Участник:Сизова Людмила Николаевна

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Сизова Людмила Николаевна

учитель физики


Изображение:Л.jpg МОУ СОШ №1 г.Кандалакша



Содержание

Работа на курсах

Современные подходы к конструированию содержания естественнонаучного образования

Федеральный компонент государственного стандарта образования

Примерная программа по физике

КИМы

Медиа:Рабочая учебная программа по физике 10-11 класс.doc

Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ

Федеральный перечень учебников на 2009/2010 уч.г.

Методические рекомендации к учебнику


Анализ учебника

Изображение:Физика10.jpg

Авторы учебника Мякишев Г.Я.,Буховцев Б.Б.,Сотский Н.Н..

Название учебника Физика

Учебное пособие для 10 класса (базового, профильного уровня).

Выходные данные Москва "Просвещение" 2008

Требования, предъявляемые к учебнику

  • Общая оценка учебника

1.1 Учебник соответствует обязательному минимуму содержания образования

1.2Новизна

В учебник включен раздел "Механика". Вошел ряд новых понятий и определений. Так,в молекулярной физике и термодинамике описывается опыт Перрена и вводится понятие о статистическом истолковании второго закона термодинамики. Но отсутствуют некоторые темы (параллельное и последовательное соединение конденсаторов, поверхностное натяжение).

1.3 Наличие учебно-методического комплекта к учебнику

Шилов В.Ф. Тетрадь для лабораторных работ

Сауров Ю.А. Физика в 10 классе:Модели уроков


1.4 Соблюдение полиграфических норм

Для основного материала использован стандартный шрифт. Учебный материал на страницах расположен рационально.

  • Педагогическая оценка.

Дидактические принципы

2.1 Научность

Изложение учебного материала соответствует современным взглядам на содержание среднего общего образования, современной педагогической теории.Достаточно логична структура изложения,высокая степень взаимосвязи отдельных тем. Есть неточность в определении некоторых понятий и категорий,например, в определении предмета физики.

2.2 Системный подход к содержанию

Содержание учебника в целом и отдельных тем представлены в соответствии с системным подходом.

2.3 Реализация принципа историзма

Недостаточно отражена история физики.

2.4 Доступность

Теоретический материал изложен в доступной форме и соответствует возрастному уровню интеллекта ученика. Слишком насыщенный курс 10 класса. Мало внимания уделяется "Механике". Некоторые темы не содержат практического применения.

2.5 Наглядность представления информации

Иллюстрации в виде моделей, схем, изображений предметов.

2.6 Отражение межпредметных связей

В учебнике отражены межпредметные связи: с математикой (задание положения точки с помощью координат, действия над векторами, графики функций); с химией ( электролиз,закон Авогадро)

2.7 Проблемный подход

  • Дидактические функции

3.1Возможности дифференциации обучения

Маркировка параграфов для обязательного изучения или дополнительного чтения.

3.2 Организация учебной деятельности обучающегося

Учебник содержит вопросы и задания для самопроверки, инструкции к лабораторным работам, образцы решения расчетных задач.

3.3Формирование приёмов умственной деятельности

Материал дает понятную, логически связанную последовательность изучаемого содержания с постепенным введением ключевых понятий. Учебный материал подобран таким, образом, чтобы научить учащихся общим методам и подходам в раскрытии физической сути явлений и процессов.При изложении учебного материала и в вопросах к параграфам используются приемы, формирующие у обучающихся умения анализировать,сравнивать и обобщать полученные знания.

3.4 Формирование мотивационной сферы - потребность в биологическом образовании, цели, мотивы

3.5 Освещение роли физики - в промышленности, в сельском хозяйстве, в повседневной жизни человека, -в решении экологических проблем (привести примеры)

3.6 Возможность использования учебника в различных методических системах и технологиях

Независимость от конкретной технологии

3.7 Возможность преемственности с другими учебниками Воспитательные и мировоззренческие функции

4.1 Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих законов и теорий - направленность на создание научной картины природы - адекватное отражение законов физики

4.2 Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда -структурность изложения -наличие пояснений по работе с учебником - оглавления - предметного указателя -условных обозначений к заданиям - ответов к заданиям

4.3 Духовное воспитание В соответствии с принципом гуманитаризации в учебник включен материал, позволяющий учащимся осмыслить связь развития физики с развитием общества, материал мировоззренческого и экологического характера.

