Участник:Прохорова Светлана

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Модель образовательной системы Управление индивидуальной траекторией обучающихся на основе кейс-метода

   Основной целью инновационных нововведений в образовательных учреждениях является формирование успешной, конкурентоспособной личности, усвоившей образовательные программы по ступеням обучения, умеющей анализировать сложившуюся ситуацию, вырабатывать конкретные решения и претворять их в реальных жизненных ситуациях.  Этим и обусловлена актуальность управления индивидуальной траекторией развития учащихся на основе кейс-метода в МАОУ «Гимназия №76»,  все активнее занимающего ключевые позиции в российской школе и обучающего разрешать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.   Для реализации данной цели выдвигается ряд сопутствующих задач:

1.Разработать и апробировать механизмы создания и ведения кейс-метода, направленные на повышение качества обучения и управления. 2.Облегчить освоение структуры кейс-метода путем создания творческих лабораторий, интегрированных по разным направлениям. 3.Развить навыки исследовательской и проектной деятельности педагогов и обучающихся на основе «ситуационного обучения».

   Следует отметить, что  кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссии с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно- практического контроля и самоконтроля. Следовательно, перед нами практически- проблемный метод, эффективно применяемый как в эвристической, так и  в блочно-модульной системе, нацеленный на принципиально новое управление индивидуальной траекторией обучающихся, основанный на демонстрации поиска способов решения практической проблемы. Кейс-метод способствует активному усвоению знаний, закреплению навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Кроме того, грамотно составленный кейс учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, развивает независимость мышления, достаточно адекватно иллюстрируя реальную жизнь. Таким  образом, исходя из специфики данного направления, мы можем выделить следующие специфические черты кейса:

• Техника обучения, использующая описание реальных экономических, экологических, социальных ситуаций. • Специально подобранный материал, на основе которого можно успешно развивать управленческие социально-значимые навыки: способность к анализу, принятию решений, умение продуктивно работать в команде… • Творческое задание на развитие мышления менеджера ( выработка правильного алгоритма принятия решений) • Ролевая система, где под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

  Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать стратегические принципы развития кейс-метода и его внедрения в образовательный процесс:

1.Кейс-метод должен использоваться в органичном единстве с другими методами обучения, поскольку они закладывают обязательное нормативное знание. 2.Применение кейс-метода должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным как на уровне организации учебно-воспитательного процесса, так и на уровне планирования его преподавателем. 3. Кейс-метод необходимо как можно быстрее внедрить в обучение современным рыночным профессиям, поскольку в них доминирует ситуационное знание и ситуативная деятельность. 4.Данный метод выступает одним из методов повышения квалификации преподавателей.

Использование кейс- метода в  управлении индивидуальной траекторией развития личности сводится к решению следующих задач:

• осуществление проблемного структурирования; • установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации; • диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация; • осуществление построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий; • подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего; • выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации; • разработка программ деятельности в данной ситуации. Исходя из вышеназванных особенностей, можно определить принципиальные отличия кейс-метода от традиционных образовательных методик: 1. Данный метод ориентирован на принципиальное изменение характера образования, на замещение стиля «преподавание» стилем «обучения». 2. Соотношение фоновой и значимой информации. Эта особенность стимулирует поисковую активность участников. 3. Обращенность в будущее-ориентация не на изучение «чего-то», а на научение «чему-то», т.е. в традиционном школьном образовании сердцевиной учебного процесса остается набор знаний, которые передаются обучающемуся. Здесь же ведущим аспектом становится то, какие дополнительные возможности в реальной жизни открываются перед обучаемым в результате того, что он воспринимает окружающий мир не как совокупность механизированных и заданных компонентов, а как сложную, динамичную, обновляющуюся систему. 4. Обучение на своих ошибках. 5. Задача преподавания отклоняется от классической схемы и переориентируется на получение не единственной, а многих истин при полной ориентации в их проблемном поле. 6. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки , которые могут пригодиться независимо от избранной и полученной профессии. 7. При использовании кейс-метода преодолевается классический дефект традиционного обучения и воспитания, связанный с сухостью, отсутствием эмоциональности в изложении материала. 8. Акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя. Преподаватель выступает прежде всего в качестве менеджера, который поставил задачу, а непосредственное выполнение самой задачи остается за обучающимися.Для того чтобы получить вполне удовлетворительный результат, школьникам приходится налаживать элементарное временное самоуправление- даже этот аспект самоорганизации можно признать достаточным для введения кейс-метода в практику современной школы.

