Участник:Лена Михалевич

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Фото

Изображение:DSC07541.JPG

Михалевич Елена Ивановна

п.Зеленоборский

МОУ ООШ №18


Заместитель директора по УВР, учитель физики


Увлечения

Содержание

Работа на курсах

Современные подходы к конструированию содержания естественнонаучного образования

ФКГОС.Физика.Основная школа

Медиа:Образовательная программа.doc

Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ

Федеральный перечень учебников на 2009/2010 год

Учебники федеральных перечней


Схема анализа учебника

Автор(ы) учебника_ __А.В. Перышкин

Название учебника_ Физика

Учебное пособие для 7 класса (базового уровня).

Выходные данные_рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва издательство "Дрофа" 2008год_

Требования, предъявляемые к учебнику

  • Общая оценка учебника

1.1 Соответствие обязательному минимуму содержания образования

- полное

1.2 Новизна

-новаторское, нетрадиционное изложение (привести примеры)-

- новый подход к структурированию учебника (привести примеры )-

- новое содержание лабораторных работ (привести примеры)-

- новые типы заданий (привести примеры) -

1.3 Наличие учебно-методического комплекта к учебнику

- пособие для учителя, для ученика и т.д.:

В.А.Волков,С.Е.Полянский Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Перышкина7,8.9 классы Москва издательство "Вако" 2007;

В.И.Лукашик Сборник задач по физике для 7-9 классов Москва "Просвещение" 2001 год;

А.Е.Марон Физика 7-9 Дидиктический материал Москва издательство "Дрофа" 2008;

Т.А.Ханнанова Физика 8, 9 Рабочая тетрадь Москва издательство"Дрофа" 2007;

1.4 Соблюдение полиграфических норм

- использование различных шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала: учебник хорощо полиграфически исполнен:набран крупным шрифтом, в нем удачно расположен материал, выделены рамкой определения, шрифтом - главные формулы, важные выводы, соотношения между физическими величинами.

- рациональное расположение материала на странице

- наличие цветных иллюстраций: хорошо подобран иллюстративный материал - рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Одни рисунки(например, рис.16 и 17 "Изменение объема тела при нагревании",рис.126-127 "Работа манометра" повторяют опыты, проделанные в классе; другие - помогают восстановить в памяти и лучше воспринять кадры электронного приложения (рис.86 "Давление"), третьи несут новую информацию (рис. 25 "Диффузия в твердых телах"). Фотографии информируют о технических применениях физических приборов(рис.14,15 в п. "Физика и техника",рис.70 и 71 "Динамометр", рис. 113 "Устройство шлюза".)

  • Педагогическая оценка.

Дидактические принципы

2.1 Научность

-соответствует современным взглядам на содержание основного образования

-соответствиет современной педагогической теории:в учебнике реализуются принципы историзма и политехнизма, развивающего и воспитывающего обучения, доступности и наглядности, научности изложения материала

- отражение методов познания

- отсутствие теоретических ошибок -

- корректность формулировок - корректны

2.2 Системный подход к содержанию

- содержание учебника в целом: материал учебника изложен ясно, кратко (не в ущерб научности),доступно. Все главы учебника содержат богатый иллюстративный материал.

- содержание отдельных тем: при изучении отдельных тем просматривается логика изложения материала:например,понятие "сила" формируется следующим образом, сила - явление тяготения -сила тяжести - сила упругости -вес тела - сила трения. Но думаю, что за п.24 "Сила тяжести" должен быть п.27"Связь между силой тяжести и массой тела"

2.3 Реализация принципа историзма

- достаточная:примеры 1.В учебнике помещены портреты выдающихся ученых и краткие сведения о них (годы жизни, вклад в науку). 2.Рассказано об историческом опыте Торричелли 3.Введены исторические сведения в материалы для дополнительного чтения ("Броуновское движение", "Опыт Паскаля", "История открытия атмосферного давления", "Легенда об Архимеде")4.На историческом материале составлена задача с магдебургскими полушариямию №2 упр.19

2.4 Доступность

- учебник соответствует возрастному уровню интеллекта ученика

- намного выше или ниже -

- увлекательность изложения

2.5 Наглядность представления информации

- иллюстрации к образному строю текста: модели, схемы содержатся практически в каждом параграфе учебника, таблицы (их пять)помещены внутри параграфов:средние скорости движения некоторых тел (п.15), плотности некоторых тел (п.21) и мощность некоторых двигателей(п. 54).

