемного вопроса, обращение к образу машины времени.

Осмысление: организация работы в группах через ролевую игру таким образом, что у каждого участника - своя обязанность и каждый ответственен за итоговый результат работы вгруппы.

Рефлексия:при подведении итогов урока детям представляется возможность самостоятельно сформулировать некоторые закономерности развития способностей на основе анализа проделанной работы.

Ожидаемые результаты

• закрепить материал предыдущих уроков по данной теме;

• создать иллюстративный материал в процессе работы групп;

• обсудить особенности проявления способностей в разном возрасте на примерах великих деятелей искусства и науки;

• выявить некоторые закономерности развития способностей;

• определить форму домашнего задания.

Предполагаемые сроки реализации

май 2010; декабрь 2010

Ресурсы, необходимые для проведения

Компьютерный класс с выходом в Интернет, учебники, экран, мультимедийный проектор, реквизит.

Ход мероприятия

Вызов:

В каком возрасте у человека могут проявиться те или иные способности? Точного ответа на этот вопрос не существует. Сегодня на уроке, прибегнув к помощи машины времени, мы попробуем найти ответ на этот вопрос.

Осмысление:

Вам представится возможность отправиться в путешествие экипажами, и вашей задачей будет собрать иллюстративный материал для рассказа о проявлении способностей великих деятелей науки и искусства и представить отчет о работе экипажа с использованием презентации.

В каждом экипаже распределяем обязанности:

Капитан – поиск информации в Интернет;

Штурман – обработка информации;

Архивариусы – работают с текстом, определяя какие иллюстрации искать капитану;

Старпомы – предлагают варианты представления результатов работы экипажа.

Какие есть вопросы по организации путешествия?

Снаряжаем экипажи! ( 5 групп по 5 человек) Капитаны, получите инструкции! (В зависимости от особенностей класса, распределение по экипажам может происходить по-разному: произвольно с использованием маркеров или номеров, заранее определено учителем и т.п.)

Инструкция:

Экипаж «Живопись». Время путешествия: 15 минут. Задача: в соответствии с примерами из учебника и шаблоном презентации http://docs.google.com/present/view?id=dfws7rrx_26fsms7qfx найти портреты великих художников и иллюстрации в Интернет http://smallbay.narod.ru/grafica.htm/ и рассказать, как и когда у них проявились способности к искусству. Представляют итог работы экипажа все участники. Разыгрывание приветствуется. Обязанности: Капитан – поиск информации в Интернет; Штурман – обработка информации; Архивариусы – работают с текстом, определяя какие иллюстрации искать капитану; Старпомы – предлагают варианты представления результатов работы экипажа. Семь футов под килем!

(Аналогичные инструкции получают экипажи «Музыка», «Литература», «Наука», «Шахматы»).

Внимание! Внимание! Экипажи вернулись из путешествия на машине времени! Каждому есть что рассказать! Послушаем и посмотрим. Вариант рассказа экипажа «Живопись»: Способности в области живописи нередко проявляются очень рано. Например, русский художник Серов в 6 лет рисовал с натуры, а у Рафаэля Санти способности к живописи и скульптуре проявились в 8 лет. Но есть и другие примеры: у М.Врубеля талант художника стал проявлять лишь к 27 годам!

Рефлексия: Очень ценный материал собрали экипажи, спасибо всем отважным путешественникам! Вы научились искать информацию, выделять главное, представлять результаты работы. Давайте теперь попробуем обобщить материал и ответить на вопрос, в каком возрасте у человека могут проявиться те или иные способности? И от чего это зависит?

Предполагаемый ответ учеников: Проявление способностей зависит от задатков.

В раннем возрасте проявляются способности в области искусства.

В науке необходим глубокий анализ фактов и явлений, потому способности в этой области проявляются в зрелом возрасте. Способности развиваются в деятельности.

Возраст человека не имеет решающего значения для развития его способностей. Гораздо важнее интерес к избранному делу, желание достичь результата, умение преодолевать трудности и вера в свои силы.

Молодцы! Мы с вами можем поделиться полученными знаниями с другими ребятами, учителями и родителями, составив памятку «Когда проявляются способности». Вдруг кто-то сейчас сомневается в своих способностях? Наша памятка поможет такому человеку понять закономерности проявления способностей и укрепит его веру в себя! Наша презентация тоже может быть дополнена примерами. Дома каждый из вас может открыть эти документы и внести свой вклад. Только не забудьте подписывать свои дополнения. До новых встреч!

Критерии и способы оценки эффективности

• соблюдение временного ограничения (45 минут);

• наличие иллюстративного материала у каждой группы;

• представление результатов работы каждой группой;

• самостоятельное выявление закономерностей развития способностей самим детьми;

• отсутствие признаков утомляемости и снижения интереса к работе.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Применив биографический метод, можно создать коллективный научный проект «Когда проявляются способности» для участия в научной конференции.

Знакомство с новым сервисом Playcast и составление коллекции. Например: / Жизнь и творчество Ван Гога

Использованная литература

1. Преподавание психологии в школе: учебно-методическое пособие. III – XI классы/ А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, Д.В. Лубовский, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003. – 624с.

2. Психология: Учебное пособие. V класс / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. – 240с., 192с.,224с.

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Музыка: http://www.classic-music.ru/

Живопись: http://smallbay.narod.ru/grafica.html/

Шахматы: http://www.biografguru.ru/by/shahmatist/?q=9&psn=168

Наука: http://www.biografguru.ru/by/fizik/?q=9&psn=156

Литература: http://www.parta.com.ua/stories/writers/

Шаблон презентации: http://docs.google.com/present/edit?id=0AeUBX6yts9cMZGZ3czdycnhfMjZmc21zN3FmeA&hl=ru

Домашнее задание. Памятка: http://docs.google.com/Doc?docid=0AeUBX6yts9cMZGZ3czdycnhfMjdnMm12Zmpxcw&hl=ru

Список команд 5 классов: http://spreadsheets.google.com/ccc?key=0AuUBX6yts9cMdG1kd2haTXJXVzdEN2MwNklNYzRRM0E&hl=ru

Страничка на сайте гимназии: http://school9.edu-kolomna.ru/pupil/sovet_psihologa/317.html

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.