 Обобщая вышеизложенное, можно резюмировать, что традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из  ситуации на основе прошлого; интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим; а кейс-метод готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него.
   Выстраивать индивидуальную траекторию  на основе кейс-метода необходимо с начальной школы,  это обеспечивает преемственность и дает высокие результаты в дальнейшем. Модель образовательной системы «Управление индивидуальной траекторией развития учащихся на основе кейс-метода» включает в себя организационно-содержательные модули, выделенные в соответствие с возрастно-нормативными моделями развития человека в образовательных процессах.

I модуль (начальная школа): создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу; постепенное наращивание когнитивных задач с целью становления учебной самостоятельности; предоставление возможности реализовать себя через творчество в различных видах дополнительного образования. II модуль (5-7-е классы): изучение основ наук, формирование единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам; создание условий и мотивов для широкого участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня; социальная адаптация учащихся через включение в проектную деятельность. III модуль (8-9-е классы): конкретизация познавательных интересов учащихся; углубление знаний по отдельным предметам; организация учебно-исследовательской деятельности на основе многообразия форм внеурочной работы; создание дополнительных условий для самореализации через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях; социализация учащихся на основе включения их в различные виды социального проектирования. IV модуль (10-11 классы): развитие высокого уровня обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений; определение области будущей профессиональной деятельности; интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в высших учебных заведениях; активное участие в проектной и научно-исследовательской работе; формирование гражданской позиции на основе активного участия в организации школьной жизни и управленческих процессах. V модуль (педагогический коллектив): качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение передового педагогического опыта, создание банка передового педагогического опыта; многообразие форм повышения квалификации, участие в профессиональных объединениях учителей; активное участие в опытно-экспериментальной работе.

Исходя из представленных  организационно-содержательных  модулей, можно выстроить индивидуальную траекторию развития школы. Таким образом , опираясь на изложенный выше материал, можно резюмировать, что процесс принятия решений означает переход от выявления проблемы и установлении условий и факторов, приведших к ее возникновению, к разработке решений, из которых выбирается лучшее. Следует отметить, что реализация любого проекта начинается с  выявления его сильных и слабых сторон, просчитываются  всевозможные нюансы и барьеры. Именно это и позволяет сделать  SWOTанализ, прогнозирующий ожидаемые  результаты и дальнейшее развитие  проекта.

1.Сильные стороны. • возможность работы группы учителей и учеников на едином проблемном поле; • использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; • использование принципов проблемного обучения; • возможность создания новых продуктивных моделей деятельности; • выработка навыков обобщений; • возможность получения не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций. 2. Слабые стороны. • кадровый состав (отсутствие подготовленного резерва) 3. Возможности. • индивидуальный подход к каждому ребенку; • обеспечение достаточным количеством наглядных пособий; • формирование у обучающихся умения работать с информацией; • акцентирование внимание на развитие сильных сторон личности ребенка.

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно констатировать следующее: 

1.Управление индивидуальной траекторией развития учащихся на основе кейс-метода представляет собой начало преодоления кризиса образования в современном мире. Это появление нового индикатора возможного оздоровления образования – если преподаватели начинают думать не только о средствах к жизни, но и методике преподавания, то у школы есть будущее. 2. Данный проект открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение значимости в обществе и самоценности. 3. Кейс-метод является сложным и эффективным инструментом технологии обучения. Однако его нельзя считать универсальным для решения любых задач обучения, и подлинный эффект можно получить только в процессе его сочетания с классическими методами обучения. 4. Кейс-метод сложно «вмонтировать» в учебный процесс. Здесь необходимы не только общесоциальные перемены, но и значительные усилия преподавателей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала, созданию кейса как произведения искусства обучения.

--Прохорова Светлана 15:25, 25 декабря 2010 (UTC)