- иллюстрации в виде изображений реальных предметов, фотографии: в учебнике их немного примеры: в п.6"Физика и техника", рис 20 (фотография молекул белка), рис. 178 ( фотография молекулы)

2.6 Отражение межпредметных связей

(привести примеры)1 В содержании учебника расширяются и углубляются сведения, полученные учащимися на уроках природоведения:об веществах, телах, явлениях природы, свойствах газов, жидкостей, твердых тел. 2.При изучении атмосферного давления используется материал с уроков географии "Атмосфера Земли" 3.Для решения количественных и графических задач необходимы математические знания.


2.7 Проблемный подход

  • Дидактические функции": принцип научности, принцип наглядности, принцип системности и последовательности, принцип доступности, принцип прочности усвоения, принцип связи теории и практики


3.1Возможности дифференциации обучения

- разноуровневость текста, разноуровневость заданий, дополнительный материал -

3.2 Организация учебной деятельности обучающегося Наличие различных видов заданий (вопросы, упражнения, задачи, экспериментальные и творческие задания), инструкций к лабораторным и практическим занятиям, указаний к проведению опытов, - правил техники безопасности: Для организации учебной деятельности обучающегося после каждого параграфа дается перечень вопросов, много упражнений для выполнения домашних заданий.Предлагаются интересные практические задания, с которыми учащиеся смогут справится самостоятельно или с помощью родителей. Для проведения лабораторных работ дается полная инструкция ее выполнения, считаю это обоснованным, т.к. к 9 классу мы должны научить учеников самостоятельно оформлять л/р, привить им навыки выполнения практических заданий.Правила техники безопасности в текстах л/р не написаны.

- возможность использования учебника для самостоятельного чтения: в конце учебника помещен материал для дополнительного чтения, повышающий интерес к изучаемому предмету

3.3.Формирование приёмов умственной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения, умения выделять главное: на уроках в работе с учебником в классе использую приемы анализа, сравнения, обобщения, умения выделять главное

3.4 Формирование мотивационной сферы - - потребность в биологическом образовании, цели, мотивы

3.5 Освещение роли химии - - в промышленности, в сельском хозяйстве, в повседневной жизни человека, -в решении экологических проблем (привести примеры)

3.6 Возможность использования учебника в различных методических системах и технологиях - ориентация на элементы технологии дифференцированного обучения - независимость от конкретной технологии

3.7 Возможность преемственности с другими учебниками - Воспитательные и мировоззренческие функции

4.1 Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих законов и теорий - -наличие интеграции естественнонаучного знания.

- направленность на создание научной картины природы - адекватное отражение законов химии

4.2 Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда -структурность изложения + -наличие пояснений по работе с учебником - - оглавления + - предметного указателя - -условных обозначений к заданиям - - ответов к заданиям +

4.3 Духовное воспитание - нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, воспитание потребности в здоровом образе жизни, экологическое

  • Основной текст

5.1 Какие виды текста использованы: a) вводный + b) информационный + c) обобщающий + d) заключительный?

5.2 Какие приёмы изложения использованы: a) описание + b) повествование + c) объяснение + d) проблемное изложение?

5.3 Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал? Изложение материала в тексте краткое, ясное, доступное всем учащимся.

5.4 Каково соотношение фактического и теоретического материала? Насколько оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса химии? -

  • Дополнительный текст

6.1 Какие виды текста представлены: a) познавательные, научно-популярные;9 из 11 текстов для дополнительного чтения относятся к познавательным и научно-популярным b) документальные: "История открытия атмосферного давления", "Легенда об Архимеде" с) фрагменты из художественных произведений? -

6.2 Каково соотношение основного и дополнительного текстов? 85%- основного текста, 15% - дополнительного

6.3 В каком виде предлагаются исторические документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развёрнутые, аутентичные тексты и т.д.)

6.4 Какую роль играет в учебнике дополнительный текст? Повышает интерес к изучаемому предмету, расширяет кругозор учащихся, повышает научный уровень изложения материала.

  • Пояснительный текст

7.1 Какие виды текста использованы:

a) постраничный словарь;- b) пояснения в скобках внутри текста; пояснения к рисункам внутри текста c) подписи к иллюстрациям?-

7.2 Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям: описание опытов(примеры,рис.41"Инерция", рис 46"Взаимодействие тел", рис.99-102"Давление в жидкости и газе"), описание устройств и принципов действия приборов и технических объектов (примеры,рис.113 "Устройство и работа шлюза", рис.126-129 "Манометры" и т.д.)

