Участник:Сабирова Марсела

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Управление индивидуальной образовательной траекторией обучающихся на основе кейс-метода. Проектирование нововведений, их реализация в педагогико-управленческие процессы-важнейшие проблемы современного образования. Новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров побуждают многих руководителей к поиску оптимальных подходов к управлению нововведениями. Именно этим и обусловлена актуальность управления индивидуальной траекторией развития учащихся на основе кейс-метода, все активнее занимающего ключевые позиции в российской школе и обучающего разрешать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации. Именно это обстоятельство принципиально важно учитывать, когда речь идет о системе обучения и воспитания подрастающего поколения, которому в реальной взрослой жизни придется столкнуться с серьезными социально – экономическими и общественно – политическими проблемами, требующими эффективного и целесообразного разрешения.

   Цель  – формирование успешной, конкурентоспособной личности, усвоившей образовательные программы по ступеням обучения, умеющей анализировать, вырабатывать конкретные решения и реализовывать их в реальных жизненных ситуациях. Следовательно, речь идет о многоэтапном процессе знакомства с реальной или моделированной проблемой, ее обсуждение, анализ и последующее представление своего взгляда на ее решение. Следует отметить, что данное направление в системе образования способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Таким образом, такой подход вырабатывает устойчивый навык решения практических задач на разных уровнях и ступенях образовательной системы.
  Для реализации данной цели выдвигается ряд сопутствующих задач:

1.Разработать и апробировать механизмы создания и ведения кейс-метода, направленные на повышение качества обучения и управления. 2.Облегчить освоение структуры кейс-метода путем создания творческих лабораторий, интегрированных по разным направлениям. 3.Развить навыки исследовательской и проектной деятельности педагогов и обучающихся на основе «ситуационного обучения». Реализация данного проекта становится необходимой и актуальной в свете разработки образовательной программы 2010, где приоритетными становятся проектная и исследовательская деятельность учащихся и педагогов как один из методов повышения профессионального и интеллектуального уровня. Следует отметить, что кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссии с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно- практического контроля и самоконтроля. Следовательно, перед нами практически- проблемный метод, эффективно применяемый как в эвристической, так и в блочно- модульной системе, нацеленный на принципиально новое управление индивидуальной траекторией учащихся, основанном на демонстрации поиска способов решения практической проблемы. Кейс-метод способствует активному усвоению знаний, закреплению навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Кроме того, грамотно составленный кейс учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, развивает независимость мышления, достаточно адекватно иллюстрируя реальную жизнь. Стратегические принципы развития кейс-метода и его внедрения в образовательный процесс: 1.Кейс-метод должен использоваться в органичном единстве с другими методами обучения, поскольку они закладывают обязательное нормативное знание. 2.Применение кейс-метода должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным как на уровне организации учебно-воспитательного процесса, так и на уровне планирования его преподавателем. 3. Кейс-метод необходимо как можно быстрее внедрить в обучение современным рыночным профессиям, поскольку в них доминирует ситуационное знание и ситуативная деятельность. 4.Данный метод выступает целью повышения квалификации преподавателей.

Использование кейс- метода в  управлении индивидуальной траекторией развития личности сводится к решению следующих задач:

1.Осуществление проблемного структурирования. 2.установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации. 3.Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация. 4.Осуществление построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий 5.Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего. 6.Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации. 7.Разработка программ деятельности в данной ситуации. Анализ управления индивидуальной траекторией развития учащихся на основе кейс-метода. 1.Сильные стороны. • возможность работы группы на едином проблемном поле; • использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; • использование принципов проблемного обучения; • возможность создания новых продуктивных моделей деятельности; • выработка навыков обобщений; • возможность получения не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций. 2. Слабые стороны. • кадровый состав(отсутствие подготовленного резерва)

3. Возможности. • индивидуальный подход к каждому ребенку; • обеспечение достаточным количеством наглядных пособий; • формирование у обучающихся умения работать с информацией; • акцентирование внимание на развитие сильных сторон личности ребенка. Посредством проведенного SWOTанализа можно выявить наличие следующих проблем: 1. Междисциплинарная согласованность применяемых форм обучения. 2. Использование разных методических приемов. 3. Повышение педагогического мастерства , обретение навыков и стиля поведения тренера –инструктора. 4. Применение комплексного подхода к выбору форм и методов обучения с целью создания структуры практической подготовки.

Выстраивать индивидуальную траекторию  на основе кейс-метода необходимо с начальной школы,  это обеспечивает преемственность и дает высокие результаты в дальнейшем.

