Участник:СветланаП

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Метод проектов, как средство развития учащихся с ОВЗ

 Каждый педагог стремится помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным. Но в  последнее время в школу приходит всё больше детей, которые по тем или иным причинам начинают испытывать трудности в учёбе уже с первых дней учёбы. В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе. В рамках дифференцированного подхода к обучению для детей с особыми образовательными потребностями, в школах открываются коррекционные классы различных наименований.

Основные задачи учителя коррекционных классов состоят в следующем: 1. Ввести ребенка в нормальный социум. 2. Учить, исходя из современных экономических ситуаций. 3. Содействовать в профессиональной ориентации и получении профессии. 4. Адаптация его в социуме. Проанализировав свою деятельность, я выявила следующие противоречия: нет современного учебно-методического комплекса, выпущенный ряд учебников не адоптированы к современному миру и реализующих обучение таких детей на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса; нужны новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ для адоптации их в социуме. Решением этой проблемы я занималась в течение трёх лет. Проанализировать работу по теме «Развитие высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья и их адаптация в социуме». Исходя из данных проблем, которые перечислены выше, ставила следующие задачи: 1) изучить особенности детей с ограниченными возможностями детей через педагогическую литературу КРО; 2) разработать методические материалы, способствующие развитию высших психических процессов у учеников; 3) совершенствовать своё педагогическое мастерство через курсы повышения квалификации по теме «Новые подходы в обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья; 4) добиваться высоких результатов обученности своих учеников через внедрение новых технологических приёмов в обучении и воспитании (проектная деятельность).

         Психическое недоразвитие – это не болезнь, а состояние, которое характеризует качество интеллектуальной деятельности, возможность человека продвигаться по пути знания.
       Признаки нарушения интеллекта: органическое поражение ЦНС, это значит повреждена мозговая ткань, способность отражать деятельность головного мозга.
   Причины возникновения снижения интеллекта:

1. Эндогенные факторы: - на этапе формирования зародышевой клетки (неправильное деление клетки); - позднее деторождение; - семейно-наследственные заболевания. 2. Экзогенные факторы: - внутриутробное развитие – это резус конфликт; - инфекционные заболевания; - паразитарная инфекция; - наркотическая и алкогольная интоксикация плода; - болезни матери; - лекарственная интоксикация; - природные факторы (замедленные роды, стремительные роды, обвитие пуповиной (асфиксия).

  В результате наблюдения передо мной, как перед учителем и классным руководителем, встали следующие задачи: 

1. Сформировать классный коллектив детей для дальнейшего обучения и воспитания. 2. Создать оптимальный педагогический и психологический микроклимат в группе учащихся для их дальнейшей адаптации в условиях массовой школы.

  Когда учащиеся стали обучаться в 4 классе, я решила опробовать (кроме традиционных) и другие способы для коррекции ВПФ у детей. Окончив курсы  Intel, решила, что одним из возможных путей целенаправленного развития таких детей может быть использование компьютерных технологий. Проектная деятельность предусматривает у ребенка мотивацию к учению, развитие ВПФ, личностных качеств, адаптацию в обществе. Передо мной встала ПРОБЛЕМА: возможно ли и в каком объеме использовать компьютерные технологии в КРО?

И тогда был разработан проект по теме «Овощи» с творческим названием «Вершки и корешки». Была поставлена ЦЕЛЬ: реализовать педагогический проект в коррекционном классе для развития у детей психических и личностных качеств. Определила ЗАДАЧИ: 1. Научить детей приемам исследовательской деятельности. 2. Сконцентрировать внимание учащихся на конкретном материале (овощи). 3. Активизировать мышление учащихся. 4. Сконцентрировать зрительную память детей на основе упражнений, запоминаний и воспроизведений. 5. Исправлять дефекты речевого развития детей.

  Совместно с детьми нашли проблему для исследовательской деятельности: зачем нужны овощи человеку?

Разделила учащихся на группы, и каждая группа получила свое задание. Дети самостоятельно, а некоторые и с родителями, вели исследовательскую деятельность по своим темам, и результаты исследования представили в виде буклетов и презентаций (которые они готовили с помощью учителя). ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА был следующим: Выполняя исследовательские задания, у учащихся происходит: -развитие ВПФ; -развитие активности и самостоятельности; -коррекция координации анализаторов ребенка (зрительного, слухового, двигательного); -эмоциональное развитие детей, проявление положительных эмоций (радость, удивление); -развитие навыков межличностной коммуникации; -связь детей с внешним миром.

  Результаты этого педагогического проекта были показаны на областном семинаре по теме «Роль руководителя в развитии информационно-образовательного  центра», проведенном в нашей школе совместно с Министерством образования Свердловской области и ГОУ «Учебная книга».  На этом семинаре были показаны умения детей с ОВЗ в работе с компьютером и мышкой. Кроме этого, дети рассказали о результатах своего исследования.
  По результатам работы над проектом, можно сделать ВЫВОД, что:

дети с ОВЗ могут выполнять и более сложные задания, например: -классифицировать предметы по форме, по цвету, по вкусу; -отгадывать загадки и подбирать отгадки в форме картинок.

  На этом использование информационных технологий не было остановлено, а была продолжена работа далее и следующие достигнутые результаты были показаны на городском семинаре по теме «Основные направления и проблемы коррекционно-развивающего обучения».
  Работая над проектной технологией, мною были отмечены следующие ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ:

1. Развитие ВПФ происходит более эффективно, чем традиционными методами. 2. Дети учатся работать на компьютере в группе, овладевают навыками сбора информации, общаются друг с другом. 3. Происходит адаптация детей в обществе. 4. Учащиеся с ОВЗ способны овладевать информационными технологиями.

  Но, вместе с тем, выявились и НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

1. Дети этого вида не могут в полном объеме овладеть теми знаниями и навыками, которыми обладают их ровесники массовой школы. 2. При работе с компьютером им необходима помощь со стороны учителя, родителей или старших школьников.

  Необходимость применения информационных технологий в организации обучения детей с ОВЗ не вызывает сомнения, необходимо добиваться более широкого использования компьютера как средства обучения не только в учебной, но и во внеурочной деятельности. Поэтому, чтобы обучение компьютерным технологиям шло не стихийно, а планомерно, необходимо ввести уроки компьютерной грамотности в ШУП классов КРО. Это позволит в полном объеме учащимся овладеть основам работы на компьютере, адаптирует их к жизни и откроет в дальнейшем широкие перспективы  даже в плане трудоустройства. Овладевая компьютерными навыками, выпускник с ОВЗ, живя в «компьютерном» обществе, будет более востребован, что поможет ему легче адаптироваться в социуме и помочь с выбором профессии.
  На областном семинаре я встретилась с педагогами и руководителями Каменск-Уральского профессионального училища, которые работают с проблемными детьми. Их очень заинтересовала та работа, которую я провожу с детьми VIII вида. Дело в том, что, обучая детей профессии, у них встала проблема освоения учащимися компьютерной грамотности, т.к. дети приходят неподготовленными к работе с компьютером. А значит, моим выпускникам, имеющие навык работы с компьютером, будет легче в дальнейшей жизни обучаться профессии, и они сумеют себя реализовать в обществе. 
  Использование метода проектов в коррекционной работе было показано на 4 областной Научно-практической конференции г. Екатеринбурга 18-19 мая 2006 года. Коллеги из других образовательных учреждений Свердловской области и г. Екатеринбурга заинтересовались моими разработками и были намечены пути дальнейшей совместной работы по обмену опытом. Значит, впереди еще немало возможностей для поиска новых форм обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями