Участник:KSapegin

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Сапегин Кирилл Владимирович

Место работы: ГОУ ЯО "Институт развития образования"

Должность: руководитель регионального методического центра

Интересы: методическая работа, воспитание, дополнительное образование детей

E-mail: portfolio01@bk.ru

Skype: ksapegin

Задачи педагога дополнительного образования детей

Думается, что поле задач педагога УДОД лежит в плоскости "оформления и развития человеческого капитала". Речь идет в первую очередь о работе с потенциалами ребенка, когда создаются условия для позитивных изменений на "предметном", "метапредметном", "личностном уровне".

Безусловно, для этого каждый педагог должен разработать гибкую, вариативную, имеющую механизмы корректировки дополнительную образовательную программу. Конечно, она может носить не авторский, а модифицированный характер, однако обязательно соответствовать стилю самого педагога. Важно, чтобы в программе содержались различные способы моделирования образовательных ситуаций (и те, которые инициируются педагогом, и те, которые задаются конкретным ребенком). Тогда и появляются индивидуальные образовательные маршруты.

Педагогическая технология имеет смысл в одном случае. Когда не подменяет собой свободного выбора, ценностного целеполагания, практической значимости. Когда требует осознанного поведения в нестандартных ситуациях, синтезирования себя в процессе жизнетворчества. Когда становится технологией Открытого образования. Когда предполагает возможность тьюторства (взамен «занятиедавания» и оглашения вечных истин).

Цель, процесс и результат любой деятельности вырастают из ценностных мотивов, смыслов, связанных с «хочу» «могу», «выберу», «осмыслю», «попробую», «не хочу», «откажусь», а не только с изготовлением продуктов или зарабатыванием баллов, считыванием готовых и преподанных кем-то уроков добра или универсальных рецептов счастья. Выбор, альтернативное мышление, способность индивида независимо отбирать, интерпретировать, перерабатывать и создавать информацию стали ключевыми компетентностями, гарантирующими человеку социальный успех.

Деятельностный подход раскрывается по-новому: цель самодеятельности — внутреннее, глубинное, экзистенциальное изменение деятеля (даже не осознанное), а не только процесс (освоенные способы деятельности) и результат (знания, опыт).

Традиционные процедуры образования, обеспечивающие восприятие информации через канал «субъект — объекту», перестают удовлетворять современного человека, который хочет быть субъектом процесса обучения, самостоятельно выбирать, что, когда и как ему учить с точки зрения полезности, трудоемкости усвоения, привлекательности знания. Линейная схема образовательного процесса должна измениться кардинальным образом. Заданный стандартом шаблонный образовательный маршрут разбивается на осознанно выбранные и индивидуально сконструированные траектории изучения "предметной области" (не важно, ТРИЗ это, или театральная деятельность)в соответствии с местом данного содержания в ожидаемом педагогом "портфеле достижений" ребенка (портфолио) и компетентностях, сформированных в образовательном результате.

Акцент на самодеятельность ребенка, его самостоятельную работу, как ключевой принцип современного образования определяет не только четко выстроенный педагогом алгоритм активности обучаемого, но и ее подчиненность мотивационным и стимулирующим механизмам, основа которых — свободный выбор, ценностное целеполагание, практическая полезность, осознанное поведение, самоанализ.

Важно признать право ребенка быть человеком, а не обезьяной; принять его точку зрения как заказчика образовательных услуг, на все сто процентов разделяющего классическое: «non scholae, sed vitae discimus» (не для школы, а для жизни мы учимся).

Критически мыслящий, умеющий работать в команде, способный к самопрезентации индивид вооружен (в диалектике вечной схватки автономии голодного и честолюбивого Я и адаптации к голодному и равнодушному миру):

  • готовностью к самостоятельному выявлению и усвоению необходимых для определенной деятельности знаний, умением генерировать недостающее знание на основе исходных данных;
  • потребностью в интеллектуальной активности, в публичности, в социально значимой деятельности (декартово «я мыслю, следовательно, существую» разворачивается в «я существую настолько, насколько я социально значим»);
  • личной ответственностью за результаты своей деятельности; чувством причастности ко всем моментам своей жизни, авторством жизнестроительства;
  • способностью рисковать, проявлять личную инициативу, нестандартное мышление, стремлением к самосовершенствованию и раскрытию творческого потенциала.

Традиционные формы занятий (репродуктивные по сути) зачастую не позволяют вовлечь ребенка в активное обсуждение поставленных проблем, решение конкетных практических ситуаций. Требуются новые формы организации занятий, такие как case-study, имитационные, ролевые, деловые игры, проектирование, семинары, обучающие эффективным способам восприятия, переработки, интерпретации и создания информации, занятия с использованием техник рефлексии, моделирования, конструирования, творческие лаборатории и ценностные мастерские.

Именно поэтому современный образовательный процесс осознается педагогом как тьюторская деятельность, где создание образа гарантирует множество личных отношений к нему, истолкований, опирающихся на собственный опыт интерпретатора, ценностное синтезирование новых, уже не зависящих от исходного, образов.

В такой работе родитель - это равноправный партнер УДОД, который также может занимать тьюторскую позицию. Он активный со-участник успехов своего ребенка. Перспективным направлением является переход от позиции "заказчика" к позиции "со-исполнителя" (этому могут способствовать как ставление институтов общественно-государственного управления на уровне образовательного учреждения, так и системное применение технологий открытого образования, например, Портфолио).

Проект "Блогомания"