Модель образовательной системы «Управление индивидуальной траекторией развития учащихся на основе кейс-метода» включает в себя организационно-содержательные модули, выделенные в соответствие с возрастно-нормативными моделями развития человека в образовательных процессах. I модуль (начальная школа): создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу; постепенное наращивание когнитивных задач с целью становления учебной самостоятельности; предоставление возможности реализовать себя через творчество в различных видах дополнительного образования. II модуль (5-7-е классы): изучение основ наук, формирование единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам; создание условий и мотивов для широкого участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня; социальная адаптация учащихся через включение в проектную деятельность. III модуль (8-9-е классы): конкретизация познавательных интересов учащихся; углубление знаний по отдельным предметам; организация учебно-исследовательской деятельности на основе многообразия форм внеурочной работы; создание дополнительных условий для самореализации через участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях; социализация учащихся на основе включения их в различные виды социального проектирования. IV модуль (10-11 классы): развитие высокого уровня обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений; определение области будущей профессиональной деятельности; интеллектуальная и общепсихологическая подготовку к дальнейшему продолжению образования в высших учебных заведениях; формирование гражданской позиции на основе активного участия в организации школьной жизни и управленческих процессах. V модуль (педагогический коллектив): качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение передового педагогического опыта, создание банка передового педагогического опыта; многообразие форм повышения квалификации, участие в профессиональных объединениях учителей; активное участие в опытно-экспериментальной работе. Перспективы и этапы реализации Программы развития Стратегия Программы развития включает ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу. Ближняя перспектива 1. Четко простроить нормативную базу управления школой в соответствии с требованием выделения специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях. 2. Информировать педколлектив, родительскую общественность о сущности подпрограмм и проектов инновационных преобразований. 3. Ввести в практику управления школой коллективное планирование и коллективную рефлексию процесса реализации планов. 4. Продолжать работу по коррекции содержания образования, педагогических технологий, форм образовательной деятельности в соответствии с концептуальным проектом «Управление индивидуальной траекторией развития учащихся на основе кейс-метода» с приоритетным вниманием на данном этапе к проблемам содержания образования. 5. Приступить к широкому использованию мониторинга учебного продвижения и личностного развития учащихся. 6. Начать работу по запуску дидактической модели профессионального развития педагога, разработка индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития каждого педагога. 7. Создать условия для демократизации общения педагогов и учащихся. 8. Оптимизировать систему ученического соуправления.

Средняя перспектива 1. Практически запустить дидактическую модель профессионального развития педагога, включая систему мониторинга уровня профессионализма. 2. Достигнуть радикальных изменений в качественном совершенствовании УВП в аспектах: содержания образования, технологий, организационных форм обучения и воспитания, системе образовательной диагностики. 3. Оптимизировать взаимодействие школы с научно-педагогическими сообществами. 4. Ввести в действие систему учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. 5. Освоить и задействовать максимально широкий арсенал форм внеклассной и воспитательной работы. 6. Разработать и начать внедрение (силами медико-социально-психологической службы) программы мониторинга физического и психического здоровья учащихся и педагогов школы. 7. Создать условия для внешней презентации деятельности инновационной команды педагогов школы в ее внешнем окружении Дальняя перспектива 1. Разработать нормативно-правовую базу для организации работы государственно-общественной системы управления школой и расширения ее финансовой самостоятельности. 2. Презентовать инновационные преобразования МАОУ «Гимназия №76» во внешнем окружении. 3. Оформить локальными нормативно-правовыми актами создание системы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся. 4. Организовать целевое обучение родительской общественности современным правовым аспектам и психолого-педагогическим подходам семейного воспитания.

             5.Подготовить переход школы на систему многоканального финансирования на договорных отношениях по оказанию образовательных услуг.

Логико –структурная матрица развития школы Миссия по отношению к персоналу – обеспечение условий для выстраивания траекторий профессионального роста и саморазвития. Миссия по отношению к учащимся - обеспечение условий для воспитания и образования гармонично и здорово развитой личности, освоившей образовательную программу по разным ступеням обучения, обладающую сформированными ключевыми компетенциями и умеющей анализировать, вырабатывать конкретные решения и реализовывать их в реальных жизненных ситуациях. Миссия по отношению к родителям – обеспечение условий для прозрачного контроля и активного участия в делах школы. Стратегическая цель школы - быть конкурентоспособным образовательным учреждением, предоставляющим качественные услуги, удовлетворяющие запросам общества, личности и рынка труда. Организационно-управленческая структура реализации Программы развития Первый уровень – стратегический. Для руководства школой и налаживания более эффективной работы по взаимодействию с ближайшим социальным окружением, создается Совет по развитию, выполняющий функции координационного совета, состоящего из руководителей проектов и представителей учреждений социокультурного пространства. На этом уровне принимаются решения стратегического плана, осуществляется взаимодействие с социальными партнерами, другими образовательными учреждениями. Второй уровень - тактический. Группа руководителей проектов, которые являются инициаторами и разработчиками проектов, координируют деятельность рабочих групп, а также выполняют организационные функции. Третий уровень - экспертно-контрольный. Внешние эксперты: научные руководители, представители управления образования, образовательных учреждений района контролируют работу по программе развития школы, проводят экспертизу, дают оценку промежуточных этапов. Матричная структура управления помогает решать проблемы координации и социального взаимодействия, связывая воедино деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Процесс принятия решений означает переход от выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению к разработке решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов, и, прежде всего, от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.


--Сабирова Марсела 15:20, 25 декабря 2010 (UTC)