7.3 Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста?

  • Методический аппарат

8.1 К чему относятся вопросы и задания, как они расположены: Вопросы и задания расположены после параграфа a) в начале темы, параграфа; b) внутри основного текста; c) после параграфа; вопросы и задания расположены после параграфа d) после темы, раздела, курса;. e) к иллюстрациям; f) к документам?

8.2 Какие вопросы и задания использованы: a) на воспроизведение информации предложены упражнения к параграфам b) на преобразование информации; c) на творческую реконструкцию фактов предложены задания к параграфам d) на создание проблемных ситуаций e) другие?

8.3 Характеристика задачного материала: a) соответствие обязательному уровню + b) возможность организации дифференцированного обучения c) наличие занимательных задач d) реализация прикладного аспекта e) количественная характеристика

8.4 Какие виды таблиц предложены: a) хронологические; b) синхронистические; c) сравнительно-обобщающие "Плотности газов, жидкостей и твердых тел" d) конкретизирующие; e) иллюстративные f) технические "Средние скорости движения некоторых тел", "Мощность некоторых двигателей"

8.5 Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью:- a) опорные схемы главы, параграфа; b) планы-схемы для организации самостоятельной работы учебником; c) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий; d) тесты самоконтроля e) другие?

  • Иллюстративные материалы

9.1 Какие виды иллюстраций представлены: a) изобразительные: - учебные рисунки имеются практически ко всем параграфам учебника - репродукции произведений искусства- цветной вкладыш - - документальные изображения имеются ко всем параграфам учебника.-

b) условно-графические: - - карты, картосхемы, - картопланы, - схемы + - чертежи?

c) портреты ученых

9.2 Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса? Наибольшее количество иллюстраций (90%) - показывают опыты, проделанные в классе, модели и схемы технических средств, их применение. Немного портретов ученых и фотографий.

9.3 Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом и с какой целью она осуществляется? Иллюстративный материал при подготовке домашнего задания для лучшего осмыслени и запоминания помогает ученикам вспомнить опыты, проделанные в классе, модели и таблицы, используемые на уроке.

9.4 Каково качество полиграфического исполнения иллюстративного материала? Считаю, что рисунки должны быть выполнены более красочно, а не в черно - синем цвете.

  • Аппарат ориентировки

10.1 Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение? Оглавление расположено в конце учебника. Такая форма расположения в учебниках встречается чаще.

10.2 Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности? Оглавление представляет собой перечень глав, соответствующих им параграфов и страниц, в конце указаны лабораторные работы, материал для чтения и ответы к упражнениям.

10.3 Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности? -

10.4 Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита? Жирным шрифтом в рамке выделены определения, законы; шрифтом - выводы, главные формулы, соотношения между физическими величинамию

10.5 Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике: нет a) указатель дат; b) словарь понятий; c) словарь имён; d) глоссарий?

10.6 Есть ли в учебнике колонтитулы и шмуцтитулы? Какую роль они играют? На каждой странице учебника указан номер главы и ее название. Это позволяет учащимся лучше ориентироваться в учебнике. Шмуцтитулов нет.

10.7 Как задействованы форзац и нахзац книги? Указаны основные величины, изучемые в курсе 7 класса, в системе СИ.

10.8 Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена? Нет

10.9 Какие материалы, необходимые для самостоятельного изучения, даны в Приложении?

Материально-техническое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ.

Медиа:Требования к кабинету физики.doc

Медиа:Требования к лаборатории физики.doc

Медиа:САНПИНы.doc

Медиа:Режим проветривания.doc

Медиа:Инструкции по ТБ.doc

Медиа:Оценочный лист кабинета.doc

Современные формы, методы и средства обучения

Проанализируйте электронное приложение к учебнику (заполните таблицу) \ "Виртуальные лабораторные по физике. 7-9 классы." Авторы: Кудряшова Т.Г, Кудрявцев А.А. Издательство ЗАО "Новый диск" 2007 год. Программа включает комплект виртуальных лабораторных работ (измерение размеров малых тел,измерение массы тела на рычажных весах,измерение объема твердого тела,определение плотности вещества,измерение выталкивающей силы, измерение колебаний нитяного маятника, выяснение условий равновесия рычага, измерение равноускоренного движения, изучение явления теплообмена)и рассчитана на учащихся 7-9 классов. Отличное качество компьютерной графики и моделирования позволяют приблизиться к условиям реальности.Включенные в лабораторные работы экспериментальные задачи помогут не только глубже понять физические процессы и закономерности, но и научиться применять полученные знания на практике.

Сделайте внешние ссылки на нужные Вам цифровые образовательные ресурсы. (не менее 5-7 ссылок)

коллекция

ресурсы

Олимпиады по физике

[http://pedsovet.org/index.php? option=com_mtree&task=viewlink&link_id=4609&Itemid=88&bsb_midx=0 иду на урок]

Физика в школе

Разработать урок с использованием мультимедийных средств обучения и проведите его самоанализ по данной схеме

Последовательное соединение проводников

Схема самоанализа урока по теме "Последовательное соединение проводников", проведенного в 8 классе 23.03.


  • Определить место урока в теме и в общем курсе. А также определить насколько ясным стало это место для учащихся после урока. В теме "Электрические явления" 27 уроков. Урок "Последовательное соединение проводников"находится на 21 месте, то есть является одним из заключительных, выходом на контрольную работу. Это объясняется ученикам. Логична и первая часть урока - тестовая работа по повторению.
  • Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи. Основная цель изучаемой темы (определить закономерности последовательного соединения проводников) достигнута в процессе самого урока, о чем свидетельствовало выполнение практической части, формулировка выводов самими учащимися и их ответы на вопросы в конце урока.
  • Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи мате¬риала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответ¬ствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма). Композиция урока: логичность в подаче материала (из последнего задания тесовой работы делаю переход на новую тему, демонстрируя сложные схемы соединения потребителей), после каждого этапа урока- выводы, а конце подведен итог.
  • Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету. Содержание урока способствовало развитию ума, пямяти,умения работать самостоятельно и в парах, высказывать свои мысли.
  • Продумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития уча¬щихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности уча¬щихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?

Полностью урок в такой форме проводила впервые, поэтому трудно было определить соответствие содержания материала временным рамкам урока: удалось выполнить все. Соответствовал.

  • Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться неотложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами. Отдельные учащиеся отвечают очень хорошо(воспроизводят материал, делают выводы). 5 учеников на уроках чаще всего молчат, пытаются уйти от диалога, поэтому приходится обращать внимание именно на них,приглашать к разговору.При оценке личности ученика идет сравнение только с его результатами.
  • Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде “гото¬вых знаний”, до чего, “додумались” сами учащиеся?

Оптимальным. Тестовая работа в начале урока сменилась выполнением лабораторной работы из электронного учебного издания, для выяснения достоинства данного соединения ученики вставали в круг и "собирали" его, для выяснения недостатка использовалась елочная гирлянда. "Готовых знаний" не было дано.

  • Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учеб-ный материал урока? Один из принципов обучения физике - практическая направленность предмета, поэтому на уроке ученики приводили примеры последовательного соединения потребителей, отвечали на вопросы (пр.: можно ли утверждать, что потребители дома соединены последовательно. Почему?)
  • Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была оценена на урок, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сдела¬но? Урок был первым после каникул, поэтому этапа урока по проверке домашнего задания не было.
  • Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли провере¬но, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка? Домашнее задание записано на слайд презентации и спроецировано на экран.Запись проконтролирована.
  • Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доб¬рожелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, харак¬тер их общения. Оптимальная психологическая атмосфера урока.
  • Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? Думаю, что уроки с использованием мультимедийных средств нужны: они повышают интерес к предмету, формируют навыки самостоятельной работы. Но полностью проводить такие уроки в компьютерном кабинете сложно, кабинет не приспособлен для записей, решения задач у доски.Это лучше делать в кабинете физики.

Можно увеличить темп ведения урока.

Использование проектной методики на уроке и во внеурочной деятельности

Дисперсия света

Учебный проект Мир цвета радуги

Учебный проект Биологически активные вещества

Сертификаты индивидуальных достижений

Представьте материалы, подтверждающие проведение разработанного Вами урока. По Вашему желанию можно представить наиболее значимые сертификаты, грамоты, благодарности, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований, гранты и т.д.

Медиа:Справка 1.doc

Коллекции фотографий

 Зеленый Бор

Изображение:IMG 8498.JPG Изображение:IMG 0017.jpg Изображение:040.jpg

 Урок "Последовательное соединение проводников"

Изображение:Изображение 049.jpg Изображение:Изображение 063.jpg Изображение:Изображение 050.jpg Изображение:Изображение 060.jpg Изображение:DSC07550.JPG