  • Основной текст

5.1 Какие виды текста использованы:

Вводный,информационный,обобщающий,заключительный текст.

5.2 Какие приёмы изложения использованы:

Использованы в качестве приемов изложения: описание, повествование, объяснение, проблемное изложение.

5.3 Отличается ли текст информационной избыточностью? Как обозначен основной и дополнительный материал? Для базового уровня учебник содержит большой объем информации, для профильного уровня приходиться привлекать дополнительные источники.

5.4 Каково соотношение фактического и теоретического материала? Насколько оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса ? Соотношение фактического и теоретического материала соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся.

  • Дополнительный текст

6.1 Какие виды текста представлены: a) познавательные, научно-популярные; b) документальные:

6.2 Каково соотношение основного и дополнительного текстов? Преобладает основной текст.

6.3 В каком виде предлагаются исторические документы (краткие, адаптированные тексты, выдержки, цитаты, развёрнутые, аутентичные тексты и т.д.)

6.4 Какую роль играет в учебнике дополнительный текст?

  • Пояснительный текст

7.1 Какие виды текста использованы: пояснения в скобках внутри текста,подписи к портретам ученых.

7.2 Какая информация предлагается в пояснительном тексте к иллюстрациям: Краткая биография ученых.

7.3 Насколько эффективно используется авторами потенциал пояснительного текста?

  • Методический аппарат

8.1 К чему относятся вопросы и задания, как они расположены: Вопросы относятся к материалу одного или нескольких параграфов и расположены после параграфа. Упражнения находятся после группы параграфов.

8.2 Какие вопросы и задания использованы: на воспроизведение информации,на преобразование информации,на творческую реконструкцию фактов, на создание проблемных ситуаций.

8.3 Характеристика задачного материала: Содержит недостаточное количество задач на отработку навыков применения изученных формул и законов (разноуровневые задачи,графические,качественные задачи), не позволяет в полной мере подготовиться к сдаче ЕГЭ.

8.4 Какие виды таблиц предложены: Предложены две конкретизирующие таблицы.

8.5 Какие инструктивно-методические материалы предложены, с какой целью: Предложены краткие алгоритмы решения задач с рассмотрением их на примерах.

  • Иллюстративные материалы

9.1 Какие виды иллюстраций представлены: Используются учебные рисунки, схемы,таблицы, фотографии.

9.2 Каково соотношение различных видов иллюстраций в учебнике? Как оно соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и специфике данного курса? Очень мало тематических красочных иллюстраций, преобладают учебные рисунки. 9.3 Существует ли связь между основным текстом и иллюстративными материалами учебника? Каким образом и с какой целью она осуществляется?

9.4 Каково качество полиграфического исполнения иллюстративного материала? Качество иллюстраций и рисунков могло быть и лучше.

  • Аппарат ориентировки

10.1 Где расположено оглавление? Насколько эффективно такое решение? Оглавление расположено в конце учебника.Привычно для учеников.

10.2 Что в оглавлении помогает учащимся ориентироваться в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности? Названия разделов, глав выделены жирным шрифтом, упражнения -курсивом. В оглавлении отсутствуют страницы "Краткие итоги". Дифференциации заданий нет.

10.3 Какие сигналы-символы используются для ориентировки в структуре основного текста, дифференциации познавательных заданий, обозначении их уровня сложности? Вопросы выделены и помечены знаком "?" в синей рамке. Параграфы, номера которых напечатаны на цветном фоне,- для обязательного изучения. Параграфы. номера которых в цветной рамке,- для дополнительного чтения. Примеры решения задач выделены "!" знаком в синей рамке, упражнения-в рамке с рисунком.

