Участник:Прохорова Валентина Борисовна

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Изображение:DSC07545.JPG

Прохорова Валентина Борисовна

Мурманск

Образование: высшее, Место работы, должность:Междуреченская СОШ,учитель физики

Интересы:

Медиа:Оснащение кабинета технологии.doc

Содержание

Современные подходы к конструированию содержания естественнонаучного образования

Изучите нормативные документы, необходимыедля составления рабочей программы по Вашему предмету. Сделайте ссыьлки на эти документы.

Федер.комп.гос.станд. об образовании РФ

Представьте рабочую программу по своему предмету для основной или полной школы. Оснащение кабинета технологии.doc

Медиа:Рабочая_программа_по_физике_10-11-_cor.doc‎

Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ

Изучите Федеральный перечень учебников на 2009-2010 уч.г., сделайте ссылку на этот документ.

[1]Федеральный перечень учебников на 2009-2010 уч.г.

Проанализируйте один из учебников, по которому Вы занимаетесь.

Схема анализа учебника

Автор(ы) учебника Л.Э.Генденштейн Ю.И.Дик

Название учебника_"Физика,11"

Учебник базового уровня для 11 класса общеобразовательных учебных заведений. 

Выходные данные_Москва "Илекса" 2006г._

Требования, предъявляемые к учебнику

  • Общая оценка учебника

1.1 Соответствие обязательному минимуму содержания образования

- полное, частичное Полностью соответствует обязательному минимуму содержания образования 1.2 Новизна

-новаторское, нетрадиционное изложение (привести примеры)Изложение ведется в диалоговом режиме: многие разделы начинаются с вопросов,ответами на которые является содержание этих разделов.Например,на стр.8 "Как происходит электризация тел?" Далее следует ответ.На стр.114 "Где производят электроэнергию?"Далее следует ответ на этот вопрос.

- новый подход к структурированию учебника (привести примеры )Очень четкая структура учебника.Один параграф учебника рассчитан на одну учебную неделю.

- новое содержание лабораторных работ (привести примеры)Моделирование процесса в лабораторной работе.Например,л\р № 9 "Моделирование радиоактивного распада."

- новые типы заданий (привести примеры) Новых типов заданий нет.

1.3 Наличие учебно-методического комплекта к учебнику

- пособие для учителя, для ученика и т.д.К учебнику есть УМК:Л.А.Кирик,Л.Э.Генденштейн,Ю.И.Дик "Физика,11 кл.Методические материалы для учителя.";

Л.А.Кирик,Ю.И.Дик "Физика,11.Сборник заданий и самостоятельных работ."; "Тетрадь для лабораторных работ"; компакт-диск с электронной поддержкой к учебнику.           

1.4 Соблюдение полиграфических норм Полиграфические нормы соблюдаются.

   Используются различные шрифты. 

- использование различных шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала

   Используются различные шрифты для выделения основного,дополнительного и пояснительного материала.

- рациональное расположение материала на странице

   Материал на странице расположен рационально. 

- наличие цветных иллюстраций

   Цветные иллюстрации расположены только на форзацах учебника.
  • Педагогическая оценка.

Дидактические принципы

2.1 Научность

-соответствие современным взглядам на содержание среднего (полного) общего образования

-соответствие современной педагогической теории

   Соответствует современным взглядам педагогической теории.

- отражение методов познания

   Отражает методы познания.

- отсутствие теоретических ошибок

   Теоретические ошибки отсутствуют.

- корректность формулировок

   Формулировки корректны.

2.2 Системный подход к содержанию

- содержание учебника в целом

   Содержание учебника в целом систематизировано правильно.

- содержание отдельных тем

   Содержание отдельных тем представлено в соответствии с системным подходом.

2.3 Реализация принципа историзма

- достаточная, недостаточная, отсутствует

    Принцип историзма реализован в достаточной мере.

2.4 Доступность

- соответствует возрастному уровню интеллекта ученика

    Содержание учебика соответствует возрастному уровню интеллекта ученика.

