Участник:Куприяненко Елена Бор.

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Изображение:001lite_824181.jpg


Куприяненко Елена Борисовна

МОУ Гимназия

elena.kupr@qmail.com

г. Полярный

учитель физики

чтение книг



Содержание

Современные подходы к конструированию содержания естественнонаучного образования

Изучите нормативные документы, необходимые для составления рабочей программы по Вашему предмету. Сделайте ссыьлки на эти документы. документы Нормативные документы Представьте рабочую программу по своему предмету для основной или полной школы.

КИМы

Медиа:Рабочая программа для основной школы.doc

Медиа:Примерная_программа.doc‎

Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ

Изучите Федеральный перечень учебников на 2009-2010 уч.г., сделайте ссылку на этот документ.

федеральный перечень

Проанализируйте один из учебников, по которому Вы занимаетесь.

Схема анализа учебника

Автор(ы) учебника_ _С.В.Громов, Н.А. Родина

Название учебника_"Физика"

Учебное пособие для ___9____ класса (базового уровня).

Выходные данные: Издательство "Просвещение", 2000

Требования, предъявляемые к учебнику

  • Общая оценка учебника

1.1 Учебник соответствуут обязательному минимуму содержания образования

1.2 Особой новизны нет.

-новаторское, нетрадиционное изложение (привести примеры)

- новый подход к структурированию учебника (привести примеры )

- новое содержание лабораторных работ (привести примеры)

- новые типы заданий (привести примеры)

1.3 Наличие учебно-методического комплекта к учебнику

- пособие для учителя, для ученика и т.д.

1.4 Соблюдение полиграфических норм:

Использованы различные шрифты для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала; материалы на странице использованы рационально. Цветных иллюстраций нет (сине-чёрные рисунки).


  • Педагогическая оценка.

Дидактические принципы

2.1 Научность.

Учебник не полностью соответствие  современным взглядам на содержание  образования ( отсутствуют тренировочные задания для подготовки учащихся к экзамену по предмету в новой форме).

Соответствует современной педагогической теории, отражает методы познания физических явлений. Теоретические ошибки отсутствуют. Формулировки корректны.

2.2 Имеется системный подход к содержанию учебника в целом и содержанию отдельных тем.

2.3 Принципа историзма реализуется недостаточно.

-

2.4 Материал доступен, соответствует возрастному уровню интеллекта ученика.Изложение материала не всегда увлекательно.

2.5 Наглядность представления информации:

достаточно иллюстраций к образному строю текста: модели, схемы, таблицы;

иллюстрации  в виде изображений реальных предметов, фотографии отсутствуют.

2.6 Отражение межпредметных связей . При изучении темы "Действие электрического тока на человека" приведена таблица данных о восприятии взрослым человеком токов, использование в медицине действие электрического тока на организм человека.


2.7 Проблемный подход

  • Дидактические функции

3.1Возможности дифференциации обучения не предполагается, нет разноуровневого текста, разноуровневых заданий,дополнительного материала.

3.2 Организация учебной деятельности обучающегося В учебнике есть различные виды заданий (вопросы, упражнения, задачи, экспериментальные и творческие задания), инструкций к лабораторным и практическим занятиям, указаний к проведению опытов. Правил техники безопасности нет.

Учебник можно использовать для самостоятельного чтения.

3.3. Данный учебник предполагает развитие Формирование приёмов умственной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения, умения выделять главное

3.4 Формирование мотивационной сферы - потребность в физическом образовании, цели, мотивы

3.5 Освещение роли физики - в промышленности (электромагниты, стр. 59), в сельском хозяйстве (громоотвод, стр. 20), в повседневной жизни человека(работа тока,стр. 49; лампа накаливания, стр 51; тепловое действие тока, стр. 50), -в решении экологических проблем (нет)

3.6 Учебник можно использовать в различных методических системах и технологиях.

3.7 Возможна преемственность с другими учебниками. Работа с учебником воспитывает трудолюбие,развивает интерес к предмету, расширяет кругозор ребёнка при изучении законов неживой природы.

4.1 Раскрывает основные мировоззренческие положения на основе ведущих законов и теории в темах "Электрические, электромагнитные, оптические явления". Предполагает интеграцию естественнонаучного знания.

Изложенный материал направлен на создание научной картины природы, адекватно отражает законы физики.

4.2 Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда Выдержана структурность изложения. Наличия пояснений по работе с учебником нет (инструкцию по работе с учебником даёт учитель). Оглавление,ответы к задачам есть. Предметный указатель и условные обозначения к задачам отсутствуют.

4.3 На основе изложенного материала можно осуществлять нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое воспитание, воспитание потребности в здоровом образе жизни, экологическое воспитание

  • Основной текст

5.1 Использован информационный вид текста.


5.2 Использованы приёмы изложения : a) описание b) повествование c) объяснение


5.3 Текст не отличается информационной избыточностью. Основной и дополнительный материал обозначен одинаковым шрифтом.

5.4 Соотношение фактического и теоретического материала: 12/10. Не совсем соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса физики. Регулярно на уроках используется учителем дополнительный теоретический и практический материал.

  • Дополнительный текст

6.1 Представлены виды текста: a) познавательные, научно-популярные; b) документальные:

6.2 Соотношение основного и дополнительного текстов приблизительно 8/1.

6.3 Исторические документы (факты) представлены в виде кратких адаптированных текстов и выдержок.

6.4 Дополниьтельный текст играет познавательную роль и усиливает интерес к изучению физики.

  • Пояснительный текст

7.1 Использованы виды текста:

a) постраничный словарь; b) пояснения в скобках внутри текста; c) подписи к иллюстрациям

7.2 В пояснительном тексте к иллюстрациям предлагается:номер рисунка, фамилия учёного,пояснительные записи)

7.3 Авторами потенциал пояснительного текста используется очень экономично.

  • Методический аппарат

8.1 К чему относятся вопросы и задания, как они расположены: c) после параграфа; d) после курса;.

8.2 Какие вопросы и задания использованы: a) на воспроизведение информации; b) на преобразование информации; c) на творческую реконструкцию фактов; d) на создание проблемных ситуаций; e) на закрепление изученного материала.

8.3 Характеристика задачного материала: a) соответствие обязательному уровню b) возможность организации дифференцированного обучения (нет) c) наличие занимательных задач (нет) d) реализация прикладного аспекта (нет) e) количественная характеристика

8.4 Какие виды таблиц предложены: d) конкретизирующие;

8.5 Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью: a) опорные схемы главы, параграфа;(нет) b) планы-схемы для организации самостоятельной работы учебником;(нет) c) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий;(нет) d) тесты самоконтроляи (нет) e) Л/р с целью приобретения практических навыков

  • Иллюстративные материалы

9.1 Какие виды иллюстраций представлены: a) изобразительные: - учебные рисунки;


b) условно-графические: - схемы, - чертежи

9.2 Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса? (в учебнике иллюстрации примерно одного вида, соответствуют возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса). 9.3 Существует связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника. Осуществляется с целью наглядности, упрощения усвоения нового материала.

9.4 Качество полиграфического исполнения иллюстративного материала желает быть лучшим.

  • Аппарат ориентировки

10.1 Оглавление расположено в конце учебника. Насколько эффективно такое решение? ( Удобно для использования)

10.2 Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?(главы по темам и содержание уроков)

10.3 Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?(таких сигналов нет)

10.4 Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита? (отдельные фрагменты текста выделяются жирным шрифтом,буквами разного масштаба и вида. Используется для выделения законов, определений, формул, вопросов, экспериментальных заданий)

10.5 Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике: ( указателя нет) a) указатель дат; b) словарь понятий; c) словарь имён; d) глоссарий?

10.6 Есть ли в учебнике колонтитулы и шмуцтитулы? Какую роль они играют? (нет)

10.7 Как задействованы форзац и нахзац книги?( нарисованы детали и приборы электрических схемы периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева).

10.8 Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена? (нет)

10.9 Какие материалы, необходимые для самостоятельного изучения, даны в Приложении? (приложения нет)

Материально-техническое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ.

Изучите Требования к оснащению учебного процесса по своему предмету, СанПиН-ы и сделайте сылки. Оцените материально-техническую базу своего кабинета в соответствии с профилем обучения в Вашем образовательном учреждении.Требования к оснащению образовательного процесса

Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса. Физика.

СанПин

СанПин

Медиа:Оценочный_лист_кабинета_физики.doc‎

Современные формы, методы и средства обучения

Проанализируйте электронное приложение к учебнику (заполните таблицу)

Медиа:Учебно-методический_анализ_электронных_материалов.doc‎

Сделайте внешние ссылки на нужные Вам цифровые образовательные ресурсы. (не менее 5-7 ссылок)

/Единое окно доступа к образовательным ресурсам

ФЦИОР

Википедия

Единая коллекция ЦОР

Образовательные ресурсы Интернета-школьникам и студентам


Разработать урок с использованием мультимедийных средств обучения и проведите его самоанализ по данной схеме Медиа:Конспект_урока.doc‎

Медиа:Анализ_урока.doc‎

Презентация урока Испарение и конденсация


Схема самоанализа урока


  • Определить место урока в теме и в общем курсе. А также определить насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
  • Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
  • Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи мате¬риала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответ¬ствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
  • Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
  • Продумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития уча¬щихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности уча¬щихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
  • Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться неотложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
  • Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде “гото¬вых знаний”, до чего, “додумались” сами учащиеся?
  • Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учеб-ный материал урока?
  • Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была оценена на урок, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сдела¬но?
  • Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли провере¬но, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
  • Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доб¬рожелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, харак¬тер их общения.
  • Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Использование проектной методики на уроке и во внеурочной деятельности

Познакомьтесь с примерами проектов.

  • Рассмотрите шаблон для описания проекта Шаблон: Ученинический проект
  • Продумайте проект, поисково-исследовательской направленности, дайте ему название
  • Создайте страницу проекта
  • Скопируйте нужную строку из шаблона, присвойте дополнительную категорию Проекты, сохраните страницу
  • Сделайте ссылку на проект с вашей личной странички

Проекты

Медиа:Проект_учебный.doc‎

Учебный проект Мир цвета радуги

Учебный проект Биологически активные вещества

Сертификаты индивидуальных достижений

Представьте материалы, подтверждающие проведение разработанного Вами урока. По Вашему желанию можно представить наиболее значимые сертификаты, грамоты, благодарности, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований, гранты и т.д.

Коллекции фотографий

Здесь располагаются фотоматериалы и описывается возможность их использования в педагогической практике

Умные мысли или обсуждение работы на курсах