10.4 Как выделяются в учебнике отдельные фрагменты текста? Каковы принципы использования курсива, жирного шрифта, петита? Физические термины, формулировки законов и понятий, пункты параграфа выделены жирным шрифтом. Некоторые понятия обозначены курсивом. Петит использован для сноски, формулировки задач и вопросов.

10.5 Какие виды указателей и словарей применяются в учебнике: глоссарий.

10.6 Есть ли в учебнике колонтитулы и шмуцтитулы? Какую роль они играют? В учебнике есть колонтитулы.

10.7 Как задействованы форзац и нахзац книги? Форзац и нахзац не задействованы.

10.8 Библиография в учебнике отсутствует.

10.9 Какие материалы, необходимые для самостоятельного изучения, даны в Приложении? В приложении дана тема "Нобелевская премия"

Материально-техническое обеспечение преподавания предметов ЕНЦ.

Требования к оснащению образовательного процесса

САНПИНы

Типовая инструкция по ТБ для учащихся

Медиа:ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КАБИНЕТА ФИЗИКИ.doc

Современные формы, методы и средства обучения

Изображение:7 класс.jpg Школа.Физика 7 класс

ОК содержит авторский учебник Н.К.Ханнанова, включающий темы курса физики 7 класса, соответствующие темам учебника А.В.Перышкина.

В ОК вошли материалы по темам:

1.Научный метод познания природы.

2.Описание механического движения.

3.Взаимодействие тел.

4.Молекулярное строение вещества.

5.Давление.

6.Работа,энергия,мощность.

Теоретический материал иллюстрирован рисунками, фотографиями,видеофрагментами,интерактивными моделями,анимациями. В ОК представлены сведения об ученых, открытиях приборов. Для контроля за освоением курса в соответствии с требованием стандарта образования имеется 10 тестов. Закрепление материала включает интерактивные задания. ОК может быть использован для подготовки урока, самообразования ученика, подготовки реферата, проекта. Возможны два варианта установки диска: для работы на одном компьютере и для одновременной работы несколькими пользователями.

В состав ОК вошли более 900 медиа-объектов, в том числе:

-400 цветных рисунков и фотографии,

-28 анимаций и 10 видеофрагментов,

-26 интерактивных моделей,

-491 интерактивное задание.

Внешние ссылки на цифровые образовательные ресурсы.

Олимпиадные задачи

Газета"Физика" Издательского дома 1 сентября

Что изучает физика

Журнал Квант


Разработать урок с использованием мультимедийных средств обучения и проведите его самоанализ по данной

Медиа:Конспект урока Сила трения.doc

Презентация урока

Медиа:Справка.JPG

Медиа:Самоанализ урока (Сила трения).doc

Схема самоанализа урока

  • Определить место урока в теме и в общем курсе. А также определить насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
  • Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
  • Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи мате¬риала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
  • Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
  • Продумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития уча¬щихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности уча¬щихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
  • Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться неотложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
  • Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде “гото¬вых знаний”, до чего, “додумались” сами учащиеся?
  • Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учеб-ный материал урока?
  • Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была оценена на урок, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сдела¬но?
  • Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли провере¬но, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
  • Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доб¬рожелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, харак¬тер их общения.
  • Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Использование проектной методики на уроке и во внеурочной деятельности

Примеры проектов.

Учебный проект Мир цвета радуги

Учебный проект Биологически активные вещества

Проект

Искусственное освещение в учебном кабинете с точки зрения энергосбережения

Презентация проекта

Сертификаты индивидуальных достижений

Изображение:Д1.JPG Изображение:Д2.JPG Изображение:Д3.JPG Изображение:Д4.JPG Изображение:С.JPG

Коллекции фотографий

Изображение:Ф4.jpg Экскурсия на Кольскую АЭС Изображение:Ф2.jpg


Изображение:Ф5.jpg Изображение:Ф1.jpg Изображение:Ф3.jpg