- намного выше или ниже

- увлекательность изложения

    Материал изложен увлекательно.

2.5 Наглядность представления информации

- иллюстрации к образному строю текста: модели, схемы, таблицы

    Образный строй текста иллюстрирован моделями, схемами, таблицами.

- иллюстрации в виде изображений реальных предметов, фотографии

    Имеются иллюстрации в виде изображений реальных предметов,фотографий.

2.6 Отражение межпредметных связей

(привести примеры)

    В данном учебнике отражены межпредметные связи, а именно: 
    с астрономией (главы 8 и 9 посвящены Солнечной системе, галактикам, звездам);
    с биологией (влияние радиации на живые организмы);
    с экологией (атомные электростанции;
    с химией (принцип Паули и таблица Меделеева);
    с математикой (вероятностный характер атомных процессов);
    с медициной (исправление дефектов зрения).

2.7 Проблемный подход

    Проблемный подход используется в рассмотрении некоторых тем, таких как: "Линии напряженности электрического поля", "Цвет", "Оптические приборы" и др. 
  • Дидактические функции

3.1Возможности дифференциации обучения

- разноуровневость текста, разноуровневость заданий, дополнительный материал

    Учебник предоставляет возможность дифференциации обучения: содержит разноуровневые тексты,задания, дополнительный материал. 

3.2 Организация учебной деятельности обучающегося Наличие различных видов заданий (вопросы, упражнения, задачи, экспериментальные и творческие задания), инструкций к лабораторным и практическим занятиям, указаний к проведению опытов, - правил техники безопасности - возможность использования учебника для самостоятельного чтения

   Учебник содержит различные виды заданий, а именно: вопросы и задания для самопроверки, инструкции к лабораторным занятиям. Задачи и упражнения в учебнике не представлены. 

3.3.Формирование приёмов умственной деятельности - анализа, синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения, умения выделять главное

   Учебник позволяет формировать умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать материал, выделять главное.

3.4 Формирование мотивационной сферы - потребность в биологическом образовании, цели, мотивы

3.5 Освещение роли химии

  Освещена роль физики:в промышленности,например,производство электроэнергии с помощью индукционных генераторов;
 в повседневной жизни человека,например,"Как работает мобильный телефон?";
 в решении экологических проблем,например,"Альтернативные источники энергии".

- в промышленности, в сельском хозяйстве, в повседневной жизни человека, -в решении экологических проблем (привести примеры)

3.6 Возможность использования учебника в различных методических системах и технологиях - ориентация на конкретную технологию - независимость от конкретной технологии

  Есть возможность использования учебника в различных методических системах и технологиях.

3.7 Возможность преемственности с другими учебниками

  Существует преемственность с учебниками физики основной школы,например,учебниками А.В.Перышкина"Физика,7","Физика,8",А.В.Перышкина,Е.М.Гутник"Физика,9".

Воспитательные и мировоззренческие функции

4.1 Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих законов и теорий -наличие интеграции естественнонаучного знания.

- направленность на создание научной картины природы - адекватное отражение законов химии

  Основные мировоззренческие положения раскрываются на основе ведущих законов и теорий,интеграцией естественнонаучных знаний,
 направленностью на создание научной картины природы,адекватным отражением законов физики.

4.2 Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда -структурность изложения -наличие пояснений по работе с учебником - оглавления - предметного указателя -условных обозначений к заданиям - ответов к заданиям

  Вопросы воспитания культуры учебного труда реализуются путем четкой структурности изложения,наличием оглавления,
предметно-именного указателя.

4.3 Духовное воспитание - нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, воспитание потребности в здоровом образе жизни, экологическое

  Присутствуют элементы гражданско-патриотического,эстетического и экологического воспитания.
  • Основной текст

5.1 Какие виды текста использованы: a) вводный b) информационный c) обобщающий d) заключительный?

  Использованы следующие виды текста:вводный,информационный,обобщающий,заключительный.  

5.2 Какие приёмы изложения использованы: a) описание b) повествование c) объяснение d) проблемное изложение?

  Использованы в качестве приемов изложения:описание,повествование,объяснение,проблемное изложение. 

5.3 Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал?

  Информационной избыточности в тексте нет.Дополнительный материал представлен более мелким шрифтом.

5.4 Каково соотношение фактического и теоретического материала? Насколько оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса химии?

  Соотношение фактического и теоретического материала соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике курса физики базового уровня.
  • Дополнительный текст

6.1 Какие виды текста представлены: a) познавательные, научно-популярные; b) документальные: с) фрагменты из художественных произведений?

  Тексты познавательные и научно-популярные.

6.2 Каково соотношение основного и дополнительного текстов?

  Основной текст доминирует над дополнительным.

6.3 В каком виде предлагаются исторические документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развёрнутые, аутентичные тексты и т.д.)

  Есть краткие исторические справки в виде адаптированных текстов.

6.4 Какую роль играет в учебнике дополнительный текст?

  Дополнительный текст призван расширить кругозор учащихся.
  • Пояснительный текст

7.1 Какие виды текста использованы:

a) постраничный словарь; b) пояснения в скобках внутри текста; c) подписи к иллюстрациям?

  Используются пояснения в скобках внутри текста,подписи к иллюстрациям.

7.2 Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям:

  В пояснительном тексте к иллюстрациям предлагаются фрагменты,поддерживающие основной текст.

7.3 Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста?

  Потенциал пояснительного текста используется эффективно.
  • Методический аппарат

8.1 К чему относятся вопросы и задания, как они расположены: a) в начале темы, параграфа; b) внутри основного текста; c) после параграфа; d) после темы, раздела, курса;. e) к иллюстрациям; f) к документам?

  Вопросы и задания относятся к материалу параграфа и расположены после него.

8.2 Какие вопросы и задания использованы: a) на воспроизведение информации; b) на преобразование информации; c) на творческую реконструкцию фактов; d) на создание проблемных ситуаций e) другие?

  Большая часть вопросов предполагает воспроизведение информации,меньшая - преобразование информации и творческую реконструкцию фактов.

8.3 Характеристика задачного материала: a) соответствие обязательному уровню b) возможность организации дифференцированного обучения c) наличие занимательных задач d) реализация прикладного аспекта e) количественная характеристика

 Задачный материал в учебнике отсутствует.

8.4 Какие виды таблиц предложены: a) хронологические; b) синхронистические; c) сравнительно-обобщающие; d) конкретизирующие; e) иллюстративные f) другие?

  Предложены таблицы:сравнительно-обобщающие,конкретизирующие,иллюстративные.

8.5 Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью: a) опорные схемы главы, параграфа; b) планы-схемы для организации самостоятельной работы учебником; c) памятки-алгоритмы выполнения познавательных заданий; d) тесты самоконтроля e) другие?

  Для каждого параграфа представлен план и анонс.Каждая глава завершается разделом"Главное в этой главе."
  • Иллюстративные материалы

9.1 Какие виды иллюстраций представлены: a) изобразительные: - учебные рисунки; - репродукции произведений искусства- цветной вкладыш - документальные изображения имеются ко всем параграфам учебника.

  Представлены учебные рисунки,фотографии.

b) условно-графические: - карты, картосхемы, - картопланы, - схемы, - чертежи?

c) другие?

 Иллюстрации: условно-графические,схемы,фотографии.

9.2 Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса?

  Преобладают учебные рисунки.Иллюстрации соответствуют познавательным вожможностям учащихся и специфике курса.

9.3 Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом и с какой целью она осуществляется?

  В основном тексте ссылки на каждую иллюстрацию.

9.4 Каково качество полиграфического исполнения иллюстративного материала?

  Полиграфическое исполнение иллюстраций хорошее.
  • Аппарат ориентировки

10.1 Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение?

  Оглавление в конце учебника.Это эффективно.

10.2 Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?

  Выделены названия глав,параграфов,пунктов в параграфе.Дополнительный материал не распознается.Есть рпедметно-именной указатель.

10.3 Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности?

  Формулировки законов ,правила,формулы выделены рамкой,ключевые термины-жирным шрифтом.

10.4 Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита?

  Анонсы глав и параграфов выделены курсивом,дополнительный текст,сноски-петитом. Ключевые термины-жирным шрифтом.

10.5 Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике: a) указатель дат; b) словарь понятий; c) словарь имён; d) глоссарий?

 Есть предметно-именной указатель.

10.6 Есть ли в учебнике колонтитулы и шмуцтитулы? Какую роль они играют?

  Колонтитулы и шмуцтитулы отсутствуют.

10.7 Как задействованы форзац и нахзац книги?

  Форзац и нахзац заполнены иллюстрациями.

10.8 Есть ли в учебнике библиография? Где она расположена?

  Библиография отсутствует.

10.9 Какие материалы, необходимые для самостоятельного изучения, даны в Приложении?

  В приложении даны руководства к лабораторным работам.Материалов для самостоятельного изучения нет.

Материально-техническое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ.

Требования к оснащению учебного процесса по своему предмету, СанПиН-ы и сделайте сылки.каб. физ.

СанПиН

Оцените материально-техническую базу своего кабинета в соответствии с профилем обучения в Вашем образовательном учреждении.

Медиа:ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КАБИНЕТА ФИЗИКИ исп..doc

Медиа:кабинет физики мат база мсш.doc

Современные формы, методы и средства обучения

Проанализируйте электронное приложение к учебнику (заполните таблицу)

Медиа:анализ электронного приложения уч Генденштейна.doc

Сделайте внешние ссылки на нужные Вам цифровые образовательные ресурсы. (не менее 5-7 ссылок) плавание тел загадки простой воды спортивное плавание и физика плавание физкультура Архимедова сила Разработать урок с использованием мультимедийных средств обучения и проведите его самоанализ по данной схеме

Медиа:Конспект урока плавние тел.doc

Медиа:Самоанализ.doc

Схема самоанализа урока

  • Определитьесто для учащихся после урока.
  • Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
  • Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи мате¬риала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответ¬ствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
  • Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
  • Продумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития уча¬щихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности уча¬щихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
  • Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться неотложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
  • Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде “гото¬вых знаний”, до чего, “додумались” сами учащиеся?
  • Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учеб-ный материал урока?
  • Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была оценена на урок, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сдела¬но?
  • Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли провере¬но, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
  • Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доб¬рожелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, харак¬тер их общения.
  • Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Использование проектной методики на уроке и во внеурочной деятельности

Ученинический проект

Откуда человек получает энергию и много ли её надо для жизни?

Презентация_Ученинический проект

Дополнительная информация по пректу:


Познакомьтесь с примерами проектов.

  • Рассмотрите шаблон для описания проекта Шаблон: Ученинический проект
  • Продумайте проект, поисково-исследовательской направленности, дайте ему название
  • Создайте страницу проекта
  • Скопируйте нужную строку из шаблона, присвойте дополнительную категорию Проекты, сохраните страницу
  • Сделайте ссылку на проект с вашей личной странички

Проекты

Учебный проект Мир цвета радуги

Учебный проект Биологически активные вещества

Сертификаты индивидуальных достижений

Представьте материалы, подтверждающие проведение разработанного Вами урока. По Вашему желанию можно представить наиболее значимые сертификаты, грамоты, благодарности, дипломы профессиональных конкурсов, соревнований, гранты и т.д.

Медиа:Справка о проведении урока.jpg

Медиа:кабинет физики мсш1.JPG

Медиа:кабинет физики мсш2.JPG

Коллекции фотографий

Здесь располагаются фотоматериалы и описывается возможность их использования в педагогической практике

Умные мысли или обсуждение работы на курсах